Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Импортонезависимость от компьютерного оборудования hardware и программного обеспечения (software) высокого и низкого уровня, разработанного иностранными специалистов

Программа круглого стола №3 Импортозамещение российскими аналогами компьютерного оборудования и программного обеспечения

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола «Импортозамещение российскими аналогами компьютерного оборудования и программного обеспечения»

13 ноября 2014 года 11ч. 00мин. – 12ч. 30мин.

ИТ-парк г. Набережные Челны

Участники круглого стола «Импортозамещение российскими аналогами компьютерного оборудования и программного обеспечения», обсудив перспективные направления, существующие проблемы венчурного финансирования и возможные способы их решения приняли следующие

РЕШЕНИЯ:

1. Камскому центру кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Камский ЦКР) совместно с ИТ парком Набережные Челны подготовить информацию (для включения в состав совместных кластерных проектов, финансируемых в рамках программы мероприятий Камского ЦКР на 2015 год, с софинансированием участниками кластера и МЭР РФ) по следующим межкластерным и внутрикластерным проектам и мероприятиям:

  • Проект «Создание и регулярная актуализация каталога программного обеспечения и оборудования, аппаратно-программных комплексов отечественной, местной разработки на портале Камского ЦКР» (с дублированием на порталах МИС РТ и МСМК РФ с синхронизацией этого каталога с каталогом Минкомсвязи РФ и Минпромторга РФ - регулярно актуализируемого по результатам системного мониторинга проектов обеих площадок ИТ парка и целенаправленной работы по координации ИТ проектов и результатов ИТ компаний в рамках ЦКР);
  • Проект «Издание кластерного журнала Камского ЦКР «Наши кластерные инициативы» по обоим кластерам с публикацией проектов, новостей и результатов деятельности участников кластера с распространением журнала среди Министерств и ведомств, крупных корпораций;
  • Проект «Замещение импортного программного обеспечения класса MES (CAD/CAM/CAE), SCADA/ITM/PLM, и других семейств продуктами российской разработки на предприятиях машиностроительного комплекса, в частности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса РФ, на предприятиях других отраслей»;
  • Проект «Разработка интеграционной шины между ПО система планирования и диспетчеризации ресурсами цеха (в профессиональной среде - MES системы) и системой управления ресурсами предприятия (в профессиональной среде - ERP системы) как универсального, мультиплатформенного, тиражируемого продукта отечественной разработки» (цель - уход от эксклюзивной разработки востребованного в отрасли продукта к универсального, мультиплатформенного, тиражируемого продукта, разрабатываемого ИТ - сообществом);
  • Проект «Оснащение отечественным ПО класса для моделирования опытных разработок (изделий, технологий) при инжиниринговом центре»,
  • Проект "Разработка методологии работы с системами (пакета сопровождения, методологии и стандартов работы в разрабатываемых программно-аппаратных комплексах, пользовательские инструкции и описание продукта - инициатива, предусматривающая образовательные и стажировочные мероприятия сотрудников предприятий кластера, внедряющих разработки - результат совместных кластерных проектов, сопровождение проекта, формирование группы тренеров и их обучение для последующего образовательного процесса в рамках текущей деятельности),
  • Комплекс мероприятий по участию предприятий кластеров ИТ и машиностроительного в профильных выставочных мероприятиях в 2015 году (согласно приложению)
  • Проект по созданию и выводу на рынок первого отечественного инновационного продукта для автоматизации разработки и учета стандартных операционных карт и визуального описания к ним для машиностроения и нефтехимической промышленности, в частности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса РФ, на предприятиях других отраслей
  • Комплекс мероприятий по участию в национальном проекте «Замещение импортного программного обеспечения» (касается поэтапной замены ПО классов системного, прикладного, включая системы ERP, CRM в государственных компаниях, ГУП, МУП, государственных корпорациях, ОАО с государственным участием, крупных холдингах масштаба крупного бизнеса)

2. Камскому центру кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства включить внутрикластерные и межкластерные проекты пункта 1 в программу развития кластеров Камского ЦКР на 2015 - 2017 годы для получения софинансирования по линии Минэкономразвития РФ.

3. Понимая, что импортозамещение невозможно без всесторонней поддержки со стороны органов государственной власти, мы

РЕКОМЕНДУЕМ:

Министерству промышленности и торговли РТ, Министерству экономики Республики Татарстан, управляющей компании Особая экономическая зона «Алабуга», Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны:

- совместно разработать и реализовать программу (план мероприятий) по проекту импортозамещения в машиностроительной отрасли Камской экономической зоны;

- предусмотреть стимулирующие (компенсационные механизмы) использования иностранными, российскими резидентами ОЭЗ «Алабуга», КИП «Мастер», промышленных парков Камской экономической зоны разработок - оборудования и программного обеспечения, разработанными местными производителями - участниками Камского ЦКР (машиностроительного и ИТ кластера);

- организовать мероприятия для ознакомления предприятий машиностроительной отрасли РФ и РТ с возможностями импортозамещения программного обеспечения силами предприятий малого и среднего бизнеса машиностроительной и ИТ-сферы - демонстрация возможностей проектов Камского ЦКР

Министерству промышленности и торговли РТ, Министерству промышленности и торговли РФ, Камскому центру кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства с помощью Министерства обороны РФ:

- провести комплекс мер по включению предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ в проект "Замещение импортного программного обеспечения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса РФ":

- организовать на высоком уровне мероприятия (круглые столы и\или конференции), на которые пригласить руководство предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ для ознакомления их с возможностями импортозамещения программного обеспечения силами предприятий малого и среднего бизнеса ИТ-сферы - демонстрацию возможностей проектов Камского ЦКР;

- провести работу по популяризации разработок участников Камского ЦКР среди предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ и машиностроительного комплекса РФ;

Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству экономики Республики Татарстан:

- в срок до 31.12.2014 разработать механизмы финансирования мероприятий в течение бюджетного года (в частности, участия в выставочных и иных мероприятиях в 1, 2, 3 кварталах бюджетного года);

Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству информатизации и связи Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан:

Разработать совместную программу:

А) по стимулированию вложения инвестиций в разработку отечественного системного и прикладного ПО;

Б) по стимулированию перехода (начиная с оборонно-промышленного комплекса, машиностроительного комплекса, информационных систем государственных учреждений) пользователей на отечественного прикладное ПО и частичной компенсации возникающих в связи с этим затрат;

Мы уверены, что совместная работа является залогом устойчивого развития инвестиционной привлекательности территории и гарантом развития Закамского региона.

В связи с этим, все рекомендации, изложенные в настоящей Резолюции будут доведены до сведения всех руководителей отраслевых министерств, что сможет гарантировать готовность всей инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности к открытому конструктивному диалогу и взаимодействию по всем изложенным позициям и со всеми заинтересованными сторонами по исполнению пунктов настоящей Резолюции.

Участники круглого стола «Импортозамещение российскими аналогами компьютерного оборудования и программного обеспечения» Город Набережные Челны, ул. Машиностроительная, д. 91а, 13.11.2014 г.

Презентации участников дискуссии:

Маслехин Сергей Владимирович. Актуальность вопроса импортозамещения software и hardware. Импортозамещение вообще и в машиностроении в частности

Ахметзянов Тагир Фаритович. Импортозамещение в автоматизации и диспетчеризации технологических процессов производственных предприятий

Плужник Дмитрий Валерьевич. Импортозамещение в автоматизации технологической подготовки и управления производством (CAD\CAM, ТП, ОКП, MES)

 

Толстых Виталий Павлович. Импортозамещение в мониторинге и анализе деятельности предприятий с помощью систем управления ресурсами предприятия (ERP)

 

Резолюции всех круглых столов и всей стратегической сессии в целом

Резолюции круглого стола №3

Просьба всем участникам и заинтересованным лицам направлять свои предложения по проектам и иным внутрикластерным и межкластерным инициативам на электронный почтовый адрес vr_cons@mail.ru

  • для проработки инициатив и внесения в программу Камского ЦКР,
  • для формулировки поручений органам власти
  • формирования плана работ организаций-участников на 2015-2019 годы  

Правительство утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения (ПО). Соответствующий приказ подписал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. В него вошли предложения по импортозамещению ПО, разработанные с участием отраслевого сообщества в соответствии с распоряжением Правительства РФ №98-р от 27 января 2015 года «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

Отраслевой план импортозамещения ПО включает в себя три блока, в каждом из которых намечены ключевые мероприятия, а также установлены сроки и этапы их реализации.

Первое направление плана предполагает предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за государственный счет. Оно сработает в сегментах рынка корпоративного ПО, в которых уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы, используемые в корпоративной среде.

Напомним, 27 марта 2015 года завершилось общественное обсуждение соответствующего проекта постановления Правительства РФ о преференциях отечественному ПО. Теперь до 15 мая Минкомсвязь России доработает проект с учетом замечаний других заинтересованных ведомств и результатов общественного обсуждения, и внесет его в установленном порядке в Правительство.

Кроме того, до 1 июля 2015 года совместно с заинтересованными ведомствами и российскими организациями ИТ-отрасли министерство проработает вопрос распространения преференций отечественному ПО при осуществлении закупок и на государственные компании и государственные корпорации.

Второй блок плана включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

До 1 июня 2015 года Минкомсвязь России вместе с заинтересованными отечественными ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями должна разработать и внести в Правительство РФ проект распоряжения о создании автономной некоммерческой организации (АНО), деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки ПО для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения. План устанавливает сроки разработки такого ПО до 2025 года включительно.

«По данному направлению считаем, что надо пойти по пути коллективной разработки ПО совместно с другими странами, в первую очередь странами БРИКС. Таких примеров в мире достаточно много, — отметил Николай Никифоров. — По результатам проработки с отраслью рассмотрим вопрос создания некоммерческой организации для развития таких коллективных разработок ПО и варианты государственного софинансирования ее деятельности, в частности по субсидированию затрат на фонд оплаты труда разработчиков».

Глава Минкомсвязи России обсудил государственную грантовую поддержку коллективной разработки критичного системного ПО с министром связи и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасадом 25 марта 2015 года и министром промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй 27 марта в ходе официальных визитов в Республику Индию и Китайскую Народную Республику. Данная форма поддержки предлагается в качестве единого подхода к демонополизации рынков ПО стран БРИКС.

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, таких как: ПО для промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта.

Ведомство планирует привлечение «умных» инвестиций в разработку в течение пяти лет специализированного индустриально-специфического ПО, в том числе за счет средств фонда «Росинфокоминвест» и других институтов развития в рамках соответствующих индустриальных консорциумов, включающих в себя ИТ-компании, отраслевых заказчиков ИТ-продукции, ведущие университеты и научные институты.

Соответствующий проект постановления, направленный на изменение механизма деятельности ОАО «Росинфокоминвест» в целях преимущественного инвестирования его средств в проекты по направлениям реализации плана, отобранные на конкурентной основе, планируется внести в Правительство РФ до 1 июня 2015 года.

Приказом также установлена необходимость разработки до 1 июля 2015 года Минкомсвязью России совместно с российскими ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями паспортов проектов импортозамещения по всем направлениям реализации плана с обоснованием необходимости мер государственной поддержки.

Подборка статей про уязвимости ПО и возможности импортозамещения.

Импортозамещение в ПО: миф или реальность?

Росатом разрабатывает ПО для замены ОС Windows и СУБД Oracle

Основатель «Энвижн» инвестировал в российскую команду разработчиков PostgreSQL

В 2014 г. 15 российских предприятий перешли с зарубежных САПР на «Компас-3D»

Уязвимости в программном обеспечении.

Недавно "Лаборатория Касперского" обнаружила шпионское ПО, вшитое в жесткие диски сотен компаний в более чем 30 странах, включая Россию. Уверен, что подобные проблемы существуют также и в программном обеспечении Oracle, SAP и других западных вендоров. Однако проверить его практически невозможно - оно создавалось на протяжении 40 лет и содержит миллионы строк кода.

Эта ситуация наглядно демонстрирует, что многие годы мы находились в плену иллюзий относительно возможности долгосрочного партнерства с западными компаниями, основанного исключительно на принципах рыночной экономики. Именно из-за этого заблуждения в отечественной ИТ-отрасли активно внедрялись аппаратные средства, ПО всех уровней от зарубежных производителей. И до самого последнего времени эта схема успешно функционировала, ведь и заказчики получали от этого определенную выгоду, ведь крупные западные компании могут позволить себе очень активную маркетинговую политику. Например, они могут свозить потенциального заказчика в Ниццу или даже в Колорадо посмотреть свои лаборатории, а заодно и отдохнуть.

При этом, если изучить историю всех крупных западных компаний, становится ясно, что первые свои заказы они получили либо в АНБ, либо в Пентагоне. Естественно, они могли предусмотреть в своих решениях кое-какие компоненты, которые могли бы пригодиться в случае обострения отношений. Речь идет об уязвимостях двух типов - связанных с возможностью управляемого подключения или потери данных и с возможностью доступа к информации.

Некоторые сегменты российской экономики оказались наиболее уязвимы в сложившейся ситуации. Во-первых, это банковский сектор, работа которого обеспечивается решениями западных вендоров. Во-вторых, энергетика и транспорт. Я не берусь сказать, какое количество микроконтроллеров, отправляющего софта стоит на всех подстанциях, высоковольтных и низковольтных линиях. Так что сегодня, когда в нашей стране практически повсеместно используются западные ИКТ-решения, никто не может дать гарантии того, как западные вендоры поведут себя в конфликтной ситуации. И события последнего года позволили нам взглянуть на ситуацию более объективно. К счастью, мы не в том положении, когда все пропало и импортные решения нечем заместить. У нас есть что предложить. И, самое главное, мы понимаем, что при размерах и роли, на которую претендует наша страна, мы должны быть самодостаточными в такой области, как ИКТ. Существуют отечественные аналоги аппаратных средств и ПО, необходимого для работы в ключевых отраслях. Так, в области программного обеспечения мы можем решить все проблемы замещения за 3-5 лет. Уже сегодня существует большое количество открытого ПО, которое по своим функциональным характеристикам абсолютно тождественно тому, что пытаются предложить западные партнеры. Например, операционные системы Ubuntu или Alt Linux. Или система управления базами данных PostgreSQL - она давно используется в высоконагруженных средах и прекрасно себя зарекомендовала.

Что касается функционального софта, то на российском рынке существует достаточно большое количество компаний, которые в состоянии закрыть вопросы, связанные с системами управления предприятиями, электронным документооборотом, контент-менеджментом, интернет-банкингом, банковскими системами и так далее. Я думаю, что в каждом сегменте можно найти не менее 5 российских компаний, способных решить любую задачу.

С элементной базой сложнее. Импортозамещение в этой сфере - очень сложная работа, огромные деньги, которые необходимо вложить, и огромное число компетенций, которых у нас нет.

Кроме гарантий безопасности, импортозамещение приведет к притоку денег в российскую ИТ-отрасль и будет способствовать не только ее развитию, но и появлению высококвалифицированной инженерной среды - разработчиков, программистов и так далее.

Кроме того, это поможет создать множество решений, основанных на самых современных технологиях. Ведь большинство используемых сейчас систем от SAP, Oracle и так далее развивались на протяжении 40 лет, и в их основе лежат устаревшие технологии, от которых уже невозможно отказаться.

Некоторые эксперты считают, что переход на свободное ПО в конечном итоге окажется существенно дороже, чем поддержка проприетарных продуктов. Однако стоимость внедрения свободных решений в несколько раз ниже, чем проприетарных. На дальнейшую поддержку проприетарного ПО требуется ровно столько же, если не больше, денег. А если возникает потребность провести очень глубокую модернизацию на самом базовом уровне, то договориться об этом с командой разработчиков свободного ПО существенно проще, чем с вендором. Кроме того, когда речь идет о бизнес-критичных элементах, то здесь необходимо соотнести уровень затрат с уровнем риска. В этом случае материальная составляющая уйдет на второй план.

Правда, возникает вопрос, есть ли смысл решать проблему на уровне ПО, если она не решена на уровне железа. С точки зрения математики, система, которая имеет одну степень уязвимости, намного более надежна, чем система, которая имеет пять степеней уязвимости. Кроме того, процессор находится под управлением операционной системы и программного обеспечения, и если обеспечить их надежность, то запуск вредоносного кода в самом процессоре будет невозможен.

Что касается опасностей отказа от решений западных вендоров, то не надо забывать о том, что ситуация в мире меняется очень быстро. Согласно прогнозам, в ближайшие 20 лет масштабы экономик Индии, Китая, Бразилии существенно опередят США и Западную Европу. И одна из этих стран - Китай - уже давно использует ПО собственной разработки в основных отраслях - государственный и банковский сектор, энергетика и прочее. И это ничуть не мешает ее развитию - скорее наоборот.

РОССИЙСКОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНИМАЕТ ВСЕГО 2% МИРОВОГО РЫНКА,

А В ГОСОРГАНАХ СТРАНЫ — И ВОВСЕ МЕНЕЕ 1%

 Сегодня министр связи Николай Никифоров, выступая на крупнейшем отраслевом мероприятии российского интернета RIW-2014, заявил, что пора задуматься над демонополизацией рынка программного обеспечения, чтобы выйти из состояния зависимости от зарубежных производителей. Однако в одиночку этого вряд ли удастся добиться, поэтому, уверен министр, надо срочно создавать альянс со странами БРИКС и активно работать в этом направлении. При этом министр подчеркнул, что он вовсе не сторонник полного запрета иностранного ПО, но тем не менее у отечественных разработчиков должны быть преференции. Корреспондент «БИЗНЕС Online», находящийся на форуме, приводит наиболее важные моменты выступления Никифорова.

Более подробно - репортаж с форума RIW-2014 от "Бизнес Онлайн" 

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают ИТ-компаниям услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы - программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования консультируют по вопросам бизнеса. 

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, 
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) - поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.