Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Как создать сельскохозяйственный производственный кооператив Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) создают, чтобы совместно заниматься сельским хозяйством. В частности, производством, переработкой и сбытом сельхозпродукции

Еще по теме:

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • подготовка документации для кооперативов и фермеров;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP для компаний от микро- до крупного масштаба (3 - 700 сотрудников, до 250 функциональных ролей (ID), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), инвестиционного планирования (СИП), электронного документооборота (СЭД, ЭДО);
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 

Кооперация малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется через создание специальных юридических лиц – сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – «СПоК»). Деятельность СПоК регулируется Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Федеральный закон № 193-ФЗ).

СПоК – это некоммерческая организация, членами которой являются сельскохозяйственные товаропроизводители (СХО, КФХ, владельцы ЛПХ), которые самостоятельно владеют средствами производства (включая землю), используя их, производят сельскохозяйственную продукцию, которая принадлежит им на праве собственности, распоряжаются выручкой от реализации.

Создание СПоК позволяет объединить одну или несколько функций, выполнение которых менее выгодно для каждого члена СПоК по отдельности. При этом не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов.

Два и более производственных и (или) потребительских кооператива могут образовывать СПоК последующих уровней, вплоть до всероссийских
и международных потребительских кооперативов. Членами СПоК последующего уровня могут быть только кооперативы предыдущего уровня.

Смысл регистрации СПоК состоит в том, чтобы объединить в нём одну или несколько функций, выполнение которых менее выгодно для каждого члена кооператива по отдельности, чем для каждого вместе. Цель создания СПоК – повышение благосостояния его членов – независимых сельскохозяйственных товаропроизводителей – за счёт эффекта масштаба. Превратить эффект масштаба в повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей возможно только потому, что «клиенты» кооператива и его «владельцы» - это одни и те же лица: это один из важнейших принципов кооперации.

СПоК делятся на виды в зависимости от тех услуг, которые они оказывают своим членам:

– перерабатывающие;

– снабженческие;

– сбытовые;

– обслуживающие;

– садоводческие, огороднические и животноводческие.

В создании СПоК есть универсальные и специфические черты.

К универсальным чертам относится сам процесс подготовки и осуществления государственной регистрации.

СПоК, кроме сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива (далее – СПКК) может быть учреждён не менее чем 2 юридическими или не менее чем 5 физическими лицами (для СПКК эти ограничения – 5 или 15 соответственно). Создание кооператива оформляется протоколом, который представляется в территориальную ИФНС вместе с нотариальным заявлением по форме Р11001, уставом и платёжным поручением об оплате государственной пошлины.

К специфическим чертам создания СПоК относится достижение членами кооператива взаимной договорённости по следующим вопросам.

Сущность деятельности кооператива. Члены должны чётко осознавать, в чём именно будет состоять эффект масштаба и за счёт чего он возникнет. Данный аспект должен быть отражён в технико-экономическом обосновании деятельности кооператива (ТЭО, иногда используется термин «бизнес-план»).

Источники финансирования деятельности кооператива. Кооператив может финансироваться или членскими взносами, или за счёт наценки (по аналогии с коммерческой организацией), или совмещать оба этих способа. Выбор конкретной формы зависит от специфики кооператива. Если все его затраты легко заранее просчитать – лучше использовать членские взносы, в ином случае лучше использовать торговую наценку, величина которой будет ежегодно корректироваться членами с тем, чтобы наценка максимально соответствовала величине расходов кооператива.

Управление в кооперативе. Необходимо определить, кто будет осуществлять текущее руководство кооперативом и на каких условиях.

Структура и полномочия органов управления и контроля сельскохозяйственного кооператива подробно описаны в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации».

Органы управления и контроля должны быть сформированы на организационном общем собрании. Кооператив дополнительно может нанять исполнительного директора, наделив его отдельными полномочиями исполнительных органов. В кооперативе может быть принят на работу главный бухгалтер – но его может и не быть, соответствующие обязанности может возложить на себя председатель или исполнительный директор.

В целом административно-технический персонал, как и у любой иной организации, формируется, исходя из потребностей. Сотрудники потребительского кооператива не обязаны быть его членами.

Единственным внутренним нормативным документом сельскохозяйственного потребительского кооператива является его устав. Устав должен не копировать нормы Закона, а конкретизировать условия деятельности кооператива, права и обязанности его членов, особенности использования имущества (тогда как закон даёт общие решения данных вопросов).

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы обязаны исполнять требования Федерального закона «О бухгалтерском учёте». Все кооперативы (кроме СПКК) могут вести упрощённый бухгалтерский учёт, включая составление упрощённой бухгалтерской (финансовой) отчётности. Бухгалтерская (финансовая) отчётность кооператива подлежит утверждению Общим собранием после её проверки ревизионным союзом и представляет в Инспекцию ФНС один раз в год, до 1 апреля.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы исчисляют налоговую базу по тем же правилам и уплачивают налоги по тем же ставкам, что и хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные предприниматели. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%, могут применять режим налогообложения «единый сельскохозяйственный налог».

Таким образом, налогообложение СПоК имеет минимальные отличия от других предприятий той же специализации:

  • может применяться общая система (как и любым перерабатывающим или торговым предприятием);
  • может применяться УСН по базе «доходы» или «доходы-расходы» (как и любым перерабатывающим или торговым предприятием);
  • в отдельных вышеуказанных случаях может применяться ЕСХН.

Выбор конкретной системы налогообложения для применения в СПоК должен совершаться исходя из специфики деятельности кооператива.

Документ подготовлен на основе материалов РСО «Агроконтроль» (http://www.agrokontrol.ru) и законодательства Российской Федерации.

Шаблоны документов

В разделе представлены материалы сервиса «Жизненные ситуации» Портала Бизнес-навигатора МСП. Полный набор статей доступен после прохождения регистрации на Портале Бизнес-навигатора МСП.

В разделе представлены материалы сервиса «Жизненные ситуации»

Материал Портала Бизнес-навигатора МСП.

Полный набор статей доступен после прохождения регистрации на Портале Бизнес-навигатора МСП.

Комплекс мер поддержки для сельхозкооперативов и фермеров  

Источники материалов:

  • Портал АО “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” corpmsp.ru
  • Портал Бизнес-навигатор МСП smbn.ru
  • Портал Бизнес-навигатор МСП.Жизненные ситуации mini.msp-case.ru
  • Портал Меры поддержки сельхозкооперации agro-coop.ru

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.