Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Резиденты рассчитывают получить земли без торгов на территории опережающего развития. Процедуры получения задвоены: в ходе получения статуса резидента, а затем и земельного участка придется проходить идентичные этапы согласований в разных инстанциях

Пять кандидатов на получение статуса резидента ТОСЭР в Набережных Челнах обратились в исполком города — среди них есть и иностранные инвесторы, которые намерены строить капитальные объекты для производств.

Все они рассчитывают получить также земли без торгов на территории опережающего развития.

Однако эти процедуры задвоены: в ходе получения статуса резидента, а затем и земельного участка придется проходить идентичные этапы согласований в разных инстанциях, пояснил на заседании проектной группы Совета по предпринимательству замруководителя челнинского исполкома Эльдар Тимергалиев.

Обсудить возможность упрощения процедуры по получению земельных участков в ТОСЭР на площадке Совета собрались Уполномоченный по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, помощник президента РТ Айрат Нурутдинов, представители министерств и кабмина республики, АИР РТ.

Нагуманов рассказал, что решения о получении статуса резидента ТОСЭР и о получении земельного участка на этой территории принимаются в двух разных органах. Для этого предприниматель последовательно проходит две процедуры, многие моменты в которых дублируются.

Исполком Челнов и Совет по предпринимательству ранее обращались к президенту РТ Рустаму Минниханову по вопросу объединения процедуры и получили ответ от министерства экономики, АИР РТ и премьер-министра, в котором указывалось, что объединение процедур невозможно. Совет проанализировал перечень документов, в том числе соответствующее Постановление № 61 кабмина РТ, порядок проведения самих процедур, продолжил Нагуманов: «Мы не совсем согласны с позицией коллег — мы считаем, что объединение процедур возможно, и сделать это необходимо. Исключение излишних бюрократических барьеров сделает ТОСЭР в Набережных Челнах более конкурентоспособной».

В течение ближайшего года статус ТОСЭР должны получить еще два моногорода — Зеленодольск и Нижнекамск, таким образом, вопрос будет актуален не только для инвесторов, которые захотят прийти в Набережные Челны, отметил Тимергалиев. По его словам, есть пять потенциальных резидентов, в том числе иностранных, которые заинтересованы и в получении места на площадке, и в строительстве новых объектов.

Участники заседания подчеркнули, что задвоение процедур необоснованно, оно лишь усиливает бюрократический барьер и создает дополнительные сложности для инвесторов. Тимергалиев попросил рассмотреть возможность если не объединения, то хотя бы создания «развилки» в 61-м постановлении, включив АИР уже на этапе получения статуса резидента. Проблема актуальна для всех моногородов, добавил он.

Представитель АИР Дмитрий Алексеев отметил, что агентство уже предпринимало попытки пойти навстречу предпринимателям и сократить процедуру. «Мы направили обращение в минюст, минзем РТ, но они сказали, что с точки зрения юридической техники, объединение невозможно», — пояснил он. При отказе министерства привели следующие доводы: выделение участка без торгов возможно только резиденту, уже получившему статус, что является существенным сдерживающим фактором для объединения. Во-вторых, не все резиденты ТОСЭР нуждаются в земле, что справедливо, и наоборот — не все желающие получить землю намерены стать резидентами. Поэтому АИР предложило исполкому взять на себя функции агентства, которое nbsp;бы собирало документы и направляло их сначала по одному порядку, потом по-другому: «Так предприниматель не ощущал бы на себе двойственность порядков прохождения». В ответ Тимергалиев возразил, что так предприниматель не получает гарантии, что удачно пройдет обе процедуры, каждая из которых стоит средств и привлечения квалифицированных кадров.

Начальник правового управления Аппарата Кабмина РТ Андрей Гревцов представил два варианта — объединить в один объемный документ два существующих либо внести изменения в один из документов, регулирующих первую или вторую процедуру. Представитель АИР Алексеев отметил, что не стоит требовать от получившего статус резидента предприятия определенных документов, которые оно уже представило на первом этапе. Нурутдинов предложил подождать, пока не сформируется порядок уже на практике, Тимергалиев же настаивал, что нужно идти на опережение, чтобы обеспечить конкурентное преимущество.

Тимергалиев также добавил, что от предпринимателей поступают предложения утвердить конкретные параметры бизнес-плана: какая должна быть бюджетная эффективность, число созданных рабочих мест и другие требования, чтобы снизить риски непрохождения по критериям в резиденты ТОСЭР. Нурутдинов сообщил, что все нормативы прописаны, и на федеральном, и на региональном уровне.

Главный эксперт Совета по предпринимательству Венера Камалова предложила проработать существующую форму тем ведомствам, которые участвуют в согласовании и попытаться зафиксировать этот перечень критериев. К следующему заседанию представители ведомств должны предоставить предложения по вариантам решению вопроса.

Наши предложения:

Руководитель компании Маслехин Сергей дал свои предложения по развитию мер поддержки предпринимательства в Республике Татарстан в 2017 году в рамках обсуждения с Министерством экономики РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 год

А) Нужна упрощенная процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования - для строительства промышленных объектов для резидентов ТОСЭР.

Сейчас процедура усложненная - через внесение изменений в градостроительный план (ТИГП и т.п.) и через КМ РТ и долгая (несколько месяцев - иногда больше года) процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования - для строительства промышленных объектов.

Нужна упрощенная процедура - основанием будет прянятое на уровне района (Республики)  решение о включении участков в черту пром. парка как территории перспективного развития для узаконивания пром парка

Решение: потребуется внесение изменений в нормативные документы КМ РТ и в Земельный кодекс РФ (затем ЗК РТ) - приоритетный порядок изменения категории и целевого вида разрешенного использования земель муниципального и государственного фонда при реализации масштабного инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) - строительство индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово - распределительного центра - ОРЦ) центра

Еще по теме:
наши предложения по развитию в Республике Татарстан переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции:
развитие системы агро-промышленных парков;
развитие системы агро-логистических - оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах  в рамках обсуждения с Министерством сельского хозяйства РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 - 2020 годы

Б) Особые условия распределения земельных участков (передача без проведения торгов) для резидентов ТОСЭР, получивших статус.

Как помочь получить и использовать земельный участок по назначению резиденту ТОСЭР, который ужк доказал важность своего проекта для города?

Логика ЗК РФ - распределение земельных участков должно проходить на стандартной конкурсной основе. В данном случае, есть, как минимум 2 препятствия при данной схеме:

1) Земельный участок согласно условиям конкурса может достаться человеку (ФЛ) или организации, которые не заинтересованы (но скрывают) в его развитии в качестве производственного назначения. В таком случае процедура изъятия у него (при обнаружении - а это произойдет лишь несколько меяцев - год спустя - нецелевого использования или при нврушении сроков застройки) и передача резиденту ТОСЭР может затянуться. Инвестор ТОСЭР просто уйдет в другой регион.

2) Зачастую важно снизить до минимума (коэффициентом к ставке арендной платы или земельного налога) затраты резидента ТОСЭРпо уплате арендной платы на землю или налога на период строительства (это фактор привлечения резидента).

При проведении конкурса на повышение ставки аренды (аукцион по 44-ФЗ, конкурс) - вариант льготного периода (уменьшающего коэффициента) исключается или связан с судами и санкциями - УФАС не допустит.

Выводы: Должны быть приоритеты по заключению договора аренды землиу резидентов ТОСЭР, получивших статус. То же касается продления и перезаключения договоров при дроблении\объединеии участков

Решение: Потребуется внесение изменений в Земельный кодекс РФ (затем ЗК РТ) - приоритетный порядок (без проведения торгов) передачи земель муниципального и государственного фонда в аренду \ собственность резиденту реализующему инвестиционный проект.

Власти уже работают над этим - внесены поправки в ПКМ 1034 о передаче земельных участков без торгов - индустриальные парки, промплощадки, ОРЦ признаны масштабными инвестпроектами. Следующий шаг - резиденты ТОСЭР проект. 

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам. 

Компания имеет практический опыт сопровождения проектов туристических кластеров (включая сопровождение объектов туризма) Республики Татарстан и других регионв в конкурсах федеральных и региональных Министерств, ведомств, Фондов. Также компания имеет практический опыт сопровождения 307 проектов предпринимателей  

Чем мы можем быть Вам полезны:

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.