Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Развитие планов импортонезависимости и импортозамещения в IT-отрасли - в сфере разработки программного обеспечения (ПО)

Правительство утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения (ПО). Соответствующий приказ подписал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. В него вошли предложения по импортозамещению ПО, разработанные с участием отраслевого сообщества в соответствии с распоряжением Правительства РФ №98-р от 27 января 2015 года «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

Отраслевой план импортозамещения ПО включает в себя три блока, в каждом из которых намечены ключевые мероприятия, а также установлены сроки и этапы их реализации.

Первое направление плана предполагает предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за государственный счет. Оно сработает в сегментах рынка корпоративного ПО, в которых уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы, используемые в корпоративной среде.

Напомним, 27 марта 2015 года завершилось общественное обсуждение соответствующего проекта постановления Правительства РФ о преференциях отечественному ПО. Теперь до 15 мая Минкомсвязь России доработает проект с учетом замечаний других заинтересованных ведомств и результатов общественного обсуждения, и внесет его в установленном порядке в Правительство.

Кроме того, до 1 июля 2015 года совместно с заинтересованными ведомствами и российскими организациями ИТ-отрасли министерство проработает вопрос распространения преференций отечественному ПО при осуществлении закупок и на государственные компании и государственные корпорации.

Второй блок плана включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

До 1 июня 2015 года Минкомсвязь России вместе с заинтересованными отечественными ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями должна разработать и внести в Правительство РФ проект распоряжения о создании автономной некоммерческой организации (АНО), деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки ПО для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения. План устанавливает сроки разработки такого ПО до 2025 года включительно.

«По данному направлению считаем, что надо пойти по пути коллективной разработки ПО совместно с другими странами, в первую очередь странами БРИКС. Таких примеров в мире достаточно много, — отметил Николай Никифоров. — По результатам проработки с отраслью рассмотрим вопрос создания некоммерческой организации для развития таких коллективных разработок ПО и варианты государственного софинансирования ее деятельности, в частности по субсидированию затрат на фонд оплаты труда разработчиков».

Глава Минкомсвязи России обсудил государственную грантовую поддержку коллективной разработки критичного системного ПО с министром связи и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасадом 25 марта 2015 года и министром промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй 27 марта в ходе официальных визитов в Республику Индию и Китайскую Народную Республику. Данная форма поддержки предлагается в качестве единого подхода к демонополизации рынков ПО стран БРИКС.

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, таких как: ПО для промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта.

Ведомство планирует привлечение «умных» инвестиций в разработку в течение пяти лет специализированного индустриально-специфического ПО, в том числе за счет средств фонда «Росинфокоминвест» и других институтов развития в рамках соответствующих индустриальных консорциумов, включающих в себя ИТ-компании, отраслевых заказчиков ИТ-продукции, ведущие университеты и научные институты.

Соответствующий проект постановления, направленный на изменение механизма деятельности ОАО «Росинфокоминвест» в целях преимущественного инвестирования его средств в проекты по направлениям реализации плана, отобранные на конкурентной основе, планируется внести в Правительство РФ до 1 июня 2015 года.

Приказом также установлена необходимость разработки до 1 июля 2015 года Минкомсвязью России совместно с российскими ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями паспортов проектов импортозамещения по всем направлениям реализации плана с обоснованием необходимости мер государственной поддержки.

Подборка информации и статей про возможности импортозамещения.

Кроме того, немаловажными нормативными актами, регулирующими вопросы импортозамещения программного обеспечения, где прописано создание реестра российского программного обеспечения, являются:

  • Федеральный закон № 188-ФЗ от 29 июня 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • статья 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также на последней стадии принятия находится постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники».

Данные факторы служат хорошим стимулом работы в направлении импорто-независимости. Например участники машиностроительного и ИТ кластеров Камского ЦКР предлагают заменить на предприятиях машиностроительного комплекса программное обеспечение класса CAD/CAM/CAE, SCADA/ITM/PLM, MES, ERP, других семейств продуктами российской разработки.

Помимо этого предлагается проведение комплекса мероприятий по участию в поэтапной замене программного обеспечения, включая системы ERP, CRM, в государственных компаниях, государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях, государственных корпорациях, акционерных обществах с государственным участием, крупных холдингах.

Некоторые разработки предприятий кластера и вовсе не имеют импортных аналогов, так как разрабатывались с учетом российских стандартов САПР, ГОСТ, ТУ, иных нормативов, отечественной системы диспетчеризации и технологических процессов.

Тенденция последних лет в развитии промышленности – приобретение импортного оборудования включая:

  • шеф-монтаж зарубежными специалистами (командировки); гарантийное и сервисной обслуживание иностранными специалистами и зависимость от их квалификации;
  • лицензионная защита и прочие права иностранцев на результаты интеллектуальной деятельности (ограничение вмешательства в аппаратуру и программное обеспечение).

По ряду позиций контрольно-измерительных приборов, автоматики, приборов первичного учета, контроллеров, датчиков управляющих сигналов - реально возможно импортозамещение, не оказывающее влияние на гарантийные обязательства завода-изготовителя. Вариант реализации программы импортозамещения – формирование репутации разработчика программного обеспечения и элементов систем, например, контрольно-измерительных приборов, исполнительных механизмов.

Путин подписал закон о «запрете иностранного ПО»

01.07.2015 Опубликовано: CNews

Закон, предусматривающий создание реестра российских программ, а также возможность ввода ограничений на использование зарубежных товаров и услуг с 1 января 2016 г., подписан Владимиром Путиным.

Практически одновременно с этим Минкомсвязи «с разногласиями» внесло в Правительство проект постановления с аналогичными юридическими нормами.

Реестр отечественного ПО

Президент Владимир Путин подписал документ, вносящий изменения в федеральные законы «Об информации…» и «О контрактной системе в сфере закупок…», которые вступят в силу с 1 января 2016 г. За время своей подготовки эта законотворческая инициатива, вводящая ограничения на приобретение и использование ПО иностранных разработчиков, успела в прессе и бытовой речи получить название «закона о запрете иностранного ПО».

Первый из меняемых законов будет дополнен отдельной статьей «Особенности госрегулирования в сфере использования российских программ для ЭВМ и баз данных» и описывает создание реестра отечественного ПО и аспекты его формирования. Возможность устанавливать правила ведения реестра закрепляются за Правительством. Уполномоченный им федеральный орган госвласти сможет привлечь к формированию и ведению реестра специального оператора — организацию, зарегистрированную на территории РФ. Этот же уполномоченный орган станет утверждать соответствующий классификатор ПО для ведения реестра.

В соответствии с буквой закона, программы могут считаться отечественными, если исключительные права на них принадлежат Российской Федерации, либо ее гражданам, либо некоммерческой организации, управляемой без помощи иностранцев, либо коммерческой организации с суммарной долей российского участия более 50%. При этом ПО должно не нарушать гостайну, быть правомерно введено в оборот и свободно реализовываться на всей территории России.

Еще один критерий включения в реестр утверждает, что общая сумма выплат за рубеж по лицензионным и иным договорам, связанным с вопросами интеллектуальной собственности, не должна превышать 30% от годовой выручки правообладателя ПО от его реализации. Данный список требований в дальнейшем может быть расширен Правительством за счет дополнительных пунктов.

Отдельно конкретизируется, что организация будет считаться контролируемой иностранным лицом, если последнее сможет определять ее решения в силу преобладающего прямого и (или) косвенного в ней участия. Решение об отказе включения в реестр правообладатели ПО смогут обжаловать в суде в трехмесячный срок. Ограничения для зарубежного ПО

Изменения ко второму закону — «О контрактной системе в сфере закупок…» — описывают полномочия Правительства при помощи будущих подзаконных актов установить запрет или ограничения на допуск зарубежных товаров и услуг к участию в госзакупках. При этом для госзаказчиков предусматривается возможность обосновать невозможность соблюдения указанных запрета или ограничений.

Требования к содержанию подобных обоснований также должно установить Правительство.

Альтернативное законотворчество

Подписанный президентом документ был внесен в Госдуму группой депутатов — Леонидом Левиным, Алексеем Казаковым, Вадимом Деньгиным и др. — 9 апреля 2015 г. Спустя почти полтора месяца (18 мая 2015 г.), член Совета Федерации Людмила Бокова и депутат Надежда Шайденко внесли в Госдуму еще один законопроект, предполагавший изменения к закону «Об информации». Поправки также касались реестра отечественного ПО, хотя порядок его ведения был описан гораздо более поверхностно, чем у группы Левина. В результате 15 июня 2015 г. Совет Госдумы постановил вернуть законопроект его инициаторам «по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении». (Первое чтение документа Левина завершилось 22 мая 2015 г.)

Дополнение Минкомсвязи

Реестр российского ПО и ограничения на использование зарубежных товаров (на уровне ПО) при госзакупках фигурируют и в еще одной законотворческой инициативе. В начале текущего года Минкомсвязи разработало проект соответствующего постановления Правительства.

Как сообщили CNews в пресс-службе министерства, документ был внесен Минкомсвязью в Правительство 30 июня 2015 г. и по итогам рассмотрения в Аппарате Правительства должен быть вынесен на заседание Правительства. «Согласно проекту постановления заказчики смогут приобретать иностранное ПО только в тех случаях, когда сопоставимое российское ПО отсутствует или по своим функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам не соответствует обоснованным требованиям заказчиков», — отмечают в министерстве.

По данным исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Евгении Василенко, чья ассоциация принимала активное участие в составлении текста постановления, внести данный проект Минкомсвязи удалось лишь «с разногласиями» — со стороны Минфина и ФАС. Как поясняет Василенко, данное постановление не дублирует новый закон, а открывает путь к созданию требующихся для реализации его норм подзаконных актов.

В Минкомсвязи уточняют, что новым законом определяются «базовые» критерии включения программ в реестр отечественного ПО, но правила формирования и ведения реестра, а также преференции для включенного в него ПО устанавливаются постановлением Правительства.

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают ИТ-компаниям услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы - программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования консультируют по вопросам бизнеса. 

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, 
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) - поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.