Консалтинговые услуги

Казань: (843) 278-19-00
Наб. Челны: +7(8552) 25-01-99

Почему не заполняются промышленные площадки и индустриальные парки: конкуренция и партнерство преференциальных и индустриальных территорий: промплощадок, особых экономических зон ОЭЗ, территорий опережающего развития (ТОСЭР), индустриальных парков

Читайте также:
Наши рецепты ускорения заполнения индустриальных парков и промышленных площадок резидентами (инвесторами).
Где выгоднее разместить свое производство?
На территории индустриального, промышленного парка в районе?
в границах ОЭЗ - созданной особой экономической зоны?
На ТОСЭР - территории опережающего развития?
В каком случае государственных преференций больше?
Какие еще экономические факторы влияют?
Средняя заработная плата?
Тариф на электроэнергию?
Стоимость аренды или покупки земельного участка?

Почему пустует агропромышленный парк "Вятка" в Мамадыше?

Конечно, это следствие целого комплекса причин и много факторов повлияло на то, что часть промышленных парков недозаполнено (в основном - муниципальных, государственных, потому как частные парки - более динамично развиваются и коэффициент заполнения их площади - выше):

1. Причины и факторы форс-мажорного (для инвесторов - резидентов) свойства:

  • например, потеря инвесторами финансового ресурса следствие краха нескольких банков РТ и РФ

2. Но много и факторов управленческого свойства:

  • отсутствие четкой стратегической линии управления, гос.политики в части управления преференциальными зонами и индустриальными территориями
  • неумелая тактика конкурентной борьбы в развитии территорий - много неумелой, "детской" конкуренции, "детских болезней" (играть в разных комнатах каждый сам по себе, и "тишком" что-то делать и родителю показать - "чтобы папа похвалил" )
  • отсутствие желание кооперироваться ("какая кооперация? все друг друга сожрать готовы" - анекдот про "коллег" зайца и волчью стаю)
  • отсутствие взаимо-согласованности целей (ни одной инициативы межрайонных проектов, совместного привлечение инвестора на 2 территории: "Да о чем ты? Президент ведь лично меня "бить" будет, лично меня хвалить будет..." или "Флажок призера между 2 столов не удержится... Я на свой стол лучше его поставлю...") для достижения общего, стратегического результата (развитые территории, заполненные парки)
  • отсутствие взаимо-согласованности действий (каждый сам по себе действует), отсюда "детская болезнь" под названием "правая рука не знает, что делает левая рука"

А создание ТОСЭР "Набережные Челны" шло "тишком" - "без оглядки" на параллельные процессы создания промышленных парков в районах (когда в 2015 году чиновники из 1 кабинета МЭ РТ согласовывали в 1 кабинете МЭР РФ и получили первую субсидию на строительство инфраструктуры парка "Вятка" - другими чиновниками МЭ РТ в других кабинетах в МЭР РФ шли работы по согласованию ТОСЭР, а когда в феврале 2016 была создана ТОСЭР Н.Челны, по инерции - уже не было смысла останавливать процесс - чиновники получали уже вторую субсидию на продолжение и завершение строительства инфраструктуры 1 очереди Вятки в 2016 году) - к этому периоду относится фраза Ильшата Дарземанова, ставшая крылатой: "Кто же теперь пойдёт в Мамадыш - после создания ТОСЭР в Набережных Челнах?"

Пример.

Создание преференциальных территорий (ОЭЗ, ТОСЭР) должно идти "рука об руку" (скоординировано) с созданием промышленных территорий (площадок, индустриальных парков) в районах и взаимо-дополнять друг друга, а не мешать.

А эти процессы у нас никак не синхронизированы и никак взаимно не согласованы ("рука правая не знает, что делает рука левая") и в результате очень часто бывает, что действия одних - становятся помехой или препятствием для действий других, либо сводят результат "на нет" или отбрасывают на предыдущий виток развития...

Вот как я писал ранее - например ОЭЗ "Алабуга" как Greenfield территория  - да, она с одной стороны стала оттягивать инвесторов у развитых промышленных городов...

Но это было неплохо тогда - потому что:

  • с одной стороны, концентрация промышленных предприятий на отдельной территории и создание условий под них
  • с другой стороны - города избавили от вредных производств
  • в-третьих, в ОЭЗ "Алабуга" всё-таки локализовали "приходящих" так называемых внешних инвесторов, которые, может быть и не пришли бы в промышленной город и им бы не предоставили таких преференций, в том числе по импорту и экспорту

Поэтому "оттяжки", как таковой, инфраструктура Республиканская в городах не заметили не почувствовали.

Я сейчас думаю: не было ли стратегической ошибки в создании территории опережающего развития в промышленно развитых городах Набережные Челны и Нижнекамск?
Может быть следовало создавать ТОСЭР только в Чистополе, Камских полянах и Менделеевске с точки зрения поддержки слабо развитых городов?
И уж тем более создание ТОСЭР в муниципальных районах, имеющих высокую маятниковую миграцию с вектором на крупные города - 70-80 км зона вокруг Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска....
Пока не могу найти ответа - покажет время.

Создание территорий опережающего развития в моногородах (ТОСЭР) - это уже политика, требующая управления (одного муниципального управления здесь недостаточно) - здесь требуется координационное управление

регионального уровня.

Понятно, когда я разговариваю с Главами муниципальных образований, либо ответственным за развитие территории опережающего развития, они чаще всего говорят, что пока не думали об этом...

Главы районных администраций понимают, что концентрация ТОСЭР моногородов в РТ (4 - уже сейчас и 6 - потенциально в будущем - с учетом Камских полян и Менделеевска) - потребует координационных действий с точки зрения привлечения инвестора, как минимум.

Некоторые говорят "нет, никакой координации не надо, договариваться о сферах влияния - не надо, пусть в борьбе победит сильнейший... "

Но это в Н.Челнах говорят (которые имеют отрыв "своей лошадки" в этой гонке уже 2 года, стартанули в феврале 2016. Причем 1 год еще "раскачивались":

  • PR преференциальной территории и новые меры поддержки имеют значитальную инертность
  • система еще не перестроилась - людей амбиционых деловых, совмеенных не хватает катастрофически в аппарате...

Когда я в свое время предлагал депутатам подумать о создании преференциальных зон в районных центрах, имеющих высокую маятниковая миграция и точками роста, для которых могут выступить создаваемые проекты индустриальных парков - максимум, что они на это сказали: ". в вашей идее есть рациональное зерно..." И все...

Нужно создавать территории опережающего развития в муниципальных образованиях, имеющих высокую маятниковую трудовую миграцию.

Причем, если вектор этой миграции направлен на развитые города или другие регионы - по сути, это муниципалитеты, входящие в 70 - 100 километровую зону вокруг Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска.

И точками роста там могут стать именно промышленные площадки, индустриальные парки, находящиеся в этих МО, близко к райцентру - чтобы был доступность кадров (персоналу.

Это более рационально с точки зрения развития территории - как раз-таки закрепить людей в муниципальном районе, в сельской местности рабочими местами и социальной инфраструктурой.

А сейчас получится так, что ТОСЭР промышленно развитых городов "оттянут" оставшуюся часть активного населения и инвесторов - насовсем из муниципальных районов в крупные города...

Безусловно, ТОСЭР в промышленно развитых моногородах подхлестнет их развитие (даже русский язык "сопротивляется" созданию ТОСЭР там - каламбур получился: "территория развития в развитых городах подхлестнет их развитие"), но изначальные позиции промышленно развитых городов - они выше, чем у отсталых (даже по определению).

Понятно, у них тоже есть болячки - отток молодёжи 70% - из Нижнекамска, 40- 50% - из Набережных Челнов. Но если быть честным, вряд ли создание промышленных производств закрепит в этих городах молодёжь - ведь производство на сегодняшний день "непопулярная тема" да если какая-то часть из молодёжи станет технологическое элитой или будет реализовывать ИТ-проекты технологические проекты, химические, машиностроительные - тогда да. Опять же производственным компаниям потребуется какое-то количество управленцев, маркетологов - в принципе, да. Но опыт показывает, что инвесторы иностранные берут только рабочих, немного служащих -  в крайнем случае наладчиков и не берут ИТР и другие квалифиированные кадры. Но опять-таки им легко сменить команду - ведь они "не привязаны как бы к станку". 

ИТОГ:

Создание ТОСЭР в моногородах - явилось не только неожиданностью для муниципальных образований и создаваемых в районах промышленных индустриальных проектов таких как Актаныш, Вятка, Кукмор в какой-то степени, Арск, Тюлячи, но и очень серьезным конкурентным препятствием - инвесторы стали подумывать о льготах ТОСЭР моногородов  и даже начались негативные процессы оттока из районов.

Понятно, что считать и сделать сравнительный анализ всех плюсов и минусов промплощадок в районе и ТОСЭР - у нас мало кто умеет и доходит до этого не каждый, а кажущаяся "льготность" ТОСЭР подменяет (для неумеющих переводить в цифры и считать на примерах) в сознании факторы понятия, как:

  • близость дешевизна рабочей силы
  • стоимость электроэнергии
  • наличие свободных земельных участков
  • логистическое "плечо" по сырью и по готовой продукции

Если говорить про промпарк Вятка в Мамадыше - здесь есть и стратегические и тактические ошибки в выборе муниципалитетом портрета потенциального инвестора. Была сделана ставка не на местных, потому что местных (ну кроме Матыгуллина, Габидуллина, "рыбника" серьезных, масштабных, персон мне не известно) , а ставка была сделана на внешнего инвестора

Идея хорошая, нам понравилась - новые мощности по переработке сельхозпродукции - фермерские перерабатывающие цеха, агропарки и ОРЦ - чаще всего подхлестывают увеличение засеваемых площадей и поголовья - стимулируются выращивание и откорм, смежные сферы, все получают возможность заработка - район развивается, благосостояние местного населения растет.

Да, были у Главы заявки от 3 компаний из Москвы, которые в общей сложности должны были "забрать" практически все 25 гектар земли площади первой очереди под создания ЛАЦ - логистического агро центра, который бы перерабатывать продукцию сельскохозяйственную Мамадышского и близлежащих районов речь шла об овощах и мясе рыбы в фруктах ягодах.

К сожалению, инвестор пока так и не реализовал этот проект и пока идёт речь только о создании маленького производство розлива воды с перспективой расширения.

Как объясняют инициаторы проекта - всему виной "сгоревшие деньги" инвестора в Татфондбанке (они создали организацию, открыли счет татфондбанке положили туда деньги и все...)

Соответственно, Глава сейчас ищет инвесторов на замену, но в тот момент когда сдавали проектно-сметную документацию строительства промпарка Вятка - "втихую" делалась документация о создании территории опережающего развития Набережные Челны

К сожалению, никто об этом не увеомил районы, потому что соответствующий департамент хотел сделать первым, отчитаться Президенту чтобы похвалили и тоже самое хотели сделать Главы (вот эти самые "детские болезни", чтобы "папа похвалил", когда каждый ребёнок в своей комнате делает какую-то поделку, а потом выясняется что поделки одинаковые и дарит одно и тоже, например, а если бы не скрывали друг от друга - сделали-бы по другому....

К сожалению, не возникла здравая мысль о координации своих усилий в этом процессе - каждый в своей комнате независимо продолжал деласть свое дело и вот результат - два взаимно конкурирующих проекта:

  • Brownfield в крупном развитом городе (его позиция сильнее)
  • Greenfield в муниципальном районе (который не может предоставить всего набора тех налоговых льгот, который дает преференциальный режим ТОСЭР и может только противопоставить
    • стоимость рабочей силы (в городе рабочая сила дорож)
    • земельного ресурса (в ПП Вятка земля бесплатно, в городе -завышенная кадастровая стоимость)
    • стоимость электроэнергии недорогая (2-3 рубля с НДС за 1кВт\час, ав НЧ - дорогущую 5-6 руб)
    • обеспеченность газом в районе (с газом проблемы Набережных Челнах например)

К сожалению, излишняя формализованность части процедур (очень частое наблюдение со стороны бизнеса, инвестора) напоминает происходящее в рассказе А.П.Чехова "Прозаседавшиеся".
Мы уже 3-4 года поднимаем вопрос о простой процедуре передачи земли в аренду УК без проведения торгов с заработком УК на субаренде резидентам - "воз и ныне там" и опять говорят, что наложили мораторий на выделение земли...
Я еще 1,5 года назад предупреждал, что ТОСЭР "Тольятти" нас догонит и обгонит по привлечению инвесторов - у них очень эффективная процедура для резидентов ТОСЭР - похоже, так и происходит: у нас - 21, у них - 20, но они начали позже на 1 год... Посмотрим...

Следующая группа факторов:

Очень много процедурных вопросов, мешающих быстрому привлечению инвесторов в индустриальный (промышленный) парк:

К сожалению, функция привлечения и удержания (лояльности) инвестора в Республике (если мы сейчас говорим не про проекты уровня ОЭЗ "Алабуга", ММЛЦ "Свияга", или промпарк "Чистополь", а говорим про внутреннего инвестора и инвестора масштаба МСБ) - не выполняет возложенных на нее задач:

Опросы и общение с МСБ – потенциальным инвестором (внутренний и внешний) - показало, что У ИНВЕСТОРА НЕТ ОБЪЕКТИВНОЙ, АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ДОСТАТОЧНОЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ:
- об инвестировании в РТ (войти),
- подборе подходящей территории в РТ для реализации нового производственного проекта (закрепиться),
- развития, расширения существующего бизнеса в РТ (остаться).
НАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Нет информационного ресурса для инвестора с информацией, собранной в одном месте :

  • всей (полной), необходимой, актуальной информацией для принятия решения об инвестировании
  • непротиворечивой, достоверной информацией информацией из разных источников, увязанной между собой информацией,
  • представленной в наглядном, удобном виде
  • ссылок на сайты парков и площадок – нет
  • список ПП без указания контактов и адреса (никаких возможностей для поиска)
  • никаких сравнительных данных ПП и возможности выборки по критериям, по ресурсам, мощностям, площадям ПП – нет
  • инструмент поиска и подбора площадок - отсутствует

Инвестор внутренний и инвестор из малого среднего бизнеса - "пролетает сквозь крупное сито" структур, призванных заниматься привлечением инвестиций  - он предоставлен сам себе. В крайнем случае ему дают просто перечень площадок ищи сам  - "одного окна" для малого среднего бизнеса и для внутреннего инвестора у нас нет. Поиск резидента - инвестора для размещения в районе на территории промышленных площадок и индустриальных парков - отдан на откуп только самим муниципалитетам.

 

Конкуренция и партнерство в развитии преференциальных территорий Татарстана - промышленных площадок, моногородов, промышленных зон: особых экономических зон ОЭЗ, территорий опережающего развития (ТОСЭР), индустриальных парков

Конкуренция и партнерство в развитии промышленных и преференциальных территорий

Читайте также:
Что лучше инвесторам в Татарстане: статус резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) Алабуга или территории опережающего развития ТОСЭР Набережные Челны? Сравнение налоговых и таможенных преференций обоих льготных режимов налогообложения бизнеса

Последние 5-10 лет мы наблюдаем два тренда:

  • Концентрация преференциальных льготных налоговых режимов на территории Прикамья и Закамья (ОЭЗ Алабуга, Иннокам, ТОСЭР)
  • Перенасыщение коммерческой недвижимостью производственного назначения в Прикамье и Закамье (промышленные парки Развитие, Челны, Камские поляны, Нижнекамск, Вятка)

До появления ОЭЗ Алабуга была объективная конкурентная ситуация была между промышленными зонами городов и муниципалитетов (Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь, Камские поляны и т.п.)

ОЭЗ Алабуга оттянула на себя крупных инвесторов, заинтересованных в масштабном строительстве корпусов на арендованной земле (большой площадью 3 - 15 Га)

До появления ТОСЭР конкурентная ситуация между ОЭЗ Алабуга и промышленными зонами городов и муниципалитетов выровнялась (если не брать в расчет трудности привлечения резидентов в ПП Чистополь, Камские поляны, Вятка, Кукмор)

Малые промышленные парки в районах, которым нет необходимости в особой экономической зоне приземляются там.

С появлением режимов ТОСЭР в моногородах непонятно как это всё будет развиваться наполняться и продвигаться

С момента как моногорода Наб. Челны (уже свершившийся факт), Нижнекамск, Чистополь получат статус резидента территория опережающего развития – у этих городов и инд.парков в них появится еще одно конкурентное преимущество - налоговые льготы

Как изменится конкурентная ситуация у территорий после получения статуса ТОСЭР?

Как вы относитесь к идее об определении (закреплении) специализации промышленных территорий?

Цель - хотя бы часть конкурентной борьбы снизить и перейти к партнерству взаимодополнению территории

1. Ваше мнение - должна ли измениться стратегия и тактика привлечения резидентов на промышленные территории Татарстана в свете обострения в последние годы конкуренции за потенциального резидента:

- конкурентных ОЭЗ ППТ Алабуга и ОЭЗ ПТ (ММЛЦ Свияга), Алабуга-2 (перспектива) - конкурентных преференциальных налоговых режимов ТОСЭР (Набережные Челны, перспектива - Нижнекамск, Чистополь, Камские Поляны, Зеленодольск, Менделеевск)

- конкурентных промышленных парков: ПП Камские Поляны, ПП Вятка (Мамадыш), ПП Чистополь, ПП Челны, ПП Развитие, перспектива - ПП Менделеевск (Аммоний Агро и Менделеевский промышленный центр), ПП Нижнекамск (перспектива)

2. О необходимости (отсутствии) разработки и утверждении стратегического документа по развитию ТОСЭР и промышленных территорий в РТ, как инструмент для взаимодополняющего, а не конкурирующего развития территорий.

Как вы смотрите на идею создания Республиканской стратегии управления промышленными территориями?

Туда будут входить:

  • тосэр в моногородах
  • особые экономические зоны
  • а также крупные индустриальные парки

3. Ваши предложения - какие отраслевые (или не отраслевые) специализации можно предложить территориям (городам) - конкурентам?

Власти Чистополя обратились к Федеральным властям с просьбой о расширении границ моногорода с тем чтобы включить и территорию парка тоже в границы моногорода Чистополь

Получается налоговый режим ТОСЭР будет также действовать и на парке. Как получилось у Чистополя?

Почему не получилось у Набережных Челнов? Ирина Макиева достаточно четко дала понять, что например расширить территорию города Набережные Челны чтобы включить часть Тукаевского района не получится

Вопросы конкурентного развития или партнерского развития других промышленных территорий (новых ТОСЭР, промышленных парков)

Можете ли вы дать какие-то рекомендации, предложения?

Отраслевое сообщество, развивающее индустриальные парки, говорит, что наиболее успешные - это всё-таки индустриальные парки не универсального формата, а моно-профильные, узкоспециализированные с ярко выраженной отраслевой (химия, автокопоненты) или иной специализацией (логистика) 

Это позволяет строить особенную инфраструктуру например какие-то особые очистные сооружения или здания с определенными характеристиками:

  • прочностью полов
  • стеновые параметры
  • высотой потолков
  • особыми инженерными коммуникациями
  • особыми пожеланиями к конструкциям

Говоря о стратегии и тактике привлечение резидентов на территорию индустриального парков, находящихся вне городов (Тюлячи, Вятка, Кукмор, Актаныш, Чистополь)

Нелегко привлекать резидентов в индустриальные парки (ИП), учитывая что:

  • ИП располагаются в стороне от промышленно развитых городов,
  • нет недостатка в земельных участках в муниципальных районах и промзонах городов
  • в промзонах городов нет недостатка в объектах недвижимости производственно-складского назначения (современной – да, есть необходимость)

Индустриальные парки представляют только преференции:

1. в виде каникул (до 7 лет) по арендной плате на Землю?

2. по налогу на землю (есть какие-то преференции)?

3. общереспубликанские преференции по снижению ставки налога на прибыль и налога на имущество на общих основаниях, не связанные со статусом резидента парка

Можете прокомментировать ситуацию? Или фактор налогов только один из многих и не первоочередной?

Что лучше бизнесу - статус резидента ОЭЗ или статус резидента ТОСЭР?

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284.
При необходимости - обращайтесь к нам!

Решение о выборе той или иной зоны для размещения производсотва в ней и получения льгот и преференций рекомендуем принимать рассчитав финансово-экономическую модель (ФЭМ) по 3 сценариям:

  • размещение производства на территории ОЭЗ,
  • размещение производства на ТОСЭР,
  • размещение производства без получения льготного режима.

Сравнительным анализом вариантов - разностным методом - Вы получите ответ на свой вопрос и увидите эффект от размещения в сравнении с другими режимами и с режимом без льгот - важно при расчете оценить все плюсы и минусы, все риски решения.

ВАЖНО! Производство резиденту ТОСЭР можно размещать на всей территории моногорода, подходящей по категории и виду разрешенного использования земель, охранным и санитарно-защитным зонам и близости коммуникаций

Дислокация бизнеса на ТОСЭР:

  • юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории города, которому присваивается статус ТОСЭР;
  • юридическое лицо не может находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
  • у предпринимателя должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, страховым взносам в фонды обязательного страхования (ОМС, ПФР, ФСС);
  • у потенциального резидента не может быть филиалов или представительств за пределами ТОР;
  • осуществлять свою деятельность предприятие должно исключительно на Территории опережающего развития, то есть в границах города.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Поделиться новостью