Консалтинговые услуги

Казань: (843) 278-19-00
Наб. Челны: +7(8552) 25-01-99

Проблемы моногородов типичны: жизнь в них зависит от одного или нескольких предприятий и рабочие места сосредоточены в одной сфере, социальная инфраструктура часто не развита. Если градообразующее предприятие в кризисе, возникают глобальные проблемы у все

Мы рекомендуем (см. наши предложения по этому вопросу) городским, районным властям и Правительству области вносить в заявку на создание ТОСЭР в Правительство РФ перечень приоритетных (льготируемых) видов деятельности, которые помогут развитию города и пригорода, городской и прилегающей к городу (это тоже влияет на благосостояние, уровень жизни, комфорта населения) инженерной, социальной, жилой инфраструктуры, повышению уровня жизни, быта и досуга населения, а также более гармоничному развитию города и пригорода, района, агломерации в целом!
Предлагаем включить в приоритетные следующие виды деятельности:
- сбор, транспортировка отходов,
- переработка отходов, переработка вторичного сырья
- сопутствующие производству услуги (сервис непроизводственных процессов, транспортная и складская логистика)
- Забор, очистка и распределение воды
- Сбор и обработка сточных вод
- Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов
- Деятельность трубопроводного транспорта
- Деятельность грузового водного транспорта
- Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность
При условии что не менее 30-40% их оказывается на территории монопрофильного МО и его пригорода (объекты можно отслеживать по их привязке к территории, отчетность - упростить и включить информацию об адресе постановки на учет объекта, контроль договоров и первичной учетной документации резидента ТОСЭР при этом не потребуется)
Мы поможем рассчитать эффект от создания и развития ТОСЭР, от реализации проекта (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения. Обращайтесь к нам!

Проблемы моногородов типичны: жизнь в них зависит от одного или нескольких предприятий и рабочие места сосредоточены в одной сфере, социальная инфраструктура часто не развита. Поэтому, если градообразующее предприятие в кризисе, возникают глобальные проблемы. Как сделать жизнь здесь комфортнее, прекратить отток населения? Об этом на встрече в Хабаровске говорили представители моногородов Дальневосточного федерального округа. Диалог организовал Фонд развития моногородов в рамках нового федерального образовательного проекта «Академия развития моногородов».
На территории Хабаровского края два моногорода - Чегдомын и Эльбан, а на всем пространстве Дальнего Востока их 24. Для участия в семинаре-конференции приехали представители практически всех таких населенных пунктов со всего Дальнего Востока, чтобы в очередной раз повторить свои проблемы и найти способы их решения.
Конечно, больше всего говорили о том, как найти дополнительные источники финансирования, реализовать новые проекты, выбрать сферы производства и бизнеса, способные составить конкуренцию градообразующему предприятию. И чтобы все это было по силам местным предпринимателям.
- При участии нашего фонда, - отмечает Илья Кривогов, генеральный директор НКО «Фонд развития моногородов», - уже 18 моногородов лишились своего печального статуса.  В них появились новые сектора экономики, которые даже превалируют над градообразующим предприятием. Всего же в нашем проекте уже объединено 319 поселений.

Равенство и сервис

По мнению представителя сервиса «Яндекс Такси» Евгения Хохлунова, цифровое неравенство регионов и использование только базовых функций Интернета жителями как моногородов, так и небольших городов, не имеющих градообразующего предприятия, приводит к тому, что у 20% жителей страны нет доступа к локальным цифровым сервисам, таким как доставка еды, заказ товаров и услуг, такси. А это элементарные условия современной комфортной жизни.
- Участие в сегодняшней академии и подписание соглашения с Фондом развития моногородов, - говорит Илья Кривогов, - с нашей стороны мотивированно желанием развивать сервис в малых городах, в том числе и в моногородах, применяя опыт работы с федеральными и областными центрами, сотрудничать с местными партнерами и сокращать цифровое неравенство России.
Илья Кривогов считает, что на Дальнем Востоке наиболее остро стоит проблема привлечения инвесторов, которые могут и будут развиваться в направлении экспорта товаров.
- Я убежден в том, что здесь нужно думать об экспортно-настроенном производстве, - говорит Илья Кривогов. - Практически каждый проект, которым я занимался за последние два года в Сибири, на Урале или в Центральной России, имеет экспортную направленность.
Хорошо, например, идет экспорт пищевой продукции в Китай. И моногорода в данном направлении показывают удивительные результаты. Правильные вложения и организация  позволяют местному бизнесу составить конкуренцию уже имеющимся крупным предприятиям.

Завтра без приставки

Одна из главных задач встречи была еще и в том, чтобы показать органам местного самоуправления моногородов все возможные меры поддержи и научить направлять федеральный и региональный ресурс в муниципальный бюджет.
- Российская Федерация - это большая страна с различными условиями проживания и уровнем развития, - говорит заместитель председателя правительства Хабаровского края Виктор Калашников. - На региональном уровне важно, чтобы политика была единой и целенаправленной, а программа развития моногородов ей соответствовала.
Как было заявлено на встрече, современные российские инструменты поддержки моногородов позволяют развивать прежде всего малый и средний бизнес. Между прочим экономика многих небольших городов в Америке или Европе как раз и состоит из малого бизнеса на 80-90%. У нас показатель далеко не такой хороший, но к нему нужно стремиться. Поэтому на встрече в Хабаровске представители моногородов Дальневосточного федерального округа обсуждали не только - как потратить федеральные субсидии, но и - как найти свою новую нишу для нового бизнеса в городе, который сегодня «моно», а завтра, хочется верить, уже и без этой депрессивной приставки.

Экспресс-опрос

Петр Титков, глава Верхнебуреинского района, Чегдомын:

- Нашему моногороду не достает многих благ. Главное - нет автодороги прямого сообщения с Хабаровском и районами. Также остро стоит проблема нехватки кадров для предоставления качественных услуг населению: в сфере медицины, строительства, общепита, организации работ в предпринимательском секторе, которые  решали бы ряд вопросов местного значения.
Чегдомынский горно-технологический техникум не покрывает всех потребностей в образовательных программах, которые есть у молодежи. Поэтому выпускники школ уезжают в другие населённые пункты, где и остаются.
Безусловно, Фонд развития моногородов мог бы нам помочь, если бы решил вопрос о выделении средств для развития инфраструктуры, технопарка и предприятий для открытия бизнеса в городе, не связанного с градообразующим предприятием.

Анатолий Скоробогатов, глава администрации Теплоозерского городского поселения:

- Раньше мы считали, что для развития нашего моногорода, градообразующим предприятием которого является цементный завод, необходимо прямое финансирование. Но после обучения в Сколково появилась ясность другого - первостепенной задачей является предотвращение оттока населения. Для этого нужны не только рабочие места, но и, к примеру, супермаркеты.
Сейчас мы, с одной стороны, ждем открытия производства бутилированной питьевой воды для Китая. С другой - в нашем поселении мы инициировали строительство супермаркета.

Олеся Монакова, заместитель главы Пожарского муниципального района, Лучегорск:

- Основные проблемы нашего города - высокие тарифы на электроэнергию, плохая работа водоочистных предприятий, отсутствие обустроенных парковых зон и дефицитный бюджет. От этого и общий уровень жизни в городе, уровень удовлетворенности жителей невысок. Кадровые проблемы стоят также остро. Специалистов не хватает в различных сферах, начиная с медицины, заканчивая образованием.
Нашему городу был посвящен отдельный семинар, потому я уверена, что Фонд развития моногородов сможет помочь нам в дальнейшем развитии.

Ольга Пенькова, заместитель главы управления Новошахтинска, Новошахтинское городское поселение:

- Нам, как и большей части монопоселений, не хватает бюджетных средств, но кроме этого одной из важнейших проблем является нехватка квалифицированных специалистов. Например, в штате администрации должен быть архитектор, но его в настоящий момент мы не имеем. Сейчас, когда создаем проектный офис, персонал туда тоже находим с трудом, и зачастую работают люди не по своей специальности.

Наталья Шендо, начальник отдела по экономической политике администрации города Тында, Амурская область:

- У нас много разнообразных проектов развития. Они все включены в муниципальные программы, но финансирование недостаточное.
Нам, например, хотелось бы двигаться в направлении развития спортивного туризма. Наш хоккейный корт является сезонным, но проект ледового дворца решит эту проблему. На наши горнолыжные склоны приезжают люди даже из Новосибирска.
Полина ЧЕВЕДАЕВА, Мария ТРУНОВА.

Источник toz.su

 

Первая «Академия развития моногородов» объединила более 900 представителей власти и бизнеса из 61 региона России

С 31 мая по 12 июля 2018 года в России прошли мероприятия Первой «Академии развития моногородов» – нового федерального образовательного проекта, который реализовал Фонд развития моногородов для управленческих команд из всех 319 монопрофильных муниципальных образований страны.

Всего организовано шесть однодневных образовательных семинаров-конференций, которые объединили более 900 представителей управленческих команд моногородов из 61 региона России.

Проект стартовал 31 мая в Екатеринбурге, где собрались свыше 140 участников из 37 моногородов УФО. Следующее мероприятие состоялось в Новосибирске для 150 представителей 66 моногородов СФО. Семинар-конференция в Москве объединил 300 участников команд 102 моногородов ЦФО и СЗФО. Еще два семинара-конференции приняли моногорода Набережные Челны и Каспийск, туда приехали свыше 300 человек из 88 муниципальных образований ПФО, СКФО и ЮФО. На семинаре-конференции в Хабаровске встретились 60 представителей 24 моногородов в составе ДФО.

В семинарах-конференциях участвовали команды, управляющие проектами развития моногородов, которые объединяют представителей региональных органов власти, местного самоуправления, предпринимателей, развивающих бизнес в малых городах. Обучение для них провели эксперты Фонда развития моногородов, Минэкономразвития России, Корпорации МСП, Фонда развития промышленности, Российского экспортного центра, КБ «Стрелка», «Яндекс.Такси», проектной группы «8 линий», фонда «Наше будущее».

«На семинарах-конференциях Академии были и те, кто участвовал в предыдущей образовательной программе для моногородов, были и новые лица. Это соответствует нашей цели – вовлечь как можно больше сотрудников городских, региональных администраций, предпринимателей в реализацию программы комплексного развития моногородов, добиться пристального внимания к данной теме. И нам важно обеспечить всех участников преобразований самой актуальной информацией, чтобы придать новый импульс дальнейшему развитию монотерриторий», – прокомментировал генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов.

Одной из задач Академии было предоставление ее участникам актуальной прикладной информации о мерах поддержки, которые могут быть использованы для реализации программ развития моногородов. Так, в частности, по данным Фонда развития моногородов на начало июля 2018-го, актуализированный единый перечень мер поддержки моногородов России содержит 104 таких меры, а общая сумма средств составляет порядка 350 млрд рублей в год.

Важнейшей темой Академии стало привлечение инвесторов в моногорода для диверсификации экономики, в том числе с использованием инструментов ТОСЭР. Поднимались вопросы финансовой поддержки новых предприятий малого и среднего бизнеса, создания инфраструктуры для инвестпроектов, использования льготных займов. Новым форматом обсуждения данных вопросов стали B2B сессии, завершавшие тематические круглые столы в ходе Академии.

Высоким интересом у участников пользовались семинары, посвященные вопросам развития социального предпринимательства, а также негосударственных мер поддержки для реализации социальных проектов.

Специалисты компании «Яндекс.Такси» рассказали о «цифровизации» городов, а также о внедрении онлайн-услуг в моногородах.

Наибольшие положительные отклики получены от участников по итогам проведения разработанной для Академии специалистами Фонда деловой игры «Поиск инвестора».

Программа первой «Академии развития моногородов» дополнялась в процессе проведения семинаров-конференций с учетом вопросов, возникающих у участников. Так появился блок о практиках работы с молодежью в целях снижения ее оттока из моногородов. Еще один дополнительный блок работы посвятили новой технологии приоритизации проблем города исходя из мнения всех социальных групп населения и выбору инструментов для устранения данных проблем. Данная технология была разработана специалистами Фонда развития моногородов.

Представители моногородов высоко оценили семинары-конференции Первой «Академии развития моногородов». Глава Котовска Тамбовской области Алексей Плахотников выразил благодарность организаторам образовательного проекта «за то, что сделали из моногородов передовой отряд управленцев российской провинции».

«На Академии шел информационный, и, что немаловажно, эмоциональный обмен полезными знаниями, лучшими практиками и решениями. Высокий уровень профессионализма выступающих подкреплялся сплоченной атмосферой в зале, где нет просто слушателей, где находятся лидеры моногородов, каждый из которых может поделиться проектным опытом, полученным в своем монопрофильном муниципалитете», – отметил Алексей Плахотников.

Мэр города Череповца Вологодской области Елена Авдеева добавила: «Подобные форматы обучения заслуживают исключительно положительных отзывов. Нам помогают иначе посмотреть на стратегию и программы развития своего города, определить приоритеты, услышать из первых уст условия участия в федеральных целевых программах. Один из главных аспектов работы Академии – возможность увидеть своих коллег, обменяться опытом и перенять технологии, которые уже успешно сработали в других муниципалитетах».

В заключение Илья Кривогов призвал все команды, управляющие проектами развития моногородов, проявлять инициативу и охватывать как можно более широкий спектр направлений при развитии своих территорий. Иметь ввиду не только диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест, а также социальные, культурные проекты, которые повышают качество жизни населения в моногородах.

«Вам предлагаются разные инструменты для развития, причем зачастую для их использования даже не нужно денег – достаточно лишь проявить инициативность. Что же касается финансовых ресурсов, то они тоже есть, и нужно учиться их использовать. К примеру, только Фонд развития моногородов уже заложил на ближайшие 4 года финансирование в объеме около 18 млрд рублей, поэтому ждем моногорода с проектами. Обращайтесь, будем работать с каждым регионом отдельно, чтобы эти проекты воплотились в жизнь. И, конечно, будем продолжать учиться», – обратился Илья Кривогов к командам моногородов.

Новый проект «Академия развития моногородов» стал продолжением двухлетней федеральной обучающей программы, которая была реализована для команд 319 моногородов в Москве на базе РАНХиГС и бизнес-школы «Сколково». Теперь обучение проводится непосредственно в регионах России, и «Академия развития моногородов» получит дальнейшее развитие после анализа потребностей команд муниципалитетов.

Справка:

Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» учреждена Внешэкономбанком в октябре 2014 года. Работа Фонда направлена на формирование условий для создания новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием, и привлечение инвестиций в моногорода за счет реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов. Фонд осуществляет софинансирование расходов субъектов РФ и муниципальных образований при строительстве или реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для новых инвестиционных проектов, участвует в финансировании инвестиционных проектов, выполняет функции проектного офиса по развитию моногородов, формирует команды, управляющие проектами развития моногородов, для стабилизации их социально-демографического и экономического статуса. Деятельность Фонда регламентируется правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2014 года № 1186.

Источник ozersk.ru