Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Новые способы налоговой экономии, которые сберегут деньги компании

Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий от государства!
При необходимости - обращайтесь к нам!

Руководство требует от главбухов экономить каждую копейку. Но старые способы оптимизации теряют свою актуальность. Нужны новые идеи, которые еще не закрыты. Мы собрали шесть новых способов налоговой оптимизации, безопасность которых оценили чиновники и практики. 

Способ № 1. Взять кредит, чтобы вовремя заплатить налоги и взносы  

В чем идея: заплатить вместо пеней проценты по кредиту

Что можно сэкономить: налог на прибыль

С 1 октября 2017 года в два раза вырастут пени, если компания задерживает налоги и взносы больше 30 дней (п. 4 ст. 75 в ред. Федерального закона от 30.11.16 № 401-ФЗ). Если у компании не хватает своих средств на налоги, то стоит посчитать, что выгоднее — задержать платежи в бюджет или заплатить их за счет кредита.

С октября пени будут зависеть от количества дней просрочки. Если компания не заплатила налог в течение 30 дней, то заплатит 1/300 ключевой ставки, или 10,95 процента годовых (1/300 × 9% × 365 дн.). А вот за просрочку более 30 дней пени возрастут в два раза — 1/150 ставки, то есть 21,9 процента годовых (1/150 × 9% × 365 дн.). Ставки по коммерческим кредитам банков составляют в среднем 16–20 процентов в год.

В расчетах учтите расходы. Компания не вправе списать пени (п. 2 ст. 270 НК РФ). А вот проценты по кредиту можно включить в расходы (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

На цифрах

Компания должна заплатить НДС за третий квартал 25 октября. Сумма налога — 100 тыс. рублей. Деньги появятся только через 60 дней. У компании есть кредит, за счет которого можно вовремя заплатить налог, ставка по кредиту — 17 процентов. Ключевая ставка ЦБ — 9 процентов. Посчитаем, что выгоднее.

Оплатить НДС за счет кредита. Проценты по кредиту за два месяца — 2841,1 руб. (100 000 руб. × 17% × 61 дн. / 365 дн). Их можно списать в расходы. Налог на прибыль будет ниже на 568,22 руб. (2841,1 руб. × 20%).

Задержать налог. Пени за первые 30 дней просрочки — 900 руб. (100 000 руб. × 1/300 × 9% × 30 дн.), за оставшиеся 30 дней — 1800 руб. (100 000 руб. × 1/150 × 9% × 30 дн.). Итого — 2 700 руб. (900 + 1800). Это выше, чем проценты по кредиту (2700 > 2841,1). Но эту сумму нельзя включить в расходы.»

Меры безопасности. Способ экономии безопасен, если у компании нет на счетах свободных денег. Поэтому если компания берет кредит, то безопаснее, чтобы остаток на счете был нулевой. Иначе инспекторы посчитают, что кредит был лишним, и расходы необоснованны.

Оценка налоговой безопасности

 
 
Чиновник Практик
Олег Хороший, государственный советник РФ 3-го класса Денис Савин, старший юрист BGP Litigation
Способ безопасен, а риски минимальны. Компания вправе списывать проценты по кредиту, у которого есть деловая цель (письмо ФНС России от 21.11.16 № СД-4-3/21989). Вы тратите деньги на налоги, значит, расходы на проценты обоснованны Налоговики давно разрешают списывать проценты по кредитам, которые компания направила на оплату налогов (письмо ФНС от 04.02.10 № 3-2-09/15). Компания оплачивает налоги, чтобы инспекторы не заблокировали счет. Значит, расходы на проценты связаны с получением доходов и их можно списать
Оценка Оценка
 

Способ № 2. Списать больше убытков

 

В чем идея: виртуально продать товары, чтобы сократить убытки прошлых лет

Что можно сэкономить: налог на прибыль

С этого года компания вправе уменьшить налоговую базу по прибыли на убытки не более чем на 50 процентов. Если по итогам 2017 года компания выходит в минус, то можно снизить убытки.

Задача в том, чтобы перенести расходы на 2018 год. Можно продать остатки товаров дружественному контрагенту, оформив сделку 2017 годом. Реализацию потребуется включить в доходы. В 2018 году компания выкупит те же самые товары и опять их реализует. Тогда в 2017 году убытков не будет или компания сократит их до минимума. А в текущем году компания спишет расходы на товары полностью после того, как их продаст реальному контрагенту.

Меры безопасности. Безопаснее выкупить товары с небольшой наценкой, чтобы инспекторы не сопоставили две сделки. Иначе они потребуют пересчитать доходы прошлого года и у компании возникнут убытки, перенести которые на текущий год получится только наполовину.

Оценка налоговой безопасности

 
 
Чиновник Практик
Наталья Ежова, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Александр Анищенко, аудитор аудиторской фирмы «АТОЛЛ-АФ»
Способ безопасен при одном условии — если компания передала товары не только на бумаге, но и физически. Главное доплатить НДС со сделки и учесть доходы от реализации Способ практически безопасен. Налоговики вряд ли будут спорить с доходами в прошлом периоде. Главная проблема — найти покупателя, который согласится вернуть товары через реализацию
Оценка Оценка
 

Способ № 3. Передать имущество «дочке» на упрощенке и снизить налог на имущество

 

В чем идея: передать здание дочерней компании, которая будет платить налог по более низкой ставке

Что можно сэкономить: налог на имущество

Компании, которые платят налог на имущество с кадастровой стоимости, могут передать активы в уставный капитал дочерней организации на упрощенке. Чтобы потом пользоваться имуществом, достаточно заключить договор аренды. С доходов от аренды новый владелец здания заплатит упрощенный налог, а с кадастровой стоимости посчитает налог на имущество меньше, чем бывший собственник.

Регионы сами устанавливают ставки по налогу на имущество, в том числе с кадастровой стоимости. В некоторых субъектах ставки отличаются в зависимости от того, какой режим компания применяет — общий или упрощенку.

Для компаний на спецрежимах ставки ниже. Соответственно, если имуществом владеет компания на упрощенке, то общая налоговая нагрузка в холдинге снизится.

У способа есть минус — собственник обязан восстановить НДС с остаточной стоимости актива (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). А организация на упрощенке не сможет заявить вычет, так как не является плательщиком НДС (п. 11 ст. 171 НК РФ). Поэтому способ будет выгоден, если остаточная стоимость приближается к нулю.

Меры безопасности. Передайте актив по рыночной стоимости, которая будет соответствовать кадастровой. Стоимость всех активов нового владельца не должна превышать 150 млн рублей. Иначе он потеряет право на упрощенку (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Дополнительно обоснуйте, зачем компания передала активы и снова взяла их в аренду.

Оценка налоговой безопасности

 
 
Чиновник Практик
Алексей Сорокин, начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России Марина Марчук, юрист компании «Деловой Фарватер»
Способ рискованный. На проверке налоговики могут заподозрить схему в действиях компаний. Чтобы не спорить, безопаснее подтвердить деловую цель операций Применять способ опасно, если компания арендует имущество по мизерной цене. Налоговики не доначислят налог на имущество, но увеличат доходы нового собственника на рыночную стоимость аренды
Оценка Оценка
 

Способ № 4. Дешевле получить выписку из Росреестра

 

В чем идея: выдать работнику подотчетные, чтобы он сам проверил право собственности продавца или арендодателя

Что можно сэкономить: оборотные средства

Компания может сэкономить, если выдаст сотруднику деньги под отчет и попросит его заказать выписку из Росреестра. Например, выписка нужна, чтобы проверить собственника, который сдает или продает помещение. Документ для «физика» стоит почти в три раза меньше, чем для компаний (приказ Минэкономразвития России от 10.05.16 № 291). Электронную выписку «физики» могут заказать за 250 рублей, а компании — за 700 рублей.

Меры безопасности. Расходы надо подтвердить документами. В заявлении на выдачу подотчетных попросите сотрудника написать, на какие цели он берет деньги. После того как работник получит выписку, он оформит авансовый отчет и приложит к нему квитанцию об оплате или выписку с банковской карточки (п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Оценка налоговой безопасности

 
 
Чиновник Практик
Светлана Сергеева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Евгения Манаенкова, юрисконсульт ООО «Юридическая фирма “Манаенков и партнеры”»
Риски минимальны. Компания вправе учесть стоимость выписки как расходы на информационные услуги ( подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ ). Чтобы избежать споров, сохраните документы по оплате выписки и сам документ Способ выгодно применять. Если компания часто запрашивает выписки из реестра, то она сэкономит не только оборотные средства, но и время на оформлении бумаг. Для этого попросите сотрудника принести выписку с карточки и прикрепить к авансовому отчету
Оценка Оценка
 

Способ № 5. Поручиться перед контрагентом и получить вознаграждение за услуги

 

В чем идея: заключить договор поручительства и списать расходы

Что можно сэкономить: налог на прибыль

Компания может привлечь дружественного контрагента и заплатить ему, чтобы он стал поручителем. Поручитель не учитывает в доходах вознаграждение, а заемщик вправе списать выплату в расходы (ст. 270, подп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Меры безопасности. Вознаграждение за услуги надо не только начислить, но и перечислить поручителю. В договорах с банками должно быть сказано, что они вправе списать деньги со счетов поручителей, должны быть прописаны номера этих счетов. Это покажет, что у поручителя есть риски по обязательствам.

Безопаснее, чтобы у заемщика и поручителя были разные учредители. Иначе инспекторы снимут расходы на вознаграждение, и защититься не получится даже в суде (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.08.16 № Ф04-3309/2016).

Оценка налоговой безопасности

 
 
Чиновник Практик
Ирина Илларионова, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики ООО «Коулмэн Лигал Сервисиз»
Способ рискованный. По общему правилу доходы и расходы должны быть зеркальны. Если доходы не учитывают по статье 251 НК РФ, то и связанные с ними расходы не учитывают по статье 270 НК РФ Способ законный, но безопаснее обосновать причину поручительства. Например, этого требовал банк
Оценка Оценка
 

Способ № 6. Сэкономить на новых онлайн-кассах

 

В чем идея: заключить договор на год и подключить несколько касс у одного оператора

Что можно сэкономить: оборотные средства

С 1 февраля инспекция регистрирует только новые онлайн-кассы. Чтобы передавать сведения о расчетах в инспекцию, компании заключают договор с операторами фискальных данных.

Выгоднее заключить договор с оператором сразу на год и перечислить деньги за год вперед. Если выбрать годовой тариф, то обслуживание обойдется дешевле, чем если компания платит каждый месяц или квартал. Если подключить к одному оператору сразу все кассы, можно получить скидку.

Меры безопасности. Компания вправе списать расходы и заявить вычет только после того, как оператор окажет услугу. Операторы присылают отчет раз в месяц или в квартал. Поэтому рискованно заявлять все расходы сразу.

Оценка налоговой безопасности

 
Оператор фискальных данных Практик
Николай Самохин, директор по продажам оператора фискальных данных «Платформа ОФД» Сергей Рюмин, аудитор, управляющий партнер ООО «КАФ “ИНВЕСТАУДИТТРАСТ”»
Способ безопасен. Чтобы выбрать оптимальный вариант, проверьте, есть ли оператор в реестре на nalog.ru в разделе «Иные функции ФНС России» Если компания сэкономит на передаче данных, то спишет меньше расходов по налогу на прибыль. А значит, прибыль вырастет и проблем с налоговиками не будет
Оценка Оценка

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.