Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Заявки на включение в территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) действующих предприятий Набережных Челнов не одобряются - отклонение заявки происходит на этапе Министерства финансов Республики без приведения разумных причин отказа

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей Тимуру Нагуманову обратились несколько предпринимателей, так как их заявки на включение в территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) не принимаются. По их словам, отклонение заявки происходит на этапе Министерства финансов Республики без объяснения причин.

Представители министерства экономики, исполкома Набережных Челнов, министерства промышленности и торговли и Агентства инвестиционного развития обсудили эту и другие проблемы, с которыми сталкивается бизнес при попытке войти в ТОСЭР.

Пора уже прекратить заниматься додумыванием и подозрениями и начать внимательно изучать проекты - тогда поймете, что речь идет о реализации новых проектов во вновь созданных ЮЛ, предполагающих выпуск новой продукции, оказание новых услуг!

Обращения к Уполномоченному поступили от двух компаний — «Научно-производственный центр» и «Современные пищевые технологии».

Предприниматели рассказали о проблеме отклонения заявок министерством финансов после одобрения министерством экономики и минпромом.

Представитель минпрома Тимур Гильмизянов пояснил, к чему сводятся претензии минфина. По Мнению Минфина "Руководители существующих предприятий целенаправленно создают новые, чтобы перенести в них производство и получить льготы, полагающиеся резидентам ТОСЭР". 

Замминистра экономики РТ Наталья Таркаева сообщила, что резидентами в течение 2016 года стали 6 компаний. «Мы только смотрим на целесообразность реализации проекта для экономики Республики Татарстан, и пишем заключение с этой точки зрения». В отличие от минэкономики, минфин имеет другую задачу — обеспечить бюджетную эффективность.

Минфин РТ отклоняет (дает отрицательное заключение) 100% заявок местного бизнеса Н.Челнов, поданных после 6 первых одобренных - на получение статуса резидента ТОСЭР (это дает налоговые льготы) новым проектам, выделяемым в отдельные юридические лица - для обеспечения раздельного учета операций по проектам) с формулировкой: "Существует риск перевода бизнеса (персонала, контрактов, имущества) на юридическое лицо с преференциями" или "Существует риск объединения юридических лиц после завершения льготного периода".
В разговоре комментируют: "Вы хотите развивать свое производство за счет бюджета!"
А внешний инвестор разве не занимается тем же самым? Он развивает свое производство за счет предоставляемых ему льгот (нашего бюджета)!
Что интересно:
1. Этот вопрос при одобрении проектов КМК "ТЭМПО" и АПК "Камский" - не возникал? Ситуация - абсолютно идентичная. Значит "политические" проекты "пропустим", а те, у которых нет мощного лобби - нет?
2. Было бы понятно мнение Минфина - если бы проекты НЕ соответствовали критериям бюджетной эффективности...
Но! К примеру, проект "Создание в Набережных Челнах центра технологий термической обработки металлов" (он тоже пока получил отрицательное заключение Минфина РТ при безусловно положительных заключениях Минэкономики РТ и Минпромторга РТ и категорическом ходатайстве НП Иннокам (!) - имеет коэффициент бюджетной эффективности - 2 по бизнес-плану (это подтверждает и сам Минфин РТ в своем заключении (!) - это значит, что выпадающие доходы бюджета (из-за предоставления льгот по налогам) - перекрываются в двойном (!) размере будущими налоговыми поступлениями от проекта! Что еще нужно Минфину?

Даже на момент защиты заявки по ТОСЭР замглавы федерального минфина Андрей Иванов отдельно настоял, «чтобы не было перетоков», то есть включения действующих компаний в новые резиденты. ТОСЭР создан не для того, чтобы дать льготы существующим предприятиям, а чтобы в моногороде со сложной структурой экономики появлялись новые инвестиционные проекты и направления развития, продолжила Таркаева.

По мнению Гильмизянова, предприятие, получившее отказ, может повторно подать заявку и привести доводы, которые убедят минфин: «Нигде нет запрета на повторную подачу заявки».

Замруководителя исполкома Челнов Эльдар Тимергалиев рассказал, что по каждой заявке проводится глубокая экспертиза по числу созданных рабочих мест, объему капитальных вложений.

Таркаева отметила, что для действующих предприятий есть возможность расшириться и сделать новый цех: «Тогда нужно читать другую нормативную базу, где для действующих предприятий прописаны требования по входу в ТОСЭР.

Необходимо создать на новом производстве количество рабочих мест, соответствующее среднесписочной численности сотрудников действующего предприятия за последние три года».

В случае «Современных пищевых производств», которым отказали, следовало создать дополнительно 1500 рабочих мест, а не 30, как предусмотрено в нормах. Что касается льготы по налогам на прибыль, получение ее возможно, если новый вид деятельности составляет 90% общей выручки — это федеральная норма. Если следовать ей, то для действующих предприятий вход в ТОСЭР становится невыгодным.

Главный эксперт Совета Венера Камалова заключила, что претензии минфина обоснованы, и сообщила, что с компаниями «Научно-производственный центр» и «Современные пищевые технологии» вопрос будет проработан более подробно.

Тимур Гильмизянов предложил провести дополнительную работу над критериями и уточнить, что именно, по мнению минфина, может считаться переносом производства. Камалова ответила, что критерии, вероятно, удастся сформулировать по истечению следующего года, когда будет наработана практика приема заявок. Однако, по мнению Таркаевой, любые критерии скорее ограничат предпринимателей, именно поэтому они и не были заданы изначально: «Чем больше мы будем вводить условий, тем больше у тех, кто захочет запретить, будет возможностей». 

ТОСЭР НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ. ПРОШЕЛ ГОД. ЧТО ЕЩЕ НУЖНО ДОДЕЛАТЬ?

По итогам изучения нормативной документации и общения с предпринимателями, имеющими намерение получить статус резидента ТОСЭР Набережные Челны и реализовать в этом статусе инвестиционный проект, начать новое производство и реализацию продукции вльготном налогвом режиме, сотрудники компании получили такой план по усовершенствованию "нормативки" режима ТОСЭР:

1. Виды деятельности указаны не все

Требуется дополнить перечень видов экономической деятельности, которые перечень видов экономической деятельности, осуществление которых допускается в результате реализации инвестиционных проектов резидентам ТОСЭР (дополнить приложение №1 к Постановлению Правительства РФ № 44 от 28.01.2016

Например, на сегодняшний день статус резидентов ТОСЭР не смогут получить компании, занимающиеся существенно важными для гармоничного сбалансированного развития отраслей производства и города в целом, как:

  • научная и исследовательская деятельность (НИР и ОКР) и реализация их результатов промышленным предприятиям,
  • услуги прототипирования, производственного инжиниринга, внедрение,
  • разработка инженерного программного обеспечения для проектирования, управления производственными процессами, технологическими процессами,
  • разработка контроллеров, автоматики, КИПиА, систем управления автоматизированными и роботизированными комплексами,
  • услуги и работы производственного характера, оказываемые производственным предприятиям на аутсорсинговой основе смежниками (зарядка аккумуляторов, обслуживание, наладка оборудования, 
  • сбор, транспортировка отходов,
  • переработка отходов,
  • переработка вторичного сырья,
  • утилизация отходов и т.п.

2. Минимальный объем капитальных вложений резидента ТОСЭР. Предлагается:

  • заменить слово "капитальные вложения" на "инвестиции" (более широкое понятие),
  • предусмотреть и явно прописать - что относится к инвестициями, учитываемыми в соглашении с резидентами, а что - не относится и
  • дать методику признания этих расходов (по какой стоимости, на какую дату, методом начислениям или кассовым методом и решить аналогичные т.п. методические неоднозначные толкования)
  • признать инвестициями также вложения в нематериальные активы (ноу-хау, патенты, изобретения) и результаты интеллектуальной деятельности (РИД)
В настоящий момент статья 1 "Основные понятия" Федерального закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений использует следующие основные понятия:
инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

До получения внятного ответа на эти вопросы - местные предприниматели заняли выжидательную позицию и не торопятся "вступать в ТОР" в качестве "действующего предприятия".
А попытки получить статус резидента ТОСЭР на вновь открытое предприятие (с реализацией в нем нового инвестиционного проекта) Минфин РТ отклоняет (дает отрицательное заключение) с формулировкой: "Существует риск перевода бизнеса (персонала , контрактов, имущества) на юридическое лицо с преференциями" или "Существует риск объединения юридических лиц после завершения льготного периода".
Общий смысл: "Вы хотите развивать свое производство за счет бюджета!"

Нельзя забывать про внутреннего инвестора (предпринимателя с действующим производством, реализующим новый инвестиционный проект - с другой услугой, продукцией)!
Создавая упрощенные процедуры для инвесторов внешних - "варягов" и "зарубая" проекты - опасаясь "перетоков" местного инвестора - на медленном огне поджаривают своего - местного производителя!
Требуются
как минимум одинаковые правила для местных и привлекаемых.

По какой стоимости признаем лизинг?

Еще один из нерешенных вопросов методики признания суммы инвестиций как обязательств ключевых показателей соглашения резидента ТОСЭР в ситуации с использованием операций лизинга оборудования, техники, недвижимости.

До сих пор непонятно по какой стоимости будут признаны в учете с точки зрения исполнения обязательств соглашения резидента при покупке имущества в лизинг ?

Инвестиции будут признаны по первоначальной стоимости актива?

Или же по всей стоимости лизинга с учетом удорожания лизинговых платежей?

Как известно, лизинговая сделка содержит два типа платежей которые в договоре с лизинговой компании практически всегда не разделяются:

  • есть выкупная стоимость оборудования
  • есть плата за его пользование (аренду)

А платеж в лизинговую компанию как правило совокупный без разделения на выкупную часть и аренду часть

Есть еще одно мнение - в качестве суммы инвестиций при приобретении оборудования в лизинг будет признан только:

  • авансовый платеж, выплаченного за счёт средств предприятия 
  • и выкупной платеж, то есть оплата остаточной (недоамортизированной) стоимости актива, которое до момента перехода права собственности учитывается на балансе лизинговой компании (лизингодателя). 

3. ТОСЭР в моногородах и ТОР на Дальнем Востоке - это не одно и то же.

Нормативная документация и Постановления Правительства по ТОСЭР в моногородах были сделаны на основе аналогичных документов о статусе резидента ТОСЭР, создаваемых на Дальнем Востоке, а те в свою очередь - на основе документов о создании особых экономических зон. То есть с точки зрения создания промышленных зон на свободном земельном участке (незастроенной территории - Greenfield).

Законодательство ТОР Дальнего Востока создано объективно правильно - там речь действительно идет о создании новой промышленной зоны на ранее незастроенном земельном участке  - фактически о новом строительстве в чистом поле. 

А вот территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах - представляет собой всю территорию города:

  • с уже имеющимися коммуникациями (нуждающимися в увеличении пропускной способности, умощнении, капитальном ремонте)
  • с построенными зданиями, помещениями (как вариант, нуждающимися в достройке, реконструкции)
  • с освоенными земельными участками и чистыми з\у
  • с ранее приобретенным и смонтированном на другой территории оборудовании, находившемся в эксплуатации
  • с рабочим персоналом, который будет выполнять и функции по реализации нового проекта и функции остальной (непроектной, текущей) деятельности 

Соответственно, для ТОСЭР моногородов должны быть проработаны вопросы признания в качестве инвестиций затрат, связанных с:

  • работами по достройке и реконструкции, а не только в части нового строительства
  • капитальными вложениями в арендованные объекты основных средств (здания, помещения)
  • не только оснащением новым производственным оборудованием, но и переносом производственного оборудования с одной территории на другую
  • закупкой оборудования, бывшего в эксплуатации 

Что льготируется, а что - нет?

Причем бремя доказательности правильности применяемых методик расчёта и применяемых баз распределения косвенных расходов ляжет на налогоплательщика
Мы - практики и реалисты, а потому знаем, что презумпция невиновности во взаимоотношениях предпринимателя и гос. аппарата - сказка для наивных юристов
В стране, где еще 2-3 десятка лет предпринимательство было уголовно наказуемым деянием и даже у "братвы" тоже награждалось презрительным термином "коммерс", пока еще приходится самому доказывать что "не верблюд" и отношение еще далеко от достойного уважения к налогоплательщику.

На сегодняшний день не решен методически и не получен ответ на вопрос:

  • льготируются ли вся деятельность предприятия, ставшего резидентом ТОСЭР
  • или только часть его деятельности связанная с реализацией нового инвестиционного проекта?

Очень многие методики распределения расходов, являющимися косвенными, содержит элементы субъективизма бухгалтера или же наоборот - не вникания законодателя, составлявшего методику в специфику работы конкретного бизнеса.

Это означает, что методики распределения на предприятии могут быть оспорены контрольно-надзорными органами, службами и методологами Министерства Финансов или Федеральной Налоговой Службы

А это - недопустимо, потому что должно быть совершенно четкое единообразное толкование и объективная методика, иначе предприятие получит вместо льгот многолетние споры и тяжбы, давление фискальных органов, вместо того, чтобы все свое внимание и ресурсы бросить на реализацию инновационного проекта. 

Например, в части льгот по налогу на землю:

Льготируемся только з\у приобретенный после получения статуса резидента ТОСЭР

Или весь участок, на котором стоят производственные корпуса действующего предприятия, а на свободной его части путем нового строительства реализуется новый проект?

В части льгот по налогу на имущество организаций:

Льготируется все имущество предприятия, которое получило статус резидента ТОСЭР, будучи уже действующим предприятием?

Или только вновь приобретенное после получения статуса резидента ТОСЭР оборудование?

К льготируемому относится весь существующий имущественный комплекс?

Или только вновь построенные после получения статуса резидента ТОСЭР здания и сооружения?

Только в части достройки новых объектов или же все затраты на реконструкцию - могут быть зачтены в качестве инвестиций как ключевой показатель эффективности резидента? 

В части льгот по взносам (отчислениям с ФОТ) - ЕССН:

Весь штатный персонал предприятия имеет право на льготу по отчислениям в фонды обязательного пенсионного медицинского и социального страхования?

Или же только персонал, связанный с реализации нового проекта?

Это имеет известную методическую проблему и трудность ведения раздельного учета затрат на оплату труда персонала

Помимо оплаты труда персонала очень много расходов косвенного характера  -относящиеся и к реализации проекта и управлению основной деятельностью предприятия (непроектная) 

Какая часть налога на прибыль организации может быть рассчитана с учетом льгот?

Вся прибыль предприятия?

Или же прибыль, полученная от реализации проекта? 

На сегодняшний день раздельный учет прибыли проекта чрезвычайно затруднен - он не имеет объективных утвержденных критериев разделения и абсолютно неоспоримых баз распределения косвенных расходов

Какие меры поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан

следует реализовать для местного производителя, чтобы развивать и внутреннего инвестора)?

Руководитель компании Маслехин Сергей дал свои предложения по развитию мер поддержки предпринимательства в Республике Татарстан c 2017 года для местного производителя в качестве мер компенсации (противовеса) созданию льготных условий для внешних инвесторов (частью из них сможет воспользоваться и инвестор извне)

А) Нужна упрощенная процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования - для строительства промышленных объектов для девелоперов (УК) проектов промышленных (индустриальных) парков, ОРЦ, технопарков, промышленных площадок.

Сейчас процедура усложненная - через внесение изменений в градостроительный план (ТИГП и т.п.) и через КМ РТ и долгая (несколько месяцев - иногда больше года) процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования - для строительства промышленных объектов.

Основанием для применения упрощенной процедуры будет принятое на уровне района (Республики) решение о включении земельных участков в черту пром. парка как территории перспективного развития для узаконивания пром парка.

Решение: потребуется внесение изменений в нормативные документы МЗиО РТ, КМ РТ и в Земельный кодекс РФ и РТ - приоритетный порядок изменения категории и целевого вида разрешенного использования земель муниципального и государственного фонда при реализации масштабного инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) - строительство индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово - распределительного центра - ОРЦ) центра

Примечание:
Крупные инвесторы уже могут арендовать землю под масштабные инвестиционные проекты в Республике Татарстан без проведения торгов при соблюдении следующих критериев:
- создание количества рабочих мест (50 для сельской местности, 100 - для городов),
- объем инвестиций более 350 миллионов рублей за период реализации проекта,
- ежегодные поступления от налогов, взимаемых на территории РТ более 25 миллионов рублей ежегодно при выходе на проектную мощность.

Б) Требуются особые условия распределения земельных участков (передача без проведения торгов) для девелоперов (УК) проектов промышленных (индустриальных) парков, ОРЦ, технопарков, промышленных площадок.

Как помочь управляющей компании (УК - не всегда девелопер, инвестор) получить земельный участок (муниципальная собственность) под промышленный парк в аренду (с правом сдачи з\у в субаренду резидентам), особенно в ситуации когда коммуникации уже построены за бюджетный счет (муниципальная или республиканская собственность)?

Логика ЗК РФ - распределение земельных участков должно проходить на стандартной конкурсной основе. В данном случае, видим как минимум 3 препятствия при данной схеме:

1) Земельный участок согласно условиям конкурса может достаться человеку (ФЛ) или организации, которые не заинтересованы (преднамеренный обман) в его развитии в качестве УК или девелопера или резидента промпарка. В таком случае процедура изъятия у него и передача девелоперу (резиденту) может затянуться. Инвестор (девелопер) просто уйдет в другой регион.

2) Изначально земельный участок представляет собой, как правило, один большой участок земли, который будет дробиться в дальнейшем на 2 части:

- участки для нужд резидентов (для сдачи в аренду\субаренду\для продажи) под размещени проивзсодственных и складских корпусов.

- участки для технических коридоров, дорог, трасс, технических площадок, заборов (непригодных для сдачи в аренду) общего пользования

В дальнейшем (касается государственных, муниципальных парков), после строительства коммуникаций, муниципалитет должен объявлять новый конкурс уже на управление инфраструктурой парка. Таким образом может возникнуть ситуация, когда:

  • одна УК может выиграть конкурс на распоряжение земельными участками для резидентов - для сдачи в аренду\продажу,
  • вторая УК - на управление коммуникациями.

Данную ситуацию считаем неправильной, так как парком должна управлять одна УК.

Еще по теме:
наши предложения по развитию в Республике Татарстан переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции:
развитие системы агро-промышленных парков;
развитие системы агро-логистических - оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах  в рамках обсуждения с Министерством сельского хозяйства РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 - 2020 годы

3) Зачастую важно снизить до минимума (понижающим коэффициентом к ставке арендной платы или земельного налога) затраты УК, девелопера, резидента по уплате арендной платы на землю или налога на период строительства (это фактор привлечения девелопера, УК, резидента).

При проведении конкурса на повышение ставки аренды (аукцион по 44-ФЗ, конкурс) - вариант льготного периода (уменьшающего коэффициента) исключается или связан с судами и санкциями - УФАС не допустит.

Выводы: Должны быть приоритеты по заключению договора ДУ\аренды коммуникаций у УК, выигравшей конкурс на аренду земли для передачи резидентами То же касается продления и перезаключения договоров при дроблении\объединеии участков

Решение: Потребуется внесение изменений в Земельный кодекс РФ (затем ЗК РТ) - приоритетный порядок (без проведения торгов) передачи земель муниципального и государственного фонда в аренду (или собственность) УК или девелоперу, реализующему масштабный инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) по строительству индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово - распределительного центра - ОРЦ) центра.

Очень приятно, что гос. служащие услышали нас и работают над этим - Правительство сделало первые шаги - внесены поправки в ПКМ 1034 о передаче земельных участков без торгов - индустриальные парки, промплощадки, ОРЦ признаны масштабными инвест. проектами. 

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в конкурсах РТ и РФ, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам. 

Компания имеет практический опыт сопровождения проектов развития территорий, кластеров (промышленные, агро-промышленные, туристические, ТОСЭР, резиденты ОЭЗ) Республики Татарстан и других регионв в конкурсах федеральных и региональных Министерств, ведомств, Фондов. Также компания имеет практический опыт сопровождения более 500 проектов предпринимателей  

Чем мы можем быть Вам полезны:

    Со стоимостью возможных комплексов услуг и работ 
    можно ознакомиться здесь.
    Обращайтесь к нам!

  • деловая переписка с органами власти всех уровней, организациями,
  • разработка презентации, концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации вашего проекта и сопровождение проекта для получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • услуги финансиста, экономиста, юриста, маркетолога. 

 

 

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.