Консалтинговые услуги

Казань: (843) 278-19-00
Наб. Челны: +7(8552) 25-01-99

Готовность властей и бизнеса к созданию в моногороде «Зеленодольск» территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) или 6 причин для инвестиций в Зеленодольск

Руководитель компании "Верное решение" пообщался с руководством города Зеленодольска по вопросам подготовки создания ТОСЭР в этом моногороде. На встрече обсудили :

Также предлагаем ознакомиться с другими простыми рецептами создания ТОСЭР.

Оптимальный процессом по подготовке создания территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах и по инвестиционному планированию проектов резидентов представляется следующая последовательность действий

Этап 1. Проведение конференции, форума предпринимательского сообщества. 

Тема: "Подготовительные работы по созданию преференциальной промышленной зоны - территории опережающего развития (ТОСЭР) в моногороде"

Среди обязательных приглашённых на это мероприятие:

  • Производственные предприятия города, в том числе те, деятельность которых является градообразующей и обеспечивающей монопрофильность даноого города
  • Фермерское сообщество из прилегающих к городу районов желательно в радиусе не менее 20 и 30 км от центра города
  • Торговые предприятия, осуществляющие или панирующие переработку продукции или какой-либо передел технологического цикла (мойка, сушка, фасовка, упаковка, хранение, доставка и прочие элементы транспортной или складской логистики)
  • Предпринимательское сообщество
  • Общественные предпринимательские организации (ассоциации, союзы, фонды, торгово-промышленная палата, общественные объединения такие как Деловая Россия, Опора России, Российский Союз промышленников предпринимателей, ассоциации предприятий и так далее)
  • Ресурсоснабжающие и сетевые организации

Цель данного мероприятия и подготовительных работы к нему:

  • пригласить и обеспечить присутствие как можно большего числа предпринимателей и представителей предприятий
  • донести до этого сообщества цели создания территория опережающего развития
  • анонсировать выгоды для бизнеса и ознакомить с приоритетами развития
  • озадачить и включить в работу предприятия по планированию, прогнозированию в горизонте на 10-15 летнюю перспективу своих проектов развития (формализации своих планов и идей и доработке их в инвестиционные проекты)
  • донести важность тщательного планирования своих проектов и переложения всех ресурсов и планов на язык финансово-экономических расчетов с подведением итогов

По итогам проведённого мероприятия начинается этап 2:

Мы полагаем, что данную работу должен провести проектный офис (инвестиционный центр) муниципалитета (в противном случае - сбором информации от самих предприятий - весьма сложно обеспечить единообразие методологии планирования, сопоставимость данных и вообще - получение полной информации и одинакового набора показателей). Поэтому рациональным представляется возложить на ПО (ИЦ) функцию консолидатора и оператора расчетов, ограничив участие предприятий и предпринимателей только предоставленим исходной информации и утверждением (согласованием) итогов расчетов.

Этап 2. Сбор, консолидация, предварительный анализ инвестиционных проектов предприятий (продолжительность этапа 1-2 месяцев). Задачи этапа:

  • индивидуально проработать с каждым предприятием (инициатором инвестиционного проекта - ИП) его проект - получить от инициатора или исходные данные для планирования инвестиционного проекта (ИП) или результаты (итоги) расчета показателей инвестиционного проекта (ИП)
  • осуществить сбор и консолидацию этой информации по всем ИП в базе данных
  • обеспечить конфиденциальность представленной информации (в том числе маркетингового, коммерческого характера, доходов, налоговой нагрузки).

Инвестиционное планирование потребует значительного ресурса - временного, денежного и других ресурсов компании. 

Потребуется сформировать прогноз на 10-15 лет по всем проектам (по единой методологии, в единых: валюте, единицах изменения, горизонтах планирования и в одном инструменте - для обеспечения сопоставимости и последующей агрегации) по следующим (как минимум) показателям:

  • выручка (оборот по реализации)
  • инвестиции проекта хотя бы у крупными нормативами и в том числе капитальные вложения в основные средства и НМА
  • вновь созданные рабочие места
  • количество привлекаемых граждан и субъектов предпринимательства по договорам гражданско-правового характера
  • операционные затраты по проекту 
  • налоговые отчисления по видам налогов и уровням бюджета

И внести эти проекты и их показатели (а лучше - всю инвестиционную и финансово-экономическую модель - прогноз расчета показателей) в общую базу (портфель инвестиционных проектов) для консолидации и управления портфелем проектов - базой данных всех проектов:

  • осуществление выборки, фильтрация проектов по критерию
  • позволит структурировать - осуществить группировку проектов по какому-то признаку,
  • индексация, сортировка, проектов по критериям
  • обеспечить необходимую агрегацию показателей всех преоктов выборки
  • формирование итогов в виде таблицы, графика, расчетов

Критерии выборки и сортировки, отбора должны быть учтены самые разнообразные :

  • стоимость (инвестиции) проекта,
  • отдача на вложенный капитал,
  • срок окупаемости,
  • бюджетный эффект (налоговые поступления, выпадающие доходы),
  • отраслевая принадлежность (до подотрасли и узконаправленной сферы)
  • социальный эффект (рабочие места, производительность труда) и т.п.

Роль такой базы данных вполне может выполнить:

  • специально создаваемый программный продукт класса СУБД (система управления базами данных)
  • электронная таблица на базе Microsoft Office Excel (есть ограничения)
  • электронная таблица на базе ПО Альт-инвест СУММ (есть ограничения - позволяет сформировать финансово-экономические параметры неболее чем по 255 инвестиционным проектам, реально - "тормозит" на 30-40 проектах)

Этап 3. Анализ инвестиционных проектов и формирование портрета резидента ТОСЭР

На 2 этапе очень важна репрезентативность выборки  - (наибольший охват проектов) - чем большее количество предприятий и предпринимателей:

  • имеющих инвестиционные проекты развития
  • расширяющих свой бизнес
  • планирующих новые виды продукции, расширение ассортиментной линейки
  • оказание новых видов услуг
  • выполнение новых видов работ

будет опрошено и собрано в базу данных (БД) тем более точно будет сформирован портрет потенциального резидента ТОСЭР - территории опережающего развития и меньше будет гипотетических проектов (условно-типовых резидентов)

Помимо вышеназванных эффектов данная система позволит оценивать как прямые, так и косвенные эффекты от реализации проектов:

  • возможность планирования мощностей источников всех ресурсов (газ, электро-, тепловая энергия, водоподведение, водотведение), пропускной способности подводящих сетей для расширяющихся и новых производств
  • получение исходной информации для планирования обеспечивающий подсистемы (транспорт всех видов, логистика, снабжения ресурсами непроизводственного назначения - всмомогательные материалы, иные расходники, услуги)
  • получение исходной информации с точки зрения понимания возможностей производственного инжиниринга,
  • планирование возможных кооперационных связей между предприятиями (в части производственных переделов, снабжения сырьем, поставок готовой продукции или их полуфабрикатов, оказания сопутствующих услуг)
  • в ходе этой аналитической работы могут быть сформированы инвестиционные проекты непроизводственного характера, связанные с обеспечением качественного уровня и удобства жизни горожан (является прямым следствием создания новых рабочих мест или привлечение на территорию новых трудовых ресурсов путем направления вектора маятниковой миграции в сторону моногорода)

Для всего этого требуется развитие социальной сферы, потому что одними только производственными факторами удержать население достаточно сложно

  • могут быть предусмотрены вопросы обеспечения жильем на основе ипотеки или займов
  • могут быть предусмотрены проекты строительства новых жилых массивов, проекты обеспечения номерным фондом гостиниц
  • могут быть предусмотрены новые организации социальной сферы (обеспечение посадочными местами точек общепита, обеспечением местами в учреждениях дошкольного, школьного и вузовского образования)
  • исходя из специфики вновь возникающих проектов также могут быть спланированы потребности будущих проектов в кадрах как младшего обслуживающего персонала (МОП), так и возможно инженерно-технологического (ИТР) в связис тем, что горизонт планирования территории опережающего развития 10-15 лет, значит предусматривает и подготовку в течение 3-4-5-6 лет на перспективу требуемых кадров в том числе и инженерно-технических профессий

Данная база данных также позволит

  • осуществлять управление портфелем проекта - позволяет легко добавлять туда новые проекты и также легко исключать их, делать выборки
  • фактически управлять инвестиционными проектами моногорода и прилегающих к нему пригородов районов
  • достаточно быстро предоставлять требуемую прогнозную информацию и отчеты

Полученные агрегированные (укрупненные) показатели потребностей новых проектов в энергетических ресурсах, энерго носителях мощностях поставки природного газа, планирование пропускной способности сети и подведения электрической тепловой энергии в водопроводной воды также сети водоотведения канализование - позволят спланировать инвестиционные проекты увеличение мощности генерирующих компаний

Дислокация будущих предприятий и проектов развития может быть определена путем ситуационного анализа и построения ситуационных планов наличия и подведения сетей и коммуникаций

Анализ может способствовать открытию и планированию проектов строительства подводящих и отводящих сетей коммуникаций

Также может формироваться общая потребность в энергетических ресурсах, природном газе, воде подтвержденные со стороны генерирующих и сетевых компаний, транспортеров газа и водоканала, а также отчетов о гидрологии (наличие запасов артезианской воды)

Возможно анализ даст коррдинаты мест, где потребуется создание необходимой инфраструктуры для концентрации предприятий в одном районе города

Ситуационный анализ позволит наилучшим образом спланировать место расположения будущих промышленных (индустриальных) парков, которые представляют собой один из лучших инструментов для достижения синергетического эффекта расположения предприятий в одной специально подготовденной промышленной зоне, когда на заранее подготовленные подходящей территории

  • создаются мощности, достаточные для размещения нескольких производств на одной площадке
  • подводится общая дорога для наилучшего доступа к участку
  • строятся общие подводящие сети
  • осуществляется внутренняя разводка сетей и коммуникаций дорожной инфраструктуры
  • таким образом экономятся ресурсы путем создания сетей оптимальной топологии

Мы можем подобрать для Вашего проекта территорию (земельный участок, здания), оптимально подходящие под Ваши потребности (близость к сырьевым источникам, персонал требуемой квалификации, транспортная доступность, предприятия-смежники, рынки сбыта продукции) с учетом предоставляемых инвестору преференций (льгот, субсидий) 
При необходимости - оставляйте нам заявку (анкету)!

6 причин для инвестиций в Зеленодольск

1. Зеленодольск район граничит с городами Казань и Иннополис, пользуется всеми преимуществами города-спутника:

  • возможность "развернуть в свою сторону" еженевную и сезонную маятниковую миграцию жителей Зеленодольска,
  • возможность принять в район часть горожан Казани, ищущих условия проживания вне мегаполиса,
  • доступ к рынкам сбыта столицы,

2. Через район проходят трассы М7 "Волга", Р175 "Казань-Йошкар-Ола", имеется железнодорожное сообщение в 4-х направлениях, запускается крупный грузовой порт на реке Волга - Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.

3. В районе реализуются крупные инвестиционные проекты:

  • Промышленный парк "Волна",
  • Промышленный парк "Зеленодольск"(Новая Тура),
  • Свияжский мульти-модальный логистический центр (ММЛЦ),
  • Технополис "Новая Тура",
  • распределительные центры компаний Магнит и Х5 Retail group.

4. Стоимость земли и недвижимости в Зеленодольском районе пока существенно ниже, чем в Казани.

5. Имеются свободные территории, подготовленные для резидентов индустриальных парков и промышленных площадок.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес. 

6. На территории моногорода «Зеленодольск» планируется создание территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР), которая позволяет получить её резидентам преференции и налоговые льготы.

Критерии для резидентов ТОСЭР утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 61 от 04.02.2016 года в редакции Постановления КМ РТ №234

В настоящий момент Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района ведётся работа по корректировке перечня резидентов планируемой ТОСЭР.

Было замечено, что с момента подбора земельного участка под какой-либо проект до его предоставления проходит 6-9 месяцев, а то и больше. Возникло желание сократить этот период, начав уже сейчас формирование земельных участков под потенциальных инвесторов, получение техусловий, с проведением необходимого перезонирования части территории в промышленные зоны в генеральных планах поселений.

Возможные варианты по формированию и перезонированию в «промку» около 100 га городских земель, находящихся в прибрежной промышленной зоне и районе ЗМЗ-Тандер. Подобный подход предлагается применить в целом по району и отразить это в документах территориального планирования.

Поселениям необходимо понимать какие ресурсы и резервы имеются, какие конкурентные преимущества их территории, что прагматичнее: развивать какую-либо собственную специализацию, либо присоединиться к успешному соседу. Есть поселения, которые могут стать центрами развития нескольких поселений. Зеленодольск претендует на статус территории опережающего развития (ТОР) в моногородах. 

Особый правовой режим для резидентов ТОСЭР Зеленодольск заключается в предоставлении налоговых преференций:

  • налог на прибыль 0 – 5% (без ТОР 20%),
  • налог на землю 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 7,6% (без ТОР 30%).

Создание ТОР на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением является одним из инструментов государственной поддержки и осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».

 

При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ТОСЭР (ОЭЗ) - обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соответствующий опыт.
При необходимости организовать персональную консультацию для Вас или обучающий семинар для Ваших сотрудников "Как стать резидентом ТОСЭР?" или "Как разработать БП своими силами?" - тоже обращайтесь, научим, есть опыт

Создание ТОСЭР на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением с мая 2017 года осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (в редакции постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 494) 

В течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов):

  • минимальный объем капитальных вложений резидента территории опережающего развития, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, реализуемого указанным резидентом в отношении соответствующих видов экономической деятельности, составляет 5 000 000 рублей;
  • минимальное количество новых постоянных рабочих мест, созданных в рамках инвестиционного проекта, реализуемого резидентом территории опережающего развития в отношении соответствующих видов экономической деятельности, составляет 20 единиц.

Требования к инвестиционным проектам резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) с мая 2017 года:

1. Инвестиционный проект, реализуемый резидентом территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) (далее соответственно - моногород, территория опережающего развития, инвестиционный проект), должен отвечать одновременно следующим требованиям:

Обратите внимание!
С резидентом ТОСЭР подписывается соглашение о соблюдении (в поквартальной разбивке) в течении 10 лет следующих показателей:
1. Объем капитальных вложений с начала реализации инвестиционного проекта (нарастающим итогом), тыс.рублей, без НДС
2. Среднесписочная численность, в том числе создание новых рабочих мест с начала реализации инвестиционного проекта, единиц
Типовая форма соглашения

а) в рамках реализации инвестиционного проекта количество создаваемых рабочих мест в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, заключенным юридическим лицом с органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение), не может быть менее 10 единиц (ранее - 20) в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего развития (далее - реестр), если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития. Для юридических лиц, имеющих действующие производственные мощности на территории моногорода, количество создаваемых новых рабочих мест должно быть одновременно не менее среднесписочной численности работников юридического лица за последние 3 года (либо за период его существования, если оно существует менее 3 лет);

б) в рамках реализации инвестиционного проекта объем капитальных вложений в соответствии с соглашением не может быть менее 2,5 млн. рублей (ранее - 5) в течение первого года после включения юридического лица в реестр, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития;

Мы можем разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ТОСЭР по требованиям органа государственной власти региона. Сотрудники имеют опыт сопровождения и защиты таких проектов.
Обращайтесь к нам!

в) в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта;

г) реализация инвестиционного проекта не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы в количестве, превышающем 25 процентов общей численности работников;

Также обратите внимание на наши предложения по включению в заявки по ТОСЭР недостающих ОКВЭД
За советами по развитию бизнеса и привлечению государственного ресурса в свой проект обращайтесь к нам!

д) в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), а также производство товаров и (или) оказание услуг по следующим видам экономической деятельности:

  • добыча сырой нефти и природного газа;
  • предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа;
  • деятельность трубопроводного транспорта;
  • производство нефтепродуктов;
  • торговля оптовая и розничная;
  • лесозаготовки;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • виды экономической деятельности, в которых занято 20 или более процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода, а также основной вид экономической деятельности градообразующей организации моногорода.

Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий от государства!
При необходимости - обращайтесь к нам!

2. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, а именно затраты на новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений).

При этом не учитываются:

а) полученное (приобретенное) резидентом территории опережающего развития, реализующим инвестиционный проект, имущество, затраты на которое ранее включались в объем капитальных вложений другими резидентами территории опережающего развития;

б) затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения юридического лица в реестр, а также иные затраты на реализацию инвестиционного проекта, понесенные до указанной даты.

3. Фактический объем капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации инвестиционного проекта, определяется на основании цен товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (НДС).

Минэкономразвития РФ не ограничивает, как именно резидент должен выделить новый проект:

  • раздельным учетом операций и имущества на балансе существующей фирмы,
  • или открытием нового юр.лица,

При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников "Как стать резидентом ТОСЭР?" или "Как разработать бизнес план своими силами?" - также обращайтесь к нам, научим, есть опыт

Зачастую муниципалитет, УК ТОСЭР рекомендуют второй вариант (открытие новых ЮЛ), поскольку:

  • возрастут показатели количества созданных новых СМСП (можно будет записать это муниципалитету в заслуги),
  • упростится самому предприятию процедура раздельного учета (нагрузка на бухгалтерский аппарат вряд ли будет больше или меньше)
  • упростится задача ИФНС по контролю за раздельным учетом при реализации новых проектов (новые отдельные юр.лица контролировать проще, чем проверять раздельность учета существующих и выигрывать в суде споры по отнесению расходов, мущества и доходов к преоктной или текущей деятельности предприятия).

Дислокация бизнеса на ТОР:

  • юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории города, которому присваивается статус ТОСЭР;
  • юридическое лицо не может находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
  • у предпринимателя должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, страховым взносам в фонды обязательного страхования (ОМС, ПФР, ФСС);
  • у потенциального резидента не может быть филиалов или представительств за пределами ТОР;
  • осуществлять свою деятельность предприятие должно исключительно на Территории опережающего развития, то есть в границах города.

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Поделитесь этой информацией с друзьями и партнерами - может быть они тоже заинтересованы в этой информации и это полезно и важно для них!