Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Предложения по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и Методические рекомендаци

Исх № 154 от 03.12.2015

Ведущему советнику отдела проектов территориального развития

Г-же Давыдовой Ю. В.

ПИСЬМО

Настоящим выражаем Вам свое почтение и просим учесть наши предложения при внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и Методические рекомендации к нему, поскольку вызывает сомнение выполнимость по индустриальным паркам в РТ требования Постановления "производительность труда в действующем ИП должна быть выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ" в такой формулировке и целесообразность этого критерия как условия аккредитации промпарка (включения в реестр) Правительства РФ для целей получения инфраструктурными проектами Республики Татарстан федеральных мер поддержки.

Оставлять в действующей редакции (без внесения уточнений) показатель производительности труда предприятий резидентов парка как критерий отбора считаем неуместным, поскольку:

1. Показатель производительность труда позволяет сравнивать между собой предприятия одной отрасли и одного масштаба (МСБ с МСБ, крупный с крупным) и одной стадии развития, а сравнение производительности труда в ИП (иногда монопрофильном, иногда - многоотраслевом) с производительностью труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ (без учета отраслевых особенностей, усредненный показатель) - некорректно: 

  • показатель производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ рассчитывается с учетом показателей и крупного бизнеса и МСБ, а показатели парка будут учитывать только МСБ - возникает несопоставимость
  • производительность труда - сугубо отраслевой показатель - подразумевает именно узкоотраслевые сравнения - сопоставление однородных предприятий между собой (внутри отрасли - это применимо, если парк моноотраслевой, но не применимо если парк многоотраслевой), к тому же в промышленном парке помимо производственных предприятий есть и дистрибуция и логистика и сервис (сфера услуг) и производительность труда у них у всех разная
  • чтобы производительность труда в действующем ИП была выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ - ИП должен быть заполнен исключительно предприятиями - флагманами своей индустрии (с конвейерной системой, массовым или крупносерийным выпуском продукции и с показателями заведомо выше среднеотраслевых). А это встречается крайне редко (таких ИП - единицы), например флагманы индустрии производства автокомпонентов - компании ZF и Кнорр Бремзе КАМА - не располагаются на територии КИП "Мастер" и ИП "Челны", флагманы в сфере химии и нефтехимии - не располагаются в ТП "Химград", лидеры в нефтехимии и переработке полимеров - не присутствуют в ИП "Тюлячи" и производительность труда у резидентов МСБ (у которых мелкосерийное производство) в будет заведомо ниже общеотраслевого, поэтому пром.парки, ориентированные на резидентов из представителей МСБ попадут в реестр из-за несоответствия по этому критерию
  • большинство промпарков (особенно малых - площадью до 50 - 100 Га, находящихся в муниципальном районе, а не в промышленно развитом городе "миллионнике") - вопреки ошибочному мнению - не заполнены исключительно высокотехнологичными (с большой автоматизацией, низкой ССЧ) предприятиями, структура большинства хороших парков выгладит так: 2 - 3 крепких "середняка" или "крупняка" - якорных резидентов и несколько десятков компаний МСБ, поставляющих им необходимые для их деятельности продукцию, сырье, товары, услуги (хороший аутсорсинг) или перерабатывающих продукцию этих "якорей" (автоматизация таких смежников существенно ниже "якорей") - поэтому показатель производительности труда по большинству парков (включая малые и микро - компании, сервисные, производственные) будет заведомо ниже общеотраслевого, поэтому пром.парки ориентированные на резидентов из представителей МСБ не пройдут по этому критерию
  • поскольку создание промышленного парка (заполнение резидентами и их развитие) представляет собой многоэтапный, длящийся процесс, то применять показатель производительности разумно только для действующих парков, у которых резиденты уже вышли на полную мощность (обязательно нужно учитывать жизненный цикл строительства индустриального парка, наполнения резидентами и самое главное жизненный цикл запуска производств резидентов и выхода их на проектную мощность), то есть поддержка парков в начальной стадии развития - в период становления парка (когда она больше всего нужна) - исключается

2. Создание промышленных (индустриальных) парков это не уровень микро-экономики (уровень предприятий, для которых корректно сравнение по производительности труда), это проекты комплексного развития:

  • развития территорий (задействование неиспользуемого или нерационально используемого земельного фонда, уход от монопрофильности, уход от сельскохозяйственной ориентации),
  • социально-экономического развития района и региона (сокращение оттока населения, сокращение маятниковой миграции, уход от дотационности, депрессивности)
  • развития МСБ (создание условий для размещения производств в арендованных или построенных производственных помещениях с готовой инфраструктурой - нулевыми затратами на ее создание)
  • повышение производительности труда резидентов - только 1 из перечисленных задач

С точки зрения отбора для федеральной поддержки наиболее "качественных" проектов индустриальных парков (цель - поддерживать наиболее достойные проекты ИП) - гораздо важнее другие показатели:

  • положительная динамика заполнения территории индустриального парка резидентами (якорями и смежниками) и сервисными компаниями (логистика, дистрибуция)
  • положительная динамика осуществления инвестиций на территории индустриального парка
  • положительная динамика выхода предприятий резидентов на проектную мощность
  • повышение степени кооперации между резидентами (наличие производственно - технологических и логистических цепочек и связей),
  • повышение степени субконтрактации резидентов между собой (якорные, более крупные дают портфель заказов смежникам, более мелким),
  • положительная динамика удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 Га территории индустриального парка

Выводы:

1. Если оставить Постановление в действующей редакции - федеральные меры поддержки будут применимы только к паркам:

  • у которых большинство резидентов ИП - флагманы своей отрасли с уровнем производительности выше среднеотраслевых, например, относящихся к нефтехимии и переработке полимеров
  • у которых большинство резидентов - вышли на проектную (полную) мощность

2. Достижение среднеотраслевого показателя производительности труда на начальном этапе функционирования парка (до заполнения 40-50% территории якорными резидентами и смежниками и их выхода на проектную мощность) - нереально - это означает, что никто из индустриальных парков Республики Татарстан (кроме ОЭЗ Алабуга) этот критерий не выполнит, а значит и не получит федеральные субсидии в течение нескольких ближайших лет

Что на практике показывают цифры

Согласно предложенной Методике за 2013 год по данным Росстата (самые последние опубликованные данные - 2013 год) производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ (выше которой надо "прыгнуть" резидентам ИП) составляет 3,353 миллиона рублей на 1 работника ССЧ. Очевидно, что это не самая корректная методика - показатель, рассчитанный по ней для 2013 года в 4 раза выше чем, к примеру, рассчитанный по методике разработчиков стратегии "Татарстан 2030":

Значение индикаторов целевого состояния Республики Татарстан

Индикатор

2013

2018

2021

2024

2030

Производительность труда, млн. руб./чел.

СЦ-1 Человеческий капитал

 

по инерционному сценарию

0,85

1,12

1,33

1,53

1,98

по базовому сценарию

0,85

1,17

1,43

1,76

2,58

по оптимистическому сценарию

0,85

1,23

1,59

2,00

3,20

Источник: Закон РТ №40-ЗРТ Об утверждение стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.

Например, фактические показатели по ИП Тюлячи (выход на проектную мощность и заполнение - 2018 год).

За 2013 год показатель производительности труда резидентов парка (Согласно предложенной разработчиками методике) составлял 0,559 миллиона рублей на 1 работника ССЧ (согласно Методическим рекомендациям надо сравнивать показатели производительности труда за год, в котором есть данные Росстата, значит с годом начала деятельности, заведомо невыгодным для сравнения). Рассчитываем на лучшие показатели по результатам 2014 и 2015 годов.

То есть того планового показателя (3,353 млн.руб.\чел.), рассчитанного по методике, ИП Тюлячи не скоро достигнет, по логике Постановления Правительства РФ - федеральную субсидию ИП Тюлячи не должен получать. А между тем ИП Тюлячи демонстрирует одни из лучших показателей по РФ в своем классе в пересчете на 1 рубль государственной поддержки и на 1 Га территории, что повлияло на присуждение субсидии в размере 200 миллионов рублей в 2014 году

Наши предложения по изменению норм Постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и методических рекомендаций:

А) заменить критерий п.3 пп. а) на более подходящий для отрасли развития индустриальной недвижимости (промышленных парков) - из вышепредложенных положительная динамика заполнения территории индустриального парка резидентами (якорями и смежниками) и сервисными компаниями (логистика, дистрибуция):

  • удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 Га территории индустриального парка и удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 миллион государственной поддержки
  • сравнение индустриальных парков по показателям экономической эффективности (совокупный NPV проекта парка суммированный по резидентам и девелоперской\управляющей компании), рассчитанным по единой методике (горизонт планирования, ставка дисконтирования) Последняя группа показателей позволяет не дифференцировать парки на государственные и частные, начинающие и действующие, а также учитывает нижеперечисленные критерии ээфективности парка:
  • динамика прироста суммы осуществленных инвестиций на территории индустриального парка нарастающим итогом • положительная динамика выхода предприятий резидентов на проектную мощность

Б) заменить формулировку критерия п.3 пп. а) заменить критерий п.3 пп. а) производительность труда в действующем ИП должна быть выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ" на формулировку следующего содержания "производительность труда в действующем ИП при выходе 50% резидентов (по критерию заполнения 50% полезной площади объектов недвижимости или земельного участка парка) на проектную мощность (должна быть выше производительности труда в отрасли промышленности субъекта РФ, в которой работает более 40% резидентов парка (таким образом будет учтена и стадия развития парка\резидентов и отраслевая направленность)

В) внести соответствующие изменения в Методические рекомендации:

  • заменить формулировку "Производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ – отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающая промышленность" к среднегодовой численности занятых в отраслях обрабатывающей промышленности за самый поздний период, данные о котором представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики" на следующую формулировку "Производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ – отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности, в которой занято более 40% резидентов парка к среднегодовой численности занятых в отраслях обрабатывающей промышленности за самый поздний период, данные о котором представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики"
  • заменить формулировку "Производительность труда в действующем ИП – отношение совокупной выручки всех резидентов ИП за период (год), данные о котором были использованы для расчета производительности труда в субъекте РФ, на общую численность работников резидентов ИП" на следующую формулировку "Производительность труда в действующем ИП – отношение совокупной выручки всех резидентов ИП за период (год), в котором более 50% резидентов (по критерию заполнения 50% полезной площади объектов недвижимости или земельного участка парка) выйдут\вышли на проектную мощность, на общую численность работников резидентов ИП"
  • вместо фразы "УК представляет следующие документы" (надо будет представлять все) применять формулировки "УК представляет требуемые для подтверждения соответствия документы из нижеуказанного списка или иные подтверждающие документы" (возможность выбора)
  • убрать необходимость представления УК документов типа "выписка из Единого государственного реестра автомобильных дорог по форме, установленной Минтрансом России (если собственник дороги - РФ, субъект РФ или муниципальное образование)" - формальный подход логично заменить на упрощение процедуры (если мы хотим развития отрасли), например можно дать возможность представить "фотоснимки автодороги с привязкой к территории парка или план-схему привязки к дорогам общего пользования на основе карт Google maps или Yandex maps, или копий градостроительных планов и иных документов, находящихся в открытом доступе"

Г) учесть в Постановлении и Методических рекомендациях стадию развития парка - например, "действующие промышленные парки должны соответствовать всем критериям, а создаваемые промышленные парки - только критериям а) - г)". Пока проектируемые и строящиеся ИП сравниваются по одним и тем же критериям с действующими - у которых работают резиденты, например, к создаваемым не должен применяться критерий "наличием проложенной до границы территории парка и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги обычного типа, примыкающей к дороге федерального, регионального или местного значения, а также с въездом на территорию парка с указанной автомобильной дороги" - у создаваемых парков ее может не быть)

отправленный текст письма

 

Преимущества размещения бизнеса:

Преимущества размещения  на территории промышленных площадок (индустриальных парков):

Мы можем подобрать Вам промышленную площадку или индустриальный парк с оптимальными условиями размещения в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента. Обращайтесь к нам!

  • Главы регионов (губернаторы), руководство промышленных парков, ТОСЭР, ОЭЗ РУ заинтересованы в наполнении резидентами своих инфраструктурных площадок и потому реально использование их административного ресурса для более эффективного входа на рынок региона
  • Промышленные площадки (парки, технополисы) являются наиболее приспособленными для развития производств и производственных услуг (транспортной и складской логистики, СМР, ПИР) - присутствует необходимая инфраструктура: есть участки земель, готовые к размещению, покупке или аренде, подведены сети, коммуникации, другие элементы транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры
  • Во многих индустриальных парках предлагаются услуги "торгового дома" (помощь в сбыте продукции), имеется сырьевая и производственная кооперация, есть объекты общего пользования, оказываются централизованно услуги транспортной и складской логистики
  • Резиденты ПП - наиболее субсидируемая категория предпринимателей МСБ *
  • Резиденты ПП внутри ОЭЗ обладают льготами и преференциями** по местным (арендная плата за землю и земельный налог - снижение ставки), региональным (налог на имущество - снижение ставки) и федеральным налогам (льготы в части налога, зачисляемого в региональный бюджет), по таможенным пошлинам и платежам
  • Резиденты ПП имеют иные льготы и преференции от муниципалитетов ***
  • Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах получают особые льготы ****

* Виды государственной поддержки резидентов ПП - производственных компаний по линии Министерства экономического развития (МЭР РФ) и Министерства промышленности и торговли РФ:

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта на территории ОЭЗ или ТОСЭР (с учетом льгот резидента и без льгот), на территории промышленной площадки, индустриального парка (с учетом субсидий и преференци и без них) для принятия взвешенного решения. Обращайтесь к нам!

  • Субсидирование 50% затрат на приобретение оборудования» (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Компенсация до 25% затрат на выкуп недвижимости ПП, чаще всего не более 5 миллионов рублей (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Компенсация до 25% затрат на аренду недвижимости ПП, чаще всего не более 1 миллиона рублей (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Субсидирование до 50% затрат на приобретение оборудования по договорам лизинга (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Субсидирование затрат на уплату % по кредитам (будет присуждаться только резидентам ПП)
  • Субсидирование энергосбережения, энергетического аудита и присоединения к сетям энергоснабжения

** Виды государственной поддержки резидентов ОЭЗ РУ - производственных компаний от руководства ОЭЗ РУ или муниципалитета (субъекта РФ):

  • льготы по местным налогам (понижающий коэффициент к ставке арендной платы за замлю или земельного налога)
  • льготы по региональным налогам (снижение ставки налога на имущество с 2,2% до 0,1 %)
  • льготы по федеральным налогам (льготы в части налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет - ниже на 4,5% пункта)
  • льготы по таможенным пошлинам и платежам

*** Виды государственной поддержки резидентов промышленных парков и ОЭЗ РУ от муниципалитета (или органа власти субъекта РФ):

  • нулевая (или низкая) ставка аренды земли на период строительства
  • передача земельного участка (муниципальной или государственной сосбтвенности) в аренду без проведения торгов
  • переоформление арендованной у государства земли в собственность под объектом недвижимости (согласно Земельного кодекса по кадастровой стоимости, возможна переоценка)
  • льготы по присоединению к сетям энергоснабжения (к электрическим сетям - 0, к тепловым сетям - 0, к газовым магистралям - 0, к сетям водоподведения и канализации - 0)

**** Льготы резидентам ТОСЭР - предоставление налоговых преференций:

  • налог на прибыль 5 – 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 7,6% (без ТОР 30%).
Преимущества размещения  на территории промышленных (индустриальных) площадок, парков (ПП), территорий опережающего развития (ТОР), промышленных кластеров и особых экономических зон регионального уровня (ОЭЗ РУ).
  Главы регионов (губернаторы), руководство промышленных парков, ОЭЗ РУ заинтересованы в наполнении резидентами своих инфраструктурных площадок и потому реально использование их административного ресурса для более эффективного входа на рынок региона
  Промышленные площадки являются наиболее приспособленными для развития производств и производственных услуг (транспортной и складской логистики, СМР, ПИР) - присутствует необходимая инфраструктура: есть участки земель, готовые к межеванию и аренде, подведены сети, другие элементы транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры
  Во многих парках предлагаются услуги "торгового дома" (помощь в сбыте продукции), имеется сырьевая и производственная кооперация, объекты общего пользования, услуги транспортной и складской логистики
  Резиденты ПП - наиболее субсидируемая категория предпринимателей МСБ *
  Резиденты ПП внутри ОЭЗ РУ обладают льготами и преференциями** по местным (освобождение), региональным (частичное или полное освобождение) и федеральным налогам (льготы в части налога, зачисляемого в региональный бюджет), по таможенным пошлинам и платежам
  Резиденты ПП имеют иные льготы и преференции от муниципалитетов ***

Компания имеет практический опыт сопровождения проектов промышленных (индустриальных) парков, промышленных (отраслевых и территориальных) кластеров (включая сопровождение резидентов ТОСЭР, ОЭЗ, промышленных площадок) Республики Татарстан и других регионв в конкурсе Министерства экономического развития России, Фонда развития моногородов, Минпромторга России

Также компания имеет практический опыт сопровождения 460 проектов предпринимателей  

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам. 

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.