Консалтинговые услуги

Казань: (843) 278-19-00
Наб. Челны: +7(8552) 25-01-99

Повсеместное применение онлайн касс в свою очередь приведет к замене НДС налогом с продаж. Введение онлайн-касс уничтожит самозанятых и изменит налогообложение в торговле. Антон Еликов, эксперт Центра поддержки малого предпринимательства Мерката

Введение онлайн-касс уничтожит самозанятых и изменит налогообложение в торговле

Антон Еликов, эксперт Центра поддержки малого предпринимательства Мерката

Реформа розничной торговли и повсеместное внедрение онлайн-касс встряхнули весь ритэйл. Одни надеялись на то, что передумают и все нововведения отменят полностью, другие уповали на частичные послабления, третьи – на перенос сроков. Не произошло ни того, ни другого, не третьего. Что неудивительно - слишком много всего, на первый взгляд, напрямую не связанного с торговлей, подвязано на эту реформу.

В 2017 году 1,5 млн. касс должно быть заменено. В 2018 году – еще 2,5 млн.
По самым скромным меркам бизнесу это обойдется в 80-100 млрд. рублей.
При этом на крупный, сетевой бизнес из этих объемов приходится всего 500-700 тысяч касс (17,5%).
Все остальные кассы (82,5%) должна будет установить малая розница - то есть государство опять нанесло удар - неощутимый для крупного бизнеса и сетевого ритейла - по самому незащищенному - микро-, малому бизнесу.

Малый vs Сетевой. Под ударом в первую очередь оказался малый бизнес, т.к. у него нет должных IT компетенций.

Отсутствие знаний о рынке автоматизации и его расценках стало благодатным полем для спекуляций и злоупотреблений в отношении микропредпринимателей – навязывание касс-калькуляторов, соответствующих новым законодательным требованиям лишь формально, обещания доработки «за небольшие деньги» старых касс (большинство из которых не дорабатываются), продажа фискальных накопителей за цену, в несколько раз превышающую рыночную – это лишь то немногое, с чем столкнулся малый бизнес накануне обязательного повсеместного внедрения новой ККТ.

Для крупного, сетевого ритэйла проводимая реформа торговли оказалась выгодна. Настолько, насколько помогла расчистить рынок от малого бизнеса. Здесь поневоле можно провести параллель с внедрением системы «Платон», которая точно также помогла крупным перевозчикам добить частников. 

Налог с продаж. Повсеместное применение онлайн касс в свою очередь приведет к замене НДС налогом с продаж, т.к. он легче администрируем, но раньше его было сложнее контролировать. Теперь это сложность отпадает. Недаром в последнее время чиновники снова вернулись к обсуждению таких перемен в налоговом законодательстве. Итог этих изменений печален, т.к. в конечном счете приведет к росту цен на товары и ударит по кошельку потребителей.

Интернет-торговля. Интернет-торговля сегодня развивается бешенными темпами. А значит, нельзя оставить без внимания то, каким образом новые правила торговли и требование о применении онлайн-касс будут реализованы в этой сфере. Здесь все будет зависеть от того, в какой момент происходит расчет за товар. Если в момент его фактической передачи (курьерская доставка) – то у курьера должна быть портативная касса, чтобы иметь возможность отбить чек на месте. Если же оплата происходит онлайн сразу после выбора товара на сайте – отпадает необходимость в отбитии бумажного чека, чек формируется онлайн и высылается электронно. Для целей онлайн выдачи чеков сегодня на рынке уже появились фискальные регистраторы, работающие без печати бумажного чека (формируют и отправляют чек в электронном виде). Но то, что появится еще один механизм контроля за интернет-торговлей – несомненный факт.

Усиление госконтроля и пополнение бюджета. Несомненно, в результате внесенных в законодательство изменений в выигрыше окажется государство в целом – уменьшится серая денежная масса, бизнес станет прозрачнее, произойдет оздоровление рынка, упразднение нелегальной торговли, повысится контролируемость, станет меньше возможностей для манипуляций. Не исключен и вариант введения в дальнейшем «встречного», общественного контроля за внедрением онлайн-касс – объявление лотереи среди физических лиц по электронным чекам (одно из новых положений законодательства – высылка чека по требованию покупателя на его электронную почту) по аналогии с опытом Грузии и Кореи. Цель такой лотереи очевидна – стимулирование надзора за соблюдением новых правил торговли «изнутри», уже в ходе практического воплощения реформы.

Какие изменения по факту произошли с кассовыми аппаратами?

Да вроде бы небольшие. ККТ предыдущего поколения содержали ЭКЛЗ – электронная кассовая лента защищенная. В новых онлайн ККТ ЭКЛЗ заменена на ФН (фискальный накопитель), появилась возможность передачи данных в режиме реального времени (онлайн передача данных). Вроде бы ничего радикального.

Но! Ключевой вопрос здесь - во что обойдутся эти технологические новшества предпринимателям и насколько в итоге пополнится казна?

В 2017 году 1,5 млн. касс должно быть заменено. В 2018 году – еще 2,5 млн. По самым скромным меркам бизнесу это обойдется в 80-100 млрд. рублей. При этом на крупный, сетевой бизнес из этих объемов приходится всего 500-700 тысяч касс. Все остальные кассы должна будет установить малая розница.

Для справки: минимальная цена кассы сегодня – около 20 000 рублей (Мерката комплект S)   

На поддержание всей новой системы розничной торговли в дальнейшем ежегодно будет уходить около 36 млрд. рублей. Половина из них – на ежегодную покупку пресловутых ФНов, себестоимость которого – 600 рублей, однако рыночная стоимость на сегодня 4000 – 8000 рублей. По-моему, очень даже неплохой прирост дензнаков. 

Кого еще затронет реформа?

Или можно спросить по-другому – кого еще заставит «выйти на свет»?

Ответ прост – тех, кого все последнее время государство пытается найти способ контролировать, потому что огромная денежная масса все еще ускользает от налогов.

Доходы самозанятых. Каким боком к ним реформа розничной торговли?

В ситуациях, когда физлицо обращается за услугами к другому физлицу, выступая таким образом заказчиком, стимулирование в виде лотереи будет сподвигать таких заказчиков требовать чека, а исполнителей, соответственно, легализовать и регистрировать свою деятельность.

Что касается ситуаций обращения юридических лиц за услугами к физлицу (неофициально, за наличный расчет), то усиление  контроля неизбежно ведет к тому, что стоимость обналичивания денег уже совсем скоро будет равна сумме всех выплат, которые юрлицо должно было бы заплатить, оформляя такие услуги официально.

Соответственно, необходимость делать это неофициально потеряет всякий экономический смысл. 

Ну и напоследок. Любимый вопрос любого русского человека – а можно обойти систему, подделать данные и пр.? Что здесь сказать… Госконтроль становится все более профессиональным. Конечно, земля русская талантами богата, но, боюсь, что на этот раз рассчитывать на то, что новую систему можно будет обойти, не стоит. 

На фоне всего, изложенного выше – недавний пассаж ФНС с послаблениями в штрафах выглядит прекрасным pr-ходом. Согласитесь, после таких тисков с усилением контроля и необходимостью нести дополнительные финансовые затраты – что может быть приятнее и вызывать большую благодарность, чем новость о том, что тебя хотя бы не оштрафуют?