Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Наши предложения изменений в нормативные документы Татарстана и РФ для защиты прав инвесторов - ПКМ РТ №61 и ППРФ 614 для вынесения на Совет предпринимателей при Президенте РТ по путям решения накопившихся проблем резидентов всех пяти ТОСЭР Татарстана

Поддерживаем все предложения о передаче на муниципальный уровень контроля и экспертизы проектов, высказанные участнкиами совещания 15 апреля 2019 в Казанском кремле.

I Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.02.2016 № 61 «Об утверждении порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан»:
 
Пункт
Текущая редакция
Желаемая редакция
п. 3.5.2. Соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития
Обеспечить выполнение основных показателей инвестиционного проекта, предусмотренных в приложении N 1 к Соглашению. Отклонения допускаются до 25 процентов по каждому показателю при условии выполнения минимальных величин в первый год реализации инвестиционного проекта и в целом по инвестиционному проекту;
 
Обеспечить выполнение основных показателей инвестиционного проекта, предусмотренных в приложении № 1 к Соглашению. Отклонения допускаются до 25 процентов по каждому показателю в меньшую сторону при условии выполнения минимальных величин в первый год реализации инвестиционного проекта и в целом по инвестиционному проекту, отклонения в большую сторону – допускаются без ограничений;
В настоящее время отклонения от плановых показателей понимается как в меньшую сторону, то есть недовыполнения на более чем 25%, так и в большую - перевыполнение (то есть в большую сторону - осуществление большей суммы капитальных вложений и создание большего количества рабочих мест по отношению к плановым показателям соглашения).
 
 
2) внести по тексту ПКМ № 61, уточнения понятия «капитальное вложение», а именно установив ссылку на то, что объем капитальных вложений определяется в соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (Приложение № 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н), в соответствии с которым факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности);
Пункты по которым нужны уточнения: п. 9.2, п. 9.3, 11.1 Паспорта инвестиционного проекта (Приложение № 2 к Порядку рассмотрения заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития моногорода, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан, утвержденного ПКМ № 61), п. 3 формы основных показателей инвестиционного проекта (Приложение № 3 к Порядку рассмотрения заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности ТОСЭР моногорода, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан, утвержденного ПКМ № 61), п. 3.5.3, п. 4.3 Соглашения об осуществлении деятельности ТОСЭР, п. 1 Плана реализации инвестиционного проекта (Приложение № 1 к Соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР), п. 3 Информации о выполнении обязательств Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР (Приложение № 2 к Соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР)
 
3) в тексте ПКМ № 61 понятие «рабочее место» заменить на «количество трудовых договоров», чтобы именно учет был по договорам, поскольку на деле на одном рабочем месте, в случае если производство непрерывное, работает 3-4 человека на основании трудовых договоров, вследствие чего как отчитываться по рабочим местам не всегда понятно.
 
 
 
II Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2015 № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля»
Актуализировать Постановление № 1132 учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
На сегодняшний день отсутствует регламент согласования включения в план проверок резидентов ТОСЭР в моногородах.
 
III Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»
В требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ТОСЭР, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) прописать развернутую расшифровку того, что понимается под контрактами, заключенными с градообразующими компаниями, чтобы под понятием «контракт» понимались любые договорные отношения с градообразующей компанией, в том числе выполнение работ, оказание услуг, продажу продукции градообразующей компании, и договоры на поставку сырья с градообразующего предприятия. Четко прописать в Постановлении № 614 возможность осуществления закупки сырья у градообразующего предприятия в любых объемах.
Пункт
Текущая редакция
Желаемая редакция
пп. «в» п. 1 Требований к инвестиционным проектам
«..в) в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), выполненных работ, произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта;…».
«в) в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организации, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта, предусматривающих участие производственного предприятия, реализующего новый инвестиционный проект в технологической цепочке (производственном процессе) градообразующей организации».
пп. «в» п. 1 Требований к инвестиционным проектам распространяет свое действие на поставку для градообразующей организации (далее – ГрОП) сырья, продукции, товаров собственного производства и т.п., которые являются элементами (компонентами, деталями, узлами, агрегатами и т.п.) продукции, производимой ГрОП, оказание услуг для ГрОП (механическая обработка, закалка, упрочнение), выполнение работ для ГрОП, непосредственно связанных с технологическим и производственным процессом ГрОП по выпуску его продукции. При этом действие текущей версии пп. «в» п. 1 Требований к инвестиционным проектам не распространяется на иные контракты, такие как договоры аренды предприятиями производственных, складских площадей, эстакад у ГрОП, подключения к сетям электро-, газо-, тепло-, водо-, иного энергоснабжения ГрОП и пользования иными объектами инфраструктуры и инфраструктурными услугами ГрОП, аренда оборудования и транспорта ГрОП для своих производственных целей, не связанных с выпуском продукции ГрОП, не распространяются на прочие аутсорсинговые контракты с ГрОП предприятий, реализующих новые инвестиционные проекты, например поставки для ГрОП и других клиентов - продукции собственного производства: продуктов питания, хозяйственных товаров, выполнение работ, оказание услуг для ГоОП: внедрение ИТ-решений, развертывание ИТ - инфраструктуры, внедрение программного обеспечения, ремонт машин и оборудования и т.п., не связанных непосредственно с технологическим процессом и производством ГрОП.
 
IV
предложить Министерству финансов Республики Татарстан анализировать бюджетную эффективность предприятия – резидента ТОСЭР в соответствии с пп. «г» п. 14 ПКМ № 61, единообразно и сопоставимо, а именно, чтобы:
А) анализ бюджетной эффективности бюджета РТ по показателям бизнес-плана организации осуществлялся в отношении выпадающих доходов и бюджетных поступлений налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в результате реализации инвестиционного проекта за период 10-15 лет после заключения Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР.
Б) анализ бизнес-плана организации осуществлялся в отношении показателей ВСЕХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ - всех налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые поступят в результате реализации инвестиционного проекта в течение 10-15 лет после заключения Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

 

 

Описание проблемы:
 
Порядок заключения Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР утвержден постановлением КМ РТ от 04.02.2016 № 61.
 
В настоящее время выявлены следующие основные недостатки существующего механизма предоставления статуса резидента ТОСЭР:
Предложения Агентства инвестиционного развития
1.     Длительность процедуры заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР
·        Срок рассмотрения заявки в случае отсутствия замечаний с момента подачи документов заявителем до подписания соглашения составляет 104 дня и еще до 30 дней для проведения заседания Комиссии;
·        Некоторые согласовательные этапы процедуры чрезмерно затянуты по срокам, указанным в порядке межведомственного согласования
·        Любая корректировка документов на этапе межведомственного согласования требует повторного запуска процедуры по всем согласующим органам
 
2.     Необходимость созыва Комиссий с участием первых лиц республики: ПМ РТ или ПРТ
·        Первые лица Республики вынуждены тратить время на согласование проектов с незначительным объемом инвестиций (например, критерий по объему инвестиций в 1-й год работы для резидентов ТОСЭР Чистополь составляет 2,5 млн. рублей)
·        Даже при наличии положительного заключения от всех ИОГВ при межведомственном согласовании инициаторы проектов вынуждены затем ждать созыв Комиссии, что увеличивает общие сроки получения статуса резидента ТОСЭР;
·        Практика показывает, что согласование получает 99% проектов, независимо от степени их проработки
 
3.     Пересечение зон ответственности согласующих органов при проведении экспертизы проектов
·        На данный момент в нормативных документах отсутствует четко сформулированные разграничения по сферам компетенций согласующих органов при проведении анализа бизнес-планов инвестиционных проектов
В результате ведомства, зачастую, оценивают одни и те же параметры и дублируют свои выводы в экспертных заключениях.
 
4.     Формальный подход к оценке финансово-экономических показателей будущих проектов
·        Постановление КМ РТ №284 и №61 не регламентирует четких оснований по финансово-экономическим показателям, позволяющих отклонить бизнес-план в случае его слабой проработки
·        Положительное заключение могут получать проекты, обладающие высокими финансовыми рисками (отсутствие подтвержденного финансирования, высокая зависимость от заемных средств, длительные сроки окупаемости и т.д.)
·        Большинство проектов обладает крайне низким уровнем проработки маркетинговой части проекта, особенно в части обоснования планируемых показателей сбыта
 
5.     Необходимость в обновлении ряда нормативных документов
·        некоторые нормы постановления КМ РТ №284, на основе которых проводится оценка проектов, устарели или изложены недостаточно конкретно, что приводит к их различному пониманию участниками процесса.
Например, определение термина «собственные средства» в ПКМ №284 противоречит положениям ПБУ (Правила ведения бухгалтерского учета).
Другой пример – отсутствие норм, регламентирующих необходимость заключения договора аренды земельного участка на весь период реализации инвестиционного проекта.
 
6.     Низкий уровень первичного контроля поступающих документов на уровне муниципалитетов
·        У ряда муниципальных органов отсутствует должная мотивация в проведении первичного контроля пакета поступающих документов вследствие возможности переложить эту функцию на согласующие органы в процессе последующего межведомственного согласования
 
 
 
 
С учетом вышеизложенного предлагается:
 
1.     Внедрить заявительный характер подачи заявки на получение статуса резидента ТОСЭР без проведения межведомственного согласования
 
2.     Определить критериями оценки целесообразности реализации инвестиционных проектов на территории ТОСЭР соответствие следующим параметрам:
·        Отсутствие налоговых задолженностей
·        Непроведение ликвидации предприятия
·        Наличие собственных средств юридического лица (в случае, когда требуется предоставление ЗУ в аренду без торгов)
·        Объем заявленных инвестиций в рамках реализации проекта
·        Планируемое количество создаваемых рабочих мест в ходе реализации проекта
·        Вид деятельности будущего резидента ТОСЭР по ОКВЭД
 
3.     Возложить процедуру оценки целесообразности реализации проекта и контроля инвестиционных параметров на исполнительный комитет муниципальных образований
 
4.     Использовать применение облачных технологий для подачи документов, что открывает доступ к редактированию документов в режиме реального времени.
 
5.     Обязать исполнительный комитет заключить соглашение о предоставлении статуса резидента ТОСЭР в течение 3-х дней после проведения оценки соответствия будущего резидента требованиям

 

 

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.