Консалтинговые услуги

Казань: (843) 278-19-00
Наб. Челны: +7(8552) 25-01-99

Необходимость трансформации существующей системы финансирования агропромышленного комплекса (АПК) и субсидирования затрат Минсельхозом РФ

Руководитель компании Маслехин Сергей высказал в рамках фокус-группы свою точку зрения: За 10 лет, по моему мнению, мы реально можем обеспечить развитие следующих 4 направлений: внутренний туризм, собственные продукты питания, собственное программное обеспечение (ПО) и информационные технологии, собственное критически важное сырье (оборона, промышленность)

Импортонезависимости (это понятие лучше отражает суть того, что нужно сделать, чем нереальное понятие "импортозамещение") по продуктам питания, на наш взгляд, можно достигнуть следующими путями:

  • развитием переработки сельскохозяйственной продукции на местах у фермера - созданием мини-цехов убоя животных, птицы и их дальнейшей переработки с изготовлением полуфабрикатов и готовой продукции
  • созданием условий для размещения предприятий по переработке сельхоз продукции в агро-промышленных парках (см. ниже наши предложения в этом вопросе)
  • развитием системы хранения и дистрибуции первичной сельскохозяйственной продукции через оптово-распределительные центры (ОРЦ - бывшие овощебазы, овощехранилища) - см. наши предложения в этом вопросе

СОЗДАНИЕ АГРО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ (АПП)

Еще по теме:
наши предложения по развитию в Республике Татарстан переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции:
развитие системы агро-промышленных парков;
развитие системы агро-логистических - оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах  в рамках обсуждения с Министерством сельского хозяйства РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 - 2020 годы

Создание агро-промышленных парков (АПП) для хранения, подработки, первичной переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе:

1. сложившихся транспортно-логистических связей со времен СССР

2. исторически сложившейся специализации муниципальных районов и регионов

3. обеспеченности необходимой инфраструктурой:

  • действующими железнодорожными тупиками,
  • подъездами с автодорог общего пользования,
  • площадками для стоянки, разворота автотранспорта и
  • площадок для установки навесов для торговли "с колес"
  • площадями складов,
  • водо-, газоснабжением для обеспечения требуемого климатического режима

По нашему мнению, дальнейшее развитие переработки первичного сельскохозяйственного сырья возможно достигнуть через:

  • создание хороших (многофукнциональных) агро-парков, агро-индустриальных, агро-промышленных парков (первичная и вторичная переработка, производсво полуфабрикатов и готовой продукции), наличие переработки потянет за собой необходимость больше выращивать и откармливать, поскольку сырья на всех переработчиков не будет хватать,
  • создание овощехранилищ (первичная переработка, хранение) и ОРЦ (хранение и дстрибуция), поскольку выращенные урожаи и готовую продукцию надо суметь сохранить и сбыть потребителю;
  • через развитие фермерства (выращивание, снабжение сырьем).

Наброски письма Ассоциации индустриальных парков о положении дел

в области агроиндустриальных (агропромышленных) парков (далее - АПП).

Непроработанным остается вопрос с развитием агропромышленных парков (далее - АПП). АПП - специализированные комплексы инфраструктуры для размещения предприятий (в том числе с иностранным капиталом) по производству сельскохозяйственной продукции (где элементы растениеводства и животноводства имеются, но не доминируют), переработке сельскохозяйственного сырья, в том числе по производству пищевой и иной продовольственной продукции, смежных индустрий, таких как производство и обслуживание сельхозтехники, производство семян, средств защиты растений, промышленному производству, использующему в качестве сырья продукцию растениеводства и животноводства.

С одной стороны, они являются специализированным видом индустриального парка, и с этой точки зрения Ассоциация индустриальных парков (АИП) готова приступить к работе по консолидации подобных инициатив и их продвижению.

С другой стороны, в силу специфики (стыковка вопросов сельскохозяйственного, экономического и промышленного характера) для эффективной разработки мер поддержки требуется межведомственное согласование.

Мировой опыт индустриально-аграрных стран, в том числе Бразилии, Индии, Турции говорит об успешном использовании такой формы развития инфраструктуры для сельхозпроизводства как АПП. Именно АПП могут выступить «горизонтальной» мерой поддержки агро-промышленного сектора через льготы и готовые решения, предоставляемые резидентам - производственным компаниям российским сельхозпроизводителям.

В настоящее время вопросы создания АПП выпадают из поля зрения федеральных органов власти, так как напрямую не попадают в ведение ни Минсельхоза России, ни Минпромторга России (см.презентацию)..

При этом на региональном уровне существуют инициативы агропарков, которые, пока не демонстрируют такую же динамику развития как индустриальные парки, что во многом обусловлено отсутствием мер государственной поддержки на федеральном уровне (см. презентацию).

За последние несколько лет ряд регионов России приступили к разработке концепций и практической реализации создания различных форм и видов агропромышленных парков. К таким регионам можно отнести Республику Татарстан, Ставропольский край, Московскую область, Калужскую область и другие.

В рамках подготовки отраслевого Обзора «Индустриальные парки России – 2015» Ассоциация индустриальных парков проанализировала существующие инициативы создания АПП и отмечает следующее. В настоящее время в России по данным Ассоциации индустриальных парков насчитывается 16 новых инициатив создания агропарков и 9 проектов агроиндустриальных парков, расположенных в 9 субъектах РФ. 3 из них находятся в стадии создания проектно-сметной документации и строительства, остальные 6 находятся на прединвестиционной стадии, созданы концепции и по ним объявлены достоверные намерения о создании агропарков.

Информация по существующим проектам агропарков в России представлена в таблице 1.  

Кроме того, в АИП имеется информация по заявленным в некоторых регионах проектам АПП, которые в ближайшие годы могут потенциально оформиться в конечные проекты. Таких потенциальных проектов насчитывается 21 и они расположены в 11 субъектах РФ. Информация по ним представлена в таблице 2.

По мнению АИП в России в ближайшие 2-3 года будут созданы 9 АПП, а также возможно появление 16 АПП в среднесрочной перспективе, что позволит привлечь по экспертной оценке 280 млрд рублей прямых инвестиций в сельхозпроизводство (при средней по отрасли заполняемости агропромышленного парка) и увеличить стоимость произведенной продукции в сельскохозяйственном секторе на 266 млрд рублей за год.

Стимулирование создания и развития АПП будет способствовать существенному увеличению внутренней переработки сельскохозяйственного сырья и производства продовольственной продукции.

Наше мнение: Агро- промышленный, агро- индустриальный парк» (АПП) – может быть реализован как совместный проект министерств - МСХ, МЭР, МПиТ (всех участников):

МСХ РФ

• Зона ответственности МСХ РФ – финансирование проектов создания инфраструктуры парка и оснащения обрудованием

• Ключевые показатели эффективности (КПЭ) проекта МСХ РФ – глубина переработки, объем (количество) переработанной первичной сельхозпродукции и стоимость произведенной продукции

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
Обращайтесь к нам!

МЭР РФ

• Зона ответственности МЭР РФ – создание инфраструктуры парка для МСБ

• Ключевые показатели эффективности (КПЭ) проекта МЭР РФ - новые инвестиции, рабочие места, оборот как доля ВРП, налоговые поступления

МПТ РФ

• Зона ответственности МПТ РФ – финансирование проектов оснащение промышленного (пищевого) производства оборудованием

• Ключевые показатели эффективности (КПЭ) проекта МПТ РФ - производительность труда, (см.презентацию).

Также предлагаем разработать с привлечением отраслевых объединений комплексные механизмы государственной поддержки создания АПП в рамках действующих государственных программ

  • «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»,
  • «Развитие рыбохозяйственного комплекса»,
  • «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»,
  • «Экономическое развитие и инновационная экономика».

При разработке мер поддержки предлагаем обратить внимание на следующие направления:

1) cубсидирование процентных ставок по кредитам на цели создания АПП (инфраструктура и оборудование);

2) компенсация части фактически осуществленных затрат управляющей компании АПП на создание объектов инфраструктуры АПП;

3) субсидирование затрат субъектов Российской Федерации на создание объектов внешней и внутренней транспортной и инженерной инфраструктуры АПП (дороги, сети электро-, тепло- и газоснабжения, сети водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, центры коллективного пользования);

4) cоздание с участием частного капитала национального оператора (управляющей компании) агроиндустриальных парков, которая участвовала бы в реализации проектов создания на территории субъектов РФ АППи выполняла бы функции привлечения иностранных резидентов – производственных компаний, потребляющих в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию. 

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в конкурсах Минэкономразвития РФ, Минсельхоза РФ и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам. 

Поделитесь этой информацией с друзьями и партнерами - может быть они тоже заинтересованы в этой информации и это полезно и важно для них!