Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99

Измалков Герман - изобретатель и его изобретения могут круто повернуть наше благополучие в лучшую сторону. Сделал более 400 изобретений, среди которых есть очень привлекательные разработки для эффективного бизнеса

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИТОГАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПЛОЩАДОК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НКО «ИВФ РТ, 2020 год

Текущее состояние и постановка задачи

В Республике Татарстан находится 104 промышленных площадки (парка), из них 42 аккредитованы Министерством экономики Республики Татарстан (по состоянию на 31.12.2019г.).
Из бюджета РФ и бюджета РТ была оказана государственная поддержка 18 промышленным паркам, из них для осмотра были отобраны 13 промышленных парков, расположенных в муниципальных районах Республики Татарстан и получивших государственное финансирование в размере 2 389,8 млн. руб. (Таблица 1).

Зеленым цветом в таблице 1 выделены строки, в которых приведена информация по промышленным паркам и площадкам, ставшими объектами исследования НКО «ИВФ РТ» в 2018 году и оказавшимися в сфере внимания наших специалистов в рамках настоящей работы.

В процессе посещения промышленных парков и площадок заполнены чек-листы по каждому объекту.
Поставлена задача по итогам посещения и исследования объектов получить ответы на следующие вопросы:
1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке.
1.1. Наличие на промышленной площадке инвестиционных проектов для финансирования по совместным программам ФРП и Фонда.
1.2. Наличие инвестиционных проектов, не подпадающих под условия программ ФРП, но имеющих инвестиционную привлекательность.
2. Эффективность деятельности промышленных парков / площадок, а также инвестиций в данные объекты.
2.1. Достаточность мер поддержки, оказанных промышленным паркам/ площадкам. Их потребность в дополнительных мерах и инструментах поддержки.
2.2. Достаточность мер поддержки, оказываемых резидентам промышленных парков/ площадок. Потребность резидентов в дополнительных инструментах и мерах поддержки.

(Таблица 1)
Промышленные парки РТ, вошедшие в выборку

№ п/п Муниципальный район Объект инфраструктуры Год Сумма, млн. рублей РФ РТ Год Сумма, млн. рублей РФ РТ Год Сумма, млн. рублей РФ РТ Год Сумма, млн. рублей РФ РТ
1 Актанышский Промышленный парк
"Актаныш"
2015 56,4 45,1 11,3 2016 38,3 14,2 24,1 Всего: 94,7 59,3 35,4
2 Арский Промышленный парк "Арский" 2018 69,6 69,6 2019 72,4 72,4 Всего: 142 142
3 Буинский Промышленный парк "Буинск" 2018 100,6 100,6 2019 51,9 51,9 Всего: 152,5 152,5
4 Дрожжановский Промышленный парк "Дрожжаное" 2016 96,6 77,3 19,3 2017 53,0 19,6 33,4 Всего: 149,6 96,9 52,7
5 Кукморский Промышленный парк "Кукмор" 2015 31,0 0 31,0 2016 100,6 80,5 20,1 2017 174,9 64,7 110,2 Всего: 306,5 145,2 161,3
6 Лаишевский Промышленный парк
"Сокуры"
2015 53,9 20,0 33,9 2016 0 17,6 17,6 Всего: 71,5 20,0 51,5
7 Мамадышский Промышленный парк "Вятка" 2015 187,5 150,0 37,5 2016 137,4 109,9 27,5 Всего: 324,9 259,9 65
8 Набережные Челны Промышленный парк "Развитие" 2014 228,5 106,8 121,7 2016 19,4 15,5 3,9 Всего: 247,9 122,3 125,6
9 Новошешминский Промышленная площадка муниципального уровня № 2 по переработке полимеров в Новошешминском районе 2014 10,0 10,0 2015 41,1 32,9 8,2 Всего: 51,1 32,9 18,2
10 Сабинский Индустриальный парк
"Саба"
2018 15,7 15,7 2019 307,2 248,8 58,4 Всего: 322,9 248,8 74,1
11 Сабинский Промышленный парк "Деревообработка" 2014 131,8 131,8 12 Тюлячинский Промышленный парк "Тюлячи" 2013 26,1 26,1
2014 200,0 140,0 60,0 2019 53,2 43,0 10,2 Всего: 279,3 183,0 96,3
13 Ютазинский Промышленный парк
"Уруссу"
2018 69,6 69,6 2019 45,5 45,5 Всего: 115,1 0 115,1 ИТОГО, млн. руб. 2 389,8 1 168,3 1 221,5

(Таблица 2) Промышленные парки РТ, не вошедшие в выборку


п/п
Муниципальный
район
Объект инфраструктуры Государственное финансирование
объектов
Годы Сумма, млн. рублей
Всего РФ РТ
1 Казань Агропромышленный парк
"Казань"
2011 1 199,3 799,3 400,0 2012 387,4 152,7 234,7 2013 195,5 117,3 78,2 Всего: 1 782,2 1 069,3 712,9
2 Казань Акционерное общество "Ин
новационный индустриаль
ный парк – Технопарк в
сфере высоких технологий
"Технополис "Химград"
(АО "Химград")
2015 112,5 90,0 22,5
3 Казань Индустриальный парк
"Казанский силикон"
2015 49,5 47,0 2,5
4 Казань Индустриальный парк на
территории Технополиса
"Химград"
2013 200,0 120,0 80,0
2015 31,6 30,0 1,6
2019 617,2 500,0 117,2
Всего: 848,8 650 198,8
5 Набережные
Челны
Камский индустриальный
парк "Мастер"
2007 600,0 300,0 300,0
2008 390,3 190,3 200,0
2013 200,0 120,0 80,0
2015 31,6 30,0 1,6
Всего: 1 221,9 640,3 581,6
ИТОГО, млн. руб. 4 014,9 2 496,6 1 518,3

5
(Таблица3)
Сводная информация по промышленным паркам РТ


п/п
Промпарк Руководство Получено гос.
финансирования,
млн. руб.
Наличие проектов Потребность в инструментах поддержки
Соответствующих условиям
программ ФРП
Инвестиционных Промпарков Резидентов промпарков
1 Актаныш
2 Арск ООО «Армада» 143 - 3 Финансирование на созда
ние инфраструктуры
-
3 Буинск ИК района 152,5 - 2 Помощь в привлечении ре
зидентов
Финансирование строи
тельства
4 Дрожжаное ООО «Дрожжановские
недра»
149 1 1 Помощь в привлечении ре
зидентов
-
5 Кукмор ИК района
ООО «УК «Прогресс»
306 - 3 Ф тельства коммуникаций инансирование строи- -
6 Сокуры ООО «УК «Сокуры» 71,5 - - - Налоговые льготы
7 Мамадыш ООО «УК «Промышлен
ный парк «Вятка»
324,9 1 - Помощь в п зидентов ривлечении ре- Финансирование строи- тельства
8 Развитие ООО «УК «Промышлен
ный парк «Развитие»
247,9 3 - - Финансирование строи- тельства
9 Новошеш
минск
МУП «УК «Новошеш
минского муниципалного
района»
51,1 - - 1. Помощь в привлечении
резидентов.
2. Снижение высокого та
рифа на электроэнергию
Финансирование оборот
ных денежных средств
10 Саба АО «УК «Индустриаль
ный парк «Саба»
322,9 - - - Финансирование строи- тельства
11 Деревообра
ботка
ООО «Деревообработка» 132 - - - Финансирование оборот- ных денежных средств
12 Тюлячи ООО «УК Созидание» 279,3 - - - -
13 Уруссу ООО «Горизонт» 115,1 - 5 - -
ИТОГО, млн. руб. 2 389,9 5 14

Примечание: зеленым цветом выделены промышленные парки действующие под руководством местных органов государственного и муниципального управления (исполнительного комитета района и т.д.).
6

2. Промышленный парк "Арский "
Полное наименование Промышленный парк "Арский "
Адрес РТ, Арский район, г. Арск
Дата создания 2018 г.
Руководство Муниципальный промышленный парк.
Руководство осуществляет ООО "Армада"
Кураторы:
Руководитель ООО "Армада" Шарафутдинов Зульфат Зуфарович
Учредители Газизова Раиля Наримановна
Инвестиции Частные, млн. руб.
Господдержка, млн. руб. 143 млн. руб
Площадь Участка 21 га
Производства -
Офисы -
Коммуникации Электроэнергия 4 мВт
Газ 399 м3/ч
Вода, водоотведение -
Налоговые льготы НДС -
Прибыль -
ЕСН -
Налог на имущество -
НДФЛ -
Количество резидентов 9
Суммарная годовая выручка резидентов -
Крупнейшие резиденты ООО "ТехноАрск"
"Природные ресурсы"
Кооператив Сабан
"Агро масло"
Кооператив Союз

Промышленный парк "Арск" получил аккредитацию в декабре 2019 года.
Промышленный парк на данный момент заполнен резидентами (арендованы земельные
участки, начато строительство).
Промышленный парк активно развивается в соответствии с планом.
1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Проектов соответствующих условиям программ ФРП на площадке не выявлено
1.2.На площадке имеется ряд перспективных инвестиционных проектов
 ООО «ТехноАрск» - строительство завода по изготовлению металлоконструкций.
 ООО "Агро масло" - строительство завода по производству подсолнечного масла.
 Кооператив Сабан - оборудование для сушки фруктов (сухофрукты).
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.В мае 2020 года в ходе визита Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханов обсуждалась возможность дополнительного финансирования: водоснабжение, водоотведение, асфальт - 345 млн. руб.
2.2. Резиденты заинтересованы в финансировании строительства на арендованных земельных участках.
7

3. Промышленный парк "Буинск"
Полное наименование Промышленный парк "Буинск"
Адрес Буинский муниципальный район, с. Мещеряково
Дата создания 2018 г.
Руководство Руководство осуществляет исполнительный комитет Буинского района.
Учредители Муниципальный промышленный парк
Инвестиции Частные -
Господдержка 152,5 млн. руб.
Площадь Участка 26 га
Производства -
Офисы -
Коммуникации Электроэнергия 3 МВт
Газ 900 м3/час
Вода, водоотведение 150 м3/сут
Налоговые
льготы
НДС
Прибыль 3%
ЕСН
Налог на имущество 4%
НДФЛ
Количество резидентов 3 (Заключены договоры аренды земли сроком на 20 лет)
Суммарная годовая выручка резидентов -
Крупнейшие резиденты ООО "ФИШ"
КФХ Эльчин Исмаил оглы
ИП Хайруллин И

1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Проектов соответствующих условиям программ ФРП на площадке не выявлено
1.2.На площадке имеется ряд перспективных инвестиционных проектов
 ООО «ФИШ» - строительство рыбоперерабатывающего завода
 КФХ Эльчин Исмаил оглы – строительство цеха консервирования овощей.
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.Необходима помощь в привлечении резидентов, а также в оказании финансирования
строительства бизнеса резидентам/ потенциальным резидентам
2.2.Финансирование строительства бизнеса (с нуля на арендованном у пром. парка зем.
участке)
Промышленный парк "Буинск" начал полноценно осуществлять деятельность в начале 2020
года (до этого момента осуществлялись мероприятия по проведению коммуникаций, а также переводу земель в земли производственного назначения (из с/х назначения).
Руководство промышленного парка отказывается брать на себя ответственность по строительству помещений на территории своего парка, планируют лишь сдачу в аренду зем. участков
(минимум - 0, 5 га).
8

4. Промышленный парк «Дрожжаное»
Полное наименование Промышленная площадка «Дрожжаное»
Адрес Республика Татарстан, с.Старое Дрожжаное
Дата создания 2016 г.
Руководство ООО "ДРОЖЖАНОВСКИЕ НЕДРА", Камалов Анис Эсрарович
Учредители -
Инвестиции Частные -
Господдержка 149 млн. руб.
Площадь Участка 19,1 га
Производства -
Офисы -
Коммуникации Электроэнергия 1,1 МВт
Газ -
Вода, водоотведение -
Налоговые
льготы
НДС -
Прибыль -
ЕСН -
Налог на имущество -
Налог на землю -
НДФЛ -
Количество резидентов 8
Суммарная годовая выручка резидентов 45,6 млн.руб.
Крупнейшие резиденты ООО "Формпласт"
ООО "Фламинго"
ООО "Армастил"

Площадка создана на территории бывшей фермы, имеются подъездные пути, вода, электроэнергия, газ. Площадка имеет неудачное расположение, вблизи отсутствуют крупные трассы,
нет ж/д путей.
Содержание инфраструктуры обеспечивается за счет бюджетных средств.
1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1. Потенциально соответствует условиям программ ФРП и проявило заинтересованность ООО «Формпласт» (производство синтетических смол и пластмасс)
1.2. На площадке имеется ряд перспективных инвестиционных проектов
ООО "Армастил" – производство металлоконструкций.
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1. Необходима помощь в привлечении резидентов33
2.2. Действущие резиденты в программах поддержки не заинтересованы.
9

5. Промышленный парк "Кукмор"
Полное наименование Промышленный парк "Кукмор"
Адрес РТ ,г.Кукмор
Дата создания 2016 год
Руководство Муниципальный промышленный парк.
Руководство осуществляет исполнительный комитет Кук
морского района и руководитель ООО "УК «Прогресс»
Учредители -
Инвестиции Частные
Господдержка 306 млн.руб., в т.ч.
РФ – 145,2 млн. руб.
РТ – 161,3 млн. руб.
Площадь Участка 36 га (2 участка, разделенные автомобильной дорогой)
Производства -
Офисы -
Коммуникации Электроэнергия 4 мВт
Газ -
Вода, водоотведение -
Налоговые льготы НДС -
Прибыль -
ЕСН -
Налог на имущество Земельный участок в собственности у муниципалитета.
Предоставляются льготы по внесению ежемесячной
арендной платы за земельные участки путем освобожде
ния от уплаты на 99 %.
НДФЛ -
Количество резидентов 3
Суммарная годовая выручка резидентов -
Крупнейшие резиденты ООО "НАМУС" ( Полимерные изделия)
ООО ""Расплав" (Производство металлопосуды)
КФХ Самигуллин Ильнур Райнурович

Промышленный парк "Кукмор" заключает договоры аренды земли (долгосрочные).
Помещений под аренду нет. Арендаторы строят самостоятельно, в последующем выкупают
земельный участок. На данный момент имеются свободные участки.
До 2018 года было выделено финансирование на поведение коммуникаций, однако компания, занимающаяся данным вопросом, провела лишь электричество. На данный момент находится в процедуре банкротства.
1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1. Проектов соответствующих условиям программ ФРП на площадке не выявлено
1.2. Перспективные инвестиционные проекты
 ООО «НАМУС» - производство полимерно-песчаных изделий
 ООО "Расплав"
 КФХ Самигуллин
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1. На промышленной площадке «Кукмор» отсутствуют коммуникации
2.2. Отсутствие коммуникаций
10

6. Промышленный парк "Сокуры"
Полное наименование ООО "УК "Сокуры"
Адрес с. Сокуры, ул. Промышленная д.3
Дата создания 14 окт. 2014 г (работает с 2015 г.)
Руководитель Мирсаетов Айдар Газизович
Учредители 50% Валлиулин ярослав Олегович; 50% Шакирова Зифа Гумеровна
Инвестиции Частные не информации
Господдержка 71,5 млн .руб., в т. ч.
РФ – 20 млн. руб.
РТ – 51,5 млн. руб.
Площадь Участка 21 га
Производства 8 производственных блоков
Офисы 1 административный блок
Коммуникации Электроэнергия 2 Мвт
Газ 458 м3/ час
Вода, водоотведение 1 м3/ч
Налоговые льготы НДС без льгот
Прибыль без льгот
ЕСН без льгот
Налог на имущество без льгот
НДФЛ без льгот
Количество резидентов 16
Суммарная годовая выручка резидентов до 400 млн. руб.
Крупнейшие резиденты ООО "Био травы"
СППК "ЗАГОТОВИТЕЛЬ"
ООО "СЗМК"

Площадка успешно развивается
1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Проектов, соответствующих условиям программ ФРП на площадке нет
1.2.Перспективных инвестиционных проектов нет
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.Промышленной площадке требуются налоговые льготы.
2.2.Резиденты промышленной площадки заинтересованы в финансировании на пополнение
оборотных денежных средств.
11

7. Промышленный парк "Вятка"
Полное наименование Промышленный парк "Вятка"
Адрес г. Мамадыш
Дата создания 2017
Руководство Мухаметзянов Руслан Камилевич
Учредители Муниципальная собственность
(УК - ООО Управляющая компания Промышленный парк "Вятка")
Инвестиции, млн руб. Частные
Господдержка 324,9 млн.руб., в т.ч.
РФ – 259,9 млн. руб.
РТ – 65 млн. руб.
Площадь Участка 80 га
Производства
Офисы
Коммуникации Электроэнергия 4,5 МВт
Газ 4,7 тыс. м3/час
Вода, водоотведение 40 м3 в час
Налоговые льготы НДС -
Прибыль -
ЕСН -
Налог на имущество 0 (на землю после ее выкупа)
НДФЛ -
Количество резидентов 5 резидентов (2 запустили производство, 3ем выделены з/у), 3 потен
циальных резидента
Суммарная годовая выручка резидентов
Крупнейшие резиденты ООО «Экспедишн»
ИП Ахметшин
ООО «ТИС»

1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Потенциально подходящий под условия программ ФРП проект – ООО «Экспедишн» -
производство автокомпонентов
1.2. -
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.Промышленной площадке требуется содействие в привлечении инвесторов и резидентов
2.2.Резиденты промышленной площадки заинтересованы в «промышленной ипотеке» для
финансирования строительства
12

8. Промышленный парк "Развитие"
Полное наименование Промышленный парк "Развитие"
Адрес г. Набережные Челны, ул. Металлургическая
Дата создания 2013
Руководитель Пучкин Константин Юрьевич
Учредители Муниципальная собственность (УК - ООО Управляющая компания Про
мышленный парк "Развитие")
Инвестиции, млн руб. Частные -
Господдержка 247,9 млн .руб., в т. ч.
РФ – 122,3 млн. руб.
РТ – 125,6 млн. руб.
Площадь Участка 24,6 га
Производства
Офисы
Коммуникации Электроэнергия 6,3 МВт
Газ 3,0 млн куб. в год
Вода, водоотведе
ние
865 куб. м./час
Налоговые льготы НДС -
Прибыль 5% первые 5 лет, 12% далее
ЕСН 7,60%
Налог на имуще
ство
0
НДФЛ -
Количество резидентов 18 (6 запустили производство, 12 - на различных этапах строительства)
Суммарная годовая выручка резидентов
Крупнейшие резиденты Фабрика картона
КамЭкоПродукт
Ансар

1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке.
1.1.Потенциально заинтересованные в программах ФРП проекты:
ООО Камафлекс - производство гидросоединений
ООО «Трак Плэнет» - произ-во надстроек, доработка шасси спецавтомобилей
ООО «Завод запасных частей» - автокомпоненты
1.2. -
2. Эффективность деятельности промышленной площадки.
2.1.Дополнительные инструменты промышленной площадке не требуются
2.2.Резиденты промышленной площадки заинтересованы в «промышленной ипотеке» для
финансирования строительства.
13

9. Промышленная площадка муниципального уровня № 2 по переработке полимеров в
Новошешминском районе
Полное наименование МУП "Управляющая компания Новошешминского муниципального
района"
Адрес Республика Татарстан, с. Новошешминск
Дата создания 2014 г.
Руководитель Исмагилова Лейсан Габдулхаевна
Учредители Государственная
Инвестиции Частные
Господдержка 51,1 млн.руб., в т.ч.
РФ – 32,9 млн. руб.
РТ – 18,2 млн. руб.
Площадь Участка 8 га
Производства 1 646 м2
Офисы
Коммуникации Электроэнергия 0,65 МВт
Газ 300 м3/ч
Вода, водоотведение 500 м3/час
Налоговые льготы НДС
Прибыль
ЕСН
Налог на имущество
НДФЛ
Количество резидентов 3
Суммарная годовая выручка резидентов 25 млн. руб.
Крупнейшие резиденты КФХ Гарифуллин А.А.
ООО "116 Верст"
ООО "Босфор"

1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Проектов, соответствующих условиям программ ФРП на площадке нет
1.2.Перспективных инвестиционных проектов нет
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.Промышленной площадке требуется содействие в привлечении инвесторов и резидентов. Высокая стоимость электроэнергии – 7 руб./кВт*ч.
2.2.Резиденты промышленной площадки заинтересованы в снижении тарифа на электроэнергию и финансировании на пополнение оборотных денежных средств.
14

10. Индустриальный парк "Саба"
Полное наименование АО «УК Индустриальный парк «Саба»
Адрес РТ, пгт. Богатые Сабы
Дата создания 2019 г
Руководство Хузин Ильшат Талгатович
Учредители Исполнительный Комитет Сабинского МР
Инвестиции Частные -
Господдержка 322,9 млн .руб., в т. ч.
РФ – 248,8 млн. руб.
РТ – 74,1 млн. руб.
Площадь Участка 38 га
Производства 3 500 м2
Офисы отсутствуют
Коммуникации Электроэнергия 5,5 МВт
Газ 2 137 м3/час
Вода, водоотведение 60 м3/час
Налоговые льготы НДС
Прибыль
ЕСН
Налог на имущество Освобождение от налога на землю после выкупа земель
ного участка (0,05% от кадастровой стоимости земли)
НДФЛ
Количество резидентов 3 резидента
Суммарная годовая выручка резидентов
Крупнейшие резиденты ИП Аубакиров (производство мебели) - объем инвестиций
7 млн. руб., 35 рабочих мест
ИП Набиуллин Ильнар Фаргатович (производство ЖБИ)
ООО "Саба" (строительство кормового центра) - объем
инвестиций 410 млн. руб., 17 рабочих мест. Производство
не запущено.
ООО «Иген» (производство монокормов)

1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Проектов, соответствующих условиям программ ФРП на площадке нет
1.2.Резиденты, не соответствующие условиям программ ФРП заинтересованы в инвестиционном финансировании
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.Дополнительные инструменты промышленной площадке не требуются
2.2.Резиденты промышленной площадки заинтересованы в «промышленной ипотеке» для
финансирования строительства
15

11. Промышленный парк "Деревообработка"
Полное наименование ООО «Деревообработка»
Адрес РТ, Сабинский МР, пос. Лесхоз
Дата создания 2013 г.
Руководство Директор Гиззатуллин Василь Нуруллинович,
тел. (84362)44-4-25
Учредители Гиззатуллин Василь Нуруллинович
Инвестиции Частные -
Господдержка 132 млн. руб.
Площадь Участка 7,2 га
Производства 11 000 м2
Офисы 18 300 м2
Коммуникации Электроэнергия 2,5 мВт
Газ
Вода, водоотведение обеспечивается из системы водоснабжения
пос. Лесхоз
Налоговые льготы НДС
Прибыль
ЕСН
Налог на имущество
НДФЛ
Количество резидентов 4 резидента (85 чел)
Суммарная годовая выручка резидентов 400 млн.руб.
Крупнейшие резиденты ООО "Сабинские леса" (лесопильный цех)
ООО "Сабинский полидрев" (цех древесной
муки)
ООО "Сабинский леспромхоз" (цех топливных
гранул)
Девелопер "Сабинский лесхоз" (цех по производ
ству поддонов)

1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Проектов, соответствующих условиям программ ФРП на площадке нет
1.2.Резиденты, заинтересованы в кредитовании на пополнение оборотных денежных
средств
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.Дополнительные инструменты промышленной площадке не требуются
2.2.Резиденты промышленной площадки заинтересованы в кредитовании на пополнение
оборотных денежных средств
16

12. Промышленный парк "Тюлячи"
Полное наименование ООО «Управляющая компания «Созидание»
Адрес РТ, а/д «Казань-Шемордан», 75 км
Дата создания 2012 год
Руководитель Мифтахов Марат Анасович, тел. +7 (843) 226 08 08
Учредители
Инвестиции Частные -
Господдержка 279,3 млн .руб., в т. ч.
РФ – 183,1 млн. руб.
РТ – 96,3 млн. руб.
Площадь Участка 33 га (возможность увеличения до 100 га)
Производства 24 500 м2
Офисы 1 000 м2
Коммуникации Электроэнергия 13,2 МВт
Газ
Вода, водоотведение
Налоговые льготы НДС
Прибыль
ЕСН
Налог на имущество
НДФЛ
Количество резидентов 4 резидента
Суммарная годовая выручка резидентов
Крупнейшие резиденты ООО "ЛМР Пласт" (производство пластмассовых изделийи)
ООО "Кряж" (обработка отходов резины)
ООО "Авангард-Стро" (производство дверей)

Площадка успешно развивается
1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Проектов, соответствующих условиям программ ФРП на площадке нет
1.2.Резиденты не заинтересованны в финансировании инвестиционных проектов нет.
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.Дополнительных инструментов поддержки площадке не требуется
2.2.Дополнительных инструментов резидентам не требуется
17

13. Промышленный парк "Уруссу "
Полное наименование ООО "Горизонт"
Адрес РТ, Ютазинский р-н, п.г.т. Уруссу
Дата создания 2015 г.
Руководство Нафиков Ринат Рамилевич
Учредители Халикова Эльвира Равильевна - 100 % (УК 500 000 руб.)
Инвестиции Частные -
Господдержка 115,1 млн. руб.
Площадь Участка 21 га
Производства 14879.4 м2
Офисы 860.0 м2
Коммуникации Электроэнергия 2 мВТ
Газ 1 689 м3
Вода, водоотведение промышленного не предусмотрено
Налоговые льготы НДС без льгот
Прибыль без льгот
ЕСН без льгот
Налог на имущество без льгот
НДФЛ без льгот
Количество резидентов 10 резидентов
Суммарная годовая выручка резидентов до 60 млн. руб.
Крупнейшие резиденты ООО "Экосистема" (компания по переработке мусорных отходов)
ООО "Парадайз" (мебельное производство)
ООО "Инженерстрой"( переработка масла)

1. Наличие инвестиционных проектов на промышленной площадке
1.1.Потенциально заинтересованные в инвестициях проекты:
 проект по производству трансформаторных подстанций, требуется до 15 млн. руб.
на оборудование
 проект ООО "Экосистема" требуется до 8 млн. руб. на покупку оборудования для
переработки мусора
 проект ООО "Парадайз" до 20 млн. руб. на оборудование и строительство
 проект по выращиванию клубники от 10 млн. руб. на развитие;
 эспортный проект по переработке масла, требуется 40 млн. руб. на оборудование
2. Эффективность деятельности промышленной площадки
2.1.Дополнительных инструментов поддержки площадке не требуется
2.2.Дополнительных инструментов резидентам не требуется
 

Заключение

По итогам выездов в указанные промышленные парки и площадки сотрудников Департамента инвестиций и управления проектами Фонда, а также обобщения и структурирования информации, содержащейся в полученных документах, сделаны нижеследующие выводы1:

1 Полученные выводы приводятся в соответствии со структурой постановки задачи, указанной на стр. 2.

1. Наличие инвестиционных проектов.
1.1. Выявлено 5 инвестиционных проектов, соответствующих критериям программ ФРП.
1.2. Выявлено 14 инвестиционных проектов, не соответствующих условиям программ ФРП, но имеющих инвестиционную привлекательность.
2. Эффективность деятельности промышленных парков/ площадок, а также инвестиций в данные объекты.
2.1. Достаточность мер поддержки, оказанных промышленным паркам/площадкам. Их потребность в дополнительных мерах и инструментах поддержки.
2.1.1. Промышленные парки под руководством местных органов государственного и муниципального управления (исполнительного комитета района и т.д. – Буинск, Кукмор, Новошешминск) показали наименьшую эффективность, как в деятельности по привлечению резидентов, так и в общей организации работы промпарков (например, в Кукморе даже не проведены коммуникации).
2.1.2. Промышленные парки/ площадки располагающие земельными участками не имеют возможностей самостоятельно строить новые производственные помещения для резидентов. Отсутствуют также инструменты финансирования строительства производственных помещений резидентами самостоятельно.
В части развития инфраструктуры (строительство зданий, ремонт помещений) и привлечения для этого необходимых инвестиций, есть площадки, которые могут осуществлять эту работу сами, есть такие (их большинство), которые не могут. При этом им оказываются недоступны существующие механизмы банковского кредитования. Нужны новые инвестиционные механизмы строительства зданий, оптимально решающие вопросы собственности в интересах финансовых институтов и повышающих инвестиционную привлекательность проектов развития площадок.

Министерством экономики Республики Татарстан для решения указанной задачи внесены предложения по механизму финансирования строительства производственных помещений с применением факторинговых схем («Промипотека»).
Новый республиканский инструмент поддержки должен позволить предпринимателям не отвлекать собственные средства на указанные цели. Фонд принял участие в проработке процессов реализации данного механизма.
По поручению Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова от 23.05.2018 № 27038-МР Министерством финансов Республики Татарстан прорабатываются возможные источники финансирования данного механизма.
2.1.3. На деятельности республиканских промышленных парков и площадок негативно сказывается отсутствие единой системы управления,
влияющей на организацию всей их работы. По мнению Фонда на
базе НКО «ИВФ РТ» необходимо создать в данной сфере единую
республиканскую управляющую структуру, куда войдут все существующие управляющие компании промышленных парков и
площадок Республики Татарстан.
Предполагаемые функции и направления деятельности такой
республиканской управляющей компании (РУК) 2:
2 С выделением соответствующих бюджетов, способных стать основой для решения всех необходимых вопросов.

2.1.3.1. Формирование оптимальных и эффективных организационных структур, выполняемого ими функционала, а также необходимая регламентация всех деловых процессов управляющих компаний промышленных парков (в том числе процессов повышения мотивации персонала управляющих компаний). За основу могут быть приняты соответствующие структуры, функционал и регламенты лидеров – СЭЗ «Алабуга», КИП «Мастер» и др.

В случае отсутствия необходимых регламентов – специальная разработка с последующим тиражированием и внедрением на всех объектах.
2.1.3.2. Выстраивание в рамках республиканских промышленных парков и площадок необходимой единой системы управления проектами.
2.1.3.3. Эффективное и оптимальное структурирование инвестиционных сделок.
2.1.3.4. Выстраивание в рамках республиканских промышленных парков и площадок необходимой единой системы планирования и управления стратегическим развитием (в том числе формирование бизнес-планов, финансовых моделей проектов и экономических обоснований).
2.1.3.5. Организация, управление и координация деятельности промышленных парков и площадок в рамках вышеуказанного проекта «Промипотека» (строительства новых производственных помещений и инфраструктурных объектов).
2.1.3.6. Сбор информации (о наиболее интересных и эффективных проектах, мерах привлечения новых резидентов и т.д.) со всех республиканских промышленных парков и площадок, ее структурирование и тиражирование (Best Practices)3.

3 Формализация и распространение уникального успешного практического опыта. Согласно идее лучшей практики, в любой деятельности существует оптимальный способ достижения цели, и этот способ, оказавшийся эффективным в одном месте, может оказаться столь же эффективным и в другом

2.1.3.7. Обучение персонала управляющих компаний республиканских промышленных парков и площадок.
2.1.3.8. Формирование, доведение до всех структур, входящих в зону ответственности новой республиканской управляющей компании единой системы плановых показателей эффективности их деятельности (KPI). А также сбор и структуризация отчетной информации об их выполнении. И необходимые управленческие действия по итогам тех или иных результатов выполнения и/ или невыполнения запланированных показателей.
За основу методики составления данной системы показателей эффективности деятельности промышленных парков и площадок может быть положена методика оценки привлекательности промышленных парков, разработанной НКО «ИВФ РТ» в 2018 году.
2.2. Достаточность мер поддержки, оказываемых резидентам промышленных парков/ площадок. Потребность резидентов в дополнительных инструментах и мерах поддержки.
2.2.1. Существующие промышленные парки/ площадки не создают резидентам реальных преимуществ для размещения их производств по
сравнению с размещением их вне данных объектов. Кроме того,
размещение производства на территории промышленного парка / площадки требует от резидентов полного раскрытия информации о своей деятельности и дополнительной «бумажной» работы, на что резиденты не готовы.

2.2.2. Резиденты не готовы вкладываться в строительство помещений на арендованной земле, так как построив производственные помещения на арендованной земле не могут использовать здание в качестве залога при привлечении дополнительных инвестиций.
2.2.3. Для развития указанных промышленных парков и площадок, а также привлечения в них новых резидентов, прежде всего необходимы инвестиции и разнообразные меры государственной поддержки (успешные примеры таких действующих в мире систем государственной поддержки промышленных парков и площадок приведены в приложении).
Фонд мог бы сконцентрироваться на инвестиционной поддержке и инвестициях в капитал резидентов данных республиканских площадок, реализующих свои проекты в стратегических отраслях, с высоким переделом сырья, с большой добавленной стоимостью, и привлекающих для своей реализации высококвалифицированных специалистов.

2.2.4. Одна из основных задач существующих сегодня в Республике Татарстан в области стратегического развития – улучшение и стимулирование национальной экономики в целом и, в сегменте малого бизнеса в частности – путем создания программы поощрения и пополнения потоков частного капитала и долгосрочных кредитов, которые необходимы малому бизнесу для обдуманного финансирования деловых операций, роста, расширения и модернизации, недоступных без подобной поддержки.

При этом действует ключевое условие: проводимая политика осуществляется таким образом, чтобы обеспечить максимальное привлечение частного бизнеса в сферу финансирования и управления инновационным развитием под гарантии государства.
Именно для этого также предусмотрено и создание указанной в п.2.1.3. единой республиканской управляющей структуры, с целью поддержки, консультирования и помощи малому предпринимательству, а также поощрения свободы рыночной конкуренции4.
4 Аналог в США – Федеральное Управление по поддержке малого бизнеса (SBA) вхождение в их капитал, широко используя возможности привлечения инвестиций с фондового рынка страны.

Впоследствии речь может идти и о создании аналогичной структуры федерального масштаба. В этом случае Республика Татарстан
сможет вновь стать тем опытным полигоном, где будут первоначально отрабатываться данные сложные процессы.
Новая структура сможет предоставлять помощь на стадиях создания, развития и расширения бизнесов в форме займов, гарантий по
займам, государственных контрактов, различного рода консультаций и иных форм помощи. А также взаимодействовать с частными
инвесторами через специально созданные и лицензированные государством фонды, которые непосредственно предоставляют финансирование малым предприятиям, в том числе и через временное

Такая программа, в случае ее реализации, станет эффективным дополнением существующих институтов государственной поддержки малого бизнеса и получивших в настоящее время широкое распространение механизмов государственно-частного партнерства, способствующих ускорению темпов социально-экономического развития региона в целом, и малых предприятий в частности, за счет дополнительных инвестиций, привлекаемых из внебюджетных источников.

Наш Фонд сможет участвовать в этой работе своими наработанными управленческими компетенциями в области формирования фондов, структуризации и управления проектами, анализа рисков, финансового менеджмента, фандрайзинга и международными связями.

Рассмотрим изменения сложившейся системы управления промышленными парками/ площадками в результате предлагаемого создания Республиканской Управляющей Компании (РУК) на базе НКО «ИВФ РТ».

Сначала приведем немного статистики.

Если в 2018 году из 85 имеющихся в Республике Татарстан промышленных парков/ площадок было аккредитовано в Министерстве экономики Республики Татарстан 70 площадок (82,4%), то в настоящее время из имеющихся 104 парков / площадок аккредитовано 42 объекта (40,4%).

Объективная динамика процесса не может внушать оптимизм. Возможные причины данного процесса рассмотрены далее.
 

 

Действующая система управления промышленными парками/ площадками со стороны МЭРТ

Имеющиеся инструменты управления:
1. Аккредитация
2. Мониторинг отчетной информации.

В связи с истечением сроков существующей аккредитации и отсутствием у промышленных парков / площадок интереса к продолжению сотрудничества с органами государственного управления, вызванного невозможностью получения реальных рыночных преимуществ, данный инструмент постепенно прекращает свое действие.

Вместе с ним становится невозможен сбор и мониторинг отчетной информации о деятельности промышленных парков/ площадок. Теряется обратная связь и возможность осуществления хоть какого-то управления процессами развития данными объектами.
Администрация районов
 

Действующая система управления промышленными парками/ площадками со стороны администраций муниципальных районов
Республики Татарстан

Имеющиеся инструменты управления:
1. Аренда земли (~ 10 лет).
2. Коммуникации (вода, электричество, газ и т.д.).
В связи с постепенным истечением сроков аренды земли, постепенно теряются
возможности местных органов муниципального управления оказывать управляющее воздействие на работу соответствующих промышленных парков/ площадок.
Здесь также можно отметить недостаточный уровень компетенций специалистов данных органов муниципального управления для осуществления эффективного управления указанными объектами.
24
РУК
УК ПЛОЩАДКА 1 УК ПЛОЩАДКА 2 УК ПЛОЩАДКА 3
Имеющиеся
инструменты
управления
Имеющиеся
инструменты
управления
Имеющиеся
инструменты
управления
МЭРТ Администрации
районов
Обмен
информацией
Обмен
информацией
Рис. 3. Предлагаемая система управления промышленными парками/ площадками со стороны РУК на базе НКО «ИВФ РТ»
Имеющиеся инструменты управления:
1. Система управления проектами.
2. Система стратегического управления.
3. Система планирования и финансового управления.
В результате работы новой управляющей структуры окажется возможным
оперативно и эффективно тиражировать имеющиеся Best Practices наиболее удачных проектов по всем объектам Республики Татарстан.

Направлять информацию об осуществляемых в Республике проектах до всех промышленных парков/ площадок. Осуществлять коммуникации и связи с инвесторами, направляя их интерес в наиболее сильные и подходящие для них объекты, повышая узнаваемость в их среде объектов республиканской технологической инфраструктуры.

РУК созданный на базе НКО «ИВФ РТ» сможет успешно вовлечь республиканские промышленные парки/ площадки в проекты и программы поддержки субъектов МСП Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства промышленности и торговли, Министерства сельского хозяйства, Минстроя, Минтранса, Минздрава, а также таких федеральных структур как ФРП, МСП-Банк, Фонд содействия инновациям и т.д. Распространить опыт использования программ ФРП на моногорода Республики.

Основанием реальности и выполнимости таких планов могут быть:
– Компетенции команды ИВФ РТ – наработанные управленческие компетенции в области формирования фондов, структуризации и управления проектами, анализа рисков, финансового менеджмента, фандрайзинга и международные связи среди различных инвестиционных структур.
– Успешный опыт взаимодействия с такими федеральными структурами как
ФРП, МСП-Банк, Фонд содействия инновациям и т.д.
– Наличие в экосистеме ИВФ РТ таких структур поддержки предпринимательства как Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан
и Пульсар.
Предполагаемая численность персонала РУК – 20 человек.

Предполагаемые источники финансирования РУК:
Вариант 1. Государство за услуги по развитию деятельности промышленных парков/ площадок, увеличение их заполняемости резидентами и повышение в результате их работы ВРП Республики.
Вариант 2. Резиденты промышленных парков/ площадок (арендная ставка).
Сдельная работа управляющей компании.

Организация финансирования резидентов (займы со стороны УК до 15% от стоимости проекта, 15% собственные средства заемщика, оставшаяся часть – банковские средства; c получением Фондом доли в уставном капитале компании проекта 25% до момента выхода из проекта и продажи его внешним инвесторам).
 

Приложение
В качестве успешных примеров государственной поддержки, действующих в мире аналогичных промышленных площадок, можно упомянуть:
1. В Саудовской Аравии – для развития предприятий отечественных нефтегазохимических кластеров, можно выделить следующие меры государственной поддержки:
– Фиксирование цен на сырье (этан) – 1,5 долл./млн. БТЕ6 (54 долл./тыс.м³), а также 30%-я скидка на СУГ по сравнению с мировыми ценами (В 2015 году произошло двукратное повышение цен на этан – с 0,75 долл./млн. БТЕ (27 долл./тыс.м³).
– Ежегодные инвестиции государственными компаниями SABIC и Saudi Aramco в развитие нефтехимии (главным образом инфраструктурные проекты) в размере 10-15 млрд. долларов.
– Требование по глубокой переработке части получаемой продукции.
– Компенсация до 50% инвестиций в нове нефтехимические производства из
Фонда промышленного развития (Saudi Industrial Development Fund).
– Налоговые каникулы в течение 10 лет.
– Поддержка развития индустриальных парков по переработке производимых пластиков в готовые изделия (всего 5); ассортимент продукции также
должен способствовать импортозамещению.
2. В Китае – для развития предприятий-резидентов соответствующих промышленных площадок, государство осуществляет широкий спектр мер поддержки
при внедрении научных и технологических достижений в производство как на общегосударственном, так и на региональном уровнях, в частности, создание специализированных фондов, проведение льготной налоговой политики в отношении
научных учреждений, внедряющих свои достижения в производство, поддержка
венчурных стартапов, оказание административной поддержки проектам, которые
5 VYGON Consulting – независимый национальный отраслевой консультант по вопросам развития ТЭК России. Публикация «Нефтехимическая отрасль России: стоит ли ждать перемен?». Исследование 2017 г.
6 Брита́нская теплова́я едини́ ца (британская термическая (термальная) единица, БТЕ, BTU, англ. British thermal unit)
– единица измерения тепловой энергии в английской системе мер. В настоящее время используется в основном в
англоязычных странах вместо калории как единица количества теплоты; в других сферах её заменила единица Международной системы единиц (СИ) – джоуль.

способны обеспечить технологический прорыв и значительный экономический эффект или сформировать новые отрасли производства, которые обеспечат существенный вклад в экономическое и социальное развитие7.
Основными льготами для резидентов китайских промышленных технологических парков (на примере пекинского парка «Чжунгуаньцунь») являются:
– «Нулевая» ставка налога с оборота для компаний-резидентов, получивших
официальный статус «высокотехнологичного предприятия», в течение
первых трех лет производственной деятельности, пониженная ставка в размере 7,5% в последующие три года и 15% после шести лет работы.
– Пониженный корпоративный налог в размере 10% для предприятий, осуществляющих экспорт более чем 40% выпускаемой продукции.
– Снижение ставки корпоративного налога на 50% для «высокотехнологичных предприятий», увеличивших в отчетном году расходы на техническую
модернизацию на 10% по сравнению с предыдущим годом.
– Освобождение компаний-резидентов и физических лиц от уплаты налога с
продаж при трансфере технологий и прав на программное обеспечение, а
также по сделкам в области технических консультаций и услуг.
– «Нулевая» ставка подоходного налога для сотрудников «высокотехнологичных предприятий».
– Возмещение сотрудникам «высокотехнологичных предприятий» расходов
по покупке первой жилплощади и автомобиля.
7 Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской
Народной Республики в 2017 году Торгового представительства Российской Федерации в Китайской Народной Республике (раздел 2.6. Инновационное развитие Китая, стр. 75).
 
3. В Ирландии – для развития предприятий-резидентов соответствующих венчурных структур, государство8 компенсирует затраты на НИОКР и предоставляет
налоговые льготы и выплачивает субсидии – бизнес-ангелы, а также родные и близкие могут пользоваться определенными налоговыми льготами. Люди, покидающие
наемные рабочие места с целью создания стартап-компании, могут получать налоговые льготы с тех средств, что были инвестированы в проект. Существуют налоговые вычеты по научно-исследовательским разработкам. В этом случае, научноисследовательский стартап-проект может получить назад деньги от налоговых органов, даже если компания по-прежнему убыточна.
Также действуют программы финансирования создания новых рабочих мест.
Предоставляется грантовая поддержка в размере 150 тысяч евро для принятия на
работу новых сотрудников.9
3. В Малайзии – для развития предприятий-резидентов соответствующих
промышленных площадок, государство осуществляет широкий спектр мер поддержки, например, в сфере развития биотехнологий компании наделяются особым
статусом (BioNexus), который предоставляет право на следующие стимулы:
I. Освобождение от налога на доход (100%):
a. На 10 последующих лет, начиная с первого года, когда компания получила первый доход с нового бизнеса.
b. Или 5 последующих лет, начиная с первого года когда компания получила доход с уже существующего бизнеса.
c. Или 100% освобождение дохода полученного от нового бизнеса или
проекта расширения, которое эквивалентны дотациям (allowance) 100%
затрат капитала выполненных за пятилетний период.
II. Право на ставку в 20% по концессионному налогу на доход от деятельности, связанной с биотехом в течение 10 лет.
III. Освобождение от налога на дивиденды.
8 Рабочие материалы по визиту делегации Республики Татарстан во главе с врио Президента Р.Н. Миннихановым в
Ирландию. 2015 год. Государственное агентство Ирландии по развитию предпринимательства (Enterprise Ireland) -
правительственное ведомство, которое отвечает за развитие и рост ирландского предпринимательства на мировых
рынках, путем поддержки экспорта и инноваций. Будучи крупнейшим ирландским инвестором, вкладывающим капитал на ранних стадиях проектов, организация руководит портфелем, состоящим из свыше 1300 инвестиций в клиентские компании.
9 Рабочие материалы по визиту делегации Республики Татарстан во главе с врио Президента Р.Н. Миннихановым в
Ирландию. 2015 год. Job Expansion Fund – Ирландский Фонд для создания новых рабочих мест.
 
IV. Освобождение от импортных пошлин и налога с продаж на материалы и компоненты для машин и оборудования.
V. Двойной вычет (удержание) с затрат, выполненных на исследования (R&D, НИОКР).
VI. Двойной вычет (удержание) с затрат, выполненных для продвижения на экспорт.
VII. Строения (здания), используемые для биотехнологической деятельности
имеют право на дотации для поддержания в работоспособном состоянии
производственного здания на 10 лет.
VIII. Право на сокращение налога для компаний или физических лиц, эквивалентного общему объему инвестиций, сделанных в стартапы со статусом
BioNexus на этапах seed и раннего финансирования.10
В рамках правительственных инициатив, компаниям-производителям в других отраслях также предоставляется ряд льгот и налоговых послаблений. Для их получения компания должна подать заявку на присвоение особого статуса «Pioneer Status».
Одним из критериев для получения особого статуса может стать участие компании в «Стратегических Проектах», направленных на производство товаров и оказание услуг для государственных нужд.
Правительственным органом, принимающим заявки от компаний и рассматривающим возможности предоставления льготных условий и особых статусов в рамках программ развития промышленного сектора, является Малазийское Агентство по Развитию Инвестиций (MIDA).
Для высокотехнологичных компаний, занимающихся производством продукции сиспользованием передовых технологий, втаких областях, как ИКТ, медицинское оборудование, фармакологическая продукция, полимеры и др.
предоставлена система налоговых льгот, в рамках которой они могут рассчитывать на полное освобождение от уплаты подоходного налога сроком на 5 лет и возврата части расходов, понесенных в период действия статуса, в виде перерасчета налоговой ставки по истечении 5 лет.
10 Материалы к поездке Президента Республики Татарстан в Малайзию, справка, 2012г.
30
Для получения данного статуса компаниям выдвигаются следующие условия:
– Затраты на ведение научно-исследовательской деятельности на территории Малайзии в течение 3 лет с момента начала работы компании не должны составлять менее 1% от общего объема продаж компании ежегодно).
– Высококвалифицированный научно-технический персонал компании должен иметь не менее 5 лет рабочего стажа в занимаемой должности и составлять не менее 15% от всего персонала компании.11
11 Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Малайзии в
2016 году Торгового представительства Российской Федерации в Королевстве Малайзия, 2017 г.

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.