К нашим предложениям (ниже по тексту) прислушались, правда спустя продолжительное время - см. цитату - "Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 794 установлено требование о превышении производительности труда в действующем парке над среднеотраслевой производительностью труда по субъекту Российской Федерации. В связи с тем, что для многих парков данный критерий является сложно выполнимым или невыполнимым в принципе, особенно для парков, являющихся действующими в течение непродолжительного периода времени, в соответствии с настоящим проектом постановления данное требование исключается".
А 2015, 2016 и текущий год показали, что критерий производительности труда предприятий - резидентов в промышленном парке и вправду жеский для промышленных парков местного (муниципального) и регионального уровня, особенно в стадии роста (по требованию Минпромторга РФ должен быть выше среднеотраслевого) и поэтому меры поддержки Минпромторга РФ среди промышленных парков Татарстана малого ис реднего формата (с площадью з\у до 80 Га), кроме парков Химград и КИП Мастер - оказались невостреованными...
Обращайтесь к нам за консультациями по развитию своих проектов промышленной недвижимости!
Вступила в силу новая редакция Постановления Правительства РФ № 794 о требованиях к индустриальным паркам 04.08.2017
4 августа вступает в силу новая редакция Постановления Правительства РФ №794, принятая 24 июля 2017 года "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков, включающая в себя требования к индустриальным паркам и управляющим компаниям в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также правила подтверждения соответствия установленным требованиям.
В новой редакции Постановления учтены многие предложения членов Ассоциации индустриальных парков, направленные в Минпромторг России по итогам обсуждения на Общем собрании членов АИП, прошедшем в 2016 году.
В частности, изменены ключевые определения Постановления, такие как: "транспортная инфраструктура", "создание и развитие индустриального парка", "резидент индустриального парка", убраны требования к показателю производительности труда на территории индустриального парка, изменены состав и количество документов, необходимых для подтверждения соответствия Требованиям, исправлены технические и стилистические ошибки и т.д.
Полный перечень внесенных изменений представлен в таблице, ключевым из которых дана развернутая характеристика в подготовленной Министерством промышленности и торговли РФ пояснительной записке.
Пояснительная записка о новой редакции ПП794
Наши предложения декабря 2015 года по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и Методические рекомендации к нему
Исх № 154 от 03.12.2015
Ведущему советнику отдела проектов территориального развития
Г-же Давыдовой Ю. В.
ПИСЬМО
Настоящим выражаем Вам свое почтение и просим учесть наши предложения при внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и Методические рекомендации к нему, поскольку вызывает сомнение выполнимость по индустриальным паркам в РТ требования Постановления "производительность труда в действующем ИП должна быть выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ" в такой формулировке и целесообразность этого критерия как условия аккредитации промпарка (включения в реестр) Правительства РФ для целей получения инфраструктурными проектами Республики Татарстан федеральных мер поддержки.
Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
Оставлять в действующей редакции (без внесения уточнений) показатель производительности труда предприятий резидентов парка как критерий отбора считаем неуместным, поскольку:
1. Показатель производительность труда позволяет сравнивать между собой предприятия одной отрасли и одного масштаба (МСБ с МСБ, крупный с крупным) и одной стадии развития, а сравнение производительности труда в ИП (иногда монопрофильном, иногда - многоотраслевом) с производительностью труда в обрабатывающей промышленности целого субъекта РФ (без учета отраслевых особенностей, усредненный показатель) - некорректно:
- показатель производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ рассчитывается с учетом показателей и крупного бизнеса и МСБ, а показатели промышленного парка местного и регионального (не федерального) уровня будут учитывать только МСБ - возникает несопоставимость
- производительность труда - сугубо отраслевой показатель - подразумевает именно узкоотраслевые сравнения - сопоставление однородных предприятий между собой (внутри отрасли - это применимо, если парк моноотраслевой, но не применимо если парк многоотраслевой), к тому же в промышленном парке помимо производственных предприятий есть и дистрибуция и логистика и сервис (сфера услуг) и производительность труда у них у всех разная
- чтобы производительность труда в действующем ИП была выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ - ИП должен быть заполнен исключительно предприятиями - флагманами своей индустрии (с конвейерной системой, массовым или крупносерийным выпуском продукции и с показателями заведомо выше среднеотраслевых). А это встречается крайне редко (таких ИП - единицы), например флагманы индустрии производства автокомпонентов - компании ZF и Кнорр Бремзе КАМА - не располагаются на територии КИП "Мастер" и ИП "Челны", флагманы в сфере химии и нефтехимии - не располагаются в ТП "Химград", лидеры в нефтехимии и переработке полимеров - не присутствуют в ИП "Тюлячи" и производительность труда у резидентов МСБ (у которых мелкосерийное производство) в будет заведомо ниже общеотраслевого, поэтому пром.парки, ориентированные на резидентов из представителей МСБ попадут в реестр из-за несоответствия по этому критерию
- большинство промпарков (особенно малых - площадью до 50 - 100 Га, находящихся в муниципальном районе, а не в промышленно развитом городе "миллионнике") - вопреки ошибочному мнению - не заполнены исключительно высокотехнологичными (с большой автоматизацией, низкой ССЧ) предприятиями, структура большинства хороших парков выгладит так: 2 - 3 крепких "середняка" или "крупняка" - якорных резидентов и несколько десятков компаний МСБ, поставляющих им необходимые для их деятельности продукцию, сырье, товары, услуги (хороший аутсорсинг) или перерабатывающих продукцию этих "якорей" (автоматизация таких смежников существенно ниже "якорей") - поэтому показатель производительности труда по большинству парков (включая малые и микро - компании, сервисные, производственные) будет заведомо ниже общеотраслевого, поэтому пром.парки ориентированные на резидентов из представителей МСБ не пройдут по этому критерию
- поскольку создание промышленного парка (заполнение резидентами и их развитие) представляет собой многоэтапный, длящийся процесс, то применять показатель производительности разумно только для действующих парков, у которых резиденты уже вышли на полную мощность (обязательно нужно учитывать жизненный цикл строительства индустриального парка, наполнения резидентами и самое главное жизненный цикл запуска производств резидентов и выхода их на проектную мощность), то есть поддержка парков в начальной стадии развития - в период становления парка (когда она больше всего нужна) - исключается
2. Создание промышленных (индустриальных) парков это не уровень микро-экономики (уровень предприятий, для которых корректно сравнение по производительности труда), это проекты комплексного развития:
- развития территорий (задействование неиспользуемого или нерационально используемого земельного фонда, уход от монопрофильности, уход от сельскохозяйственной ориентации),
- социально-экономического развития района и региона (сокращение оттока населения, сокращение маятниковой миграции, уход от дотационности, депрессивности)
- развития МСБ (создание условий для размещения производств в арендованных или построенных производственных помещениях с готовой инфраструктурой - нулевыми затратами на ее создание)
- повышение производительности труда резидентов - только 1 из перечисленных задач
С точки зрения отбора для федеральной поддержки наиболее "качественных" проектов индустриальных парков (цель - поддерживать наиболее достойные проекты ИП) - гораздо важнее другие показатели:
- положительная динамика заполнения территории индустриального парка резидентами (якорями и смежниками) и сервисными компаниями (логистика, дистрибуция)
- положительная динамика осуществления инвестиций на территории индустриального парка
- положительная динамика выхода предприятий резидентов на проектную мощность
- повышение степени кооперации между резидентами (наличие производственно - технологических и логистических цепочек и связей),
- повышение степени субконтрактации резидентов между собой (якорные, более крупные дают портфель заказов смежникам, более мелким),
- положительная динамика удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 Га территории индустриального парка
Выводы:
1. Если оставить Постановление в действующей редакции - федеральные меры поддержки будут применимы только к паркам:
- у которых большинство резидентов ИП - флагманы своей отрасли с уровнем производительности выше среднеотраслевых, например, относящихся к нефтехимии и переработке полимеров
- у которых большинство резидентов - вышли на проектную (полную) мощность
2. Достижение среднеотраслевого показателя производительности труда на начальном этапе функционирования парка (до заполнения 40-50% территории якорными резидентами и смежниками и их выхода на проектную мощность) - нереально - это означает, что никто из индустриальных парков Республики Татарстан (кроме ОЭЗ Алабуга) этот критерий не выполнит, а значит и не получит федеральные субсидии в течение нескольких ближайших лет
Что на практике показывают цифры
Согласно предложенной Методике за 2013 год по данным Росстата (самые последние опубликованные данные - 2013 год) производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ (выше которой надо "прыгнуть" резидентам ИП) составляет 3,353 миллиона рублей на 1 работника ССЧ. Очевидно, что это не самая корректная методика - показатель, рассчитанный по ней для 2013 года в 4 раза выше чем, к примеру, рассчитанный по методике разработчиков стратегии "Татарстан 2030":
Значение индикаторов целевого состояния Республики Татарстан |
|||||
Индикатор |
2013 |
2018 |
2021 |
2024 |
2030 |
Производительность труда, млн. руб./чел. |
СЦ-1 Человеческий капитал
|
||||
по инерционному сценарию |
0,85 |
1,12 |
1,33 |
1,53 |
1,98 |
по базовому сценарию |
0,85 |
1,17 |
1,43 |
1,76 |
2,58 |
по оптимистическому сценарию |
0,85 |
1,23 |
1,59 |
2,00 |
3,20 |
Источник: Закон РТ №40-ЗРТ Об утверждение стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
Например, фактические показатели по ИП Тюлячи (выход на проектную мощность и заполнение - 2018 год).
За 2013 год показатель производительности труда резидентов парка (Согласно предложенной разработчиками методике) составлял 0,559 миллиона рублей на 1 работника ССЧ (согласно Методическим рекомендациям надо сравнивать показатели производительности труда за год, в котором есть данные Росстата, значит с годом начала деятельности, заведомо невыгодным для сравнения). Рассчитываем на лучшие показатели по результатам 2014 и 2015 годов.
То есть того планового показателя (3,353 млн.руб.\чел.), рассчитанного по методике, ИП Тюлячи не скоро достигнет, по логике Постановления Правительства РФ - федеральную субсидию ИП Тюлячи не должен получать. А между тем ИП Тюлячи демонстрирует одни из лучших показателей по РФ в своем классе в пересчете на 1 рубль государственной поддержки и на 1 Га территории, что повлияло на присуждение субсидии в размере 200 миллионов рублей в 2014 году
Наши предложения по изменению норм Постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и методических рекомендаций:
А) заменить критерий п.3 пп. а) на более подходящий для отрасли развития индустриальной недвижимости (промышленных парков) - из вышепредложенных положительная динамика заполнения территории индустриального парка резидентами (якорями и смежниками) и сервисными компаниями (логистика, дистрибуция):
- удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 Га территории индустриального парка и удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 миллион государственной поддержки
- сравнение индустриальных парков по показателям экономической эффективности (совокупный NPV проекта парка суммированный по резидентам и девелоперской\управляющей компании), рассчитанным по единой методике (горизонт планирования, ставка дисконтирования) Последняя группа показателей позволяет не дифференцировать парки на государственные и частные, начинающие и действующие, а также учитывает нижеперечисленные критерии ээфективности парка:
- динамика прироста суммы осуществленных инвестиций на территории индустриального парка нарастающим итогом • положительная динамика выхода предприятий резидентов на проектную мощность
Б) заменить формулировку критерия п.3 пп. а) заменить критерий п.3 пп. а) производительность труда в действующем ИП должна быть выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ" на формулировку следующего содержания "производительность труда в действующем ИП при выходе 50% резидентов (по критерию заполнения 50% полезной площади объектов недвижимости или земельного участка парка) на проектную мощность (должна быть выше производительности труда в отрасли промышленности субъекта РФ, в которой работает более 40% резидентов парка (таким образом будет учтена и стадия развития парка\резидентов и отраслевая направленность)
Мы можем подобрать Вам промышленную площадку или индустриальный парк с оптимальными условиями размещения в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента. Обращайтесь к нам!
В) внести соответствующие изменения в Методические рекомендации:
- заменить формулировку "Производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ – отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающая промышленность" к среднегодовой численности занятых в отраслях обрабатывающей промышленности за самый поздний период, данные о котором представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики" на следующую формулировку "Производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ – отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности, в которой занято более 40% резидентов парка к среднегодовой численности занятых в отраслях обрабатывающей промышленности за самый поздний период, данные о котором представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики"
- заменить формулировку "Производительность труда в действующем ИП – отношение совокупной выручки всех резидентов ИП за период (год), данные о котором были использованы для расчета производительности труда в субъекте РФ, на общую численность работников резидентов ИП" на следующую формулировку "Производительность труда в действующем ИП – отношение совокупной выручки всех резидентов ИП за период (год), в котором более 50% резидентов (по критерию заполнения 50% полезной площади объектов недвижимости или земельного участка парка) выйдут\вышли на проектную мощность, на общую численность работников резидентов ИП"
- вместо фразы "УК представляет следующие документы" (надо будет представлять все) применять формулировки "УК представляет требуемые для подтверждения соответствия документы из нижеуказанного списка или иные подтверждающие документы" (возможность выбора)
- убрать необходимость представления УК документов типа "выписка из Единого государственного реестра автомобильных дорог по форме, установленной Минтрансом России (если собственник дороги - РФ, субъект РФ или муниципальное образование)" - формальный подход логично заменить на упрощение процедуры (если мы хотим развития отрасли), например можно дать возможность представить "фотоснимки автодороги с привязкой к территории парка или план-схему привязки к дорогам общего пользования на основе карт Google maps или Yandex maps, или копий градостроительных планов и иных документов, находящихся в открытом доступе"
Г) учесть в Постановлении и Методических рекомендациях стадию развития парка - например, "действующие промышленные парки должны соответствовать всем критериям, а создаваемые промышленные парки - только критериям а) - г)". Пока проектируемые и строящиеся ИП сравниваются по одним и тем же критериям с действующими - у которых работают резиденты, например, к создаваемым не должен применяться критерий "наличием проложенной до границы территории парка и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги обычного типа, примыкающей к дороге федерального, регионального или местного значения, а также с въездом на территорию парка с указанной автомобильной дороги" - у создаваемых парков ее может не быть)
Преимущества размещения бизнеса: