Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Что мешает отношениям между банками и малым бизнесом? Видимо, то, что деньги у банков... И за счет средств гос.бюджета поддерживают банки и страховые компании ... Сытый голодного - не разумеет...

По мнению руководителя филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития Ларисы Кучендаевой, если правильно выстроить все бизнес-процессы, то сегмент малых и микропредприятий может оказаться очень прибыльным для банков

Малый и средний бизнес считается среди банкиров не самым удобным заемщиком. Особенно «стартаперский». Особенно в кризис. Да и сами предприниматели, как показывает опыт, несмотря на нужду в средствах, далеко не всегда идут за кредитом в банк. И все же в 2017–2018 годах кредитный портфель малого и среднего бизнеса в российских банках наконец-то начал расти, впервые за несколько лет. Почему так получилось и чего следует ждать дальше, «КС» обсудил с представителями сибирского бизнеса и банковской сферы.

С началом кризиса банки стали подходить к своей кредитной политике с куда большей осторожностью, а значит, первыми под сокращение попал как раз сегмент МСБ. Малый бизнес перестал брать новые кредиты, а с обслуживанием уже имеющихся начали возникать трудности. «Основной рост просрочки в кредитных портфелях МСБ произошел в конце 2014–2015 годов. В тот период времени практически все банки очень серьезно пересмотрели требования к заемщикам, их финансовому положению, уровню допустимой долговой нагрузки на бизнес, — вспоминает заместитель управляющего, начальник управления МСБ Сибирского филиала Промсвязьбанка Алла Смородина. — С тех пор в подходах банков к оценке кредитоспособности значительных изменений не произошло. Требования по-прежнему достаточно жесткие — в первую очередь к финансовому положению как к первичному источнику погашения кредитных обязательств. Таким образом, банки регулируют качество кредитного портфеля и поддерживают его на допустимом уровне».

В свою очередь заместитель директора по корпоративному бизнесу регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка Илья Шаталов признает, что кредитование малого бизнеса, безусловно, процесс более рискованный, чем кредитование и физических лиц, и крупных компаний. «В первом случае у банка есть возможность строить статистические модели, по которым можно предсказать вероятность дефолта и таким образом эффективно кредитовать. В секторе больших компаний каждый кредит большой, и у банка есть возможность изучить отчетность, вникнуть в бизнес клиента, понять, как он работает, и управлять своими рисками.

В малом бизнесе это традиционно было сложнее, но за последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Сейчас мы готовы принимать риски на себя», — отмечает Илья Шаталов.

Многие банки, по мнению экспертов «КС», воспринимают представителей малого бизнеса как разновидностей физических лиц и при этом предъявляют к ним те же требования, что и для юридических — относящихся к большому бизнесу. Такое непонимание также долгое время мешало росту. Стоит также отметить, что спад интереса в отношениях МСБ и банков в последние годы был обоюдным — предприниматели также стремились найти альтернативные способы финансирования. И сегодня, по словам Ильи Шатилова, только 15–20% малых предпринимателей заинтересованы в кредитовании, судя по заявкам, в прошлом году их было еще меньше.

Спад продолжался до 2017 года, но и здесь оценки несколько разошлись: например, RAEX отметил в 2017 году положительную динамику, а по данным ЦБ, по итогам года кредитный портфель МСБ уменьшился еще на 7%. Причиной такого расхождения стала переоценка самого определения малого и среднего бизнеса — более 600 тысяч предприятий были из этого перечня исключены, их общая кредитная нагрузка, по оценке Банка России, составляла около 700 млн рублей. Если отнести эту сумму на счет МСБ, то динамика оказалась бы положительной. Зато в начале 2018 года рост был уже бесспорным.

Алла Смородина признает, что малый и средний бизнес традиционно считают направлением более рискованным, чем крупный бизнес. По ее словам, с одной стороны, риски действительно более весомы, так как предприятия МСБ более уязвимы к внешнему влиянию, с другой стороны, они обладают большей гибкостью, адаптивностью к изменениям.

«Малый и средний бизнес является самым массовым сектором российской экономики. Именно эти предприятия генерируют основную долю комиссионного дохода банка, в то время как крупные компании позволяют банку наращивать кредитный портфель, — говорит руководитель филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития Лариса Кучендаева. — На мой взгляд, если правильно выстроить все бизнес-процессы, то сегмент малых и микропредприятий может оказаться очень прибыльным для банка». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместитель управляющего, начальник управления МСБ Сибирского филиала Промсвязьбанка Алла Смородина вспоминает, что основной рост просрочки в кредитных портфелях МСБ произошел в конце 2014–2015 годов

То, что малый бизнес считается более рискованным, не означает, что заемщики из этого сегмента хуже исполняют свои обязательства по кредитам. «Малый бизнес всегда был менее устойчивым в сравнении с крупным, большое воздействие на него оказывает как нестабильность рынка, так и изменения в экономике страны в целом, — добавляет кредитный эксперт центра предоставления гарантий НО «Алтайский фонд МСП» Марина Сайденцаль. — Однако следует отметить, что объемы кредитования МСБ несопоставимы с объемами кредитования субъектов крупного бизнеса, что в целом отражает показатель доли просроченных платежей в общем кредитном портфеле банков в Алтайском крае. Так, по состоянию на 1 января 2018 года доля просроченных кредитов МСБ в общем кредитном портфеле банков Алтайского края составила 5,8%, при этом указанный показатель по крупному бизнесу составил 13,1%». 

 

 

 

 

 

 

 

Плохая история или никакая — что хуже?

Если МСБ в целом считается рискованным направлением по сравнению как с крупным бизнесом, так и с физическими лицами, то уже внутри него самым сложным и заодно самым многочисленным считается микробизнес, в том числе стартапы. У них нет кредитной истории, им чаще всего нечего закладывать, и гарантий у банка очень мало. При этом деньги им нужны чаще всего «длинные» — на раскрутку. Насколько охотно банки работают с такого рода заемщиками и как минимизируют свои риски?

Очередная мысль от "космонавта с орбиты другой планеты"...
Надеюсь, она не имеет ввиду тех, кто имеет расчетный счет - держит деньги в банке (не в их банке) и просто не обращался за кредитом никогда? Логика подсказывает, что бизнесмен, решающий все вопросы бизнеса (кроме проектов развития) "за свои" (например, лавируя авансами от клиентов или формируя "подушки" запаса) - гораздо более заслуживает уважения и кредитного доверия, потому как более эффективно ведет дело, чем, например, банк, который имеет деньги, но выдать их, чтобы заработать - не решается, видя везде только риски с отрицательным знаком, или не может из-за идиотских нормативов по резервированию и ликвидности, которые обойти не решается...

«Клиенты без кредитной истории — более рисковая категория заемщиков, их кредитное поведение трудно предугадать, поэтому банки в большинстве случаев вынуждены занимать более сдержанную позицию, — констатирует Лариса Кучендаева. — Клиентам, которые еще ни разу не брали кредит, мы рекомендуем начать с овердрафтов. Показав обороты по расчетному счету, стабильную выручку и хорошую платежную дисциплину, уже через несколько месяцев они могут рассчитывать на полноценный кредит».

«Что важно для микробизнеса? — задается вопросом директор департамента развития продуктов и процессов МСБ банка «Восточный» Анна Ермолаева. — Прежде всего это скорость получения заемных ресурсов при минимальных требованиях к финансовой отчетности и залоговому обеспечению. С учетом того, что залогового имущества у большей части микробизнеса нет, в своих будущих «легких» продуктах целесообразно делать ставку на комплексную оценку бизнеса клиента, на использование всевозможных источников данных о клиенте, не предъявляя повышенных требований к залогу. В этом случае потребность клиента состоит не в получении кредита, а финансировании своей идеи. При этом зачастую бизнес клиентов не проходит необходимую валидацию, и как результат — ожидания клиента от своей бизнес-идеи не оправдываются, и вместо успешной реализации своей бизнес-идеи клиент рушит мечту. Что можно рекомендовать для таких стартап-компаний?

Максимально валидировать свой бизнес, строя финмодель, проверяя гипотезу, в случае если решение об открытии принято — вести свой бизнес максимально легально.

Выбрать в качестве партнера банк, который стратегически вкладывается в транзакционные и расчетные продукты для малого бизнеса, банк с постоянно развивающейся экспертизой по направлению малого и микробизнеса. С таким финансовым партнером буквально через несколько месяцев уже можно будет рассчитывать и на предоставление кредитных ресурсов».

Делайте ваши ставки

«Мы считаем, что ставки по кредитованию МСБ продолжат снижаться и к концу 2018 года зафиксируются на уровне 9,5–10% годовых», — предполагает Алла Смородина. По ее словам, наряду со снижением ключевой ставки определенную роль играет конкуренция на рынке банковских услуг. Несмотря на то что рост кредитного портфеля МСБ, по данным Центробанка, сопровождается его концентрацией (в 2017 году большую часть прироста кредитов можно было отнести на счет Сбербанка, в 2018-м также основную нагрузку несли порядка 30–40 крупнейших банков), у потребителей кредитов по-прежнему есть достаточно большой выбор. И банки, определившие своим приоритетным сегментом малый и средний бизнес, стремятся подобрать лучшие варианты для них.

«Тенденция на снижение ставки обусловлена как снижением ключевой ставки Банка России, так и активизацией государственной программы кредитной поддержки малого и среднего бизнеса через субсидирование процентной ставки, — говорит Анна Ермолаева. — Сегодня большинство клиентов банков могут претендовать на получение кредита по ставке в диапазоне 14–18% годовых. Если тренд по снижению ключевой ставки сохранится, то мы ожидаем в 2018 году уровень ставок в диапазоне 12–16% годовых».

То, что стабилизация экономики и планомерное снижение ключевой ставки действительно позволяет банкам удешевить финансирование, признает и Лариса Кучендаева. По ее словам, только за последний год ставки по кредитам малому бизнесу в представляемом ею банке снижались три раза: в мае и сентябре 2017 года, а также в марте этого года.

Тенденцию на постепенное снижение ставок по кредитам отмечают не только банкиры. «Такая динамика прослеживалась уже в 2017 году, так, вследствие планомерного снижения ключевой ставки, средняя ставка по кредитным продуктам МСБ в 2017 году составила от 12% до 15% годовых, в то время как в 2016 году этот показатель составлял от 14% до 17% годовых. Мы полагаем, что диапазон средней кредитной ставки для субъектов МСП в 2018 году составит от 10% до 12% годовых», — рассуждает Марина Сайденцаль.

Кто может рассчитывать на помощь

В последнее время идет много разговоров о поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе и по финансовой линии. Для получателей кредита государственные программы поддержки позволяют частично субсидировать процентную ставку, для тех, кто кредиты предоставляет, — дать более весомые гарантии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марина Сайденцаль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Роль государственных программ поддержки для МСБ всегда являлось приоритетной, — делает вывод Марина Сайденцаль. — Так, при средней кредитной ставке банков от 12% до 15% годовых, по льготным государственным программам предприниматель платит от 2% до 10,6% годовых, при этом каких-либо комиссионных или страховых платежей в рамках таких программ нет. На сегодня участие в такого рода государственных программах позволит банку привлечь активный сектор МСБ без существенных потерь доходов — недостающую часть процентной ставки субсидирует государство. Однако следует отметить, что государство осуществляет усиленный контроль как за банками-партнерами, которые проходят особый отбор для участия в данных программах, так и за предпринимателями, получателями поддержки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная поддержка может стать хорошим драйвером роста для бизнеса, занятого в производстве, — например, льготное кредитование сельскохозяйственных предприятий, которое проводит Минсельхоз. Именно поэтому в таком сельскохозяйственном регионе, как Алтайский край, по данным «Алтайского фонда МСП», популярность этой услуги растет: в 2016 году на территории края было выдано 66,2 млрд рублей кредитов малому бизнесу, в 2017-м — уже 67,7 млрд рублей.

«Эти программы позволяют компаниям получить льготное финансирование, которое они могут направлять как на текущую деятельность и снижение издержек, так и на инвестиционные вложения, — приводит пример Илья Шаталов. — Минусом этих программ является то, что не все компании среднего и малого бизнеса могут ими воспользоваться. Есть ограничения по отраслевому признаку, а также по другим условиям, например, по численности сотрудников».

Основная трудность в работе подобных программ, по словам Анны Ермолаевой, связана с плохой осведомленностью самих предпринимателей, которые не используют предоставленные им возможности. А их достаточно много — как для тех, кто только начинает свой бизнес (субсидии для открытия дела, бесплатные образовательные курсы), так и для уже действующих предприятий (льготный лизинг, целевые гранты, венчурные фонды). Государственная поддержка не ограничивается одними льготными ставками, это тоже нужно учесть.

Что принесет второе полугодие

«Анализируя динамику кредитного портфеля МСБ по данным за 2016 и 2017 годы, можно отметить незначительную тенденцию к снижению кредитного портфеля по Сибирскому федеральному округу, — приводит свои данные Марина Сайденцаль. — На 1 января 2018 года кредитный портфель МСБ сегмента сибирских банков составил 83,9% от показателей годичной давности, что дает снижение на 16,1%. Если взять весь кредитный портфель, он составил 93,5% от прошлогоднего уровня. Но необходимо отметить, что данная тенденция обусловлена в большей степени текущим погашением кредитного портфеля, динамика погашения опережает динамику выдачи новых кредитных ресурсов. Принимая во внимание наличие на сегодня положительных прогнозов по снижению процентной ставки по кредитам, а также поддержку государства в части льготного кредитования по различным федеральным и краевым программам, полагаем, что доля МСБ в кредитном портфеле сибирских банков сохранится на текущем уровне».

По прогнозам Анны Смородиной, кредитный портфель МСБ по итогам года будет расти: «Хочу сказать лишь о некоторых тенденциях, зафиксированных по результатам опроса за VI квартал 2017 года не на федеральном уровне, а на уровне Новосибирской области. Оценка доступности финансирования предпринимателями Новосибирской области имеет очень высокую волатильность — это связано с низким числом предпринимателей, использующих в своей деятельности привлеченное кредитование.

С одной стороны, с 9% до 20% увеличилось число предпринимателей, отмечающих легкость получения кредита, с другой — за кредитованием обращается только 13% от опрошенных компаний МСБ. Показатели Новосибирска в целом соответствуют тенденциям основных показателей федерального индекса. Поэтому, с одной стороны, нельзя игнорировать, что число респондентов, положительно оценивающих доступность кредитования, достаточно выросло, что обязательно повлияет на рост кредитных обращений. С другой стороны, незначительная доля обращающихся за кредитованием говорит о том, что предприниматели еще не готовы жить в кредитной логике и предпочитают выстраивать свое развитие, рассчитывая только на собственные силы. Таким образом, будущий рост объемов кредитования МСБ мы прогнозируем как сдержанный».

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.