Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Как сельхозпроизводителю вести бухучет

42425

Источник: freepik

Аграрии, как и другие предприниматели, обязаны вести бухгалтерский учет. Но сельское хозяйство – специфическая отрасль экономики, поэтому и правила ведения учета будут отличаться от бухгалтерии других видов деятельности.

Отраслевой План счетов

Организации, имеющие статус сельхозпроизводителей, используют отраслевой План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 г. №654.

Отличия от общего Плана счетов состоят в том, что Методическими рекомендациями по его применению (утверждены приказом Минсельхоза от 06.01.2003 № 792) предусмотрены специальные счета и субсчета. Другими словами, отраслевой План счетов гораздо удобнее. На его основе работают и автоматизированные системы учета, включая «1С:Предприятие 8. Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия».

Пример. К счету 10 «Материалы» рекомендуется открывать субсчета 2 «Удобрения, средства защиты растений и животных», 7 «Корма», 8 «Семена и посадочный материал».

Но и внутри отрасли между хозяйствами есть существенные различия, которые отражаются на ведении учета.

Пример. Основная деятельность хозяйства – производство комбикорма, включая посев и уборка соответствующих культур, заготовка сена. В бухучете именно они будут учитываться на счете 20 «Основное производство». Но для хозяйства, которое специализируется на молочном животноводстве, эта же деятельность (заготовка кормов) должна учитываться в соответствующих субсчетах счета 23 «Вспомогательные производства». А учет молока ведут на счете 20 при переработке, на счете 10 – как сырое молоко.

Сезонность и амортизация

Специфика сельского хозяйства проявляется и в сезонности, которая тоже нашла отражение в бухучете: периоды активной деятельности сменяются простоями (когда работа невозможна из-за климата). Таким образом, доходы поступают неравномерно, а расходы сохраняются в течение всего календарного года. Возникает вопрос: как списывать годовую норму амортизации по сельхозтехнике?

Разберем на примере. У растениеводческого хозяйства зимой отсутствует основная деятельность – производство сельхозкультур. Поэтому раньше в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, было прописано, что списывать амортизацию сельхозтехники в период простоя не нужно. Если полевые работы идут с апреля по октябрь, то ежемесячно для целей бухгалтерского учета списывается 1/7 годовой нормы амортизации. Это важно: в налоговом учете принцип сезонности не действует. Для налогообложения амортизационные отчисления производятся равномерно весь календарный год. В результате у сельхозпроизводителей накапливались так называемые налоговые разницы.

В 2022 году ввели в действие Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», в котором правило сезонного списания амортизации не закреплено. Теперь амортизация сельхозтехники списывается равномерно в течение всего года: годовая норма делится на 12, получившаяся сумма относится на себестоимость ежемесячно.

Земля

Земля в сельском хозяйстве – главное средство производства, но, с точки зрения бухучета, она отличается от остальных: не амортизируется, не является объектом, который создает человек и может улучшать свои свойства. При этом земельный участок нельзя изготовить, заменить или переместить.

Бухучет земельных участков в сельхозорганизациях зависит от того, находится земля в собственности, на правах аренды или пользования. Например, арендованный земельный участок учитывается на забалансовых счетах, а приобретенный в собственность – на счетах основных средств (Дт 08 Кт 60 земля принята на баланс по акту).

Производственные циклы и отчетные периоды

Среди особенностей сельского хозяйства – несовпадение производственных циклов с отчетными периодами (вспомните озимые культуры). Поэтому в бухучете расходы на производство разграничивают по отчетным периодам – годам. Затраты прошлых периодов учитывают под урожай текущего; затраты текущего периода – под урожай будущего.

Чтобы правильно распределить расходы, на счете 20 открывают специальные субсчета – по периодам, и учитывают каждую расходную операцию на соответствующем субсчете. Распределяемые расходы в течение календарного года учитывают на отдельных субсчетах, а в конце года распределяют по субсчетам в зависимости от периода – под урожай текущего или будущего года.

Бухучет в «цифре»

Бухучет в сельском хозяйстве существенно отличается от учета в других отраслях и включает множество нюансов. Тем более, что никто не отменял изменения законодательства. Поэтому многие сельхозпроизводители предпочитают применять автоматизированные системы бухучета. Такие системы позволяют вести учет производителям сельхозпродукции как растениеводства, так и животноводства, тем, кто занимается переработкой, или совмещает несколько видов деятельности.

Важно: в автоматизированных системах вовремя отражаются все изменения законов и нормативных актов, поэтому вероятность ошибки минимальна.

Например, облачный сервис «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» помогает вести и бухгалтерский, и налоговый учет. Подходит организациям с любой системой налогообложения (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ОСНО, патент), которые производят и перерабатывают сельхозпродукцию.

При помощи сервиса можно самостоятельно вести бухгалтерский учет в соответствии с методическими рекомендациями Минсельхоза РФ, причем с отраслевой спецификой, будь то растениеводство, животноводство, или автомобильный и тракторный парк. Также сервис поможет формировать всю необходимую отчетность, в том числе и отраслевую.

Источник: Свое Фермерство 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.