Министру экономического развития России
г-ну Решетникову М.Г.
Уважаемый Максим Геннадьевич!
Директору
Департамента инвестиционной политики
и развития предпринимательства
Минэкономразвития России
г-же Арслановой М.Т.
Уважаемая Милена Тахировна!
Члены Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан» выражают Вам и всему коллективу свое почтение и направляют свое видение ситуации и предлагаемые меры
На сегодняшний день мы наблюдаем:
- остановку на неопределенный срок или отказ инвесторов от реализации новых инвестиционных проектов - в условиях полной неопределенности сценариев развития экономики;
- промышленно развитые города "оттянули" из муниципальных районов значительную часть активного населения и инвесторов вследствие урбанизации и несогласованности действий по созданию преференциальных зон и индустриальных территорий.
В целях частичного сохранения и возможного восстановления инвестиционной активности в муниципальных районах, по нашему мнению, самое время обратиться к Правительству РФ с нижеперечисленными предложениями:
1. Разрешить создание ТОСЭР во всех монопрофильных муниципальных образованиях РФ, включая монопрофильные посёлки (имеющие зависимость от одного или нескольких поселко-образующего (их) предприятия (ий))
Мера не потребует дополнительных вложений федерального и регионального бюджетов, кроме докапитализации Фонда развития моногородов, который реализует свои программы субсидирования инфраструктуры и льготных займов в моногородах
Предложения безусловно будут поддержаны большинством Глав Советов 2345 муниципальных образований РФ (1731 муниципальный район и 614 городских округов) РФ, в которых пытаются развивать созданные малоформатные (до 30 Га) индустриальные парки и промышленные площадки – поскольку предложениясобраны Комитетом ТПП РТ по развитию промышленных площадок и индустриальных парков с участием представителей управляющих компаний (УК) и районных кураторов промышленных площадок и индустриальных парков в муниципальных районах.
2. Разрешить создание ТОСЭР Дальневосточного типа (где границы территории опережающего развития совпадают с границами промышленной площадки, индустриального парка) - в любых муниципальных образованиях, в которых наблюдается высокий процент маятниковой миграции экономически активного населения - для закрепления трудоспособного населения на территории проживания (вахтовый метод работы переживает тяжелые времена и сталкивается с дополнительными трудностями и препятствиями, что снижает экономическую целесообразность для работодателей и ген.подрядчиков и приводит к увеличению безработицы).
Предложения безусловно будут поддержаны большинством Глав Советов 2345 муниципальных образований РФ (1731 муниципальный район и 614 городских округов) РФ, в которых пытаются развивать созданные малоформатные (до 30 Га) индустриальные парки и промышленные площадки – поскольку предложениясобраны Комитетом ТПП РТ по развитию промышленных площадок и индустриальных парков с участием представителей управляющих компаний (УК) и районных кураторов промышленных площадок и индустриальных парков в муниципальных районах.
Мера не потребует дополнительных вложений федерального бюджета на создание ТОСЭР.
Функции УК ТОСЭР может выполнять муниципалитет или УК промышленного парка
Инфраструктуру ТОСЭР = инфраструктуру промышленной площадки (индустриального парка) следет продолжать строить с участием Минэкономразвития РФ - мероприятие по субсидированию/софинансированию в рамках Национального проекта
При создании ТОСЭР в моно-поселках и поселках с миграцией – государство, по сути, не рискует ничем:
- дополнительные средства в инфраструктуру не вкладываются (как в ТОР ДВ через Минвостокразвития РФ или в моногородах через ФРМ);
- ответственность за проект лежит на частном инвесторе;
- поиск источника инвестиций, организация производства, сбыт, создание рабочих мест, уплата налогов - все это риски предпринимателя, надо лишь дать ему возможность уплатить их по сниженным (льготным) ставкам
- если проект не "состоялся", государство и все уровни бюджета остались "при своих"
- если проект "состоялся" - бюджеты получили новые отчисления, муниципалитет - рабочие места и инвестиции
3. Продолжить использование хорошо показавшего себя инструмента развития территории - ТОСЭР в «моногородах» - продлить с 3 до 10 лет срок вхождения резидентов в ТОСЭР моногородов с максимальным набором налоговых льгот и преференций, фактически - приравнять условия "входа" в Дальневосточных ТОР к условиями "входа" в ТОСЭР моногородов, это позволит продолжить заполнение территорий опережающего развития, поскольку после трехлетнего срока динамика заполнения идёт на убыль и останавливается.
Пришло время принять нижеуказанные изменения - приравнять условия ТОСЭР моногородов к условиям ТОСЭР Дальневосточного типа, в условиях неопределённости и спада инвестиционной активности - ТОСЭР требуется минимум 2-3 года чтобы "завести" в ТОСЭР резидентов (опыт показал, что с 4 года существования ТОСЭР резиденты практически не "заходят" - отсутствие пониженной ставки страховых взносов - 7,6% - сильно снижает экономическую целесообразность работы в статусе "резидент ТОСЭР" - по сути, только ради льготы по налогу на недвижимое имущество, по налогу на прибыль – непопулярная льгота)
Самое время ходатайствовать о внесении в Государственную Думу поправки: Исключить из пункта 10.1. статьи 427 НК абзац "Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития (за исключением резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа), получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей территории опережающего социально-экономического развития."
Мера, по нашему мнению, не потребует дополнительных вложений федерального бюджета, муниципалитеты решают вопросы привлечения за счет своего бюджета
Эти поправки безусловно поддержат мэры 37 моногородов в которых уже завершился 3 летний период с даты их создания или осталось несколько месяцев до наступления этого срока и в перспективе поддержат мэры остальных 53 моногородов где есть ТОСЭР
4. Сохранить программу софинансирования расходных обязательств регионов перед УК промышленных площадок и/или индустриальных парков в части строительства инфраструктуры малоформатных промышленных площадок и/или индустриальных парков (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов).
Ниже приложены предложения - корректировки "косметического характера"в программу Софинансирование расходных обязательств регионов перед УК промышленных площадок и/или индустриальных парков в части строительства инфраструктуры малоформатных промышленных площадок и/или индустриальных парков (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов).
Предложения безусловно будут поддержаны большинством Глав Советов 2345 муниципальных образований РФ (1731 муниципальный район и 614 городских округов) РФ, в которых пытаются развивать созданные малоформатные (до 30 Га) индустриальные парки и промышленные площадки – поскольку предложениясобраны Комитетом ТПП РТ по развитию промышленных площадок и индустриальных парков с участием представителей управляющих компаний (УК) и районных кураторов промышленных площадок и индустриальных парков в муниципальных районах.
Предлагаются следующие правки в НПА - ПП РФ 316 и приказ МЭР РФ 125, утвержденные в рамках Национального проекта "МСП" - "косметические" и "капитального" характера :
- дать возможность (поправками в 473-ФЗ) муниципалитетам создавать территории опережающего развития (ТОСЭР) дальневосточного типа (граница ТОСЭР = границе парка) в муниципальных образованиях с высокой маятниковой миграцией - для "закрепления" трудоспособного населения на территории района (например, МСХ предлагает сезонную занятость в селе для уволенных городских сотрудников сейчас, но это временная мера),
- создавать промышленные площадки и индустриальные парки - одновременно с созданием в границах парка и территории опережающего развития (ТОСЭР) дальневосточного типа (граница ТОСЭР = границе парка), дать приоритет таким проектам с совмещением преференциального режима с инженерной инфраструктурой
- создать равные условия и возможности:
- "начинающих" и "продолжающих"
- УК крупных проектов и УК малоформатных (20-50 Га) индустриальных парков (промышленных площадок) в муниципальных районах -
- рассматривать только отдельную - новую очередь - отдельно от всего парка - только декомпозицию, и исключить влияние показателей предыдущих очередей - это позволит сравнивать "новые" проекты с новыми очередями "старых" проектов
- изменить бальную систему конкурсного отбора "косметически":
- вывести за пределы интегрального показателя 2 показателя:
- стоимость создания 1 рабочего места (млн. руб. / 1 р.м.) и поставить целевой показатель = стоимость создания одного рабочего места не превышала 1 млн руб (лучше 0,5 млн.руб. - 1 млн.руб.) за 1 р.м.
- отдача на вложенный капитал:
- А) отношение суммы уплаченных резидентами налогов нарастающим итогом за 3 года (со следующего за годом предоставлении субсидии) - к сумме субсидий по 2 вариантам:
- консолидированный бюджет региона с федеральным бюджетом (бюджеты всех 3 уровней)
- федеральный бюджет
- Б) отношение инвестиции резидентов в капитальные вложения и оборудование - к стоимости строительства инфраструктуры
- А) отношение суммы уплаченных резидентами налогов нарастающим итогом за 3 года (со следующего за годом предоставлении субсидии) - к сумме субсидий по 2 вариантам:
- Остальные показатели могут находиться в составе интегрального показателя в предусмотренных весах
- Ранжировать все заявки по этим 4 показателям:
- стоимость создания рабочего места
- отдача на вложенный капитал бюджета
- Отдача на вложенный капитал Ук
- Интегральный показатель
Также направляем предложения по требуемым мерам поддержки для управляющих компаний и резидентов промышленных (индустриальных) парков.
Предложения безусловно будут поддержаны большинством Глав Советов 2345 муниципальных образований РФ (1731 муниципальный район и 614 городских округов) РФ, в которых пытаются развивать созданные малоформатные (до 30 Га) индустриальные парки и промышленные площадки – поскольку предложениясобраны Комитетом ТПП РТ по развитию промышленных площадок и индустриальных парков с участием представителей управляющих компаний (УК) и районных кураторов промышленных площадок и индустриальных парков в муниципальных районах.
Меры поддержки, требуемые для ПП и ИП:
Доводы необходимости поддержки:
Резиденты взяли обязательства (перед УК, региональными, местными властями) по инвестициям, рабочим местам и сейчас могут их не выполнить, а УК взяла обязательства перед региональными властями. Поэтому поддержку надо сохранить.
Общее условие для всех мер поддержки: Промышленная площадка (индустриальный парк) прошли процедуру аккредитации (проверки соответствия требованиям) при органе региональной или федеральной власти.
Можно и без компенсации - если приравнять тарифы на электроэнергию для МСБ - к тарифам для граждан
1. Компенсация части затрат на уплату коммунальных услуг УК и резидентов (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов)
Порядок и условия могут быть разработаны с участием УК, ресурсоснабжающих организаций, сетевых компаний, предприятий ЖКХ, Минэкономразвития регионов
- электроэнергия (потребление, транспорт по электросетям), особенно в части непродуктивной (освещение МОП: дороги, периметр, объекты),
- теплоэнергия (потребление, транспорт по теплосетям), особенно в части непродуктивной (обогрев, отопление, периметр, объекты) и теплопотери,
- газоснабжение (потребление, транспорт по сетям), особенно в части непродуктивной (обогрев, отопление, периметр, объекты)
- водоснабжение и водотведение, очистка стоков,
- вывоз охрана
2. Субсидировании 25% от уплаченной суммы аренды недвижимости на территории ПП и ИП резидентам и УК промышленных площадок (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов)
По сути – "вернуть" мероприятие, которое "свернуло" МЭР РФ в 2014 году - сейчас оно стало актуальным как никогда
Например, в РТ была программа «Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан – резидентам промышленных площадок, расположенных на территории Республики Татарстан» (утв. постановлением КМ РТ от 23 июля 2012 г. N 622), софинанасирование этой программы было из бюджета РФ до 2014 года
Выдержка пункт 1.5. указанного ПКМ РТ №622:
Субсидии предоставляются субъектам предпринимательства для возмещения затрат, связанных с арендой и (или) выкупом объектов недвижимости на территории промышленных площадок.
- Субсидии, связанные с арендой недвижимости на территории промышленных площадок, предоставляются в размере не более 25 процентов от суммы затрат на уплату арендной платы за объекты недвижимости, но не более 1 млн. рублей.
- Субсидии, связанные с выкупом недвижимости на территории промышленных площадок, предоставляются в размере не более 25 процентов от суммы затрат на выкуп объектов недвижимости, но не более 5 млн. рублей.
3. Субсидировании % ставки по кредитам СМСП - резидентам и УК промышленных площадок (мероприятие МЭР РФ для софинансирования расходных обязательств регионов)
Распространить субсидии на всех предпринимателей микро и малого бизнеса РТ (вернуться к условиям 2019 года), а не только к списку «наиболее пострадавших отраслей» с условиями:
· по кредитному договору, который заключен с банком, имеющим лицензию Банка России на дату заключения кредитного договора.
· Период компенсации – с 2019 года
· по дате заключения и сроку действия договора – нет ограничений,
· по типу банковского продукта нет ограничений (кредитная линия, кредит, овердрафт, аккредитив, и т.п.)
· сумма договора - без ограничений,
· процент по кредиту не может превышать средневзвешенную процентную ставку, рассчитанную Центральным Банком РФ за последние 3 года – 14,13%.
· В качестве целей, на которые был получен кредит, допускаются: пополнение оборотных средств, выплата заработной платы, приобретение основных средств, строительство (реконструкция) инженерной инфраструктуры, производственных зданий, строений, сооружений, реализация инвестиционных проектов.
· предельный размер субсидии на одного получателя составляет 10 млн рублей в год.
4. Возобновить программу компенсации 50% стоимости российского оборудования, приобретенного резидентами и УК промышленных площадок и индустриальных парков по договорам купли-продажи, лизинга (мероприятие региона с софинансированием бюджета РФ по линии МЭР РФ)
5. Иные стимулы для размещения на существующих промышленных площадках (для заполнения) новых производств из любых сфер разрешённых для поддержки 209-ФЗ
· медицинские товары и продукция
· противоэпидемические услуги и продукция
· «пищевка» и переработка с/х продукции
· иное из сфер, разрешённых 209-ФЗ
Часть нормативной база РТ по упомянутым мерам.
· Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.08.2014 № 616 «Об аккредитации субъектов инфраструктуры МСП предпринимательства Республики Татарстан»;
· Порядок предоставления субсидий процентов по кредитам УК и резидентам промышленных площадок на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 сентября 2019 года N 873)
· Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан – резидентам промышленных площадок, расположенных на территории Республики Татарстан (утв. постановлением КМ РТ от 23 июля 2012 г. N 622)
Используемые сокращения:
МО – муниципальное образование;
МР – муниципальный район;
МСБ – малый и средний бизнес;
СМСП – субъекты малого и среднего предпринимательства;
МСП – малое и среднее предпринимательство;
ПТП – промышленный технопарк;
ПП (ИП) – промышленный (индустриальный) парк;
УК – управляющая компания;
ПСД – проектно-сметная документация;
СМР – строительно-монтажные работы;
ТУ – технические условия.
С уважением к Вам,
Председатель Правления ТПП РТ Ш.Р. Агеев
Исп. Маслехин Сергей Владимирович
Руководитель Комитета ТПП РТ по развитию промышленных площадок и индустриальных парков
Ведущий консультант и руководитель ключевых проектов компании "Верное решение"
+79196299944