Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.
Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smart grid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demand response.
Управление спросом (анг. «Demand Response», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.
Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.
Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.
Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).
Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.
В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.
В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».
Подробная информация о постановлении приведена в регламентирующих документах:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 года №699
О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности
- Регламент участия на оптовом рынке покупателей с ценозависимым потреблением (приложение 19.9 к Договору о присоединении - текущая редакция. Дата вступления в силу: 01.12.2018 г. Редакция с изменениями, утвержденными Наблюдательным советом от 19.11.2018 г.)
- Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 830-р
Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет».
- Концепция функционирования агрегаторов распределенных энергетических ресурсов в составе ЕЭС России. Агрегаторы управления спросом на электроэнергию
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
Олег КАЛИНКО, советник директора, АО «СО ЕЭС»
Алексей СИНЕЛЬНИКОВ, директор по распределенной энергетике, АО «НТЦ ЕЭС (МО)»
Даниил КУРГАНОВ, Глава представительства в России, ЭйБи Энержи
Сергей ЗАРУБИН, Заместитель директора по развитию, ООО " Яркогенерация"
Максим КУЛЕШОВ, начальник Департамента рынка системных услуг, АО «СО ЕЭС»
Сергей РЫЧКОВ, начальник отдела планирования и анализа рынка системных услуг, АО «СО ЕЭС»
Егор КАЗАНЦЕВ, Индустриальный парк «Экран», координатор рабочей группы АИП России по законодательству об индустриальных парках