Газета "Коммерсантъ" №237 от 24.12.2020, стр. 2
Пока власти в рамках реформы институтов развития обсуждают структуру выстраивания на базе ВЭБ.РФ проектной поддержки моногородов, Минэкономики и Минпромторг готовят регуляторные меры для диверсификации экономик таких монопрофильных образований.
При этом если Минэкономики говорит о продлении действующих преференций, то Минпромторг предлагает более решительные меры — вроде расширения практики создания индустриальных парков за счет частных средств с последующим возмещением таких инвестиций из федерального бюджета.
Параллельно с перенастройкой системы проектной помощи моногородам в рамках реформы институтов развития ведомства сейчас обсуждают расширение системной поддержки таких населенных пунктов. Вчера на заседании экспертного совета Госдумы по развитию моногородов депутаты говорили о необходимости таких мер. Согласно результатам опроса, только половина из 20 тыс. опрошенных жителей моногородов оценивают ситуацию в своем населенном пункте положительно, 20% настроены на переезд в другой город, причем 10% — уже в ближайшее время.
Меры, которые сейчас разрабатывает Минэкономики, принципиальных нововведений не содержат: речь идет о продлении действующих преференций.
Как сообщил вчера замглавы департамента регионального развития ведомства Сергей Литвяков, в правительство внесен проект постановления правительства, позволяющий продлить на два года для резидентов территорий опережающего развития (ТОР), получивших этот статус с 1 апреля 2019 года по 31 декабря 2021 года, срок выполнения минимальных требований по объему капвложений и количеству созданных рабочих мест в первый год работы.
С запросом моногородов о продлении срока действия льготы по страховым взносам (сейчас — первые три года работы ТОР) дела пока обстоят сложнее. Как признал Сергей Литвяков, обсуждение этого вопроса идет «тяжело» и пока речь идет о пролонгации срока лишь на год. «С учетом кризисных явлений в экономике есть надежда, что эта инициатива каким-то образом пройдет,— отметил он и попросил о поддержке со стороны депутатов.— Мы были бы благодарны за дополнительные аргументы в пользу того, что это действительно нужно и что выпадающие доходы, о которых говорит Минфин, не перевешивают тех выгод, которые влечет создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций в моногорода».
Помимо преференциальных режимов предлагается наращивать создание промышленной инфраструктуры — сейчас такие площадки работают всего в 10% моногородов. Однако теперь Минпромторг предлагает создавать их не силами регионов, а за счет средств градообразующих предприятий или управляющих компаний на своих же площадях. Как пояснил директор департамента региональной промышленной политики ведомства Виталий Хоценко, такой механизм планируется запустить не только в моногородах, но и на других «геостратегических территориях».
Предполагается, что расходы предприятий на создание и модернизацию промышленной инфраструктуры будут возмещаться по аналогии с действующим сейчас порядком возврата подобных затрат регионам — из федерального бюджета.
Так, инвестору будут возвращаться уплаченные привлеченными им резидентами федеральные налоги (НДС, таможенные пошлины и федеральная часть налога на прибыль). Возмещение будет возможно в течение пяти лет, однако объемы компенсации будут ограничены — не более 15 млн руб. на один гектар в индустриальных парках и 60 тыс. руб. на 1 кв. м в технопарках. Сейчас инициатива проходит согласование с Минфином. В этом ведомстве “Ъ” сообщили, что предложение рассматривается. В Минпромторге “Ъ” уточнили, что согласование планируется получить до конца декабря, после чего проект постановления будет внесен в Белый дом. Ожидаемый срок его принятия — второй-третий кварталы 2021 года.
Евгения Крючкова
Глава Фонда развития моногородов Ирина Макиева обещает разработать новую стратегию для таких населенных пунктов
Поддержка моногородов станет компактнее. Фонду по их развитию сократят задачи и субсидии
Газета "Коммерсантъ" №179 от 01.10.2020, стр. 2
Бюджетная консолидация в сочетании с желанием властей улучшить работу институтов развития привели к сокращению финансирования Фонда развития моногородов (ФРМ) и некоторому урезанию направлений его деятельности.
Фонд больше не сможет софинансировать строительство социальной инфраструктуры, впрочем, по данным “Ъ”, ни одного подобного проекта им на практике так и не было реализовано.
В условиях экономии ресурсов ФРМ предложено сконцентрироваться на проектах, предусматривающих создание рабочих мест в моногородах и привлечение инвестиций.
Необходимость оптимизации бюджетных расходов заставляет правительство урезать отдельные меры господдержки — субсидии ФРМ в 2021–2023 годах будут сокращены на 10%.
Действующий закон о бюджете предусматривает предоставление фонду 4,7 млрд руб. ежегодно. Теперь же, согласно проекту госказны на следующую трехлетку, будет выделяться лишь по 4,2 млрд руб. Минэкономики предлагает сократить и направления финансовой поддержки, оказываемой фондом.
Из проекта постановления правительства следует, что пожертвовать планируется софинансированием расходов регионов и муниципалитетов на строительство и реконструкцию социальной инфраструктуры.
Отметим, что предпосылки к такой оптимизации были не только финансовые: ранее премьер-министр Михаил Мишустин говорил о необходимости проанализировать работу институтов развития и в случае необходимости «перезапустить» их.
Отменяемая мера поддержки, видимо, будет исключена как неэффективная.
Как пояснил источник “Ъ” в финансово-экономическом блоке правительства, фонд так и не реализовал ни одного проекта софинансирования строительства инфраструктуры — они даже не выносились на рассмотрение набсовета ФРМ.
Фонд может использовать бюджетные средства, в частности, на формирование условий для создания рабочих мест, не связанных с работой градообразующих организаций, на развитие городской среды и поддержку инвестпроектов в моногородах, где возникла чрезвычайная ситуация. Возможности для вложений в иную инфраструктуру у ФРМ останутся — в объекты, необходимые для реализации инвестпроектов.
Как сообщила глава фонда Ирина Макиева, за январь—сентябрь этого года на инфраструктуру фондом было направлено 600 млн руб.— четыре объекта уже введены в эксплуатацию, еще пять должны быть сданы до конца года. На фоне происходящих изменений ФРМ приступил к разработке новой стратегии развития моногородов до 2025 года.
По словам Ирины Макиевой, ее планируется представить на набсовете фонда до конца года. Комментировать свои планы в ФРМ не готовы — вопросы “Ъ” в фонде переадресовали в Минэкономики.
В этом ведомстве полагают, что сейчас требуется «максимально сконцентрировать средства федерального бюджета на поддержку проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций». Поясним, что основным инструментом фонда в этом направлении является льготное кредитование — беспроцентные займы на суммы до 250 млн руб.— и более крупные кредиты под 5% годовых.
ФРМ отчитался о заключении за январь—сентябрь соглашений о предоставлении займов на общую сумму более 1 млрд руб. в рамках десяти инвестпроектов — ожидается, что их реализация приведет к созданию 550 рабочих мест и привлечению в моногорода 3,3 млрд руб. инвестиций.
Президент Центра стратегических разработок Владислав Онищенко полагает, что в связи с сокращением доступного бюджетного финансирования концентрация в первую очередь на решении особо острых проблем падения производства, занятости и доходов вполне оправданна. «Также это будет способствовать снижению остроты социальных проблем, а главное — позволит не накапливать новые»,— полагает он.
Евгения Крючкова