Вот это подстава, так подстава - я понимаю, если вместо НДС вводить, но при сохранении НДС - вместо налога на движимое имущество (по которому, кстати льготой на оборудование пользовались - а теперь его возвращают - и снова пропадает экономический смысл покупать новое оборудование, вместо б\у) - еще и налог с продаж ввести - похоже, это или будет каплей, переполнившей чашу терпения бизнеса или "точкой невозврата" иллюзий по переходу на "белую" зарплату и "белую" прибыль ...
Надеюсь налогом с продаж бабушку НЕ обложат, которая самовязанные носочки (банку огурцов, цветочки, травки) продает в переходе у метро? И Онлайн кассу НЕ заставят (распространяется вроде исключение - лоточная и разносная торговля - на нее)? НЕ надо ей регистрироваться как ИП? Даже в страшном сне не представишь очередь из бабушек - теперь еще и в отдел налоговых деклараций для ИП... Или у них уровень технической грамотности позволит обойтись электронными сервисами? Или у всех внук\внучка\сын\дочка - бухгалтер\юрист\ИТ-шник?
У меня вопрос - разве это справедливо - облагать налогами небольшой, по сути, доход самозанятых граждан, при этом "не замечая" как богатые, например, телекоммуникационные компании с хорошим оборотом и маржой как-то очень быстро сменили российскую юрисдикцию на оффшоры? еще в 2005 году акции Билайна и МТС котировались на бирже и их акционеры были российскими компаниями + Дойче Телеком, а потом как-то незаметно появились Cyprus (Кипр) и прочая...
Где-то же должна быть разумная грань - уровень несущественности (в силу малой их величины) доходов части населения для государства? Давайте уже позволим послевоенному поколению, пережившему голод и войну спокойно достойно уйти, не подвергая их более нечеловеческим трудностям и облагая их налогами? Меня еще на бухгалтерсокм учете учили, что не надо доводить учет износа и расходов до такой абсурдной степени, что начать учитывать как стачиваются карандаши и сколько бумаги осталось в пачке... потому как трудоемкость и расходы на ведение такого уровня точности учета превысят сам результат и эффект от учета...
Налог с продаж, отмененный в 2004 году, снова могут ввести в России. Как пишут «Ведомости», его предлагают вернуть вместо налога на движимое имущество компаний, который начнет действовать с 2018 года. По данным издания, предполагается, что речь идет не о налоге с продаж в традиционном виде, а о торговом сборе: он не включается в цену товара и не отражается в чеке. Пока не ясно, будет ли сбор взиматься с выручки или с торговой площади.
Налог с продаж если и вернут, то нескоро, заявил в эфире НСН директор Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин.
«Сейчас декабрь и если ввести какой-нибудь налог с 1 января 2018 года, то для этого не успеют просто подготовить необходимую документацию. Это простой налог по собираемости, по администрированию, но он требует внесения изменений в бухгалтерские программы, некого объема технической работы. Не говоря уже о том, что нужно время, чтобы внести инициативу в Госдуму, а Госдуме принять ее. Налог с продаж отменили с 2004 года и сразу начали обсуждать, чтобы вернуть его, но не заменив им налог на движимое имущество компаний – там сумма маленькая 180 млрд рублей, а вместо НДС. Это революционное изменение и за три недели оно не произойдёт», – считает он.
В случае, если новый налог заменит НДС, то не станет большой проблемой для среднего и малого бизнеса.
«Если это будет сделано грамотно, если он просто заменит НДС, то не ударит по бизнесу. Но я сильно сомневаюсь, что это будет сделано грамотно. Любое изменение процедуры администрирования налогов ведет к некой дезорганизации, потому что к новому порядку просто нужно привыкнуть», – отметил Делягин.
В ноябре 2017 года Госдума в третьем, окончательном чтении приняла проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают возврат налога на движимое имущество организаций (автомобили, станки, другое оборудование и прочее). Ставку налога разрешено устанавливать регионам, но не более 1,1%.
Петиция: Ввести налог с продаж в размере не более 5% вместо налога на добавленную стоимость (НДС)
Меня, как представителя экономического сообщества, взволновал вопрос введения НДС вместе с налогом с продаж, серьезно обсуждавшийся в минувшем году. Многие эксперты считают, что это негативно скажется на экономике: вызовет рост цен, увеличение денежной массы, нехватку оборотных средств у предприятий, рост теневого сектора.
НДС - один из самых непростых и запутанных налогов в нашей стране. Система зачетов весьма сложна и непрозрачна. Пробелы в законодательстве рождают массу спорных вопросов при определении налогооблагаемой базы и расчете налога. Справедливости ради надо сказать, что последние годы 21 статья Налогового кодекса совершенствуется, но все равно, это не решает всех проблем.
Поддерживаю петицию:
НДС не стимулирует развитие производства, инвестиций в основные фонды, начисление "белой" зарплаты, легальный учет маржи - потому как нельзя принять к вычету "входящий" НДС с амортизации имущества и с начисленного ФОТ (фактически НДС создает двойное налогообложение зарплаты - взносами 30% и НДС 18% - предприятие уплачивает с 48% (!) с каждого рубля белой зарплаты). Что может быть эффективнее этого, чтобы вынудить бизнесменов "прятать" зарплату?
Уверен, значительное число работников моложе 30 лет вообще не верит в пенсию и не настаивает на начислении белой зарплаты (им взносы 30% не страшны - не из зарплаты они удерживаются - из прибыли бизнесмена - им важно чтобы не удерживали НДФЛ по ставке 13%) % для
А как понять реальную доходность компании, если бизнес вынужден прятать маржу?)
Именно поэтому, основная часть доначислений и налоговых споров приходится именно на НДС.
Фирмы вынуждены тратить деньги и время на то чтобы оспорить решения по проверкам в вышестоящих налоговых органах и судах.
А сколько бумаги и времени уходит на оформление документов по требованию, в связи с проводимыми камеральными проверками. Предприятия представляют документы в инспекцию коробками.
Несмотря на ужесточение законодательства в отношении создания и деятельности фирм-однодневок, они продолжают свое существования и наносят огромный урон государственному бюджету путем незаконного возмещения НДС. Возможность незаконной налоговой оптимизации порождает коррупцию.
Внесенный в Государственную Думу законопроект, ограничивающий право компаний на возмещение НДС, фактически отменяет презумпцию невиновности и делает добросовестных налогоплательщиков заложниками своих недобросовестных партнеров.
Нередко организации несут убытки из-за недобросовестных контрагентов, по которым налоговая инспекция отказывает в вычетах. Особенно болезненно это отражается на предприятиях-экспортерах. Их деятельность облагается по ставке НДС 0%, что дает им преимущество, но в случае не подтверждения вычетов они вынуждены будут заплатить НДС из своей прибыли.
Импортеры также страдают. При ввозе товаров они вынуждены платить НДС в бюджет, отвлекая значительные средства из оборота. Да, потом эти суммы вводятся в зачет, но спустя значительный промежуток времени, который может растянуться до полугода. А с учетом того, что среди внутренних поставщиков окажутся недобросовестные компании, по итогам налогового периода импортер, в общем итоге, вовсе может не вернуть НДС обратно.
Негативные моменты налога на добавленную стоимость подталкивают к мысли о замене его на более простой и понятный налог с продаж (или налог с оборота), который платился бы с выручки от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. Именно замене. Такой налог будет удобен и в уплате, и с точки зрения администрирования.
Но как определить ставку? Какая ставка будет отвечать потребностям государства и интересам бизнеса?
По моему мнению, необходимо идти от обратного, от величины налога, который нужно собрать. То есть, определить: какая ставка налога с продаж позволила бы собирать столько же денег в бюджет, сколько приносит НДС в данный момент. Возможно, вариант, предложенный ниже, будет оптимальным, при определении ставки НП.
1. Рассчитываем общую налогооблагаемую базу в целом по России за год.
2. Определяем сумму НДС, уплаченную (поступившую фактически, с учетом НДС, уплаченного при ввозе импортных товаров) в бюджет за год.
3. Находим соотношение.
Таким образом, мы получаем искомую ставку налога с продаж, при которой бы бюджет в рассматриваемом периоде имел бы такие же поступления от НП, как и от НДС.
Проведем расчеты за три предыдущих года: 2012, 2013 и 2014.
Согласно отчета, размещенного на сайте ФНС России, общая налогооблагаемая база за IV квартал 2013 года и I-III квартал 2014 года составила 146706 млрд. рублей.
Данные для расчета берутся именно за этот период, так как сроки уплаты НДС по ним наступают в рамках 2014 года. В бюджет Российской Федерации за 2014 год поступил НДС в сумме 3932 млрд. рублей. Таким образом, ставка налога с продаж, при которой в бюджет поступила бы равнозначная сумма, будет равна:
Ставка НП 2014 год - (3932 млрд.р./146706 млрд.р.)*100% = 2,68%
По аналогии рассчитаем приемлемую величину налога с продаж за 2013 и 2012 год соответственно.
Ставка НП 2013 год – (3539 млрд.р./137491 млрд.р.)*100% = 2,57%.
Ставка НП 2012 год – (3546 млрд.р./128936 млрд.р.)*100% = 2,75%.
Практический результат
Отмена НДС и ведение НП может «перезагрузить» экономику, придав ей новый импульс, упростить правила игры в сфере налогообложения, что в свою очередь даст приток инвестиций. В первую очередь, от замены НДС на налог с продаж выиграют производственные предприятия. У них самый большой прирост добавочной стоимости. И что самое немаловажное: станет невыгодно использование фирм однодневок. При этом сократится цепочка посредников, перепродающих товар, что должно сказаться на розничных ценах, а значит на рядовом потребителе товаров и услуг, ведь именно конечные потребители, обычные люди несут бремя уплаты косвенных налогов.
Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества.
Вместо НДС – налог с продаж
14.04.2006 Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота.
Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 процентов, пониженная – 10 процентов. А предел для налога с продаж (НсП) был установлен в 5 процентов. Выбор государства был очевиден.
В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».
Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 процентов начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).
Однако предприниматели продолжают требовать уменьшить НДС хотя бы до 15 процентов. По мнению представителей министерств и депутатов, это вполне возможно. Некоторые даже предлагают установить беспрецедентно низкую ставку НДС – всего лишь 13 процентов. Однако конкретных законопроектов по-прежнему нет. Поэтому возможная замена НДС на налог с продаж становится все более реальной.
Кто придумал «новый старый» налог с продаж?
Еще в октябре 2005 года одним из первых о подобной замене заговорил начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, у налога с продаж больше плюсов, чем у НДС. Однако он заметил, что такая «рокировка» может произойти не ранее 2009 года. Специалисты экспертного управления Президента РФ произвели соответствующие расчеты, о результатах которых объявил г-н Дворкович. Если отменить НДС и ввести налог с продаж со ставкой не более 10 процентов, суммы поступлений в бюджет существенно не снизятся.
О возможной замене НДС на налог с продаж высказался также глава МЭРТ Герман Греф. Свою позицию он объясняет тем, что у России может просто не остаться другого выхода – администрирование налога на добавленную стоимость практически зашло в тупик. Г-н Греф продолжает настаивать на том, что его можно улучшить. Однако, если этого не произойдет, с НДС придется расстаться. А чтобы бюджет не пострадал от отмены налога, который является одним из главных источников поступлений, его необходимо заменить на другой. Разумеется, на налог с продаж. Ведь НсП гораздо проще рассчитывать, чем НДС.
Минусы НДС
На первый взгляд схема уплаты налога на добавленную стоимость довольно проста. Если компания реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18 процентов. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам компания должна перечислить в бюджет.
Однако, если сумма возмещения больше, чем к уплате, у фирм немедленно возникают проблемы. Контролеры возвращать налог из бюджета, как правило, не торопятся. Они убеждают компании не получать возмещение в виде «живых» денег, а зачесть его в счет будущих платежей по НДС. Как правило, фирмы соглашаются. Ведь такая процедура гораздо проще, чем возврат налога. Либо компании просят отнести переплату по НДС в качестве платежей по другим налогам, если у них существует задолженность по платежам.
Однако это не относится к ситуации, когда речь идет о возврате налога, уплаченного при экспорте товаров. Налоговый кодекс предусматривает целый пакет документов, который необходимо предоставить инспекторам в этом случае (п. 1 ст. 165 НК РФ). Собрать все бумаги непросто. Однако даже когда инспекторы получают полный комплект документов, они, как правило, отказываются возвращать налог из бюджета. Причина в том, что слишком много недобросовестных фирм подделывают документы и незаконно возмещают налог. В итоге ревизоры предпочитают подстраховаться. Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса дает им право проверять обоснованность применения компанией нулевой ставки НДС в течение трех месяцев после получения документов. По итогам проверки редкой фирме удается увидеть поступившую на свой банковский счет сумму налога. Поэтому организации вынуждены обращаться в суд.
На фоне описанных проблем замена НДС на налог с продаж представляется действенным решением. Но так ли это на самом деле?
Плюсы налога с продаж
До 2004 года максимальная ставка налога с продаж составляла 5 процентов. Ее конкретный размер устанавливали субъекты РФ. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10 процентов, налогом с продаж не облагались.
Допустим, налог на добавленную стоимость отменен и введена в действие глава кодекса в прежней редакции. В результате мы получим следующее. Платить налог будут лишь фирмы которые в основном торгуют в розницу. Для таких компаний НсП, на первый взгляд, выгоднее НДС – меньше и ставка, и декларацию проще заполнить.
Разумеется, если НсП действительно заменит НДС, он будет существенно отличаться от прежнего варианта. Так, например, налог нужно будет начислять на любую продажу товаров, работ или услуг. Исключений для определенных видов продуктов (хлеб, молоко, лекарства и т. д.) уже не будет.
Конечно, многим фирмам изменения будут выгодны. Ведь НсП, который предполагают ввести, будут платить только компании, которые продают товары конечным потребителям. Покупку сырья для последующего производства планируют освободить от налога.
Недовольные будут всегда
Как было сказано выше, в первую очередь должны поменяться плательщики налога и его ставка.
НсП будут платить с суммы реализованной продукции. В отличие от НДС, уменьшить расчетную базу налога на суммы, которые были уплачены при покупке товара, будет нельзя. Данное положение законодатели едва ли изменят. В противном случае замена одного налога на другой будет лишена смысла – все проблемы НДС связаны именно с вычетами. Альтернативным вариантом такой замене может стать снижение действующей ставки налога на добавленную стоимость. Именно уменьшение НДС пока по-прежнему остается решением депутатов Государственной думы.
Но если компании лишатся возможности возмещать налог, то базы по НДС и НсП не будут равнозначны. Ведь налог с продаж будут платить со всей реализации, а не с разницы между продажей и покупкой. То есть нельзя сравнивать 18-процентную ставку НДС и 10-процентную НсП. Для фирм, у которых разница между суммами НДС к возврату и к начислению в бюджет невелика, налог с продаж может оказаться непосильным бременем.
Как ни странно, против отмены НДС возражают и экспортеры. Пусть и через суд, им иногда удается получить сумму возмещения из бюджета на свои счета. У налога с продаж нулевой ставки для экспортируемых товаров не будет. Об этом говорят эксперты управления Президента России. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках. Иностранные клиенты российских предприятий в этом случае начнут искать других поставщиков. У экспортеров останется лишь один выход – снижать себестоимость товаров.
Упрощенную систему отменят
Для крупных холдингов, которые состоят из множества фирм на «упрощенке», налоговая реформа также может оказаться очень неудобной. Введение налога с продаж вместо НДС предполагает возможную отмену упрощенной системы. По мнению идеологов НсП, ее вводили именно из-за сложности расчета НДС и его высокой ставки. Следовательно, переход на уплату налога с продаж будет означать отмену «упрощенки».
Справедливость данной позиции представляется сомнительной. Напомним, ставка налога при упрощенной системе равна 6 процентам от доходов или 15 процентам с разницы между доходами и расходами компании. В свою очередь, налог на прибыль платят по ставке 24 процента. Сравним его с единым налогом по ставке 15 процентов при упрощенной системе. Поскольку именно в этом случае базы для исчисления наиболее схожи. И в том, и в другом случае НДС можно относить на расходы. Следовательно, если отменить «упрощенку», малым фирмам придется платить государству как минимум на 9 процентов больше.
Заполнять декларации будут все
Эксперты управления настаивают на том, что декларацию по НсП должны будут сдавать все компании, включая тех, кто не платит налог. Например, предприятие выпускает и продает станки. Их покупают и используют только компании, которые занимаются производством. Значит, платить НсП предприятию не придется. Но от обязанности сдавать декларацию в инспекцию каждый отчетный период ее никто не освободит. Казалось бы, особых проблем не будет – всего-то придется отправить ревизорам пустые бланки с проставленным названием фирмы и ее реквизитами.
Но на практике все может оказаться не так просто. Появится новая проблема – налоговые проверки. Поскольку все компании будут плательщиками налога с продаж, инспекции получат право контролировать его уплату. Общеизвестно, что объектом выездных проверок в первую очередь становятся организации, которые регулярно сдают нулевую отчетность. Поэтому вполне вероятно, что инспекторы будут чаще наведываться в компании, которые на законном основании не платят налог с продаж, чем в те, что регулярно пополняют бюджет его суммами.
Грядущая реформа: за и против
Большинству компаний отмена НДС не выгодна. Их налоговая нагрузка возрастет. Экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов. Фирмы, которые оказывают услуги конечным потребителям, а также холдинги, которые создают мелкие фирмы на «упрощенке», вероятно, тоже будут недовольны. Первым в этом случае придется платить налог по ставке 10 процентов с выручки от реализации вместо разницы между НДС к уплате и к возмещению. Для других подобная отмена означает увеличение налоговой нагрузки как минимум на 9 процентов.
Кроме государства, налог с продаж может быть выгоден только крупным компаниям, которые продают производственное сырье, не строят свою структуру в форме холдинга и не экспортируют товары. Таким предприятиям не придется платить ни НДС (он будет отменен), ни новый налог с продаж.
Законодатели еще не приняли окончательное решение о замене НДС на налог с продаж. Пока они в основном говорят о законопроектах, призванных усовершенствовать механизм взимания НДС. Вместе с тем не исключено, что к 2009 году обороты компаний будут облагать налогом с продаж.
Елена Федорцова, эксперт «Консультанта»