«Главный минус ТОРов в том, что свободный порт эффективнее» — эксперт. У свободного порта множество преимуществ перед ТОР
24 января 2018, 10:18 — REGNUM Режим ТОР существенно проигрывает режиму свободного порта Владивосток, а потому не эффективен, заявил кандидат экономических наук, руководитель экспертного сообщества Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривилевич, комментируя заключение Счётной палаты РФ, передаёткорреспондент ИА REGNUM.
Счётная палата России, проанализировав действие режимов ТОР и свободного порта на территории Дальнего Востока, пришла к выводу, что при существенных затратах отдача минимальна. Максим Кривилевич убежден, что неэффективность ТОРов обусловлена именно тем, что рядом действует свободный порт.
«Никакого эффекта от ТОРов нет, его и быть не может. Сама идея абсурдна. Ее можно выразить одной фразой: «закапывайте больше денег, а мы будем отчитываться». Но бизнес ведь создается не для закапывания, а для «откапывания» денег, причем, чем боле, тем лучше. Давайте сравним. Вот, есть режим свободный порт Владивосток. Рядом. Этот режим даёт такие же налоговые льготы, как и ТОРы. Но при этом не предполагает таких обременений для бизнеса, как порто-франко. В чем главные минусы ТОРов? Первый в том, что в одном месте концентрируется много однотипных бизнесов. Такой пример: вы хотите открыть кафе с китайской кухней. А вам государство говорит: открывай вот здесь. Но «здесь» уже есть 20 таких же кафе. Выгодно вам это будет? Конечно, нет. Подобный режим создает ненужную конкуренцию за ресурсы. Второй минус в необходимости предпринимателя согласовывать развитие инфраструктуры с государством. В другом случае предприниматель бы сам построил, например, дорогу. А он должен сидеть и ждать, пока государство ее построит. А оно, может быть, построит не тогда, когда надо или не туда, куда надо. Я вообще не верю в нерыночные механизмы. Они не работают. Понимаете, проблема ТОРов не в том, что они плохие, а в том, что свободный порт лучше. Это как с автомобилями: проблема тех же китайских авто не в том, что они плохие, они и не плохие. Их проблема в том, что японские, которые рядом, лучше», — сказал Максим Кривилевич.
Читайте также: Новых резидентов свободного порта Владивосток надеются найти в Москве
Как сообщало ИА REGNUM, объём совокупной задолженности резидентов ТОСЭР в консолидированный бюджет РФ по итогам 9 месяцев 2017 года составил 22,4 млн рублей. Свободного порта Владивосток — 70,5 млн рублей. Данные представила Счётная палата РФ. В 2017 году долги резидентов выросли по сравнению с 2016 годом — ТОСЭР увеличили долг на 36,5%, в том числе по налогу на имущество организаций на 122,7%, резиденты свободного порта увеличили долг в бюджеты с 2,7 млн рублей до 67,8 млн рублей. При этом задолженность по налогу на прибыль сократилась на 2,6 млн рублей.
В целом дальневосточные регионы получили в 2017 году от 186 предприятий на территориях опережающего развития на 1 октября 2017 года 1,93 млрд налогов. Это в 4 раза больше, чем в 2016 году.
В СП РФ пришли к выводу, что пока экономический эффект от новых режимов незначителен.
Читайте также: В Минвостокразвития назвали худшие ТОР Дальнего Востока
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития провести ревизию действующих ТОРов.
Самыми эффективными стали ТОР «Белогорск», «Южная Якутия» и «Кангалассы». Наименее востребованными — ТОР «Камчатка», и «Резервная» в ТОР «Белогорск».
24 января 2018, 14:06 — REGNUM Анализ территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на территории Дальнего Востока свидетельствует о том, что при существенных затратах отдача от этих проектов минимальна. В первую очередь такой результат продиктован недостатком внутренних инвестиционных ресурсов, однако у данных проектов есть и более глубокие содержательные недостатки, из-за которых достичь сбалансированного развития регионов не удалось бы даже в случае их эффективной реализации.
Об этом 24 января корреспонденту ИА REGNUM заявил директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
«Логика этих проектов основана на том, что мы даём определённые льготы и привлекаем на территорию государственные средства, за ними последуют частные инвестиции, и всё это обеспечит развитие региона — когда есть капитал, он бегает по всей стране и ему предоставляют место, где ему будет наиболее комфортно», — заявил Журавлёв.
Он отметил, что правительство пыталось использовать проекты территорий опережающего развития как механизм для выравнивания развития регионов, однако в российских условиях этот механизм не сработал — как минимум из-за отсутствия в достаточных объёмах свободных инвестиций. Эта проблема усугубляется тем, что в России до сих пор продолжается кризис, а вложения извне оказались недоступны из-за санкций.
«Идея территорий опережающего развития разумна, когда у вас есть огромный потенциал инвестиционных вложений. Но этого не может быть в нашей ситуации, когда территория огромная, но при этом собственных денег в стране, в общем, не очень много, а внешних инвесторов у нас теперь нет», — указал политолог.
Тем не менее даже в случае избытка инвестиционных ресурсов территории опережающего развития сработали бы не так, как того ожидают правительственные чиновники — и это общая проблема для всех развивающихся стран, которой является и Россия, уверен Журавлёв.
«Даже если бы вся система работала на 150%, и даже если через пару лет Запад вернётся на наш рынок, не имея возможности никуда вложить свободные деньги — это всё равно не выход. Проблема в том, что вся логика нашего Минэкономразвития построена на американской модели, где денег априори более чем достаточно, экономика регионов сложилась, ничего принципиально нового развивать уже не требуется, а нужно просто поддерживать систему такой, какая она есть», — пояснил он.
Частный бизнес в первую очередь заполняет те ниши, которые возникают в результате уже сложившейся экономической специализации регионов страны. В свою очередь, для стратегических изменений, для создания принципиально новых точек экономического роста, — а именно это необходимо развивающейся российской экономике, — необходима гораздо более активная целенаправленная государственная политика.
В этом отношении наиболее оптимальным для России, по мнению Журавлёва, мог бы стать возврат к некоторым принципам государственного планирования, но уже на современной основе — в противовес текущему подходу правительства, который фактически основан на рыночных критериях хорошей окупаемости государственных вложений.
«Самое главное — это использовать особенности регионов как достоинства. Без этого вся работа лишена ориентиров и в значительной степени лишена смысла. Хотели проложить 200 дорог от Хабаровска до Владивостока, а проложили 150. Много это или мало? У нас никто не знает — получается, что как могли, так сделали», — подчеркнул Журавлёв.
«Собственно, основная идея Госплана и заключалась в том, чтобы люди могли недостатки региона превратить в его достоинства. Кстати, стратегия регионального развития, которую президент России подписал полтора года назад, в президентском более общем виде содержит этот тезис в качестве ключевого. А тот документ, который правительство к обсуждению давало, эта тема куда-то уже убежала. Все наши ошибки заключаются именно в том, что мы всё время пытаемся строить экономику по модели страны, которая сегодняшний этап российского развития прошла 150 лет назад. Мы делаем как они, и потом удивляемся, почему получается по-другому», — заключил эксперт.
Ранее Счётная палата РФ предоставила отчёт по состоянию и наполнению бюджетов регионов ДФО. Из него следует, что резиденты особых территорий, включая свободный порт Владивосток, задолжали в бюджеты более 93 млн рублей. В частности, объём совокупной задолженности резидентов ТОСЭР в консолидированный бюджет РФ по итогам 9 месяцев 2017 года составил 22,4 млн рублей. Свободного порта Владивосток — 70,5 млн рублей.
В 2017 году долги резидентов выросли по сравнению с 2016 годом — ТОСЭР увеличили долг на 36,5%, в том числе по налогу на имущество организаций на 122,7%, резиденты свободного порта увеличили долг в бюджеты с 2,7 млн рублей до 67,8 млн рублей. В отчёте делается вывод о том, что при весьма существенных затратах отдача от территорий опережающего развития оказалась минимальна.
Напомним, в восьми регионах ДФО (кроме Магаданской области) создано 18 ТОСЭР. К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области, Чукотского АО.
REGNUM Объём совокупной задолженности резидентов ТОСЭР в консолидированный бюджет регионов по итогам девяти месяцев 2017 года составил 22,4 млн рублей, Свободного порта Владивосток — 70,5 млн. Такие данные представлены в отчёте Счётной палаты РФ, проанализировавшей состояние и наполнение бюджетов регионов ДФО, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
При этом за 2017 год долг резидентов ТОСЭР, по данным СП РФ, вырос на 36,5%, в том числе по налогу на имущество организаций — на 122,7%. Компании, пользующиеся льготами, предоставляемыми режимом «Свободный порт Владивосток», увеличили долг в бюджеты с 2,7 млн рублей на 67,8 млн, при этом по налогу на прибыль объем задолженности сократился на 2,6 млн рублей.
В целом дальневосточные регионы получили от 186 компаний, зарегистрированных на территориях опережающего развития на 1 октября 2017 года, 1,93 млрд рублей налогов — в четыре раза больше, чем в 2016 году. Поступления от резидентов СПВ (316 организаций) составили 4,3 млрд рублей, половина из них (почти 2,2 млрд) — получены от налога на прибыль организаций. Львиную долю денег от участников «Свободного порта Владивосток» (92,9%) получил Приморский край. В целом же доходы от резидентов СПВ, констатировали в Счётной палате, по сравнению с 2016 годом выросли в восемь раз. Если посчитать выпадающие из-за налоговых льгот доходы, то эти суммы также значительны: для ТОСЭР, по данным налоговых органов на 1 октября 2017 года, это 849,7 млн рублей, для СПВ — почти 40 млн.
«Субъектами ДФО отмечаются проблемы, связанные с прогнозированием результатов и последствий функционирования ТОСЭР и СПВ, — констатировали в Счётной палате. — По данным регионов, не налажено информационное взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственных компаний, осуществляющих свою деятельность на данных территориях, в части предоставления сведений о долгосрочных планах деятельности с указанием производственных показателей, территориального размещения объектов, о перспективных планах развития, что, по мнению органов исполнительной власти регионов ДФО, также оказывает влияние на достоверность формирования прогнозов социально-экономического развития регионов и, соответственно, на доходную часть их консолидированных бюджетов».
В СП РФ пришли к выводу, что пока создание ТОСЭР и СПВ на территории Дальнего Востока какого-либо значительного влияния на состояние консолидированных бюджетов субъектов ДФО не оказало: поступающие оттуда доходы незначительны, их доля в 2017 году — 1,085%. В разрезе регионов удельный вес уплаченных резидентами льготных территорий налогов значительно дифференцирован, но также невелик — от 0,08% в Амурской области до 3,4% в Приморском крае.
Что касается вложений в развитие территорий опережающего развития и земель, получивших статус свободного порта Владивосток, то на создание для них инфраструктуры потрачено из консолидированных бюджетов регионов ДФО с 2015 года уже 1,7 млрд рублей. Совсем не отчисляла средств на эти цели Амурская область, в 2016—2017 годах не вкладывались Сахалин, Чукотка и Еврейская автономия, за девять месяцев прошлого года не перечисляла средств Якутия. В Счётной палате, кстати, констатировали, что на ТОСЭРы и СПВ регионы потратили меньше, чем планировалось: изначально предполагалось, что в территории опережающего развития к 2017 году будет вложено 5,8 млрд рублей. Отличилась Камчатка, которая в прошлом году вложила только 1,7% от запланированных средств: на финансирование инфраструктуры ТОСЭР «Камчатка» выделено 5,1 млн рублей при планируемых 299,5 млн.
Как сообщало ИА REGNUM, за счёт реализации новых проектов на территориях опережающего развития (ТОР) и в свободном порту Владивосток (СПВ) Дальневосточный регион может получить дополнительные 13,8 млрд рублей инвестиций, обещало в декабре 2017 года Минвостокразвития РФ. Согласно заявкам, полученным АО «Корпорация развития Дальнего Востока» с 11 по 17 декабря, столько в общей сложности собираются вложить бизнесмены в новые предприятия.
Напомним, в восьми регионах ДФО (кроме Магаданской области) создано 18 ТОСЭР. К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области, Чукотского АО.