Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

14 мая поделились опытом привлечения инвесторов - резидентов ТОСЭР на II Всероссийской научно-практической конференции «Территория опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики» в IT-парке в Набережных Челнах

Мы обладаем компетенциями в инвестиционном планировании, опытом в сопровождении проектов развития территории (включая 10 проектов индустриальных парков) и можем взять на себя большую часть перечисленных работ, включая разработку любой документации по созданию ТОСЭР (стратегия, концепция развития, КИП, ПСД, ТЭО и т.п.) по требованиям федеральных органов государственной власти для любого региона РФ, сотрудники имеют соответствующий опыт
Обращайтесь к нам!

 

14 мая, в IT-парке состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Территория опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики».

МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ:

Здание IT-Парка, расположенное по адресу: г. Набережные Челны, ул. Машиностроительная, 91. 14 мая 2018 г.

09.00 – 10.00 – регистрация участников

10.00 – 12.00 – пленарное заседание (конференц-зал)

12.00 – 13.00 – кофе-брейк

13.00 – 16.00 – круглый стол

16.00 – 18.00 – экскурсия для иногородних гостей

ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ К ОБСУЖДЕНИЮ НА КОНФЕРЕНЦИИ:

  • - Отечественный и зарубежный опыт создания ТОСЭР;
  • - Стратегии и опыт развития моногородов;
  • - Модели, механизмы и способы устойчивого развития региона;
  • - Развитие человеческого капитала региона;
  • - Инструменты опережающего развития территорий;
  • - Эффективные формы взаимодействия власти, бизнеса и городского сообщества;
  • - Социальные аспекты формирования ТОСЭР;
  • - ТОСЭР и механизмы привлечения инвестиций;
  • - Нормативно-правовые механизмы развития ТОСЭР;
  • - ТОСЭР: оценка и управление рисками;
  • - Государственные и муниципальные инструменты экономического развития ТОСЭР;
  • - Ценностные ориентации и социально-экономическое положение экономически активного населения моногорода в условиях развития ТОСЭР;
  • - Развитие малого и среднего предпринимательства как основного фактора диверсификации экономики ТОСЭР;
  • - Развитие профессионального образования в соответствии с реальными потребностями экономики ТОСЭР;
  • - Проектное управление как инструмент продвижения эффективного бизнеса.

Пленарные выступления

ТИМЕРГАЛИЕВ Эльдар Фаритович, Заместитель Руководителя Исполнительного комитета города по вопросам развития территорий опережающего социально-экономического развития

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»

ЕССЕН Александр Александрович, Глава города Сарапула

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «САРАПУЛ»

БУЗИННЫЙ Алексей Юрьевич, Заместитель главы городского округа Тольятти по финансам, экономике и развитию

ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ТОЛЬЯТТИ»

БЕЛЯЕВ Радмир Ильдарович, Заместитель Руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ГОРОДЕ НИЖНЕКАМСКЕ

БАБЕНКОВА Маргарита Замировна, Ведущий специалист Администрации городского округа Тольятти ТОСЭР «ТОЛЬЯТТИ»:

МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

ГАЛИУЛЛИНА Гыльия Фагимовна, Канд. эконом. наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики Набережночелнинского института (филиала) Казанского федерального университета

ТОСЭР КАК МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ЛЕБЕДИНЦЕВА Елена Сергеевна, Канд. эконом. наук, Первый заместитель главы администрации города Вятские Поляны Кировской области

РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДА КАК ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВЯТСКИЕ ПОЛЯНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

МАСЛЕХИН Сергей Владимирович , Руководитель Консалтинговой компании «Верное решение»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ-РЕЗИДЕНТОВ ТОСЭР

В качестве почетных гостей приглашены мэр города Наиль Магдеев, заместитель министра экономики РТ Наталья Таркаева, ректор Казанского инновационного университет имени В.Г. Тимирясова Асия Тимирясова.

С докладом на тему "ТОСЭР "Набережные Челны" выступит заместитель руководителя Исполнительного комитета города Эльдар Тимергалиев. В качестве участников конференции заявлены глава города Сарапул Александр Эссен, заместитель главы городского округа Тольятти по финансам, экономике и развитию Алексей Бузинный, заместитель Руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Радмир Беляев, первый заместитель главы администрации города Вятские Поляны Кировской области Елена Лебединцева. 
На конференции обсудят отечественный и зарубежный опыт создания ТОСЭР, стратегии развития моногородов, инструменты опережающего развития территорий, механизмы привлечения инвестиций и др. Конференция проводится Казанским инновационным университетом имени В.Г. Тимирясова, Ассоциацией «Машиностроительный кластер РТ» при поддержке города.

Напомним, ТОСЭР "Набережные Челны" является самой крупной территорией опережающего социально-экономического развития.

На сегодня зарегистрирован 21 резидент, создано более 2 200 новых рабочих мест*.

Статус резидента ТОР моногорода дает льготы по налогам и преференции бизнесу. Законное снижение налогового бремени упрощает ведение бизнеса резидентами ТОСЭР.

Программа мероприятия

Информация Управления информационной политики и по связям с общественностью.

 

У сотрудников Министерств, экспертов, консультантов:
·         в ходе консультаций предпринимателей
·         в ходе подготовки и проверки (экспертизы) документации резидентов ТОСЭР;
·         в процессе мониторинга реализации инвестиционных проектов в режиме налоговых льгот «Приоритетный проект (РИП)» и «Резидент ТОСЭР»;
·         в процессе сравнения процедур с другими конкурентными ТОСЭР (Тольятти, Череповец) – например, ТОСЭР Тольятти, начав на 8 месяцев позже уже догнал ТОСЭР Набережные Челны по количеству резидентов (один из факторов – более оптимальная и быстрая процедура) -
возник ряд предложений по упрощению процедуры вхождения резидентов всех 60 ТОСЭР в РФ:
А) по изменению (оптимизации) процедуры получения статуса резидента 4 ТОСЭР в РТ (регламентируется нормами ПКМ РТ №№61 и 284) - Предложения по корректировке ПКМ РТ № 61 (внесению изменений в процедуру): 
 
1.      Все согласовательные процедуры и заседание Межведомственной комиссии - следует проводить дистанционно по ЭДО и ЭТКС, включая оперативное решение конфликтов интересов согласующих ведомств (это реально перевести в электронный вид)
Доводы:
  • 2 недели в среднем занимает ожидание назначения даты заседания этой Межведомственной комиссии (пока состыкуют графики первых лиц и всех участников  - 15 - 25 человек) – прилагаю план-график, составленный нами на основании статистики - из которого видно это.
  • 2 недели в среднем занимает процедура подписания соглашения с резидентом ТОСЭР
  • в 21 веке нерационально тратить время инвестора на ожидание заседаний и «согласование» соглашения с резидентом по уже утвержденным цифрам (каждый день для инвестора - это задержка в оплате, поставке, СМР – недополученная выгода, убытки)
  • Бессмысленно и нерационально тратить время государственных и муниципальных служащих - местного (3-4 сотрудника ИК МО), регионального (4 согласующих министерства, по 3-6 участников процесса, включая специалистов, начальников отделов, Зам. Министра, 10-15 человек присутствуют на расширенной комиссии КМ РТ, федерального уровней (3-4 сотрудника МЭР РФ ведущих реестр резидентов) – итого 30-40 человек «принимают решение» о льготах для проекта с инвестициями 2,5 - 10 миллионов рублей + НДС и 10-20 человек штата (бюджет тратит больше денег на оплату труда чиновников, чем приносит эффект проект)
2.      Предусмотреть критерий существенности проекта (по сумме инвестиций или численности) и менее этого критерия – упрощенную ускоренную процедуру согласования и никаких комиссий.
 
3.      Рассматривать заявку на получение статуса резидента ТОСЭР в любом случае - даже если нет всех положительных заключений и принимать решение о возможности заключения или об отказе в заключении соглашения - на комиссии.
· При наличии положительных и отрицательных заключений - как раз и надо искать решения конфликтующих вопросов Министерств и ведомств на комиссии.
· При неустранимых противоречиях - в любом случае это вопрос уровня межведомственной комиссии и личная ответственность председателя комиссии - "первые лица" умеют брать ответственность на себя, когда вопрос касается инвесторов.
Доводы:
· На наш взгляд, качественная заявка ООО НПЦ технологий термической обработки – необоснованно получила отрицательное заключения Минфина РТ и на комиссию ее даже не выносили! А мог быть еще один хороший резидент (проект успешно реализуется)
· Если все заключения положительные – в этом случае нет необходимости собирать комиссию очно и заочно - автоматически готовится Соглашение. Таким образом, например, реализована схема получения статуса резидента в ТОСЭР г.Тольятти.
 
4.      Утвердить горизонт расчетов ФЭМ проектов резидентов ТОСЭР с целью расчета бюджетной эффективности республиканского бюджета - 15 лет с момента начала реализации проекта резидентом ТОСЭР - независимо от срока создания ТОСЭР и даты завершения действия соглашения резидента ТОСЭР. 
Примечание: а не период с года входа резидента в ТОСЭР по год завершения преференциального режима ТОСЭР в конкретном муниципальном образовании - как это делается Минфином РТ сейчас.
 
5.      Дополнить и скорректировать перечень источников собственных средств (сумма которых должна составлять не менее 30% от общей стоимости проекта), подтверждаемых резидентами ТОСЭР - при получении земли без проведения торгов.
Полагаем, нужно дать возможность резиденту учесть в качестве собственных истоников средств:
- займ материнской компании
- прогнозную прибыль
- и амортизацию в качестве собственного источника финансирования
 
·         Предлагаем расписать перечень своих источников - по аналогии с требованиями МСХ РТ по программе "Семейная животноводческая ферма":
Не менее 30% - должны составлять подтвержденные собственные средства, из них не менее 5 - 10% от суммы инвестиций - это должны быть реально существующие (подтвержденное наличие) денежные средства или иные активы (средства на счету, вклад в УК материнской компании - согласно указанного в ПКМ 61 перечня источников)
·         Добавить в качестве источника "сумму займа, предоставляемого от головной компании дочерней компании, подающей заявку на получение статуса резидента ТОСЭР"
 
Примечание:
То есть 5 - 10% реально имеющихся в наличии и распоряжении своих денег, остальное можно от материнской компании (учредителя)
Другими признаваемыми и подтверждаемыми источниками средств может быть:
·            займ учредителя (подтверждается договором займа, решением собрания участников головной компании о направлении средств в качестве займа или вклада в УК дочерней (при наличии у головной компании средств в свою очередь)
·            прогнозная прибыль и амортизация будущих лет, подтверждаемая расчетами ФЭМ (прибыли и убытки и прогнозный баланс) и БП (раз ее только предстоит заработать, то - учитывать прогнозные)
 
Доводы:
·           Уже даже банки (!) теперь согласны на долю 10% собственных средств в проекте, которые ранее требовали 20-25% - например МСП Банк
·           резидент ТОСЭР ООО «Дарлетто» с довольно масштабным проектом (140 рабочих мест и 351 млн инвестиций) до сих пор не может получить обещанную в середине 2017 года землю в аренду без торгов (до сих пор не объединены процедуры ПКМ 1034 и 61 и новые требования ПКМ 61 распространились и на них тоже, хотя были приняты задним числом) и приступить к реализации проекта – необоснованная процедурная задержка старта – еще вопрос: кого сделают виноватой в этой задержке исполнения соглашения
 
6.      Предложения по форме «Основные показатели проекта» - не в ПКМ, а в инструктивный материал - методические рекомендации по ее заполнению:
· давно назрела необходимость инструкции по заполнению таких форм
· возникает много разночтений и мнений (не говоря уже о моменте признания капитальных вложений – «по оплате или по отгрузке»)
 
Более подробно доводы и предложения расписаны здесь
Будем признательны за учесть наши предложения и возможность принять участие в работе  
 
Б) по дополнению приоритетных видов деятельности в ППРФ  (зона ответственности муниципалитетов)
В) по решению спорного вопроса взаимоотношений с ГрОП моногорода  (зона ответственности Правительства РФ, МЭР РФ, Минфина РФ и МЭ РТ)
 
Ситуация: Градообразующее предприятия моногорода (ГрОП), например Зеленодольский завод имени Горького или ПО «ЗИС», в котором создана ТОСЭР Зеленодольск, приняло стратегию диверсификации своей деятельности, в том числе одним из направлений стратегии является предоставление в аренду или продажа высвобожденных производственных площадей ГрОП для размещения производств, не связанных с технологическим процессом и производственной цепочкой ГрОП.
Эти производства - намерены реализовать новые инвестиционные проекты на площадях ГрОП в качестве арендаторов и стать резидентами ТОСЭР.
На сегодняшний день формулировка подпункта «в» пункта 1 Требований к инвестиционным проектам резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (в редакции постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 494):
в) « в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями…»:
 - распространяется на все контракты, независимо от их сути, даже аренда (см. разъеяснение МЭ РТ) 
 
На наш взгляд, следует поправить нормы ППРФ 614 так, чтобы это:
1) касалось только контрактов, предусматривающих участие производственного предприятия, реализующего новый инвестиционный проект – именно в технологической цепочке (производственном процессе) ГрОП, например, поставка для ГрОП сырья, продукции, товаров собственного производства и т.п., которые являются элементами (компонентами, деталями, узлами, агрегатами и т.п.) продукции, производимой ГрОП, оказание услуг для ГрОП (механическая обработка, закалка, упрочнение), выполнение работ для ГрОП, непосредственно связанных с технологическим и производственным процессом ГрОП по выпуску его продукции,
2) не распространялось на иные контракты, например, договоры аренды предприятиями производственных, складских площадей, эстакад у ГрОП, подключения к сетям электро-, газо-, тепло-, водо-, иного энергоснабжения ГрОП и пользования иными объектами инфраструктуры и инфраструктурными услугами ГрОП, аренда оборудования и транспорта ГрОП для своих производственных целей, не связанных с выпуском продукции ГрОП (что соответствует логике создания ТОСЭР и диверсификации деятельности ГрОП);
3) не распространялось на прочие аутсорсинговые контракты с ГрОП предприятий, реализующих новые инвестиционные проекты,например поставки для ГрОП и других клиентов продукции собственного производства: продуктов питания, хозяйственных товаров, выполнение работ, оказание услуг для ГоОП: внедрение ИТ-решений, развертывание ИТ-инфраструктуры, внедрение ПО, ремонт машин и оборудованияи т.п., не связанные непосредственно с технологическим процессом и производством ГрОП. 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.