Подробнее о льготах и преференциях резидентов ТОСЭР в моногородах
В рамках проведенной работы Министерства экономики Республики Татарстан совместно с органами местного самоуправления Нижнекамского, Зеленодольского и Чистопольского муниципальных районов в целях снижения монозависимости Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 года приняты решения о создании территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) на территории моногородов Нижнекамск, Зеленодольск и Чистополь.
Мы можем рассчитать Вам эффект от создания ТОСЭР, от реализации проекта (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения. Обращайтесь к нам!
Министр экономики Республики Татарстан Артём Здунов: «Совокупный объем инвестиций по трем новым ТОСЭР – более 23 млрд рублей. Мы прекрасно понимаем, что такие налоговые льготы привлекают инвесторов. Кроме этого, в рамках взаимодействия с Фондом развития моногородов, мы уже смогли привлечь для строительства промышленных парков в Зеленодольск почти 1 млрд рублей федеральных средств, больше 300 млн рублей – в Нижнекамск. Инвестор приходит на готовую инфраструктуру, получает налоговые льготы. Его задача – разместить оборудование, начать производить и продавать. В наше время это очень эффективный способ для развития инвестиционной деятельности».
Всего прогнозируется, что получение статуса ТОСЭР моногородами Зеленодольск, Нижнекамск и Чистополь приведет за 10 лет к созданию в моногородах не менее 7 тысяч постоянных новых рабочих мест, привлечению в ТОСЭР не менее 76 резидентов с объемом инвестиций 23,7 млрд рублей, в том числе объемом капитальных вложений (без НДС) 19 млрд рублей.
Подробнее о льготах и преференциях резидентов ТОСЭР Нижнекамск
1) В результате создания и функционирования ТОСЭР в г. Нижнекамске планируется создание не менее 3 тысяч постоянных новых рабочих мест и привлечению не менее 20-и резидентов с объемом инвестиций не менее 7,5 млрд рублей и объемом капитальных вложений около 6,5 млрд рублей.
При этом минимальный объем капитальных вложений резидента ТОСЭР «Нижнекамск» за период реализации инвестиционного проекта должен быть не менее 15 млн рублей, количество созданных новых постоянных рабочих мест не менее 20, в том числе в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов ТОСЭР объем капитальных вложений должен составить не менее 2,5 млн рублей, количество новых постоянных рабочих мест – не менее 10.
Подробнее о льготах и преференциях резидентов ТОСЭР Зеленодольск
2) Прогнозируется, что получение статуса ТОСЭР городом Зеленодольск приведет за 10 лет к созданию не менее 2,5 тысяч постоянных новых рабочих мест и привлечению не менее 18-и резидентов с объемом инвестиций около 7,7 млрд рублей, в том числе объемом капитальных вложений (без НДС) не менее 6,5 млрд рублей.
При этом минимальный объем капитальных вложений резидента ТОСЭР «Зеленодольск» за период реализации инвестиционного проекта должен быть не менее 10 млн рублей, количество созданных новых постоянных рабочих мест не менее 20, в том числе в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов ТОСЭР объем капитальных вложений должен составить не менее 2,5 млн рублей, количество новых постоянных рабочих мест – не менее 10.
Подробнее о льготах и преференциях резидентов ТОСЭР Чистополь
3) Создание ТОСЭР в г. Чистополь по прогнозам приведет к созданию не менее 1,5 тысяч постоянных новых рабочих мест и привлечению не менее 38-и резидентов с объемом инвестиций не менее 8,5 млрд рублей, в том числе объемом капитальных вложений (без НДС) около 6,0 млрд рублей.
При этом минимальный объем капитальных вложений резидента ТОСЭР «Чистополь» за период реализации инвестиционного проекта должен быть не менее 2,5 млн рублей, количество созданных новых постоянных рабочих мест не менее 10, в том числе в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов ТОСЭР объем капитальных вложений должен составить не менее 2,5 млн рублей, количество новых постоянных рабочих мест – не менее 10.
Мы можем разработать Вам бизнес-план проекта и другие документы резидента ТОСЭР по требованиям органов государственной власти Республики Татарстан. Сотрудники имеют опыт сопровождения и защиты таких проектов.
Обращайтесь к нам!
Д.Медведев: ... я подписал постановления о создании шести новых территорий опережающего социально-экономического развития. В данном случае речь идёт о территориях, которые созданы не на Дальнем Востоке, а в разных местах нашей страны и, как правило, связаны с работой так называемых монопрофильных поселений, то есть моногородов. Эти территории появятся в Тамбовской области, Ставропольском крае, Карелии, Татарстане. Рассчитываем, что эти ТОР привлекут в регионы инвестиции на общую сумму почти 50 млрд рублей.
... это может быть луч надежды в развитии этих регионов, этих конкретных населённых пунктов, который создаст более благоприятную инвестиционную среду или как минимум создаст какую-то деловую активность. Именно с этим связано подписание этих документов. Это касается довольно сложных территорий, где должны заработать разные производства – в области химии, создания электрооборудования, молочные комбинаты, мукомольные комплексы, рыбоперерабатывающие заводы и некоторые другие.
Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов, девелоперских и управляющих компаний (включая муниципалитеты) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР), включая муниципалитеты
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение государственных инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
... Это решение позволит создать значительное число рабочих мест, на что мы рассчитываем, – более 11 тыс. – и снизить зависимость этих моногородов от градообразующих предприятий. Что там ещё предполагается?
И.Шувалов ... В этих городах этих решений ожидают. Сегодня (с учётом только что подписанных постановлений Правительства) 36 городов обладают специальным статусом – территория опережающего развития.
Напомню, что Юрий Петрович Трутнев и Министерство по развитию Дальнего Востока изобрели этот инструмент для инвестиционной привлекательности отдельных территорий, в первую очередь для Дальнего Востока. Затем по Вашему предложению этот инструментарий был предложен для развития моногородов, чтобы в этих городах появлялась ещё и другая активность, нежели развитие крупных предприятий, которые являются в этих монообразованиях крупнейшим работодателем.
Мы на совещании у Вас договорились о некоторой модификации законодательства. Это будет касаться в первую очередь ответственности муниципальных и региональных властей, с тем чтобы при получении статуса территории опережающего развития была ответственность местных и региональных властей по привлечению резидентов в эти зоны. И если по прошествии определённого разумного срока (мы дополнительно решим, что это за срок, – скорее всего, год или два) не будут появляться резиденты в территориях опережающего развития, тогда у Правительства появится возможность статус этот отозвать. Правительство будет предоставлять не только юридическую рамку, но и через Фонд развития моногородов предоставлять необходимые денежные средства для развития инфраструктуры и обеспечения крупных производств всем необходимым для того, чтобы запускать современные заводы, фабрики и давать возможность обустраиваться на местах.
Также мы договорились, что будем вместе с региональными властями обеспечивать множественность источников поддержки – это и Фонд развития промышленности (это федеральные полномочия), и Фонд развития моногородов, и различные программы, которые существуют в регионах.
По совокупности мы должны научиться так управлять денежными средствами, чтобы и новые рабочие места создавались, и ситуация в этих городах становилась лучше.
У нас по карте приоритетного проекта по развитию моногородов, Дмитрий Анатольевич, была ответственность по созданию в 54 городах в течение 2017 года территорий опережающего развития. Но после того, как мы с товарищами обсудили эту тематику у Вас на совещании, мы сейчас по всем заявкам, которые были дополнительно, помимо подписанных решений, направлены в Министерство экономического развития, посмотрим, имея в виду то, что сказали Вы: в первую очередь предоставлять статус городам, которые в этом нуждаются и находятся в красной зоне, то есть там, где ситуация по безработице более серьёзная, где требуется отдельная поддержка этих городов. И если это города с устойчивым экономическим развитием и запрашивается такой статус, то мы будем смотреть на количество резидентов, которые привлекаются для такой зоны, и специальные обязательства муниципального руководства и региона, с тем чтобы эти резиденты были реальными инвесторами и в определённые сроки свои обязательства инвесторов осуществляли.
Д.Медведев: Это действительно так. Ещё раз хочу подчеркнуть, что этот статус даётся на определённых условиях и в целом по задумке, которая заложена в этот закон, должен носить срочный характер. Это касается и территорий, которые на Дальнем Востоке созданы, и монопрофильных городских образований. Иными словами, регионы должны способствовать тому, чтобы как можно быстрее запустить новые производства в этих территориях.
А территории эти действительно сложные: Котовск, Невинномысск, Кондопога, в Татарстане несколько территорий (Чистополь, Зеленодольск и Нижнекамск). Все эти города находятся в непростом состоянии. Будем надеяться, что использование схемы территорий опережающего развития им поможет.
ТОСЭР Татарстана: «инвестиционный рай» инвесторов появился в трех городах республики (статья портала KazanFirst)
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что в России ТОСЭР — скорее «некие социальные проекты, нежели коммерческие»: «Это новые рабочие места, попытка преодолеть ограничения моногородов, сложившиеся исторически». Он полагает, что у резидентов возникнут проблемы с поиском квалифицированных рабочих, отмечая, что за десять лет существования особых экономических зон, схожих с ТОСЭР, «было создано всего лишь 18 тыс. рабочих мест, а расходы на одно место составили гигантскую сумму — 10 млн руб.». «Это означает, что такие территории очень зависят от финансирования из федерального центра, что без бюджетных денег они не работают»,— говорит он. В то же время эксперт считает, что проектам будет способствовать «опыт челнинской ТОСЭР», где «сильно присутствие именно надежных инвесторов из Европы». В качестве примера он назвал «дочку» немецкой компании JMBG GmbH+Co KG «Полихим Системс», созданную в Набережных Челнах. Господин Жарский полагает, что инвесторы, «зная позитивный опыт инвестиций именно в Татарстан, должны прийти» в республику.
Если открыть карту Татарстана и двинуться по руслу Камы от Нижнекамского водохранилища в сторону Казани, то кроме природных красот можно отметить еще одну особенность - количество городов с различными бонусами для инвесторов на квадратный километр пространства просто зашкаливает. Челны (статус ТОСЭР с января 2016-го года), Елабуга (особая экономическая зона «Алабуга», теперь - Нижнекамск, Чистополь и Зеленодольск (это уже на Волге и чуть выше, но все-таки рядом).
Три последних моногорода получили особый статус буквально на днях - постановления правительства России подписаны премьер-министром страны Дмитрием Медведевым 22 декабря 2017 года. Общее количество ТОРов в нашей стране расширили до 36, и почти десятая часть из них (четыре штуки) находится в Татарстане.
По прогнозам Минэкономики республики, получение статуса ТОСЭР позволит создать за 10 лет в этих трех моногородах не менее 7 000 новых рабочих мест, привлечь порядка 76 резидентов с объемом инвестиций в 23,7 млрд рублей.
- Мы прекрасно понимаем, что такие налоговые льготы привлекают инвесторов. Кроме этого, в рамках взаимодействия с Фондом развития моногородов, мы уже смогли привлечь для строительства промышленных парков в Зеленодольск почти 1 млрд рублей федеральных средств, больше 300 млн рублей - в Нижнекамск. Инвестор приходит на готовую инфраструктуру, получает налоговые льготы. Его задача - разместить оборудование, начать производить и продавать. В наше время это очень эффективный способ для развития инвестиционной деятельности, - отметил министр экономики Татарстана Артем Здунов.
Статуса ТОСЭР планируют лишать ленивые муниципалитеты
Особый статус дается городу на 10 лет. Но за налоговые льготы и инвестиции в инфраструктуру спросят: если активно не привлекать резидентов, преференций можно и лишиться - требования по работе ТОСЭРов ужесточатся.
- Это будет касаться в первую очередь ответственности региональных и муниципальных властей с тем, чтобы при получении этого статуса территории опережающего развития ответственность местных и региональных властей была по привлечению резидентов в эти зоны. Если по прошествии определенного разумного срока (мы дополнительно поймем, что это за срок, скорее всего, это год или два) не будут появляться резиденты в территориях опережающего развития, тогда у правительства появится возможность статус этот отозвать, - отметил вице-премьер России Игорь Шувалов.
Территория должна работать на благо всего города, а не отдельных компаний
Предложений для инвесторов в Татарстане много, но завлекать их наверняка станут не только промплощадками - в конечном счете решение, где строить завод, принимает не компания, а люди, которые за этой компанией стоят. Поэтому ТОСЭР - это в первую очередь способ развития города, а не отдельных представителей бизнеса, отмечает руководитель Центра территориального маркетинга Константин Гаранин.
- ТОСЭР - как лежащий на столе молоток. Если молотком забивать гвозди, то все хорошо, а если бить по пальцам - будет больно. Сегодня уже есть российский и международный опыт формирования особых экономических зон и есть понятные выгоды и опасности: если ТОСЭР будет работать на благо предприятий, то, скорее всего, город в результате получит негативный эффект. Очень важно, чтобы ТОСЭР выстраивалась из интересов территории, а не из интересов отдельных компаний.
Конкуренция между городами уже есть и продолжает усиливаться, отмечает Гаранин, муниципалитетам необходимо уделять больше внимания своим маркетинговым стратегиям.
- Не случайно сегодня в России маркетинг городов становится все более востребованным, так как заниматься урбанистикой, лоббированием интересов, муниципальным управлением - это одно, а бороться на открытом рынке за ресурсы (туристов, инвестиции, жителей, бизнес) - совсем другое. И наши города, выстроенные и долго существовавшие вне рынка и конкуренции, очень плохо умеют бороться на рынке.
Также по теме:
ПОЧЕМУ не заполняются индустриальные парки и промышленные площадки?
ЧТО поможет ускорить заполнение объектов инфраструктуры резидентами?
Конкурировать бессмысленно, но иногда - очень полезно
Война за инвесторов в прямом смысле этого слова вряд ли разразится, считает мэр Челнов Наиль Магдеев. Каждый город Татарстана славен той или иной спецификой. К примеру, соседний Нижнекамск известен компетенциями в области нефтепереработки и изделий химпромышленности - соперничать в этой сфере попросту бессмысленно.
- Есть компетенции, которые сложились за определенный исторический период. Если говорить о Челнах, то это город автомобилестроителей с высокими компетенциями в области машиностроения. Таких ни в одном близлежащем городе нет.
Для того, чтобы заявлять о себе на разных уровнях, в том числе и мировом, нужно не только желание, но еще и серьезные финансовые ресурсы. Этим вопросом в Челнах намерены всерьез заняться, и по итогам исполнения бюджета 2017 года будут искать средства на пиар ТОСЭР.
- Без позиционирования себя получить тот максимум от Территории опережающего развития, достичь тех результатов, которые мы бы хотели, будет невозможно, - сказал Наиль Магдеев. - Многие регионы, области, имеющие на своей территории ТОСЭРы, на уровне субъектов приняли решение выделить серьезные деньги для информационного сопровождения. Если бы это не было важным, то крупные мировые компании не занимались бы рекламой, хотя бизнес и так идет. Рынок агрессивный, и среди ТОР идет борьба за резидентов, каждая Территория предлагает свои выгодные условия. И мы в этом плане не хотим проиграть.
Конкуренция не только нужна, но и крайне важна для муниципалитетов, говорит депутат Госдумы Альфия Когогина. Власти городов не смогут почивать на лаврах. Чтобы обойти условных соперников, придется постоянно улучшаться.
- Местная власть будет стараться делать лучшие условия для жизни - здравоохранение, развивать образовательные программы, рекреационные зоны. Будет борьба. От этого выиграют все. Эффективность власти повысится, зарплаты - тоже, потому что будет конкуренция за умы, возможностей у молодых бизнесменов будет больше, - заключила Когогина.
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.