5 июня
Туризм и индустрия гостеприимства
Источник: национальные проекты.рф
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО И ВСЕСЕЗОННО: КАК ИЗМЕНИТСЯ ТУРИЗМ В РОССИИ С ЗАПУСКОМ НОВОГО НАЦПРОЕКТА
Поделиться материалом:
14-й национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» понемногу обретает реальные черты.
Пока он еще не утвержден официально, однако его ключевые положения уже известны. На Петербургском международном экономическом форуме глава Ростуризма Зарина Догузова рассказала о том, какие регионы планируется развивать в первую очередь, как власти собираются привлекать инвесторов, поддерживать малый и крупный бизнес и главное — повышать качество жизни людей с помощью туризма.
Два якоря
Прежде всего, руководитель Ростуризма отметила, что новый национальный проект призван решить две стратегические задачи, и первая из них — улучшение качества жизни россиян.
«Первая — это поднять качество жизни на территориях и в городах. По сути, туристическая инфраструктура является основой для создания комфортной социальной среды, комфортной жизни для местных жителей. Тут все: транспорт, энергетика, экология, медицина, безопасность, приведение в порядок исторических центров, торговля, и конечно, огромное количество рабочих мест», — отметила она на сессии «Туризм и индустрия гостеприимства»: новые инвестиционные и технологические возможности для отрасли".
Власти понимают, что туризм напрямую влияет на качество людей в регионах, и поэтому все их действия по нацпроекту будут направлены в том числе на местных жителей — ведь они тоже в каком-то смысле туристы, по крайней мере, в своем и соседних регионах.
По сути, туристическая инфраструктура является основой для создания комфортной социальной среды, комфортной жизни для местных жителей. Тут все: транспорт, энергетика, экология, медицина, безопасность, приведение в порядок исторических центров, торговля, и конечно, огромное количество рабочих мест
Руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова Антон Кузнецов/ТАСС
Вторая стратегическая цель касается укрепления нашей страны на международном рынке и привлечения в Россию иностранных туристов.
«Мы хотим сделать нашу туристическую отрасль конкурентоспособной на международной арене и резко увеличить доходы особенно от экспорта, и привлечь на нашу сторону бюджеты и симпатии более 1,5 млрд путешествующих по стране — это показатель, который был в доковидный, 2019 год», — отметила Догузова.
По ее словам, для этого нужно сделать так, чтобы наши продукты были точно не хуже при сопоставимых ценах. Ведь любой человек, прежде всего, ориентируется на стоимость, а поэтому выровнять соотношение «цена — качество» — это ключевая задача.
И для достижения этих стратегических результатов подготовлены конкретные шаги. Два «якоря» — две основные задачи, решение которых потянет за собой все остальные. В первую очередь, это отказ от сезонной работы отрасли.
«Все наши усилия и инструменты будут направлены на то, чтобы наша инфраструктура работало круглогодично, победить сезонность и связанные с ней низкие доходы инвесторов. Это напрямую влияет на качество сервиса, уровень оплаты труда и престиж работы в туристической индустрии», — рассказала глава Ростуризма.
Второй же фокус состоит в том, чтобы сделать современную туристическую индустрию более привлекательной для инвесторов, снизить для них риски. Как же нацпроект будет решать эти задачи?
Новый подход к развитию территорий
Догузова рассказала, что новый национальный проект будет состоять из трех федеральных проектов. И первый из них посвящен тому, чтобы системно решать задачи, связанные с туристской инфраструктурой.
По словам главы Ростуризма, первый инструмент в нацпроекте — это создание концепции развития страны и качественное мастер-планирование территорий, кластеров и тех курортов, которые будут создавать в России. До конца года планируется разработать проект мастер-плана развития всей страны — концептуальный документ, в рамках которого увяжут друг с другом все ключевые точки развития туризма. Кроме того, на его основе планируется создавать схемы территориального планирования в туризме, а также вносить изменения в градостроительные документы.
«[Это нужно] для того, чтобы в масштабах страны определить и зафиксировать те территории, которые целесообразнее всего — и с точки зрения здравого смысла, и с точки зрения развития страны — развивать именно с фокусом на индустрию гостеприимства и на туризм», — отметила Догузова.
Кроме того, предусмотрено льготное кредитование инвесторов на строительство современных гостиничных объектов. Это новая мера поддержки, которую планируют запустить уже в этом году.
Сергей Мальгавко/ТАСС
«Правила утверждены, финансирование выделено. У нас почти 100 млрд на субсидирование процентной ставки на 10 лет, а в ближайшие четыре года у нас 20 миллиардов. Мы уверены, что сможем рефинансировать этот инструмент, если он хорошо пойдет, будет востребован инвесторами», — рассказала глава Ростуризма.
Так, власти планируют поддержать за счет этого инструмента не менее 20 тыс. новых современных номеров за 3-4 года и сделать ставку на гостиницы от 120 номеров под международными и федеральными брендами. При этом основное внимание будут уделять развитию курортных и природных территорий, а не городов.
«Города — это совершенно другая экономика. Нам нужно простимулировать инвесторов к тому, чтобы гостиницы развивались на Черноморском побережье, где мы видим огромный дефицит качественных современных отелей. За исключением, наверное, Сочи, практически весь Краснодарский край испытывает дефицит таких отелей, и весь Крымский полуостров, где критически мало отелей с высоким уровнем качества сервиса, которое сегодня хотят получить наши туристы. И, конечно, Алтай, Байкал, Русский Север, Карелия — это все те направления, которые полюбились туристам, но там не выстраивается адекватное соотношение цены и качества, так как не хватает качественных современных отелей», — объяснила руководитель Ростуризма.
Нам нужно простимулировать инвесторов к тому, чтобы гостиницы развивались на Черноморском побережье, где мы видим огромный дефицит качественных современных отелей
По ее словам, это касается поддержки крупного бизнеса, однако также разработана отдельная система мер поддержки для МСП, ведь туризм — одна из сфер, в которых работает больше всего субъектов малого и среднего бизнеса. Так, власти приняли решение выделять поддержку в этой сфере в виде грантов.
«Что мы хотим за счет грантовой поддержки? Мы бы хотели поддерживать небольшие проекты, которые на самом деле играют огромное значение для миллионов путешествующих людей. Обустроить под запросы туристов маршруты», — указала Догузова.
Она также пояснила, что сейчас перезапускается система туристических маршрутов по всей стране, и за ближайшие пару лет власти планируют стандартизировать и обустроить более 1000 туристических маршрутов на наиболее популярных направлениях. А дальше за счет грантов поддержать модульные отели, кемпинги, автокемпинги, глэмпинги, смотровые площадки, санитарные зоны на протяжении всех маршрутов — то есть все то, чего не хватает современному туристу.
Разрекламировать и упорядочить
Второй федеральный проект, по словам Догузовой, рассчитан на работу со спросом. При этом часть тех мер поддержки, которые в него вошли, уже пилотировали и запускали в прошлом году — это, в частности, субсидирование чартеров, которое в полтора-два раза сокращает стоимость многих направлений, туристический кешбэк, само продвижение. Все эти инструменты уже работали в той или иной степени.
Так, субсидирование чартеров планируется поставить на системные «рельсы» — у властей уже есть конкретные планы, выделено финансирование на решение этого вопроса. А вот программа туристической кешбэк станет более адресной.
«Туристический кешбэк работает пока в несколько антикризисном режиме, станет более фокусным, работающим на поддержку низкого сезона. Помимо социальной миссии, у него есть важная экономическая задача — расширять крылья сезона. У нас ежегодно по 5 млрд рублей в национальном проекте до 2024 года», — отметила Догузова.
Дмитрий Феоктистов/ТАСС
В деле продвижения различных туристических направлений власти планируют объединить усилия с бизнесом и регионами, чтобы делать это более эффективно.
Третий федеральный проект, в свою очередь, касается законодательства. До конца года планируется создать концепцию нового закона о туризме. Глава Ростуризма подчеркнула, что в нем необходимо зафиксировать приоритеты развития внутреннего въездного туризма, отрегулировать отрасль таким образом, чтобы туристы были уверены в сохранности своих средств, выстроить принципы работы отрасли.
Кроме того, предстоит обновить несколько тысяч стандартов, чтобы повысить уровень сервиса, а часть работы уже завершена. «Несколько законов, не дожидаясь утверждения нацпроекта, мы уже запустили — это и сертификация гидов, переводчиков, проводников, экскурсоводов, и реестр турагентов. Работа по ним уже активно идет», — отметила Догузова.
Глава Ростуризма отдельно отметила, что самое главное — это то, что впервые в туристической отрасли появляется целая система инструментов ее развития. «Несколько увязанных блоков мер господдержки, которые, я уверена, позволят нам поправить ошибки, выстроить отрасль и сделать так, чтобы туризм стал важной несырьевой отраслью экономики, которая... напрямую влияет на качество жизни наших граждан», — заключила глава Ростуризма.