В каждом уголке нашей родины есть свои налоговые привычки. Сегодняшняя статья будет посвящена Татарстану. Предпринимательница из Казани поделилась наболевшем: «Самая главная проблема – это налоговая нагрузка… Не всегда удается выдержать тот процент, который устанавливают по нашему региону. Т.к. принимая участие в электронных торгах, чтобы победить, мы вынуждены выставлять минимальную стоимость. Что касается ситуации с банками: слава Богу, нашу компанию это не коснулось. Но у моих коллег, к сожалению, очень ухудшилось финансовое состояние. Одни закрылись, другие до сих пор выполняют обязательства перед заказчиками. Однозначно доверие к некоторым банкам пропало…»
С какими проблемами сталкиваются бизнесмены из республики Татарстан? Как обстоят дела с налогами и налоговиками, однодневками и должной осмотрительностью, юрлицами и ИП и прочими понятиями из НК РФ. Итак, налоговые традиции/тенденции Татарстана 2017: мнения, цифры, официальные факты (данные ФНС, справочной системы Сaselook и личный опыт юристов).
Про бизнесменов
Юридические лица. С 1 января по 1 октября 2017 года в Республике Татарстан было зарегистрировано 9 890 юридических лиц. Интерес к бизнесу слегка упал: на 16,7% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. А вот распрощаться с предпринимательством по собственной инициативе и по воле налоговиков решилось 20 808 юрлиц. Внушительный тройной рост за три года. Возможно, это связано с объявленной в 2016 году зачисткой обнальных контор: Письмо ФНС от 3 августа 2016 г. №ГД-4-14/14127@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности». Кстати, если год назад налоговики писали письма, то теперь мероприятия об истреблении «неугодных и сомнительных» компаниях зафиксировал №488-ФЗ в п.5 ст.21.1 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
С чем связан рост числа юридических лиц, прекративших деятельность: татарские предприниматели бегут без оглядки, или это стандартная процедура зачистки фирм-брошенок и однодневок?
Мария Морозова
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
- Татарские предприниматели никуда не бегут. Татарстан замечательный регион для развития бизнеса. Другое дело, что в этой республике, как и по всей России, наблюдается ужесточение законодательства, которое усиливает ответственность за экономические и налоговые преступления. Скорее всего, рост числа ликвидированных юридических лиц возник именно из-за этого. Закрываются различные «серые» конторы, а многие предприниматели предпочитают от греха подальше закрыть компании с пятнами в прошлом и продолжать деятельность на новенькой и чистой организации.
Индивидуальные предприниматели. Среди юридических лиц наблюдался всплеск по исключению из списка ЕГРЮЛ. Как обстоят дела у индивидуальных предпринимателей в Татарстане? ИП-шиков и крестьянских хозяйств становится больше: их ряды выросли на 8,9%. Но и помахали ручкой предпринимательской деятельности на 360 человек больше, чем в 2016 году. С чем связан стабильный рост по всем параметрам «вкл./выкл. из ЕГРИП»?
Мария Морозова
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
- Не удивительно. Серые способы оптимизации уже не работают, либо стали настолько опасны, что ими уже не рискуют пользоваться, а налоговая нагрузка все так же тяжела. Вот предприниматели и начинают пользоваться возможностями, которые все же есть в нашем законодательстве: легально снижать налоговую нагрузку. Создают, в том числе, Управляющего ИП, агентов и т.д. Самое главное, конечно, в этом случае, правильная организация деятельности.
Юлия Баранова
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Приведу пример из своей практики. Ко мне обратилась одна из компаний республики Татарстан. Собственники преданы своему делу. Но, только построить грамотную структуру им не удалось. Никто им не рассказал о налоговых каникулах и прочих льготах. После обращения в нашу компанию мы смогли разработать для них структуру с использованием всех возможностей, характерных для их республики. Не забывая при этом о всех признаках самостоятельности и добросовестности. Мы смогли полностью применить все предлагаемые возможности в части льгот по налогообложению, особенно по страховым взносам. Также значительно сэкономили на совокупном фонде налогов, создав производственный кооператив и внедрив в деятельность Управляющего ИП. С введением управляющего ИП появились реальные возможности снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и не платить с вознаграждения страховые взносы. Эта обязанность легла на самого ИП. Но т.к. он применяет упрощенную систему налогообложения с базой доход, то и страховые взносы платит в фиксированных размерах.
Производственный кооператив. Особый интерес у татарских предпринимателей вызвал производственный кооператив: 81 в 2017 году против 8 в 2016. Но пыл и тяга слыть кооператором пропала у 94 организаций в 2017 году… Что также ощутимо по сравнению с 2016 годом.
Хорошо, популярность производственных кооперативов можно связать с колоссальной законной экономией на страховых взносах. Тем более, что с 1 января 2017 года эту «кухню» контролируют налоговики, а в Уголовном кодексе появились наказания для злостных неплательщиков взносов. Но почему задор вести бизнес таким способом исчез у почти сотни татарских налогоплательщиков? Неужели опасно или кооператоры устали от бумажной волокиты и решили вернуться к старым-добрым-проверенным и неэкономным способам? Итак, почему в Татарстане появилась мода на производственные кооперативы, и с чем связана одновременная повальная неактуальность?
Мария Морозова
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
- Производственный кооператив является одной из самых безопасных структур, которая позволяет колоссально экономить на страховых взносах. Так как серая зарплата уходит в прошлое, ПК привлекает к себе все больше внимания. В связи с этим растет численность вновь зарегистрированных производственных кооперативов. Почему также много закрылось? Возможно, это связано с тем, что их создавали и применяли с ошибками или использовали в целях, противоречащих российскому законодательству. Любой, даже самый законный вариант оптимизации, можно испортить неправильным использованием.
Наталья Брылева
Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:
В прошлом году ко мне обратилась транспортная компания из Татарстана, которая желала легализоваться и при этом не утонуть в объеме налогов. Мы предложили им создать производственный кооператив с целью снижения страховых взносов по сотрудникам водителям. Это помогло бизнесменам не ставить под угрозу успешную компанию из-за возможных доначислений по неуплаченным страховым взносам. Сейчас проект находится на этапе внедрения.
Потребительские кооперативы. Как относятся представители республики Татарстан к потребительским кооперативам, о сверхэкономии которых складывают легенды и даже говорят, что можно на абсолютно законных основаниях вообще не платить налоги? В этой области «товарообменных» отношений наблюдается стабильность…
Юлия Баранова
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
К потребительским кооперативам в Татарстане относятся с настороженностью. Виной всему консерватизм в ведении и построении бизнеса. Предприниматели очень неохотно соглашаются на перемены и всякого рода новшества.
Второй причиной является отсутствие полного и ясного понимания принципов работы потребительских кооперативов. У многих теплятся в памяти воспоминания о «гаражных кооперативах», и возвращаться в то «светлое» прошлое никто не хочет.
Про уплату налогов
Какими налогоплательщиками являются представители мира бизнеса Республики Татарстан? Добросовестные, пунктуальные или любители тянуть до последнего, а то и вовсе забыть о своих налоговых обязательствах?
Задолженность. Сначала о долгах перед бюджетом. По состоянию на 1 октября 2017 года задолженность по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям составляет почти 14,3 млрд руб., что на 44% выше, чем в 2016 году. Но такой существенный рост «хвостов» образовался с учетом страховых взносов, коих в предыдущих годах в отчетах ФНС не было.
Юлия Баранова
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Есть одна особенность у татарских налогоплательщиков: все друг друга знают. Перед тем, как подавать налоговую декларацию бизнесмен проконсультируется у знакомого из инспекции о наиболее оптимальном объеме налогов к уплате, и лишь после этого подаст декларацию и перечислит налоги. Скорее всего, именно с этим и связана подобная «отсрочка» в оплате налогов и сборов.
Начисление и поступление налогов. Теперь перейдем к начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 июля. Татарским предпринимателям было начислено к уплате почти 274,3 млрд руб., что на 49,4% больше, чем в 2016 году. Такая «космическая» сумма сформировалась за счет страховых взносов. Пополнять бюджет бизнесмены не спешат: на 1 июля в казну поступило всего лишь 37 млрд, а это на 81,8% ниже, чем за аналогичный период 2016 года. Почему уплату налогов бизнесмены откладывают в дальний ящик?
Юлия Баранова
Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
В свете последних изменений и ужесточений налогового законодательства многие предприниматели вынуждены выходить из тени. Суровые реалии показывают, что бизнес стоит под угрозой разорения и ликвидации. Именно из-за того, что приходится отказываться от старых привычек по работе с «друзьями» и выплаты зарплаты «в конверте», живых денег на налоги и не остается. Поэтому и такие отсрочки в уплате и перечислении налогов. Многие компании даже вынуждены инициировать процедуру банкротства.
Про камеральные и выездные налоговые проверки
Налоговые проверки – малоприятное событие для любого бизнесмена. Особенно, когда есть, что скрывать, либо сотрудники фискальной службы славятся суровым нравом. Как обстоят дела с проверками в Татарстане? Сколько компаний подверглись налоговой диагностике, и на какие суммы обеднели предприниматели?
Мониторить организации «не отходя от кассы» проверяющие стали чаще. Зачем ходить в гости, если удобный сервис АСК НДС-2 позволяет проверять налогоплательщиков с комфортом и без лишних «телодвижений».
С 1 января по 1 июля 2017 года проведено 653 887 камеральных проверок, из них в 35 654 выявлено нарушений. Каждая 18 проверка заканчивается удачно для налоговиков. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года количество камералок выросло на 32,9%.
«Заходить на огонек» татарские налоговики стали реже. «Посещаемость» в сравнении с 2016 годом упала на 30,7%. Однако, суммы доначислений, наоборот, увеличились на 6,8% и составили почти 1,8 млрд руб. Средняя «стоимость» выездной проверки в Татарстане 9,1 млн руб.
Хоть выездных проверок налоговики провели значительно меньше, зато со стопроцентным попаданием в цель. В 2 раза больше доначислений по сравнению с камералками. Сотрудники фискальной службы знают, куда и за чем идти.
Анна Попова
Руководитель юридического отдела «Туров и партнеры»:
- Действительно, налоговые органы не стоят на месте и догоняют технологии 21 века. Теперь при появлении такого сервиса, как АСК НДС-2 все несостыковки по счетам-фактурам в автоматическом режиме выявляет программа, а не человек, и, к сожалению, или к счастью, программа гораздо реже может что-то упустить или допустить ошибку. У программы нет лени и прочих человеческих факторов. Будьте внимательны при ведении деятельности, работайте легально, при этом используйте все, что дает вам законодательство: льготы, спецрежимы, органы управления в виде управляющего ИП, но делайте это грамотно и с умом.
Про судебные разборки
Аккуратная жизнь без громких судебных разбирательств, связанных с «серыми» конторами, которых по России тьма-тьмущая. Пожалуй, такое впечатление у меня сложилось при анализе судебной практики. Ну, или по крайней мере, налоговые разборки улаживают в досудебном порядке, в рамках проверок, не вынося «сор из избы»… Доначислили – заплатил, без беготни к служителям Фемиды и лишней нервотрепки.
С 1 января по 1 октября 2017 года Арбитражный суд Республики Татарстан рассмотрел 311 споров по делам об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действия (бездействия) должностных лиц, что на 31,4% меньше, чем в прошлом году. Из них: 30,2% удовлетворено полностью или частично, в 37% споров налогоплательщикам отказали, 3,9% обжаловали.
Дел, в которых предприниматели оптимизировали налоги с помощью «фирм-однодневок», за период с 1 января по 1 октября было только 4. В то же время намеки на непроявление должной осмотрительности встречались в 23 разборках. Обвинения во взаимозависимости мелькали в 20 спорах. Кстати, в судебной практике республики Татарстан не нашлось ни одного дела со «схемой дробления бизнеса». Продуманная организация или нежелание предпринимателей разделять деятельность по профилям? А, может быть, татарские налоговики не лезут в такой способ работы?
Анна Попова
Руководитель юридического отдела «Туров и партнеры»:
- Уважаемые налогоплательщики, постарайтесь до налоговой проверки проявлять признаки должной осмотрительности, а также проверяйте самостоятельность своих контрагентов. Если же проверка нагрянула, приложите максимум усилий по защите себя.
Как показывает опыт, налоговый орган не приходит, чтобы предупредить налоговое правонарушение, он приходит, чтоб выявить и наказать. Вот выдержка из свежего Постановления 17-ого Апелляционного арбитражного суда по делу №А60-12916/2017 от 23.10.2017, надеюсь она поможет кому-то защитить себя: «Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая аналогичные споры, сделала общий вывод о том, что противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность движения товара от изготовителя к налогоплательщику, но не опровергающих сам факт поступления товара налогоплательщику, равно как и факты неисполнения соответствующими участниками сделок (поставщиками первого, второго и других звеньев по отношению к налогоплательщику) обязанности по уплате налогов сами по себе не могут являться основанием для возложения соответствующих негативных последствий на налогоплательщика, выступившего покупателем товаров. Законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика осуществление контрольных функций по уплате НДС за его контрагентами и субконтрагентами, поскольку эти действия относятся к деятельности налогового органа (аналогичные выводы изложены в определениях Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015, от 6 февраля 2017 г. № 305-КК16-14921 по делу № А40-120736/2015)».
Судебная практика. Итак, налоговые споры 2017 года, которых, кстати, очень-очень мало. Скучно, банально и стандартные ошибки, без особого «татарского» колорита. Пара-тройка судебных решений.
В Татарстане налоговики такие же смышленые, ловкие и чуткие, как и по всей России: обвести вокруг пальца их не так-то просто. Например, в Постановлении АС Поволжского округа №Ф06-22358/2017 от 17.07.2017г. по делу №А65-11651/2016 сотрудники фискальной службы города Казани догадались, что четыре работника контрагента, включая директора «не могли выполнить работы по внутренней отделке: потолков (оклейка, оштукатуривание, глубокая грунтовка, окраска), стен (шпатлевка, глубокая грунтовка, оклейка обоями, облицовка плиткой), пола (устройство гидроизоляции, укладка плитки и ламината), установке дверных блоков и дверей в девяти индивидуальных жилых домах за один календарный месяц».
Найти судебные решения 2017 года, которые дошли до кассации и были бы связаны с «фирмами-однодневками», непроявлением должной осмотрительности, взаимозависимостью оказалось сложной задачей, но выполнимой. «Горячие» темы присутствуют в судебных решениях по спорам между налоговыми инспекциями Татарстана и бизнесменами, но отличаются от других регионов лишь своей редкостью.
В Постановлении АС Поволжского округа №Ф06-21855/2017 от 15.06.2017г. по делу №А65-19414/2016 налоговики рассекретили «братские» отношения, точнее взаимозависимые, с ненастоящими контрагентами: «анализ расчетных счетов, участвующих в схеме организаций, анализ адресов нахождения юридических лиц и адресов жительства их руководителей, показывает, что все лица, участвующие в схеме были знакомы задолго до спорных хозяйственных операций, имеют совместное имущество, получают доходы в одних и тех же организациях, а следовательно, руководители налогоплательщика имели возможность влиять на финансовую деятельность друг друга, а также принимать участие в организации схемы получения необоснованной налоговой выгоды, в виде получения вычетов по НДС».
Плюс у контрагентов отсутствовали расходы на оплату заработной платы, коммунальных услуг, на аренду складских помещений, а также иные расходы, необходимые для осуществления реальной предпринимательской деятельности.
Признаки «фирм-однодневок» налоговики нашли в деле №А65-17102/2016. Налогоплательщик полагал, что грамотно оформленных документов будет достаточно для доказательств реальности сделок (договоры, акты приема-передачи спецтехники и оборудования, акты об оказанных услугах, счета-фактуры, платежные поручения, карточки счетов). К тому же, забыл проявить должную осмотрительность. Налоговики установили, что контрагент обладает «серыми» признаками и относится к категории недобросовестных налогоплательщиков: массовый учредитель, отсутствие активов и персонала, транзитный характер движения денежных средств и т.д. Верховный Суд поддержал налоговиков: Определение ВС РФ № 306-КГ17-14161 от 05.10.2017г.
Про банки
В 2017 году ЦБ РФ лишил лицензии 5 банков республики Татарстан. Взрыв среди бизнеса произвел обвал «Татфондбанка». И без того расшатанную психику предпринимателей вздергивают работники выживших кредитных организаций: «Снятие наличных невозможно. Ваш счет заблокирован. По правилам внутреннего распорядка мы имеем права не разглашать причины блокировки». Поэтому, заморозка расчетных счетов со ссылкой на №115-ФЗ – распространенное явление за последний год.
С 1 января по 1 октября 2017 года 4 бизнесмена решились довести дело до суда, и 1 удалось отстоять свои права (речь идет о спорах о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам банковского счета, при осуществлении расчетов (№115-ФЗ) в Арбитражном суде Республики Татарстан). За аналогичный период 2016 года 7 предпринимателей осмелились обратиться в суд, и 3 выиграли.
Анна Попова
Руководитель юридического отдела «Туров и партнеры»:
- Хочется обратить внимание владельцев расчетных счетов, что, когда в 2017 году владельцы заблокированных расчетных счетов обращались в суд 4 раза, доля удовлетворенных дел составила 25 %, а в 2016 году доля удовлетворенных дел составила 42,8%. Улавливаете идею? Чем меньше мы спорим с несправедливостью, тем ее больше становится, и банки чувствуют безнаказанность в своем превышении прав ссылаясь на №115-ФЗ. Не нужно пускать на самотек и соглашаться со всем, что нам вменяют, нужно бороться за правду, чтоб было неповадно.
Вывод
-
Бизнесмены Татарстана – аккуратные предприниматели, платят налоги с чувством, толком, расстановкой. Избегают спешки в этом чутком деле;
-
«Грязнуха», характерная для других регинов (разного рода «серые» контроры) встречается редко. Либо дело не доходит до судов;
-
Возможно, мода на кооперативы в ближайшие годы вернется;
-
Ну, а татарские налоговики, как и в других регионах, относятся к своему делу с трепетом и смекалкой.