Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП) Талия Хабриева обратилась (t.me/maydecree/3943) к вице-премьеру Дмитрию Григоренко с весьма дельным предложением:
поручить ИЗиСПу разрабатывать проекты федеральных законов вместо профильных министерств, которым в ряде случаев не хватает квалификации, чтоб облечь собственные инициативы в пригодные для принятия законопроекты.
В своем письме в адрес Правительства Талия Ярулловна подняла серьезную проблему, о которой на столь высоком уровне говорили лишь полушёпотом.
Это еще что... Законотворческая деятельность - все же непростая, не у всех есть юридическое образование/опыт. Сам знаю несколько талантливых специалистов в РОИВ, уровень которых - законотворческая деятельность федерального масштаба и мысли у них здравые, но они не "пробьются" сквозь узкололбье, кумовство, твердолобье своих шефов-дилетантов...
Некоторые сотрудники некоторых министерств, ведомств - до того обленились, деградировали, что мы им вынуждены писать (чтобы не получить "бред в ответ в обед") тексты их ответа - заключения на письмо, проект, запрос (чтобы они просто положили на свой бланк и начальству на подпись отнесли - иногда и этого не могут сделать без ошибок) - не имеют компетенций проверить и дать свое мнение
Гораздо сложнее потом проекты своих НПА и законов протащить через ВОИВ региона или "областную думу", законодательное собрание региона (зачастую там засиделись т.н. "аксакалы", цель "засиделости" которых - не упустить момент: принятия закона "в ущерб их бизнесу" и прихода "молодых волков, что отберут наворованное")
Иногда профессионализм сотрудников муниципального образования выше, чем в вышестоящем ведомстве - регионального уровня РОИВ, но это к сожалению, быстро "исправляется" - ограниченный начальник "задвигает" более одаренных подчиненных в нашей "византийской системе" правления...
Типичная ситуация привлечения консультанта:
- записывать мысли носителей идей (стенография),
- протоколировать решения, результаты обсуждений, совещаний (делопроизводство),
- грамотно структурировать документ логику (эксперт),
- оформить все лаконично, четко (делопроизводство),
- составить ТЗ (эксперт-аналитик),
- составить заключение (эксперт-аналитик),
- сделать проект документа, НПА, закона (эксперт, юрист)
Наша команда не раз и успешно решала эти задачи.
В силу ряда причин за последнее десятилетие уровень квалификации сотрудников ряда федеральных органов исполнительной власти снизился, а количество поручений по разработке точечных законопроектов, наоборот, растёт год от года.
Как результат — в практику министерств повсеместно вошла передача функций по написанию проектов нормативных актов на аутсорсинг.
Количество конкурсов на проведение научно-исследовательских работ, результатом которых является "подготовка предложений по корректировке законодательства", — зашкаливает.
Никакой "научности" в подобных закупках нет.
Чиновники, которые должны осуществлять "функции по нормативно-правовому регулированию" перепоручают эту работу коммерческим компаниям, а потом выступают в роли "почтового ящика" — рассылают законопроекты с обоснованиями по ведомствам, не вникая в суть документов и качество обосновывающих материалов.
Счётная палата РФ не раз обращала внимания на этот факт, считая подобные траты неэффективным расходованием бюджетных средств. Однако руководители министерств на подобное хулиганство со стороны подчинённых смотрят с пониманием. Федеральные министры осознают грустный факт: без привлечения подрядчиков их подчинённые не способны самостоятельно облечь инициативы в качественный пакет документов для рассмотрения на правительственном уровне или в Госдуме.
Госпожа Хабриева предложила перестать закрывать глаза на подобное надругательство над законопроектной деятельностью и запретить ФОИВам раздавать деньги прикормленным "консультантам" и "юристам", которые, как выясняется, и есть те самые чиновники, формирующие российское законодательное пространство.
Глава ИЗиСПа абсолютно оправданно считает, что профильный правительственный институт сможет справится с подготовкой законодательных инициатив и проектов актов Правительства, опираясь на "концепции предлагаемых инициатив". Для этого он должен получить статус единственного исполнителя работ, выходная продукция которых подразумевает получение законопроектов, пояснительных записок и финансово-экономических обоснований.
МОО "Майский указ" однозначно поддерживает госпожу Хабриеву. Работа над национальными проектами показывает, что министерства и ведомства не в состоянии качественно и в срок справится с мероприятиями, цель которых — совершенствование законодательства. Ни один из документов (!), предусмотренных к принятию в 2019-2020 гг., не вступил в силу в обозначенные паспортами нацпроектов сроки, а качество проектов документов — весьма посредственное.
Безусловно, что ИЗиСП справился бы с подобной работой ничуть не хуже.
А вот количество чиновников министерств, якобы осуществляющих выработку госполитики, совершенно точно и безболезненно можно сократить.
Не говоря о существенном сокращении трат госорганов на мнимые научные исследования...
Надеемся, что Михаил Мишустин и Дмитрий Григоренко к мнению академика РАН и одного из ключевых авторов президентских поправок в Конституцию прислушаются, превратив подведомственный Правительству институт в мощный Проектный офис по подготовке законодательных и нормативно-правовых инициатив.
Источник: t.me/maydecree