Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Гарантийное обеспечение при недостаточности залогов и поручительств при получении кредитов от Агентство кредитных гарантий РФ

30 июня 2014 года заместитель министра экономического развития Российской Федерации Евгений Елин дал старт работе Агентства кредитных гарантий (АКГ). Новую организацию возглавила Галина Изотова.

Презентация Агентства кредитных гарантий

ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 740-р для расширения возможности предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) в получении долгосрочных кредитных ресурсов на собственное развитие.

АКГ планирует к 2019 году выдать гарантии по кредитам для малого и среднего бизнеса почти на 350 млрд. рублей, а с учетом региональных гарантийных фондов эта сумма может приблизиться к 580 млрд. рублей.

В текущем году АКГ планирует выдать гарантии на сумму 51,2 млрд. рублей, с учетом региональных фондов - почти 180 млрд. рублей. Уставной фонд Агентства составляет 50 млрд рублей.

Агентство выполняет функции Федерального гарантийного фонда и создано для реализации мер гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Оно предоставляет контргарантии региональным гарантийным организациям по кредитам малым и средним предприятиям. А в случаях, когда размер кредита превышает возможности региональных гарантийных агентств по кредитованию, АКГ предоставляет прямые гарантии субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, планируется системно решить задачи экономического развития по увеличению доли сектора МСП в структуре экономики, в структуре инвестиций в основные средства и увеличению количества создаваемых либо модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест.

Формирование национальной системы гарантийных организаций и создание в качестве её ядра Агентства кредитных организаций внесут значительный вклад в повышение доступности кредитных ресурсов для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства инвестиционных проектов в неторговом секторе, будут способствовать снижению рисков долгосрочного кредитования субъектов среднего бизнеса и позволят создать комплексную систему гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Распоряжение от 5 мая 2014 года №740-р

Документ разработан Минэкономразвития России в соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2014 года №4.

Распоряжение подготовлено в целях:

  • повышения эффективности гарантийной поддержки и увеличения объёмов программы предоставления поручительств малым и средним компаниям за счёт формирования национальной системы кредитных гарантий;
  • создания в качестве координирующего центра федерального гарантийного фонда – открытого акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация “Агентство кредитных гарантий”» (далее – агентство);
  • улучшения условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), реализующих инвестиционные проекты в неторговом секторе, и снижения рисков долгосрочного кредитования субъектов МСП.

Единственным учредителем агентства является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В условиях ухудшения финансового положения организаций сохраняются факторы повышения рисков банковского кредитования субъектов МСП.

Дальнейшее расширение инвестиций субъектов МСП за счёт собственных источников финансирования в условиях снижения рентабельности ограничено. Низкий уровень рентабельности предприятий малого и среднего бизнеса в условиях высоких процентных ставок ограничивает спрос на инвестиционный кредит. Относительно низкие показатели коэффициентов ликвидности предприятий МСП являются фактором повышения рисков средне- и долгосрочного кредитования.

Темпы прироста кредитования МСП, по данным Банка России, замедлились до 15% в 2013 году по сравнению с темпом роста в 2012 году, достигавшим 29%. При сохранении данной тенденции в 2014 году рост кредитования МСП не превысит 10–12%.

Повышенные кредитные риски являются фактором ужесточения неценовых условий кредитования для МСП, что выражается в сокращении сроков предоставления кредитов. Только 7–10% кредитов МСП предоставляются на срок более трёх лет. Вместе с тем дополнительная потребность субъектов МСП в долгосрочных кредитах на инвестиционные цели, по разным оценкам, составляет от 490 до 900 млрд рублей в год.

Проблема снижения рисков средне- и долгосрочного инвестиционного кредитования субъектов МСП решается путём создания специализированной федеральной гарантийной организации и повышения эффективности деятельности региональных гарантийных организаций.

Создание специализированной федеральной гарантийной организации и национальной системы гарантийных организаций основано на опыте стран ОЭСР и результатах деятельности региональных гарантийных организаций.

Выбор организационно-правовой формы – открытое акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация» (далее – ОАО НДКО) обусловлен следующим:  

  • деятельность некоммерческой организации – фонда – имеет ряд ограничений: фонд не имеет права предоставлять гарантии (банковские гарантии), вознаграждения за предоставленные поручительства подлежат налогообложению НДС.
  • Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – закон №395-1), предоставление банковских гарантий и поручительств относится к деятельности кредитных организаций. Кредитная организация может быть создана исключительно в качестве коммерческой организации;
  • Кредитная организация имеет ряд финансово-экономических преимуществ. В частности, комиссионный доход от предоставления гарантий не облагается НДС, а списание безнадёжной дебиторской задолженности, возникшей после выплат по договорам гарантий, относится к расходам кредитной организации.

Данные преимущества кредитной организации существенно увеличивают экономический результат деятельности создаваемой организации. Таким образом, наиболее эффективным вариантом организационно-правовой формы федеральной гарантийной организации является кредитная организация.

Поскольку предусматривается, что основным видом её деятельности является предоставление гарантий, и она не привлекает денежные средства во вклады и не производит денежные переводы, то для достижения целей федеральной гарантийной организации достаточно ограниченной банковской лицензии. Для такой организации законом №395-1 предусмотрена форма небанковской депозитно-кредитной организации.

Федеральная гарантийная организация может быть создана в форме открытого акционерного общества. Такая организационно-правовая форма позволит привлекать новых акционеров в будущем и увеличивать акционерный капитал не только за счёт бюджетных инвестиций.

Агентство создаётся Российской Федерацией как небанковская депозитно-кредитная организация с целью получения ограниченной банковской лицензии. Основной деятельностью агентства является предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям для увеличения объёмов гарантийной поддержки малых и средних предприятий и прямых гарантий субъектам МСП, реализующим инвестиционные проекты, в случае, когда сумма кредита превышает возможности региональных гарантийных организаций предоставить поручительства в достаточной для обеспечения кредита сумме.

Основными целями создания агентства являются:

  • снижение кредитных рисков инвестиционных проектов малых и средних предприятий путём их разделения с кредитными организациями и другими финансовыми институтами;
  • улучшение условий кредитования субъектов МСП;
  • увеличение объёмов долгосрочного кредитования субъектов МСП;
  • увеличение возможностей региональных гарантийных организаций предоставлять поручительства по кредитам малым и средним предприятиям;
  • методическая и информационная поддержка национальной системы гарантийных организаций, повышение эффективности деятельности региональных гарантийных организаций.

Порядок формирования уставного капитала агентства устанавливается в его уставе. При учреждении размер уставного капитала определён в сумме 50 млрд рублей и разделён на 5 млн штук обыкновенных именных акций номиналом 10 тыс. рублей каждая. Уставный капитал формируется за счёт выпуска обыкновенных именных акций. Уставный капитал должен быть оплачен в месячный срок после регистрации агентства.

Бизнес-планом агентства на пять лет с учётом уставного капитала в сумме 50 млрд рублей предусматриваются следующие финансово-экономические результаты:

  • - совокупный объём выданных гарантий – не менее 439,9 млрд рублей;
  • - совокупный объём обеспеченных гарантиями кредитов МСП – 824,9–879,9 млрд рублей;
  • - общее количество выданных гарантий – 7321–7732 договора.

Формирование национальной системы гарантийных организаций и создание в качестве её ядра агентства внесут значительный вклад в повышение доступности кредитных ресурсов для реализации субъектами МСП инвестиционных проектов в неторговом секторе, будут способствовать снижению рисков долгосрочного кредитования субъектов среднего бизнеса и позволят создать комплексную систему гарантийной поддержки МСП.

Принятые решения способствуют обеспечению устойчивости экономического роста, увеличению реальных доходов граждан России в рамках реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Источник: http://government.ru/docs/12165

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта,   подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых)
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.