Исх № 154 от 03.12.2015
Ведущему советнику отдела проектов территориального развития
Г-же Давыдовой Ю. В.
ПИСЬМО
Настоящим выражаем Вам свое почтение и просим учесть наши предложения при внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и Методические рекомендации к нему, поскольку вызывает сомнение выполнимость по индустриальным паркам в РТ требования Постановления "производительность труда в действующем ИП должна быть выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ" в такой формулировке и целесообразность этого критерия как условия аккредитации промпарка (включения в реестр) Правительства РФ для целей получения инфраструктурными проектами Республики Татарстан федеральных мер поддержки.
Оставлять в действующей редакции (без внесения уточнений) показатель производительности труда предприятий резидентов парка как критерий отбора считаем неуместным, поскольку:
1. Показатель производительность труда позволяет сравнивать между собой предприятия одной отрасли и одного масштаба (МСБ с МСБ, крупный с крупным) и одной стадии развития, а сравнение производительности труда в ИП (иногда монопрофильном, иногда - многоотраслевом) с производительностью труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ (без учета отраслевых особенностей, усредненный показатель) - некорректно:
- показатель производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ рассчитывается с учетом показателей и крупного бизнеса и МСБ, а показатели парка будут учитывать только МСБ - возникает несопоставимость
- производительность труда - сугубо отраслевой показатель - подразумевает именно узкоотраслевые сравнения - сопоставление однородных предприятий между собой (внутри отрасли - это применимо, если парк моноотраслевой, но не применимо если парк многоотраслевой), к тому же в промышленном парке помимо производственных предприятий есть и дистрибуция и логистика и сервис (сфера услуг) и производительность труда у них у всех разная
- чтобы производительность труда в действующем ИП была выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ - ИП должен быть заполнен исключительно предприятиями - флагманами своей индустрии (с конвейерной системой, массовым или крупносерийным выпуском продукции и с показателями заведомо выше среднеотраслевых). А это встречается крайне редко (таких ИП - единицы), например флагманы индустрии производства автокомпонентов - компании ZF и Кнорр Бремзе КАМА - не располагаются на територии КИП "Мастер" и ИП "Челны", флагманы в сфере химии и нефтехимии - не располагаются в ТП "Химград", лидеры в нефтехимии и переработке полимеров - не присутствуют в ИП "Тюлячи" и производительность труда у резидентов МСБ (у которых мелкосерийное производство) в будет заведомо ниже общеотраслевого, поэтому пром.парки, ориентированные на резидентов из представителей МСБ попадут в реестр из-за несоответствия по этому критерию
- большинство промпарков (особенно малых - площадью до 50 - 100 Га, находящихся в муниципальном районе, а не в промышленно развитом городе "миллионнике") - вопреки ошибочному мнению - не заполнены исключительно высокотехнологичными (с большой автоматизацией, низкой ССЧ) предприятиями, структура большинства хороших парков выгладит так: 2 - 3 крепких "середняка" или "крупняка" - якорных резидентов и несколько десятков компаний МСБ, поставляющих им необходимые для их деятельности продукцию, сырье, товары, услуги (хороший аутсорсинг) или перерабатывающих продукцию этих "якорей" (автоматизация таких смежников существенно ниже "якорей") - поэтому показатель производительности труда по большинству парков (включая малые и микро - компании, сервисные, производственные) будет заведомо ниже общеотраслевого, поэтому пром.парки ориентированные на резидентов из представителей МСБ не пройдут по этому критерию
- поскольку создание промышленного парка (заполнение резидентами и их развитие) представляет собой многоэтапный, длящийся процесс, то применять показатель производительности разумно только для действующих парков, у которых резиденты уже вышли на полную мощность (обязательно нужно учитывать жизненный цикл строительства индустриального парка, наполнения резидентами и самое главное жизненный цикл запуска производств резидентов и выхода их на проектную мощность), то есть поддержка парков в начальной стадии развития - в период становления парка (когда она больше всего нужна) - исключается
2. Создание промышленных (индустриальных) парков это не уровень микро-экономики (уровень предприятий, для которых корректно сравнение по производительности труда), это проекты комплексного развития:
- развития территорий (задействование неиспользуемого или нерационально используемого земельного фонда, уход от монопрофильности, уход от сельскохозяйственной ориентации),
- социально-экономического развития района и региона (сокращение оттока населения, сокращение маятниковой миграции, уход от дотационности, депрессивности)
- развития МСБ (создание условий для размещения производств в арендованных или построенных производственных помещениях с готовой инфраструктурой - нулевыми затратами на ее создание)
- повышение производительности труда резидентов - только 1 из перечисленных задач
С точки зрения отбора для федеральной поддержки наиболее "качественных" проектов индустриальных парков (цель - поддерживать наиболее достойные проекты ИП) - гораздо важнее другие показатели:
- положительная динамика заполнения территории индустриального парка резидентами (якорями и смежниками) и сервисными компаниями (логистика, дистрибуция)
- положительная динамика осуществления инвестиций на территории индустриального парка
- положительная динамика выхода предприятий резидентов на проектную мощность
- повышение степени кооперации между резидентами (наличие производственно - технологических и логистических цепочек и связей),
- повышение степени субконтрактации резидентов между собой (якорные, более крупные дают портфель заказов смежникам, более мелким),
- положительная динамика удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 Га территории индустриального парка
Выводы:
1. Если оставить Постановление в действующей редакции - федеральные меры поддержки будут применимы только к паркам:
- у которых большинство резидентов ИП - флагманы своей отрасли с уровнем производительности выше среднеотраслевых, например, относящихся к нефтехимии и переработке полимеров
- у которых большинство резидентов - вышли на проектную (полную) мощность
2. Достижение среднеотраслевого показателя производительности труда на начальном этапе функционирования парка (до заполнения 40-50% территории якорными резидентами и смежниками и их выхода на проектную мощность) - нереально - это означает, что никто из индустриальных парков Республики Татарстан (кроме ОЭЗ Алабуга) этот критерий не выполнит, а значит и не получит федеральные субсидии в течение нескольких ближайших лет
Что на практике показывают цифры
Согласно предложенной Методике за 2013 год по данным Росстата (самые последние опубликованные данные - 2013 год) производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ (выше которой надо "прыгнуть" резидентам ИП) составляет 3,353 миллиона рублей на 1 работника ССЧ. Очевидно, что это не самая корректная методика - показатель, рассчитанный по ней для 2013 года в 4 раза выше чем, к примеру, рассчитанный по методике разработчиков стратегии "Татарстан 2030":
Значение индикаторов целевого состояния Республики Татарстан |
|||||
Индикатор |
2013 |
2018 |
2021 |
2024 |
2030 |
Производительность труда, млн. руб./чел. |
СЦ-1 Человеческий капитал
|
||||
по инерционному сценарию |
0,85 |
1,12 |
1,33 |
1,53 |
1,98 |
по базовому сценарию |
0,85 |
1,17 |
1,43 |
1,76 |
2,58 |
по оптимистическому сценарию |
0,85 |
1,23 |
1,59 |
2,00 |
3,20 |
Источник: Закон РТ №40-ЗРТ Об утверждение стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
Например, фактические показатели по ИП Тюлячи (выход на проектную мощность и заполнение - 2018 год).
За 2013 год показатель производительности труда резидентов парка (Согласно предложенной разработчиками методике) составлял 0,559 миллиона рублей на 1 работника ССЧ (согласно Методическим рекомендациям надо сравнивать показатели производительности труда за год, в котором есть данные Росстата, значит с годом начала деятельности, заведомо невыгодным для сравнения). Рассчитываем на лучшие показатели по результатам 2014 и 2015 годов.
То есть того планового показателя (3,353 млн.руб.\чел.), рассчитанного по методике, ИП Тюлячи не скоро достигнет, по логике Постановления Правительства РФ - федеральную субсидию ИП Тюлячи не должен получать. А между тем ИП Тюлячи демонстрирует одни из лучших показателей по РФ в своем классе в пересчете на 1 рубль государственной поддержки и на 1 Га территории, что повлияло на присуждение субсидии в размере 200 миллионов рублей в 2014 году
Наши предложения по изменению норм Постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и методических рекомендаций:
А) заменить критерий п.3 пп. а) на более подходящий для отрасли развития индустриальной недвижимости (промышленных парков) - из вышепредложенных положительная динамика заполнения территории индустриального парка резидентами (якорями и смежниками) и сервисными компаниями (логистика, дистрибуция):
- удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 Га территории индустриального парка и удельных стоимостных показателей (выручка, ССЧ, налоги, инвестиции) в расчете на 1 миллион государственной поддержки
- сравнение индустриальных парков по показателям экономической эффективности (совокупный NPV проекта парка суммированный по резидентам и девелоперской\управляющей компании), рассчитанным по единой методике (горизонт планирования, ставка дисконтирования) Последняя группа показателей позволяет не дифференцировать парки на государственные и частные, начинающие и действующие, а также учитывает нижеперечисленные критерии ээфективности парка:
- динамика прироста суммы осуществленных инвестиций на территории индустриального парка нарастающим итогом • положительная динамика выхода предприятий резидентов на проектную мощность
Б) заменить формулировку критерия п.3 пп. а) заменить критерий п.3 пп. а) производительность труда в действующем ИП должна быть выше производительности труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ" на формулировку следующего содержания "производительность труда в действующем ИП при выходе 50% резидентов (по критерию заполнения 50% полезной площади объектов недвижимости или земельного участка парка) на проектную мощность (должна быть выше производительности труда в отрасли промышленности субъекта РФ, в которой работает более 40% резидентов парка (таким образом будет учтена и стадия развития парка\резидентов и отраслевая направленность)
В) внести соответствующие изменения в Методические рекомендации:
- заменить формулировку "Производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ – отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающая промышленность" к среднегодовой численности занятых в отраслях обрабатывающей промышленности за самый поздний период, данные о котором представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики" на следующую формулировку "Производительность труда в обрабатывающей промышленности субъекта РФ – отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности, в которой занято более 40% резидентов парка к среднегодовой численности занятых в отраслях обрабатывающей промышленности за самый поздний период, данные о котором представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики"
- заменить формулировку "Производительность труда в действующем ИП – отношение совокупной выручки всех резидентов ИП за период (год), данные о котором были использованы для расчета производительности труда в субъекте РФ, на общую численность работников резидентов ИП" на следующую формулировку "Производительность труда в действующем ИП – отношение совокупной выручки всех резидентов ИП за период (год), в котором более 50% резидентов (по критерию заполнения 50% полезной площади объектов недвижимости или земельного участка парка) выйдут\вышли на проектную мощность, на общую численность работников резидентов ИП"
- вместо фразы "УК представляет следующие документы" (надо будет представлять все) применять формулировки "УК представляет требуемые для подтверждения соответствия документы из нижеуказанного списка или иные подтверждающие документы" (возможность выбора)
- убрать необходимость представления УК документов типа "выписка из Единого государственного реестра автомобильных дорог по форме, установленной Минтрансом России (если собственник дороги - РФ, субъект РФ или муниципальное образование)" - формальный подход логично заменить на упрощение процедуры (если мы хотим развития отрасли), например можно дать возможность представить "фотоснимки автодороги с привязкой к территории парка или план-схему привязки к дорогам общего пользования на основе карт Google maps или Yandex maps, или копий градостроительных планов и иных документов, находящихся в открытом доступе"
Г) учесть в Постановлении и Методических рекомендациях стадию развития парка - например, "действующие промышленные парки должны соответствовать всем критериям, а создаваемые промышленные парки - только критериям а) - г)". Пока проектируемые и строящиеся ИП сравниваются по одним и тем же критериям с действующими - у которых работают резиденты, например, к создаваемым не должен применяться критерий "наличием проложенной до границы территории парка и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги обычного типа, примыкающей к дороге федерального, регионального или местного значения, а также с въездом на территорию парка с указанной автомобильной дороги" - у создаваемых парков ее может не быть)
Преимущества размещения бизнеса:
- на промышленных площадках по переработке сельскохозяйственной продукции (в агро-индустриальных парках)
- в границах территорий опережающего развития (ТОР),
- на особых экономических зон регионального уровня (далее - ОЭЗ РУ).
- в агро-промышленных (отраслевых, территориальных) кластерах
Преимущества размещения на территории промышленных площадок (индустриальных парков):
Мы можем подобрать Вам промышленную площадку или индустриальный парк с оптимальными условиями размещения в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента. Обращайтесь к нам!
- Главы регионов (губернаторы), руководство промышленных парков, ТОСЭР, ОЭЗ РУ заинтересованы в наполнении резидентами своих инфраструктурных площадок и потому реально использование их административного ресурса для более эффективного входа на рынок региона
- Промышленные площадки (парки, технополисы) являются наиболее приспособленными для развития производств и производственных услуг (транспортной и складской логистики, СМР, ПИР) - присутствует необходимая инфраструктура: есть участки земель, готовые к размещению, покупке или аренде, подведены сети, коммуникации, другие элементы транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры
- Во многих индустриальных парках предлагаются услуги "торгового дома" (помощь в сбыте продукции), имеется сырьевая и производственная кооперация, есть объекты общего пользования, оказываются централизованно услуги транспортной и складской логистики
- Резиденты ПП - наиболее субсидируемая категория предпринимателей МСБ *
- Резиденты ПП внутри ОЭЗ обладают льготами и преференциями** по местным (арендная плата за землю и земельный налог - снижение ставки), региональным (налог на имущество - снижение ставки) и федеральным налогам (льготы в части налога, зачисляемого в региональный бюджет), по таможенным пошлинам и платежам
- Резиденты ПП имеют иные льготы и преференции от муниципалитетов ***
- Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах получают особые льготы ****
* Виды государственной поддержки резидентов ПП - производственных компаний по линии Министерства экономического развития (МЭР РФ) и Министерства промышленности и торговли РФ:
Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта на территории ОЭЗ или ТОСЭР (с учетом льгот резидента и без льгот), на территории промышленной площадки, индустриального парка (с учетом субсидий и преференци и без них) для принятия взвешенного решения. Обращайтесь к нам!
- Субсидирование 50% затрат на приобретение оборудования» (будет присуждаться только резидентам ПП)
- Компенсация до 25% затрат на выкуп недвижимости ПП, чаще всего не более 5 миллионов рублей (будет присуждаться только резидентам ПП)
- Компенсация до 25% затрат на аренду недвижимости ПП, чаще всего не более 1 миллиона рублей (будет присуждаться только резидентам ПП)
- Субсидирование до 50% затрат на приобретение оборудования по договорам лизинга (будет присуждаться только резидентам ПП)
- Субсидирование затрат на уплату % по кредитам (будет присуждаться только резидентам ПП)
- Субсидирование энергосбережения, энергетического аудита и присоединения к сетям энергоснабжения
** Виды государственной поддержки резидентов ОЭЗ РУ - производственных компаний от руководства ОЭЗ РУ или муниципалитета (субъекта РФ):
- льготы по местным налогам (понижающий коэффициент к ставке арендной платы за замлю или земельного налога)
- льготы по региональным налогам (снижение ставки налога на имущество с 2,2% до 0,1 %)
- льготы по федеральным налогам (льготы в части налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет - ниже на 4,5% пункта)
- льготы по таможенным пошлинам и платежам
*** Виды государственной поддержки резидентов промышленных парков и ОЭЗ РУ от муниципалитета (или органа власти субъекта РФ):
- нулевая (или низкая) ставка аренды земли на период строительства
- передача земельного участка (муниципальной или государственной сосбтвенности) в аренду без проведения торгов
- переоформление арендованной у государства земли в собственность под объектом недвижимости (согласно Земельного кодекса по кадастровой стоимости, возможна переоценка)
- льготы по присоединению к сетям энергоснабжения (к электрическим сетям - 0, к тепловым сетям - 0, к газовым магистралям - 0, к сетям водоподведения и канализации - 0)
**** Льготы резидентам ТОСЭР - предоставление налоговых преференций:
- налог на прибыль 5 – 10% (без ТОР 20%),
- налог на землю 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
- налог на имущество организаций 0% (без ТОР 2,2%),
- страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 7,6% (без ТОР 30%).
Преимущества размещения на территории промышленных (индустриальных) площадок, парков (ПП), территорий опережающего развития (ТОР), промышленных кластеров и особых экономических зон регионального уровня (ОЭЗ РУ). | |||
Главы регионов (губернаторы), руководство промышленных парков, ОЭЗ РУ заинтересованы в наполнении резидентами своих инфраструктурных площадок и потому реально использование их административного ресурса для более эффективного входа на рынок региона | |||
Промышленные площадки являются наиболее приспособленными для развития производств и производственных услуг (транспортной и складской логистики, СМР, ПИР) - присутствует необходимая инфраструктура: есть участки земель, готовые к межеванию и аренде, подведены сети, другие элементы транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры | |||
Во многих парках предлагаются услуги "торгового дома" (помощь в сбыте продукции), имеется сырьевая и производственная кооперация, объекты общего пользования, услуги транспортной и складской логистики | |||
Резиденты ПП - наиболее субсидируемая категория предпринимателей МСБ * | |||
Резиденты ПП внутри ОЭЗ РУ обладают льготами и преференциями** по местным (освобождение), региональным (частичное или полное освобождение) и федеральным налогам (льготы в части налога, зачисляемого в региональный бюджет), по таможенным пошлинам и платежам | |||
Резиденты ПП имеют иные льготы и преференции от муниципалитетов *** |
Компания имеет практический опыт сопровождения проектов промышленных (индустриальных) парков, промышленных (отраслевых и территориальных) кластеров (включая сопровождение резидентов ТОСЭР, ОЭЗ, промышленных площадок) Республики Татарстан и других регионв в конкурсе Министерства экономического развития России, Фонда развития моногородов, Минпромторга России
Также компания имеет практический опыт сопровождения 460 проектов предпринимателей
Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.
Ключевые компетенции сотрудников Компании:
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- подготовка документации по инновационным проектам,
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
- помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.
Со стоимостью возможных комплексов услуг и работ
можно ознакомиться здесь.
Обращайтесь к нам!