Куратор челнинской ТОСЭР Эльдар Тимергалиев рассказал, что нужно сделать, чтобы Территория не скатилась к бюрократии при принятии новых резидентов, инвесторы какой специфики полюбили Челны и почему китайцы привлекают на работу сотрудников из деревень Татарстана.
- Действующие резиденты уже принесли городу 17,7 млрд инвестиций и создадут 4 тысячи рабочих мест. По окончании льготного режима в 2026 году, когда предприятия выйдут на производственные мощности, все уровни бюджета в год будут получать 3,6 млрд рублей от 21 предприятия ТОСЭР: по 1,5 млрд рублей уйдет в федеральный и республиканский бюджеты, часть - во внебюджетные фонды и около 50 млн рублей осядет в копилке Набережных Челнов.
Налогов на сумму 710 млн рублей резиденты уже отчислили, из них бюджет города на данный момент приобрел 20 млн рублей. Фонд заработной платы составил 1,5 млрд рублей, и это тоже инвестиции, люди эти деньги получили и потратили в регионе.
Средняя заработная плата по предприятиям резидентов - 38 тысяч рублей, это выше средней по городу. К примеру, на «Макметалле» зарплата будет на уровне 52 тысяч рублей.
Большинство предприятий выполнили и даже перевыполнили заявленные планы. ТЭСК произвели около 400 тысяч образцов арматуры, «ЗаряД» выходит на мировые рынки. Есть предприятия, которые недавно получили статус резидента и по которым отчетный период еще не наступил.
Если ТОСЭР «Челны» хорошо себя проявит, нам обещают еще на пять лет продлить статус. Это важно для нас, потому что пока наши предприятия могут пользоваться преференциями только до 2026 года. Если брать ОЭЗ «Алабуга», там статус имеется до 2052 года.
- Эльдар Фаритович, что значит «если ТОСЭР хорошо себя проявит»?
- Есть регламентные показатели, которых мы должны достичь. Территории опережающего развития за все время работы необходимо создать порядка 10 тысяч рабочих мест, ежегодные поступления в муниципальный бюджет должны составить около 90 млн рублей, по этим показателям мы должны достигнуть хорошего результата.
Важно для моногородов - успехи в области диверсификации экономики. Недавно проходило совещание на уровне премьер-министра России Дмитрия Медведева - обсуждались вопросы ТОР в России. Есть города, которые имеют потенциал диверсификации экономики, а есть города, у которых такого потенциала нет. К примеру, ТОСЭР в Карелии, где население 8 тысяч, сложно будет проводить диверсификацию.
В то же время у нас в некоторых населенных пунктах проживает более 10 тысяч человек. Вот на совещании обсуждали, что немало ТОСЭР имеют лишь по одному резиденту или вообще их еще не привлекли. Наш город или Тольятти имеет возможности диверсификации. Поэтому Территории опережающего развития здесь будут необходимы, а значит, будут развиваться.
- Вы подняли тему диверсификации экономики. Как вы проводите отбор заявок для будущих резидентов? Может быть, стоит подбирать предприятия по одной специфике, ввести какой-то тренд для Челнов?
- В этом направлении мы уже начинаем работать. У нас постепенно вырисовывается картина, и мы рады, что усилился сегмент производства бытовой техники, большие планы у «Хайер», появляются другие компании в сфере производства бытовой техники. Например, наш новый резидент - «Технолайн» (новое предприятие компании «Полярис»). У этих предприятий появляются смежные интересы.
Для «Поляриса» на первом этапе все комплектующие будут поставляться из Китая, позднее поставщик появится среди наших резидентов, переговоры в этом направлении мы уже начали. Поделюсь информацией - у нас есть потенциальный резидент «АК-Рента», они собираются работать на рынке производства комплектующих для бытовой техники. «АК-Рента» уже работает с компанией «Хайер». Еще один наш новый резидент - турецкая «Индел» - тоже займется поставками комплектующих для завода по производству холодильников «Хайер».
Мы проводили анализ, сегодня заказывать «через забор» у соседа получается дороже, чем из Китая с учетом дополнительной упаковки. Понимаете? Вот с этими вопросами нам нужно работать.
Нам нравится, что сейчас в Челнах развивается отрасль производственно-бытовой техники, но в республике слабо развита легкая промышленность. Очень хотелось бы в этом направлении работать. Мы вели переговоры с производителями из Узбекистана, были в Турции, но за год-два инвестора с места не сорвешь.
Что касается процесса диверсификации, нужно понимать, что чем лучше работает «КАМАЗ», тем это лучше для города. По показателям отгруженной продукции доля «КАМАЗа» по городу в 2015 году была 40 процентов, сегодня - 50. Но это не значит, что плохо работает ТОСЭР. Автогигант должен работать эффективно, показывать рост, а мы должны диверсифицировать экономику со своей стороны.
- Правда ли, что в Татарстане особо усложнено прохождение в ТОСЭР из-за того, что бизнес-план у нас приходится заполнять на десятках страниц, в отличие от некоторых других ТОСЭРов России? С чем это связано, почему у нас такой объемный макет?
- Мы этот вопрос поднимали, обращались к руководству республики. Я согласен с тем, что нужно упростить процедуру. Ведь понятно, что предприниматель сам несет риски инвестирования и государство не должно вмешиваться в этот процесс.
Чем сложнее бизнес-план, тем больше предприятие должно за него заплатить. У меня есть информация, что иногда даже до 500 тысяч рублей за эту работу запрашивают. Мы анализировали бизнес-план ТОСЭР «Тольятти», там только 2-3 пункта в определенном порядке, все остальное чуть ли не от руки пишется, в свободной форме.
Министерство финансов Татарстана в первую очередь смотрит на бюджетную эффективность проекта, ведь у нас регион-донор, поэтому важно, чтобы сумма предоставленных льгот не была ниже суммы поступлений в бюджет Татарстана. Все наши резиденты на сегодняшний день с положительной бюджетной эффективностью.
Согласен, даже не бизнес-план запрашивают, а операционный план нескольких ближайших лет с подтверждением КП и договорами расходов - даже не первого года, а нескольких лет - это просто нереально, например кто сможет подтвердить стоимость ПИР и СМР строительства здания на 3 года вперед? Для тех кто не в теме - стоимость строительства у нас по-прежнему считается нормативами 1981 года с корректировкой на ежеквартальные коэффициенты - поэтому стоимость стройки - даже получившая экспертизу достоверности всегда нереальна и всегда не соответствует ому периоду на который рассчитывается - пока не внедрили BIM - отсутствует нормальный адекватный механизм планирования стоимости строительных работ
Да, у будущих резидентов нужно запросить основные критерии, выполняют ли они требования законодательства и тому подобное, но не нужно мучить людей глубоким маркетингом. Иначе возвращаемся в бюрократию. А если предприятие не произведет продукцию, значит, не получит налоговые преференции. Это риски именно производителя, а какие риски у республики? Никаких нет. Да, у будущих резидентов нужно запросить основные критерии, выполняют ли они требования законодательства и тому подобное, но не нужно мучить людей глубоким маркетингом. Иначе возвращаемся в бюрократию. А если предприятие не произведет продукцию, значит, не получит налоговые преференции. Это риски именно производителя, а какие риски у республики? Никаких нет.
Этот процесс действительно нужно максимально упросить, но контроль на выходе должен быть четким.
- Для предприятий «входной билет» в ТОСЭР стоит дорого - необходимо инвестировать не менее 50 млн руб. Ведется ли работа по снижению этой цифры и много ли желающих вступить в ТОСЭР на существующих условиях?
Даже пожалуй не капитальные вложения 50 миллионов рублей + НДС беспокоит цифра, а 20 рабочих мест в 1 год работы - часто невыполнимо и 30 рабочих мест за весь период работы проекта - не всеми резидентами выполнимо.
Наши предложения по этому вопросу были озвучены Минэкономики РТ
- Да, 50 млн рублей - это много, нужно снизить порог хотя бы до 20 млн рублей. Конечно, для проектов «гринфилд» сумма инвестиций будет наверняка выше - нужно минимум 15 млн рублей на строительство, а еще нужно приобрести оборудование.
Многие города в России получают статус ТОР со входным порогом в 20 млн рублей. В Татарстане уже четыре ТОСЭР, мы первые, и у всех разные пороги. В Чистополе нижний порог инвестиций составляет всего 2,5 млн рублей, в Нижнекамске - 15 млн рублей, в Зеленодольске - 10 млн рублей, а у нас - 50 млн рублей. Понятно, что если Чистополю поставить порог 50 млн, вряд ли кто туда войдет, кроме крупных заводов. С заявкой по снижению входного порога для наших резидентов мы уже обратились в правительство России, но процедура эта непростая и мы будем работать в этом направлении в будущем году.
Наши предложения по этому вопросу были озвучены Минэкономики РТ
Кстати, мы сейчас думаем над увеличением ОКВЭДов, в этом вопросе нам готов оказать поддержку IТ-парк. Несправедливо, когда в городе есть IТ-парк, а его резиденты не могут стать резидентами ТОСЭР «Челны». Это пробел с нашей стороны. Соответствующую заявку мы подготовили и направили в Минэкономики РТ для одобрения и передачи в последующем в правительство Российской Федерации.
Ну наконец-то заговорили про конкуренцию и партнерство в развитии преференциальных территорий - ТОСЭР, ОЭЗ, индустриальные парки
Мы эту тему давно поднимаем, только пока слышать не хотели об этом - может журналисты раскачают....
- Вы заговорили о конкуренции с новыми ТОСЭР, появившимися в Татарстане. Как скажется такое близкое соседство на ТОСЭР «Челны»? Чем наш город привлекательнее для инвестора в отличие от других территорий?
- На самом деле нас радует появление новых ТОСЭР и свободных экономических зон в Татарстане - становится все больше точек входа в нашу республику. И узнав об одной территории, инвестор может заинтересоваться и челнинской ТОР. У каждой территории есть свои преимущества. У Зеленодольска это близость к Казани и наличие логистического центра. Нижнекамску комфортнее развивать свою специфику, связанную с нефтехимией. Разная специфика притягивает к каждому городу своих инвесторов. Рядом с нами - свободная экономическая зона «Алабуга», а вместе мы - сила для развития республики и страны.
Мы уже вели диалоги с ТОСЭР других городов республики и хотим выбрать одну стратегию, работать в одной команде. Лучше я резиденту, не готовому к размещению в Челнах, порекомендую Чистополь, Нижнекамск или Зеленодольск, чем отведу его в Тольятти. Ведь работаем на благо Татарстана в конечном итоге.
Среди плюсов ТОСЭР «Челны» - большое внимание руководства республики и Фонда развития моногородов, личная вовлеченность в вопрос мэра города. Положительную роль играет проводимая реконструкция промышленной зоны. Здесь есть все для того, чтобы предприниматели развивали бизнес. Этому способствует наличие девяти индустриальных парков. Один из них - КИП «Мастер» - крупнейший в Европе. Только в шестую очередь строительства было вложено более 2 миллиардов рублей. Посетив эту площадку, инвесторы восхищаются и уже на 90 процентов принимают решение оставаться здесь.
- У некоторых резидентов челнинской ТОР возникли проблемы с финансированием. Может, нужно договориться с 1-2 банками, которые вели бы заявки от резидентов? Пока складывается ощущение, что в этом вопросе хаос.
- Конечно, в бизнесе не бывает без сложностей. «Кама Кристалл» находится в процессе ожидания финансирования от Внешэкономбанка, там есть задержки. Деньги нижегородской компании «Татклиматмаш» заморожены в банке «Кредит-Москва».
У нас подписаны соглашения с двумя банками - активно работаем с ВТБ и Сбербанком, которые оказывают поддержку нашим резидентам. Но если компания «Кама Кристалл» предпочла работу с ВЭБ, мы не можем вмешиваться в этот процесс.
- Эльдар Фаритович, были ли у вас мысли объединения территории челнинской ТОР с близлежащими населенными пунктами для расширения и усиления привлекательности? Например, с Малошильнинским поселением.
- Прежде чем мы начали работу по ТОСЭР, провели полное упорядочение земель в городе. Я сам два года возглавлял Управление земельных и имущественных отношений исполкома, мы определили 500 га свободных земель. Да, часть из них отдали под индустриальный парк, но свободных территорий еще много: порядка 400 га.
Город имеет большой потенциал, нужно освоить имеющиеся земли. Есть участки в основном в промышленной зоне города, вдоль улицы Моторная, также на ЗЯБи. Информация имеется в открытом доступе на сайте исполкома. Я не знаю ни одного города в Татарстане, где была бы столь открытая работа по земельным участкам.
- Как предприятия решают кадровые вопросы? Готовы ли вкладываться в обучение персонала?
- Зарплата на предприятиях резидентов растет, идет борьба за кадры. Но не растет конкуренция по профессионализму между кадрами, и это минус на данный момент. Мы ведем диалоги с нашими резидентами о том, что нужно менять политику стимулирования. Понятно, что уровень зарплат должен быть соответствующим, но нужно цеплять и другими инструментами. Как работают международные корпорации? Социальной политикой. И мы должны к этому идти.
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.