Предложения
по совершенствованию деятельности промышленных парков
и промышленных площадок
1. Краткий анализ системы индустриальных парков в России
В настоящий момент в России сложилась в определенной степени патовая ситуация в развитии системы специализированных площадок для развития промышленного производства и инфраструктурной поддержки малого и среднего бизнеса: количество объектов, именуемых промышленными парками и площадками растет, но их заполняемость остается неизменной 53-54% (даже по отобранным для исследования Ассоциацией индустриальных парков 166 паркам (из 810 «промышленных площадок», позиционирующих таковыми себя в России))[1], т.е. резиденты не идут активно даже в наиболее развитые парки.
Выводы из отраслевого обзора: в реальности исследовано не 166, а только 116 парков (остальные 50 просто перечислены), из них 30 – сертифицированных АИП, 49 – действующих, 26 – создаваемых, 11 – намереваются создать (расчетный файл прилагается).
Льготы по налогу на прибыль предоставляют 58 парков из 116 (50%), из них в 8 – налог уплачивается в размере 16,5%, в 2 – 16%, в 21 – 15,5%, в 2 - 14,5%, в 10 - 13,5%, в 2 – 13%, в 5 – от 2% до 5 %, в 8 – нулевые ставки налога.
Льготы по налогу на имущество предоставляют 51 парк (44%), из них в 47 – нулевая ставка налогообложения, в 2 – 0,1%, еще по одному – 1% и 2%.
Льготы по налогу на землю предоставляют 33 парка (~28%), из них в 31 – нулевая ставка, в 2-х 0,75% и 0,7%
Льготу по транспортному налогу предоставляют 22 парка (19%), в 21-ом действует нулевая ставка, в одном – Шереметьево - ставка 2%.
Таможенные льготы предоставляют только 6 ОЭЗ .
Другие льготы не предусматриваются.
Средняя стоимость 1 гектара земельного участка в индустриальном парке гринфилд несколько лет подряд колеблется в пределах 10-11 млн руб., а средняя цена квадратного метра производственного помещения варьируется в переделах 1800-2400 руб. в год. Укрепилась тенденция по уменьшению размеров реализуемых проектов индустриальных парков, как правило, местного значения площадью 10-30 га. Кроме того, стоит отметить стабильное уменьшение средней площади индустриальных парков гринфилд и браунфилд типов за последние годы.
Средние удельные инвестиции, совершенные в инфраструктуру, достигли 8,4 млн руб. на гектар. Постепенное увеличение этого показателя свидетельствует о повышении среднего уровня обеспеченности инфраструктурой индустриальных парков. Удельные привлеченные инвестиции в производство остались на уровне значений прошлых лет - 31 млн.руб. на гектар.
В Республике Татарстан, как наиболее развитом регионе в части формирования промышленных площадок также налицо тенденция сокращения как темпов их создания, так и реальной наполняемости резидентами.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых механизмов, обеспечивающих привлечение резидентов и инвесторов на промышленные площадки и парки и корректировка существующей системы специализированных площадок для развития промышленного производства и инфраструктурной поддержки малого и среднего бизнеса.
Для этого необходимо еще раз прояснить цели формирования промышленных площадок и использования для их развития мер государственной поддержки, а также их действенность.
Основными целями создания индустриальных парков, провозглашаемыми в России сегодня, являются реализация государственной промышленной политики, нацеленной на создание новых производств, решение задач импортозамещения, а также решение социальных задач по созданию новых рабочих мест и содействию развитию малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, стоит отметить, что в мировой практике индустриальные парки главным образом решали и решают задачу предоставления бизнесу выгод в конкурентной борьбе за счет концентрации средств труда, «используя синергии и эффект масштаба в содержании капиталоемкой инфраструктуры, а также уменьшение связанных ресурсов на необходимые услуги» (цитата из Википедии).
Поэтому привлекательность индустриальных парков для бизнеса – именно в создании удобной инфраструктуры и формировании кооперативных связей внутри индустриального парка при производстве товаров. При этом решение задач по созданию новых рабочих мест, обязательность внесения существенных инвестиций, а также необходимость сосуществование на одной площадке других, не связанных с собственным производств, часто приводит к утрате у предпринимателя желания стать резидентом площадки.
Как уже выше отмечалось, государство сегодня фактически возложило именно на ОЭЗ и промышленные парки (наряду с ТОСЭР) решение задач создания новых производств и новых рабочих мест. Но в связи со слабой встречной заинтересованностью бизнеса в решении этих задач, часто происходит подмена параметров реальных производств на промышленных площадках «натянутой» отчетностью, в которую включаются не относящиеся к площадкам направления деятельности, «левые» рабочие места и торговые обороты. И все это отпугивает новых резидентов.
При этом есть проблемы и с «морковкой» в виде мер государственной поддержки парков и площадок. Как можно видеть из анализа Отраслевого обзора АИП, льготы по налогообложению резидентов парков и площадок предоставляются на менее, чем на 50% исследованных АИП площадок, и к тому же эти льготы не являются столь значимыми, как льготы, предоставляемые ОЭЗ и ТОСЭР. А программы субсидирования капитальных затрат на создание инфраструктуры площадок и парков фактически свернуты.
В связи с изложенным необходимо отметить, что для дальнейшего развития системы индустриальных парков, государство должно четко разграничить две вышеуказанные основные цели:
1) создание новых производств и новых рабочих мест;
2) развитие удобной для производственного бизнеса инфраструктуры.
Считаю, что при корректировке системы индустриальных парков и промышленных площадок необходимо особое внимание и меры государственной поддержки оказывать тем паркам и площадкам, которые создают новые производства на новых земельных участках, и содействовать формированию на них производственной инфраструктуры.
После того, как индустриальный парк или промышленная площадка обеспечат запуск определенного количества производств в согласованных при создании парка объемах, необходимо обеспечить перевод парка и площадки в статус «промышленного кластера» («малого промышленного кластера»), в котором меры государственной поддержки оказываются резидентам в рамках получения статуса «регионального инвестиционного проекта» или попадания в инвестиционный меморандум Республики Татарстан. При этом поддержка развития инфраструктуры промышленной площадки или парка государством прекращается.
Таким образом, существующие промышленные парки и площадки необходимо проанализировать на предмет их деятельности в рамках предложенной схемы. Если парк или площадка не могут предоставить инвесторам новые энергетические мощности, земельные участки или недвижимость, то необходимо переводить их в статус «промышленного кластера» и осуществлять «стандартную» государственную поддержку резидентов путем предоставления возможности участвовать в программах поддержки МСП или, если они не могут осуществлять деятельность по созданию новых производств – ликвидировать.
При этом для «гринфилдов», обеспеченных необходимой энергетикой, а также для тех «браунфилдов», которые имеют возможность расширения территории и обеспечения ее необходимыми ресурсами, надо предоставлять «режим наибольшего благоприятствования», заключающийся в формировании программ субсидирования освоения территорий перспективного развития и создания внутриплощадочной инфраструктуры…