Что принесли ожидаемые многими поправки в НК РФ (в статью 427 НК и другие), внесенные Федеральным Законом 300-ФЗ от 03.08.2018?
Муниципалитеты и будущие резиденты ожидали, что положение резидентов ТОР Дальнего Востока и порта Владивосток будут выровнено с положением резидентов ТОСЭР моногородов в части сроков входа в ТОР для получения максимальных льгот... Не произошло.
1. Период вхождения резидентов в ТОСЭР моногородов с максимальным набором льгот - не продлен (по-прежнему 3 года)
Период вхождения резидентов в ТОСЭР моногородов с максимальным набором льгот - не продлен (по прежнему 3 года) - в отличие от ТОР на территории Дальневосточного федерального округа, свободного порта Владивосток:
“... Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития (за исключением резидента территории опережающего социально- экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа), получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей территории опережающего социально-экономического развития..."
Ранее ФНС разъясняла (см.ниже переписку), что льготные ставки применяются по всем сотрудникам, связанным с реализацией проекта, в том числе и привлеченным по ГПХ, а также находящимся физически за пределами ТОСЭР, но связанными с реализацией проекта непосредственно.
2. Про льготные ставки страховых взносов по договорам ГПХ можно забыть!
Теперь пониженные ставки распространяются только на трудовые договоры.
Ранее ФНС разъясняла (см.ниже переписку), что льготные ставки применяются по всем сотрудникам, связанным с реализацией проекта, в том числе и нанятым ранее.
3. Про льготные ставки страховых взносов по трудовым договорам, заключенным с работниками ранее включения в реестр резидентов ТОСЭР тоже можно забыть!
Теперь пониженные ставки распространяются только на трудовые договоры, заключенные в период действия соглашения (после включения в реестр)
Беда еще в том, что резиденты не просто недополучат льгот, и это происходит не по их вине (пока чиновники месяцами рассматривают и согласовывают проект (по одному из резидентов потрачено 4 месяца "на процедуру"), работа бизнеса не останавливается, сотрудники трудоустраиваются, капитальные вложения осуществляются). а пото они не идут в зачет и льгот на них не предоставляют...
Получается, теперь резиденту будет необходимо вести раздельный учет сотрудников нанятых ранее (по их ФОТ обычные ставки) и сотрудников, нанятых после включения в реестр (по их ФОТ сниженные ставки страховых взносов)
Указанный ФЗ-300 фактически делает недействительными все ранее полученные разъяснения от Минфина и ФНС - см. ниже переписку с Минфином и ФНС по льготам страховым взносам резидентам ТОСЭР моногородов
4. Противоречие в сроке применения льготных ставок страхвых взносов в соглашении с резидентом и в 300-ФЗ
Данное противоречие будет видимо решаться в суде. Понятно, что сила Федерального закона выше силы Постановления Правительства о создании ТОСЭР в конкретном муниципальном образовании, но неоднозначно, какой позиции будут придерживаться суды в части льготных ставок страховых взносов в период после прекращения действия ТОСЭР и соглашения, но до истечения 10 лет с даты заключения соглаления.
В новой редакции 427 статьи НК (введен пункт 10.1):
"10.1. Плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус...."
А соглашение с резидентом - заключается на срок с даты подписания (например, спустя 1, 2, 3 года с даты создания ТОСЭР) до даты завершения сущестования ТОСЭР (в любом случае не более 10 лет)
Например:
Пример:
ТОСЭР создана с 01.01.2018 по 01.12.2028
Резидент заключил соглашение и включен в рееестр резидентов 01.04.2020 (то есть спустя 2 года и 1 квартал)
Действие соглашения (и пониженные ставки налога на прибыль, на зелю, имущество, страховых взносов) предусмотрены с 01.04.2020 по 31.12.2027 (то есть 7 лет и 3 квартала)
А согласно 300-ФЗ предприятие вправе начислять страховые взносы по пониженным ставкам с 01.04.2020 по 01.04.2030 (10 лет)
И вот начисление взносов по пониженным ставкам с 01.01.2028 по 01.04.2030 (еще 2 года и 1 квартал после прекращения действия ТОСЭР и соглашения) и являются предметом противоречий и видимо предметом для судебного разбирательства. Понятно, что сила Федерального закона выше силы Постановления Правительства о создании ТОСЭР в конкретном муниципальном образовании, но неоднозначно, какой позиции будудт придерживаться суды.
5. Не скорректирован характер отклонений фактических показателей от плановых (по прежнему 25% в любую сторону)
Мы ожидали, что оставят только знак - “минус” недовыполнение (отклонение в меньшую сторону) было бы логично: недовыполнение иногда связано с предумышленным ЗАВЫШЕНИЕМ плановых показателей с целью "пройти" - получить одобрение и льготы
А перевыполнение - наоборот, скорее должно поощряться (в любом случае надо разбираться в причинах, возможно - проводить факторный анализ влияния причин и т.п.)
Например, "перевыполнение" плана по сумме капитальных вложений может объясняться банальным повышением цен на импортное (из-за валютных курсов) или отечественное (по причине ничем не оправданного роста цен) оборудование, что является весьма распространенной ситуацией... А поскольку прогноз предприятием составляется на 10-15 лет в ситуации, когда осложнен прогноз даже на ближайшие годы - то во-первых, просто расторгать - несправедливо и нужно выяснять причины
Предприниматели, получающие статус резидента территории опережающего развития в монопрофильных муниципальных образованиях (ТОСЭР моногорода), рассчитывали, что Правительство внесёт коррективы в соглашение с резидентом в части условий расторжения соглашения с резидентом, предусматривающим, что одним из условий расторжения соглашения (и, как следствие, возврата в бюджет разницы между суммами налогов, исчисляемых по полной ставке налогов и страховых взносов и суммами, исчисленными и уплаченными по льготной - сниженной ставке) будет невыполнение плановых показателей создание новых рабочих мест и инвестиций в капитальные вложения в меньшую сторону, то есть недовыполнения на более чем 25%, а перевыполнение (то есть в большую сторону - осуществление бОльшей суммы капитальных вложений и создание бОльшего количества рабочих мест по отношению к плановым показателям соглашения) - не будет являться основанием для расторжения соглашения.
Действующая редакция соглашения предусматривает расторжение обоих ситуациях
Утверждать, что в результате превышения фактических показателей над плановыми по сумме капитальных вложений и созданию новых рабочих мест происходит снижение бюджетной эффективности проекта - необоснованно (каждый из проектов следует проверять расчётами)
В большинстве случаев в горизонте 10-15 лет сумма налоговых отчислений проекта - превышает сумму льгот!
Поэтому ограничивать период рассмотрения проектом только датой завершения налогового режима ТОСЭР (7-9 лет) без учета последующих лет - неправильно (реализация проекта в своей эксплуатационной стадии продолжает генерировать налоговые отчисления, причём уже по общим ставкам, а не по льготным)
Для справедливого и равного отношения следует рассматривать все проекты в горизонте 15 лет независимо от даты "входа проекта" в ТОСЭР
В разговоре по телефону сотрудник Минэкономразвития России пояснил, что превышение фактических показателей над плановыми (прогнозными - в соглашении) также является нарушением, поскольку в случае превышения фактических показателей над плановыми ухудшается (а точнее - может ухудшиться бюджетная эффективность проекта).
Бюджетная эффективность проекта (отношение налоговых льгот - выпадающих доходов бюджета к сумме налогов к уплате за рассматриваемый период) должна быть больше единицы (то есть будущее отчисления в бюджет должны превысить сумму будущих выпадающих доходов в связи с исчислением налогов и взносов по пониженным льготным ставкам) - это условия одобрения заявки резидента
В Татарстане бюджетная эффективность считается только по региональному бюджету (это самые строгие правила и это представляет определенную трудность для проектов с большими суммами капиталовложений - часто в горизонте 6-8 лет бюджетная эффективность регионального бюджета по таким проектам - не достигается, а достигается в горизонте 9-11 лет), соответственно, для резидентов, которые входят в ТОСЭР на 2 3 год его создания - этот показатель может быть меньше единицы
По-прежнему считаем, что необходимо внести корректировки в нормативную документацию и устранить вышеописанные барьеры и риски. Учитывая, что первоначально будущим резидентам при создании ТОСЭР муниципалитеты давали разъяснения именно таким образом.
Следующий момент: двусмысленность и неоднозначность толкования
Будущими резидентами было указано на двойственность понятия рабочие места и численность персонала. На сегодняшний день в соглашениях многими резидентами указывалось именно численность персонала учитывая что муниципалитеты намеревались проверять достижения этого показателя сравнением планового штатного расписания с количеством заключенных трудовых договоров, отчетности в ФНС о среднесписочной численности персонала и отчётами соответствующих фондов
Также от налоговых органов были получены разъяснения о допустимости гражданско-правовых договоров при реализации проектов тосэр и о том что льготные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное медицинское социальное страхование распространяются также на гражданско-правовые договора они только трудовые договора самое главное должна быть прямая взаимосвязь этих договоров с реализацией инновационного проекта о чём непосредственно написано в соглашение с резидентом
Принятый 3 августа федеральный закон номер 300 фактически отменил эти разъяснения поскольку конкретизировал четкое понятие что только по трудовым договорам применяются льготные пониженные ставки страховых взносов, что ухудшает положение налогоплательщиков во-первых Это не применимо по налоговому законодательству во-вторых федеральные законы ухудшающие положение налогоплательщиков принимается в особом порядке и за значительный срок до вступления в их силу
Также Федеральным Законом введны понятия вновь созданные рабочие места и физические лица, занятые на этих РМ - они изложены таким образом, что возникает серьезные противоречия между показателями в заключенных соглашениях и фактической отчётности.
Пример (частный случай):
Количество рабочих мест в заключенном соглашении указано - 50
Фактическое количество трудовых договоров заключенных с физическими лицами - 93
Cогласно устным комментариям сотрудника Минэкономразвития России - пониженные ставки обязательного пенсионного медицинского социального страхования следует применять только по трудовым договорам в количестве, указанном в соглашении и льготная пониженная ставка к другим трудовым договорам (с 51 по 93) - не применяется (!)
А если расчитываешь взносы по льготным ставкам - то разница между льготной и обычной ставкой должна быть возвращена в бюджет (!)
... Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" или Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее в настоящем пункте - соглашение об осуществлении деятельности).
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности...