У регионов появится больше возможностей получить субсидии из бюджета на финансирование программ поддержки малого и среднего бизнеса. Это следует из проекта изменений правил распределения субсидий, который накануне опубликовало Минэкономразвития. В Госдуме приветствовали стремление Правительства адаптироваться к вызовам нового времени и обозначили три ключевых направления работы.
Как работает программа субсидирования
Как следует из проекта постановления Правительства, в 2019-2024 годах регионы продолжат получать субсидии в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Поправки Минэкономразвития относятся к правилам распределения субсидий между регионами, также будет изменена методика расчёта размера субсидий.
Со следующего года субъекты смогут получить федеральную помощь под реализацию проектов по восьми направлениям поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП):
- создание и развитие региональных гарантийных организаций;
- создание и развитие государственных микрофинансовых организаций;
- оказание комплекса услуг в центрах единого окна «Мой бизнес» — новое направление;
- реализация программ поддержки субъектов МСП в моногородах;
- экспортная поддержка;
- обеспечение льготного доступа МСП к производственным площадкам;
- софинансирование капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности;
- поддержка начинающих бизнесменов, в том числе развитие института наставничества.
Регионы получают субсидии на основе заявок. Правительство предоставляет помощь, ориентируясь на целый набор критериев: социально-экономическое положение субъекта, количество субъектов МСП в нём, объёмы экспорта и так далее. Кроме того, определены территории приоритетного развития, среди которых Сибирь, Дальний Восток, Крым и Кавказ — туда субсидии на поддержку малого бизнеса направляются в первую очередь. Важное условие предоставления субсидий — софинансирование программ самими регионами. Таким образом, государство не только прямо помогает развитию малого бизнеса, но и стимулирует активно заниматься этим сектором региональные власти.
Точки роста: новички, моногорода и экспортёры
Низкие темпы развития сектора МСП в ряде регионов связаны именно с тем, что бизнесмены не имеют должной поддержки в ключевые моменты развития. И направления такой помощи, обозначенные в упомянутом выше документе, представляются удачной комбинацией, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.
Депутат выделил три ключевые сферы, от которых зависит гармоничное развитие МСП в стране. Прежде всего — это поддержка начинающих бизнесменов, потому что старт является самым тяжёлым этапом развития предприятия, это его самая уязвимая стадия.
Второе направление — поддержка МСП в моногородах. Это не только снимает социальную напряжённость, но и позволяет мягко перераспределить квалифицированные кадры, которые там в избытке. Кстати, наличие большого числа специалистов в моногородах для малого бизнеса скорее преимущество — с ними стартовать гораздо легче и быстрее, отметил депутат.
Третья «точка роста» — это экспортная поддержка. По словам Владимира Гутенёва, по сравнению с крупными игроками у малого бизнеса больше возможностей для активной экспансии внешних рынков — за счёт его динамичности, способности тонко улавливать текущую конъюнктуру и большей оперативности при принятии решений. Поэтому нужно помогать МСП выходить за пределы страны.
Позитивно то, что нормативные документы не являются некими застывшими монолитными структурами.
Напоследок парламентарий отметил стремление Правительства адаптироваться в изменчивых условиях: «Позитивно то, что нормативные документы не являются некими застывшими монолитными структурами, а активно адаптируются под задачи текущего момента».
Не проверкой единой…
В экспертном сообществе к проекту субсидирования регионов относятся скептично. По мнению вице-президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимира Буева, государственное финансирование практически не влияет на положение сектора МСП.
«Мне кажется, проблема не в том, чтобы государство финансировало какие-то группы бизнеса. Проблема — в регулировании этой деятельности. Все эти бесконечные проверки, безумная отчётность, штрафы — всё это ухудшает положение малого и среднего бизнеса», — сказал он «Парламентской газете».
Более 4800нарушенийна сумму свыше девяти миллиардов рублей совершили регионы в 2017 при финансировании объектов МСП.
Избыточная административная нагрузка является одним из главных факторов, сдерживающих развитие МСП, согласился Владимир Гутенёв. Но не единственным. И подход к решению проблем этого сектора должен быть комплексным, подчеркнул депутат.
Он согласился и с тем, что в ряде регионов бюджетные средства расходуются неэффективно. Решить это можно только одним способом: активизировать общественный контроль и сделать более жёстким государственный контроль, полагает он.
Об этой проблеме, к слову, в сентябре подробно рассказали в Счётной палате. «В 2017 году около 40 процентов субсидий субъектам Федерации в поддержку МСП направлено 11 регионам, а 8 регионов получили совокупно менее 0,7 процента», — рассказал аудитор Андрей Перчян. По его словам, всего в 83 регионах было выявлено более 4800 нарушений на сумму свыше девяти миллиардов рублей. «Это сопоставимо с годовым финансированием регионов по программе «Развитие МСП», — ужаснулся аудитор.