Бизнесу готовят портфели с пряниками
Минэкономики разработало единую политику для льготных территорий
Газета "Коммерсантъ" №78 от 07.05.2019, стр. 2
Минэкономики разослало в ведомства переработанный законопроект «О едином механизме развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности». Теперь документ, нацеленный на унификацию правил предоставления льгот резидентам специальных экономических зон, в которые постепенно должны превратиться действующие ОЭЗ, ТОР и технопарки, называется «О преференциальных режимах».
В нем появились две новые идеи — «преференциальных портфелей» (набора возможных для конкретного субъекта РФ льгот, предоставляемых инвесторам) и увязки объема этих портфелей с инвестпривлекательностью их держателей. Чем она выше, тем меньше налоговых и больше регуляторных льгот субъекты РФ смогут предложить бизнесу. Сейчас в РФ функционируют около 500 площадок, ориентированных на ускоренное развитие отдельных регионов и обеспечение благоприятных условий для предпринимателей,— это территории опережающего развития (ТОР), индустриальные парки, технопарки, особые экономические зоны (ОЭЗ) и др.
Законопроектом «О преференциальных режимах», разосланным в ведомства за подписью заместителя главы Минэкономики Вадима Живулина, министерство предлагает ввести для них единые правила, что позволит федеральному центру проводить системную политику — сейчас, отмечает Минэкономики, они зачастую создаются несистемно — и избежать при этом «задвоения» льгот и финансирования, предоставляемых резидентам таких режимов.
Проект предлагает объединить разрозненные типы льготных для бизнеса территорий под названием «специальные экономические зоны» (СЭЗ) и ввести четкий регламент льгот, на которые могут рассчитывать их резиденты,— всего в Минэкономики насчитали 62 таких послабления.
Так, финансовые льготы (их восемь) предполагают возможности обнуления в границах СЭЗ налогов
- на прибыль,
- имущество,
- транспортного,
- земельного налогов,
- страховых взносов,
- нулевого коэффициента НДПИ,
- ускоренной вдвое амортизации и
- предоставления госгарантий для проектов в них.
В число регуляторных послаблений, которые предлагается свести воедино, входят более 50 строительных, земельных, кадровых, производственных, санитарных и общеюридических норм — включая, например, возможность работы по техрегламентам или санитарным правилам ЕС и ЕАЭС (подробнее см. «Ъ-Онлайн»).
Прежняя версия законопроекта, опубликованная ведомством на regulation.gov.ru в декабре 2018 года, называлась «О едином механизме развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности», и в сравнении с ней новая редакция содержит две новые идеи.
Первая — введение оценки инвестпривлекательности регионов, выраженной в комплексном инвестиционном показателе (КИП).
Вторая — увязка возможностей региона с этим показателем: чем больше инвестиций, тем ниже будет для него объем финансовых льгот, но тем большую регуляторную свободу он получит. Для этого проект вводит понятие «преференциальный портфель» — набор финансовых и регуляторных послаблений, которые вправе предоставить своим СЭЗ регион. Предполагается, что «объем» этого портфеля будет общим для всего субъекта РФ.
В презентации, которая сопровождает законопроект, ведомство приводит в качестве примера три типичные региональные ситуации:
Первая группа
так, инвестиционно неразвитым регионам с низким КИП (Бурятия, Тыва) будет доступно обнуление для резидентов СЭЗ налога на прибыль (ставка — 20%) на пять лет, но требования регулирования для них будут жесткими.
Вторая группа
Относительно инвестпривлекательным Липецкой, Самарской и Калужской областям ставку налога на прибыль в СЭЗ будет позволено снижать до 10% на пять лет, но они смогут отступать от некоторых федеральных регуляторных норм в интересах инвесторов.
Третья группа
Наконец, Москва и Татарстан как наиболее инвестиционно развитые регионы смогут снижать ставку налога на прибыль только до 18%, но давать еще больше регуляторных поблажек. Почему Счетная палата нашла неэффективными 10 из 25 ОЭЗ Минэкономики разработало и корреспондирующие поправки в Налоговый, Земельный, Трудовой кодексы и десятки федеральных законов — в частности, о смягчении для резидентов СЭЗ закона о валютном регулировании: возможности не информировать ФНС о зарубежных счетах, отмене запрета перевода на зарубежные счета средств от продажи движимого и недвижимого имущества, отмене запрета на валютные операции между резидентами РФ и др.
Запрет на создание новых «льготных» территорий, кроме СЭЗ, законопроект предлагает ввести с 1 января 2020 года, но до конца 2022 года Минэкономики будет экспериментировать с созданием СЭЗ в шести пилотных регионах, а с 2023-го это смогут делать все субъекты РФ. При этом «старые» льготные режимы будут действовать «до истечения срока, на который они были созданы», а их резиденты смогут работать «до истечения сроков действия соглашений».
Отметим, наиболее спорная норма проекта — о фиксации на момент заключения инвестсоглашений с резидентами СЭЗ уровня налоговой нагрузки и неприменении к ним новых ставок налогов и сборов — в проекте от предыдущей редакции сохранилась.
При этом, как показал опыт повышения НДС с начала 2019 года, для участников специнвестконтрактов, содержащих такую оговорку, она оказалась неисполнима.
Более того, у Минфина уже готов законопроект о соглашениях о защите и поощрении капвложений (СЗПК), предполагающий возможность такой оговорки только с согласия федеральных властей. Источник “Ъ” в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил вчера, что норма о фиксации налоговой нагрузки в СЭЗ воспринимается Минфином как спорная — приоритетом для ведомства является ускоренное принятие закона о СЗПК.
В Минэкономики, в свою очередь, отмечают, что заключать СЗПК для получения так называемой «дедушкиной оговорки» пока нельзя — закон о СЗПК в настоящее время не принят и также является законопроектом, который в конечной редакции может претерпеть значительные изменения.
«Включение ''дедушкиной оговорки'' в законопроект о преференциальных режимах обусловлено необходимостью учета лучших существующих практик по развитию территорий с преференциальными режимами, такими как ОЭЗ, ТОСЭР, моногорода, и напрямую вытекает из опыта работы Минэкономики.
Хотелось бы отметить, что в ходе работы над законопроектом о преференциальных режимах он неоднократно направлялся на согласование в Минфин, однако официальная позиция министерства финансов до настоящего времени не представлена»,— пояснили “Ъ” в ведомстве.
Планируется и обсуждение законопроекта о преференциальных режимах с субъектами РФ — на комиссии по региональному развитию.