Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Дефицит оптово-распределительных центров ОРЦ для современного хранения, логистики и доработки сельскохозяйственной продукции. По РФ дефицит мощностей составляет 3,359 млн. тонн, в том числе: картофелехранилищ – 1 170 тыс.тонн, овощехранилищ 1 919 тыс. тон

Анализ состояния подотрасли растениеводства свидетельствует о росте производства плодово-овощной продукции

10 Января 2018 г.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес. 
При необходимости - обращайтесь к нам!

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка результативности мероприятий, направленных на импортозамещение плодово-овощной продукции, а также эффективности использования средств федерального бюджета в 2015 – 2016 годах и истекшем периоде 2017 года, направленных на развитие производства плодово-овощной продукции в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Контрольное мероприятие проведено в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. 

Объекты проверки: Минсельхоз России, Управление сельского хозяйства Липецкой области, Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Минпромторг России (по запросу). 

Проверяемый период: 2015-2016 гг. и истекший период 2017 г. 

С основным докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. 

Результаты анализа состояния подотрасли растениеводства в 2015-2016 гг. свидетельствуют о росте объемов производства плодово-овощной продукции и снижении импорта по основным видам овощей и фруктов. 

Общий объем продукции растениеводства во всех категориях хозяйств в стоимостном выражении составил: в 2015 г. – 2,8 трлн руб., в 2016 г. – 3,2 трлн руб. По отношению к 2015 г. стоимость продукции растениеводства в 2016 г. выросла на 13,6% или почти на 400 млрд руб. 

По данным Росстата, валовый сбор овощей открытого и закрытого грунта в хозяйствах всех категорий в 2016 г. по сравнению с 2015 г. вырос на 1,1%; бахчевых продовольственных культур – на 5,5%; плодов и ягод – на 14%; винограда – на 16,1%. 

Импорт свежих овощей в Российскую Федерацию сократился в 2015-2016 гг. в 1,8 раза, свежих плодов и фруктов - на 13,8%.

Несмотря на снижение реальных располагаемых доходов населения на 5,8% в 2016 г. к уровню 2015 г., Росстатом за указанный период был зафиксирован рост объемов личного потребления овощей и бахчевых культур на 0,6%, фруктов и ягод – на 1,6%. 

«По итогам 2016 г. уровень самообеспеченности в Российской Федерации по овощам составил, по данным Росстата, 94,6%. Однако в зимне-весенний период обеспеченность тепличными овощами собственного производства составляет 42%; по фруктам - 39%», - сообщил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. 

При этом следует отметить, что в структуре валового производства плодово-овощной продукции наибольшая доля приходится на хозяйства населения: по овощам открытого и закрытого грунта – 66,9%; картофелю – 80,4%; бахчевым продовольственным культурам – 59%; плодам и ягодам – 76,7%. 

Учитывая предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи - 2016, зафиксировавшие сокращение за последние 10 лет посевной площади под картофелем в хозяйствах населения (в 1,7 раза) и численности хозяйств населения (с 20,2 до 18,7 млн ед.), объемы производства картофеля могут быть сокращены, что может отрицательным образом отразиться на уровне самообеспеченности Российской Федерации. 

Так, по оценке Минсельхоза России, самообеспеченность Российской Федерации картофелем в 2017 г. составит 90,7% при установленном Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации пороговом значении – не менее 95%. Это на 7 процентных пункта ниже уровня 2016 г. (в 2015 г. – 105,1%, в 2016 г. – 97,7%). 

В 2015-2016 гг. государственная поддержка растениеводства, включая плодово-овощную продукцию, осуществлялась в рамках реализации 4-х подпрограмм Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. и составила 130,9 млрд руб., в том числе в 2015 г. – 71,8 млрд руб., в 2016 г. – 59,1 млрд руб. В истекший период 2017 г. финансирование составило 87,7 млрд руб. 

Однако оказанная сельхозтоваропроизводителям государственная поддержка в полной мере не способствовала достижению значений целевых показателей (индикаторов) Госпрограммы. В 2015-2016 гг. из 19 показателей Госпрограммы, прямо или косвенно характеризующих результативность решения задачи по импортозамещению плодово-овощной продукции, целевые значения были достигнуты только по 6 (31,6%). 

Анализ реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. показал, что из 9 его мероприятий, относящихся к вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования, по состоянию на 1 октября 2017 г. остаются неисполненными 2, а остальные 7 исполнены с нарушением установленных сроков. 

До настоящего времени нормативно не урегулированы вопросы, связанные с обеспечением ведения статистического учета семенного и посадочного материала по основным видам плодово-овощной продукции, а также мощностей по ее хранению и переработке, не приняты меры по внесению изменений в отдельные правовые акты, регламентирующие условия предоставления в приоритетном порядке государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим приобретение конкурентоспособного отечественного семенного и посадочного материала, технологического оборудования. 

Проверка показала, что, несмотря на значительную государственную поддержку элитного семеноводства (более 3,4 млрд руб. за 2015-2016 гг.), отечественное сельское хозяйство находится в зависимости от иностранного селекционного материала, в том числе при производстве сахарной свеклы – на 76%, кукурузы – на 25%, овощных культур – на 23%. 

«За последние пять лет из 656 сортов и гибридов овощных культур, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, сорта и гибриды российской селекции составляют в целом 55%, по картофелю – 43%, капусте белокочанной – 37%», - отметил аудитор. 

Также следует отметить недостаточно развитую инфраструктуру для современного хранения, логистики и доработки сельскохозяйственной продукции. В целом по Российской Федерации дефицит таких мощностей составляет 3 359 тыс. тонн, в том числе: картофелехранилищ – порядка 1 170 тыс. тонн, овощехранилищ – 1 919 тыс. тонн, плодохранилищ – 270 тыс. тонн.  

При этом Поручение Президента  России от 1 мая 2014 г. по развитию сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции (ОРЦ), Минсельхозом России в полной мере не исполнено. Несмотря на предусмотренные в 2015-2016 гг. средства федерального бюджета в объеме 1,1 млрд руб., сеть ОРЦ с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой до сих пор не создана.

Схема размещения 60 ОРЦ в 48 регионах одобрена только в 2016 году. В результате на 1 января 2017 г. введены в эксплуатацию 3 ОРЦ в 2 регионах (Кабардино-Балкарская Республика и Московская область) общей мощностью 142 тыс. тонн при плановом значении, установленном Госпрограммой на 2015-2016 гг., – 1 436,8 тыс. тонн.  

Проверка также показала, что при строительстве овоще- и фруктохранилищ используется в основном импортное технологическое оборудование.  

По данным Минпромторга России, в настоящее время только два завода выпускают аналоги машин для очистки и мойки овощей и ленточных погрузчиков для заполнения хранилища картофелем, луком, морковью.

При этом отдельные проекты нормативных правовых актов об осуществлении государственной поддержки производства технологического оборудования для хранения, производства и переработки плодово-овощной продукции в проверяемый период Министерством не разрабатывались.  

Нарушения, выявленные на объектах проверки 

Минсельхоз России 

Проверка показала, что Минсельхоз не обеспечил принятие необходимой нормативной правовой базы, регламентирующей предоставление государственной поддержки сельскому хозяйству. 

В частности, Минсельхозом не сформирован федеральный фонд семян, создание которого предусмотрено ст. 22 Федерального закона «О семеноводстве». 

В отсутствие надлежащего контроля со стороны Минсельхоза, регионами не выполнялись принятые в рамках соглашений обязательства по финансированию мероприятий региональных программ. Так, в 2015 и 2016 гг. 26 и 40 регионов, соответственно, по 4 направлениям господдержки не обеспечили надлежащий объем финансирования в общей сумме 4,2 млрд руб. 

При оказании господдержки на возмещение части затрат на приобретение элитных семян приказом Минсельхоза к субсидированию необоснованно предусматривались не относящиеся к элитным репродукционные семена первого поколения «Гибриды F1» подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы, овощных и бахчевых культур. Это позволило регионам в 2015-2016 гг. субсидировать часть затрат на приобретение семян, которые элитными не являются. 

Проверкой также установлено, что в 2016 г. Правительству Кабардино-Балкарской Республики была предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в сумме 26 млн руб. в отсутствие региональных правил, регламентирующих порядок их предоставления. 

Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балканской Республики 

В нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса  Российской Федерации средства государственной поддержки в сумме 2,5 млрд руб. предоставлялись сельхозтоваропроизводителям без заключения с ними соглашений о предоставлении субсидий. 

В 2015-2017 гг. Министерство неправомерно предоставило Федеральному казенному учреждению Управления Федеральной службы исполнения наказания по Кабардино-Балкарской Республике субсидии по 3 видам государственной поддержки на сумму 3,8 млн руб. По данному факту составляются два протокола об административном  правонарушении. 

Установлены факты предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян без подтверждающих документов, а также по сортам сельскохозяйственных культур, не допущенным Государственным реестром селекционных достижений к использованию на территории Кабардино-Балкарской Республики. 

Установлены факты предоставления субсидий на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ в отсутствие у сельхозтоваропроизводителей соответствующих посевных площадей. 

Общая сумма финансовых нарушений в Кабардино-Балкарской Республике составила 4,6 млн руб. 

Управление сельского хозяйства Липецкой области 

В нарушение Правил предоставления субсидий Управление сельского хозяйства Липецкой области предоставило гранты трем сельхозкооперативам за счет средств федерального бюджета в сумме 16,9 млн руб. 

Установлен факт предоставления субсидии на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей, на которых раскорчевка фактически не была осуществлена, на сумму 902,2 тыс. руб. 

Установлен факт предоставления субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян по сортам сельскохозяйственных культур, не допущенным Государственным реестром селекционных достижений к использованию на территории Липецкой области. 

Управлением сельского хозяйства Липецкой области страховщику, вместо положенных 50% страховой премии в размере 9,5 млн руб., перечислена субсидия в размере 4,8 млн руб. 

Кроме того, выявлены нарушения, допущенные сельхозкооперативами при использовании грантов в сумме 3,4 млн руб.: нарушение сроков использования предоставленных грантов и необеспечение уровня софинансирования за счет собственных средств. 

Общая сумма финансовых нарушений в Липецкой области составила 15,6 млн руб. 

Материалы направлены: 

Коллегия приняла решение направить информационное письмо Президенту Российской Федерации, представления – в Минсельхоз России, Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и Управлению сельского хозяйства Липецкой области. Отчет о результатах контрольного мероприятий будет направлен в палаты Федерального Собрания. 

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.