Консалтинговые услуги

Казань: (843) 278-19-00
Наб. Челны: +7(8552) 25-01-99

Электронный аукцион по 44-ФЗ. Действия участника при подготовке к электронному аукциону. За что можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков. За что могут отклонить заявку. Ответственность за неисполнение условий контракта

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Электронный аукцион или аукцион в электронной форме — это аукцион, где организатор процедуры через размещенное в ЕИС извещение приглашает принять участие в торгах на специализированных сайтах (электронных площадках). Информация о закупке не ограничена в доступе. Участник, предложивший наименьшую цену, становится победителем.

44-ФЗ подробно рассказывает о этой процедуре закупок в ст. 59 – 71.

Электронные площадки для аукционов в электронном виде

Электронная площадка — это спецсайт в глобальной сети интернет, который служит посредником и помощником между заказчиком (организатором) и участником торгов (потенциальным поставщиком) в проведении электронных торгов.

Как изменятся способы закупок, когда станут электронными

Все поправки в одной таблице

Совместно ФАС и Минэкономразвития отобрали шесть электронных площадок, которые в последующем стали основными федеральными.

Назовем площадки и их сайты во всемирной паутине:

  1. ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (ОСЭТ ZakazRF) www.zakazrf.ru
  2. Национальная электронная площадка (ранее ММВБ Госзакупки) www.etp-ets.ru
  3. ЗАО "Сбербанк Автоматизированная система торгов"(Сбербанк-АСТ)  www.sberbank-ast.ru
  4. ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru
  5. АО "Единая электронная торговая площадка" (Росэлторг) www.roseltorg.ru
  6. ОАО "Российский аукционный дом" lot-online.ru

«Управление закупками (120 часов)»

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС >>

Для участия в аукционе потенциальному поставщику необходимо иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись) и быть зарегистрированным на площадке, проводящей электронный аукцион.

Процедура аккредитации (регистрации) участников электронного аукциона на торговых площадках регламентирована ст. 61 Закона о контрактной системе. Потенциальному участнику необходимо направить оператору ЭТП необходимые для регистрации документы. Полный перечень указан в части 2 той же статьи.

Все об аукционе, что быстро забывается и некогда повторить

Как подготовиться, что собрать и когда разместить

Смотрите 10 слайдов

Рассмотрение документов и направленной информации занимает не более пяти дней. После чего оператор должен зарегистрировать участника или отказать ему, обосновав в обратном уведомлении за что.

Отказать участнику оператор может за непредоставления нужных документов или предоставление, но информация является недостоверной. Отказ так же ждет компанию зарегистрированную в оффшорной зоне.

Срок аккредитации составляет 3 года. За три месяца до истечения срока оператор площадки обязан уведомить участника. Пройти переакредитацию (или продление срока) участник может не ранее шести месяцев.

Действия участника при подготовке к электронному аукциону

Следующий этап – это поиск нужных (интересных компании) аукционов. Для этого в единой информационной системе (ЕИС), на специализированном сайте закупок, участник подыскивает подходящую информацию о предстоящем аукционе. Поиск можно осуществлять и на самих ЭТП, а так посредствам различных поисковых систем, как платных, так и бесплатных.

Дальнейшие действия участника – это анализ аукционной документации. На этом этапе необходимо тщательнейшим образом изучить техническое задание, обратить внимание на сроки оказания услуг, ознакомиться информационной картой и проектом контракта. При выявлении ошибок или неясностях в документации, участник может направить запрос на разъяснение аукционной документации. Сделать это надо не позднее 3-х дней до даты окончания срока подачи заявки.

Важно

Если информационная карта электронного аукциона, имеет разночтение с информацией, в общей части аукционной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, которая в ней указана. Образец информационной карты электронного аукциона по 44-ФЗ можно скачать по ссылке

После того как аукционная документация проработана и условия являются приемлемыми и выгодными участнику необходимо отозваться на этот заказ. Для этого необходимо подготовить и направить заявку на участие в электронном аукционе. Как правило, заказчик в документации устанавливает требование об обеспечении заявки и исполнения контракта. Поэтому следующими действиями участника будут зачисление денежных средств на свой счет электронной площадки.

Этот этап можно назвать основным.

Подать заявку участнику разрешается в любое время, со дня опубликования извещения и до момента окончания срока подачи. Возможен так же отзыв заявки до этого срока.

Заявка состоит из двух частей, которые подаются одновременно, но рассматриваются отдельно.

Первая часть рассматривается заказчиком до проведения самого аукциона и итогом рассмотрения является допуск или отказ в допуске к электронным торгам. Поэтому нужно внимательно прикрепить и подписать усиленной подписью все необходимые документы. После отправки пакета документов оператору ЭТП, денежные средства, требуемые заказчиком для обеспечения заявки, будут временно заблокированы. Признание заявки участника соответствующей автоматически выводит на аукцион.

Приказ о проведении электронного аукциона

Приказ о проведении электронного аукциона

Скачать шаблон приказа

Следующая ступень - это проведение аукциона в электронной форме и непосредственное участие в нем.

Днем проведения электронного аукциона является обязательно рабочий день. Аукцион проходит после истечения двух дней после рассмотрения первых частей заявок и публикации протокола с итогами.

Время электронных торгов указывает оператор электронной площадки с учетом часового пояса заказчика. Аукцион начат. Торги проводятся путем снижения участниками НМЦК.

Шаг аукциона или процент снижения участник выбирает сам, но варьируется от 0,5 до 5% от начальной (заявленной заказчиком) цены. Время на подачу каждого предложения – 10 минут. По истечении 10 минут и неподачи меньшего ценового предложения, аукцион останавливается и открывается так называемый процесс доподачи.

На этой стадии участники аукциона могут так же подать свое предложение, но не ниже той которая была на стадии завершения. В течении получаса оператор площадки размещает протокол проведения электронного аукциона, а еще через час направляет заказчику вторые части заявок. После рассмотрения вторых частей заказчик публикует протокол рассмотрения и подведения итогов аукциона.

Участник, предложивший наименьшую цену и документы которого соответствуют всем требованиям, признается победителем. С ним и заключается контракт, но только после предоставления обеспечения исполнения контракта. Оно может быть обычным платежным поручением или банковской гарантии.

Бывают случаи, когда подана только одна заявка, не подано ни одной или все заявки отклонены по несоответствию. Такой аукцион признается несоответствующим.

За что можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Извещение о проведении электронного аукциона

Извещение о проведении электронного аукциона

Скачать шаблон извещения

Рассмотрим случаи, когда участник аукциона (победитель торгов) не подписал контракт в установленный срок или направил протокол разногласий по истечении 13-ти положенных дней. Такой участник аукциона признается уклонившимся от выполнения своих обязательств по подписанию контракта.

В этом случае заказчик вправе ходатайствовать о занесении недобросовестного участника в реестр. Попасть в реестр недобросовестных поставщиков можно и в случае если начальная цена была снижена более чем на 25% и победитель не предоставил увеличенное в полтора раза обеспечение исполнение контракта. Об этом говориться в ч. 1 ст. 37 44-ФЗ об антидемпинговых мерах.

За что отклоняют участников электронного аукциона

1-ая часть заявки. За что чаще всего отклоняют.

Нет информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе или она представлена, но является недостоверной. Чаще всего – это неправильно указаны или неуказанны вовсе конкретные показатели товара.

Это основная причина для отклонения первых частей заявок. Информация не соответствует требованиям документации. Необходимо заполнять все предложенные заказчиком бланки для заполнения.

2-ая часть заявки. За что отклоняют на этом этапе.

При рассмотрении вторых частей отклонения заявок происходит реже. Если же это случается, то чаще всего из-за невнимательности или спешке. Участник аукциона мог не заметить, что объявленная процедура только для СМП, или забыли прикрепить лицензию или декларацию. Все требования к участникам прописаны законом в ст.31 и 66 44-ФЗ.

  • непредоставление учредительных документов компании (п. 1, 3-5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66);
  • документы несоответствуют требованиям аукционной документации. Возможно, приложенные к заявке документы просрочены;
  • участника аукциона несоответствует требованиям, установленным п.1, ч.1.1 и п.2 ч.2.1 ст. 31 44-ФЗ.

Что делать, если участника отклонили

Если заявку отклонили и участник уверен, что действия заказчика неправомерны необходимо подать жалобу ФАС (Федеральная антимонопольная служба) на действия Заказчика, комиссии по рассмотрению заявок.

После грамотного заполнения жалобы и подачи ее в территориальное отделение ФАС, ФАС уведомляет оператора ЭТП о разбирательстве и приостановлении определения поставщика.

За что участник может подать жалобу на заказчика

Протокол подведения итогов электронного аукциона

Протокол подведения итогов электронного аукциона

Скачать шаблон протокола

Прежде всего, участнику закупки необходимо детально разобрать причину отклонения заявки указанную заказчиком в протоколе. Если отклонение неправомерно и участник в этом четко уверен, можно переходить к разработке жалобы в ФАС.

Первым делом необходимо понять на действия (бездействия) кого будет жалоба.

Это может быть комиссия заказчика и ее члены, контрактная служба или специализированная организация. Далее, нужно понять на какой этап участник хочет пожаловаться. От этого будет зависеть решение ФАС об отмене той или иной стадии. Антимонопольная служба может как приостановить определение поставщика на стадии рассмотрения первых частей, так и отменить электронный аукцион в целом и заставить заказчика вновь разместить заказ.

Самой распространенной жалобой в ФАС является отказ на участие в электронного аукциона по первой части заявки. Менее распространенной – отклонение по вторым частям. Рассматриваются жалобы на нерегламентированные законом требования заказчика к оказанию услуг. Не редки случаи жалоб на операторов ЭТП.

Стоит ли судиться с заказчиком за неправомерное отклонение заявки на аукцион?

Без сомнения стоит. Заказчики тоже люди и зачастую они тоже ошибаются. Если после тщательного разбора недопуска заявки участника (обоснования заказчика) принято решение о нарушениях, то для восстановления прав необходимо обращаться в ФАС. Для подтверждения правоты, участник может воспользоваться уже принятыми решениями антимонопольной службы по аналогичным разбирательствам.

Заключение контракта, если участник стал победителем аукциона

Заключение контракта может быть не ранее чем через 10 дней с даты размещения заказчиком протокола подведения итогов электронного аукциона. Сначала заказчик направляет проект контракта на подпись участнику, предложившему лучшую цену.

После подписания контракта ЭЦП победителем, заказчик подписывает контракт сам. При возникновении спорных моментов, общение заказчика и исполнителя продолжаются в виде протоколов разногласий. Контракт считается заключенным после обоюдного подписания и размещения контракта заказчиком в ЕИС.

Ответственность за неисполнение условий контракта

Согласно ч. 4 ст.34 44-ФЗ контракт между заказчиком и поставщиком должен содержать обязательное условие об ответственности сторон. Причем ответственность прописывается как для исполнителя, так и для заказчика.

Что заказчик обязательно должен указать в контракте:

  • размеры пени в случае просрочки своих обязательств для обеих сторон;
  • размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами

Размеры пени указываются в процентном показателе и начисляются за каждый день просрочки. Штрафы – в числовом, в виде фиксированной суммы.

Рассчитываются пени и штрафы по разному. Штрафы – в зависимости от суммы контракта.

В случае ненадлежащего исполнения заказчиком:

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)

Не более 3 млн руб. 2,5

От 3 млн руб. до 50 млн руб. 2

От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1,5

Более 100 млн руб. 0,5

В случае ненадлежащего исполнения поставщиком:

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)

Не более 3 млн руб. 10

От 3 млн руб. до 50 млн руб. 5

От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1

Более 100 млн руб. 0,5

Начисление пени для заказчика и поставщика рассчитывается по разному.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Пени для заказчика – это размере одной трехсотой на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолжности.

Расчет пени для поставщика – по формуле, с которой детально можно ознакомиться в правилах определения размеров пени и штрафов, утвержденные постановлением № 1063 от 25.11.2013 г.

За что заказчик и исполнитель могут расторгнуть контракт в одностороннем порядке

При возникновении разногласий между участником и заказчиком, не редко возникает вопрос об односторонним отказе от исполнения обязательств как со стороны организатора торгов, так и исполнителя по контракту. Отказ возможен, но только если это прописано в договоре. Причин может быть несколько.

Расторжение контракта в одностороннем порядке происходит по инициативе подрядчика в том случае если:

  • заказчик не представил оборудование для выполнения работ или предоставил, но материал и инструменты ненадлежащего качества или изношены и не соответствуют качественному оказанию услуг;
  • подрядчик предупредил заказчика о невозможности выполнения работ по тем или иным причинам, но причины не были устранены организатором;
  • заказчик отказывается производить увеличение оплаты за незапланированные траты по независящим от подрядчика причинам.

Инициатива заказчика:

  • исполнитель не соответствует заявленным в документации требованиям к участникам закупки;
  • подрядчик предоставил недостоверную информацию о своем соответствии заявленным в документации требованиям.

Все ли товары поставщик имеет право поставлять заказчику

Ни для кого ни секрет, что в последние годы в стране ведется активная политика за поддержание отечественного производителя. Импортозамещение иностранного товара все больше набирает обороты.

Расскажем подробнее о преференциях и запретах для напоминая участнику об ограничениях.

Преференции отечественным товарам

Приказом Минэкономразвития №155 от 25 марта 2013 года утвержден перечень продукции отечественного производства. Он очень широк. В него включены товары от овощей и фруктов до литейных машин и ядерных реакторов. Приказ не запрещает учувствовать в процедурах торгов иностранцам, но дает преимущества России и производителям из ЕАЭС.

  • При проведении конкурсов и запросах котировок, при рассмотрении и оценке заявок, заказчик обязан применить к товару-иностранцу понижающий коэффициент, который равен 15 процентам.
  • При заключении контракта после проведения электронного аукциона, в случае признания победителем компанию с иностранными товарами, включенными в перечень, то с таким поставщиком заключение контракта происходит по цене, сниженной на 15%.

Запреты на закупки иностранных товаров

На сегодняшний день ограничение и запреты на закупки иностранных товаров установлены в следующих категориях:

  • товары для обороны и безопасности страны (постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9);
  • продукты питания (постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832);
  • товары машиностроения (постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656);
  • товары лёгкой промышленности (постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791);
  • медицинские изделия и лекарственные средства (постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102);
  • программное обеспечение (постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236).