Консалтинговые услуги

Казань: (843) 278-19-00
Наб. Челны: +7(8552) 25-01-99

Опыт и деловая репутация участника конкурса как критерий оценки. Заказчики должны описывать объект закупки по стандартам. Такое правило ввел Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ. Это коснулось и критерия конкурса «Квалификация участ

Опыт и деловая репутация участника конкурса как критерий оценки

Людмила Антипова,
эксперт по госзакупкам

Для показателя «опыт и деловая репутация» при оценке конкурсных заявок в прошлом году появились стандарты. Расскажем, как применять этот показатель как критерий оценки.

Заказчики уже более полугода должны описывать объект закупки по стандартам. Такое правило ввел Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ. Это коснулось и критерия конкурса «Квалификация участников закупки».

При оценке конкурсных заявок заказчики могут учитывать показатель «опыт и деловая репутация» участника закупки по специальным стандартам. Стандарты дают возможность заказчику из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать его потребностям.

В статье разъясним:

  • как оценивать опыт и деловую репутацию;
  • как получить сертификат соответствия ГОСТ;
  • как сформулировать требование о сертификате в документации;
  • как контрольные органы понимают индекс деловой репутации.

Как оценивать опыт и деловую репутацию

Основной документ по оценке деловой репутации – это ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».

Одновременно с ним применяют профильные стандарты. Они существуют для компаний, ведущих строительные работы, архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания. Их применяют и те, кто производит и реализует пожарно-техническую продукцию, а также выполняет работы по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты.

Эти стандарты устанавливают общие критерии оценки опыта и деловой репутации предпринимателей. Они позволяют определить числовое значение оценки опыта и деловой репутации организаций – индекс деловой репутации.

Максимальное значение, которое способен получить участник, составляет 100 баллов.

Такой индекс будет в конкурсной процедуре показателем критерия «Квалификация участников закупки».

Что применяли для оценки конкурсных заявок ранее

Раньше единственным нормативным актом по порядку оценки конкурсных заявок, были правила постановления Правительства от 28.11.2013 № 1085.

Как поставщику получить сертификат соответствия ГОСТу

Что предусматривает сертификация. Подтверждает соответствие госстандарту сертификат по требованиям ГОСТа. Его получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС). С момента, когда компания подает заявку, до получения сертификата проходит не более двух недель. Сертификация предусматривает:

  • подачу заявки на проведение оценки опыта и деловой репутации по конкретному виду деятельности (группе видов деятельности), обработку заявки, определение стоимости услуг, заключение договора возмездного оказания услуг с сертифицирующей организацией;
  • сбор документов в соответствии с запросом сертифицирующей организации;
  • выездную проверку, которую проводят эксперты и аудиторы сертифицирующей организации;
  • экспертизу данных на предмет полноты и достоверности;
  • расчет итоговой оценки на основании полученных данных.

Какими должны быть сертифицирующие организации. Организации, проводящие аудит, жестко конкурируют между собой. Рекомендуем поставщикам быть бдительными при выборе сертифицирующей организации. Сертификацию вправе вести специально аккредитованные организации, уполномоченные на проведение работ по оценке опыта и деловой репутации в системе добровольной сертификации. Такая система должна быть зарегистрирована в Росстандарте с присвоением регистрационного номера. В реестре должна быть отметка о праве проведения работ именно по оценке опыта и деловой репутации.

Почему комиссия может поставить «0» участнику даже за сертификат

Иногда получивший сертификат сталкивается с тем, что заказчик присваивает конкурсной заявке «0» баллов. Пример – судебное дело № А56-79686/2015, которое рассмотрел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Участник закупки, заявке которого по критерию «опыт и деловая репутация» было присвоено «0» баллов, потребовал отменить результаты открытого конкурса. Суд установил, что к заявке истец приложил сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015, который выдал орган СДС «Технологии нового качества». По сертификату индекс деловой репутации истца составил 94%.

В реестре зарегистрированных систем на сайте Росстандарта среди объектов сертификации отсутствовала оценка опыта и деловой репутации по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015. А значит, сертификат соответствия не соответствовал требованиям, предъявленным в конкурсной документации.

Кроме того, в сертификате индекс деловой репутации указан 94%, а согласно требованиям стандарта индекс деловой репутации не может оцениваться в процентах. А значит, конкурсная комиссия не имела возможности правильно оценить предложение участника конкурса. Суд посчитал, что индекс 94% не идентичен 94 баллам по ГОСТ Р 66.1.01-2015. Помимо этого, Росстандарт подтвердил, что область распространения СДС «Технологии нового качества» не включает оценку опыта и деловой репутации субъектов предпринимательства. Суд установил, что в правилах функционирования СДС не предусмотрены полномочия в качестве органа по сертификации. А значит, поставщик обратился в СДС, которая не имела компетенции для выполнения работ по сертификации опыта и деловой репутации.

Как сформулировать требование о сертификате в документации

Участникам закупки стоит помнить, что регистрация системы добровольной сертификации по закону о техническом регулировании это одно, а аккредитация – это другое. Ее регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Обратите внимание!

Если в конкурсной документации показатель критерия «деловая репутация» заказчик определяется индексом деловой репутации по ГОСТ Р 66.1.01-2015, представлять копию сертификата не обязательно. За отсутствие сертификата нельзя отклонять заявку.

Рекомендуем участникам конкурсов обращать внимание, как в документации сформулировано требование о сертификате соответствия.

Например, это может звучать так: «сертификат должен выдать орган по сертификации, аккредитованный в национальной системе аккредитации и допущенный в СДС, которая зарегистрирована в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”». В этом случае заказчик подразумевает единовременное выполнение требований. И за отсутствие аккредитации органа по сертификации заказчик вправе выставить «0» баллов по критерию «Квалификация участника».

Что говорят ФАС и суды об оценке деловой репутации как критерии конкурса

Требование ограничивает конкуренцию. Пример – решение УФАС по Республике Крым от 18.08.2016 по делу № 08/1829-16, где контролеры признали, что потенциальному участнику для получения индекса деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2015 необходимо было собрать чересчур большой пакет документов. Его нельзя сравнить по объему даже со сбором документов для соответствия пяти нестоимостным критериям оценки заявки.

Кроме того, УФАС решило, что требование предоставить индекс деловой репутации по ГОСТу не указывает на более высокий уровень квалификации, а ограничивает конкуренцию. Вероятно, УФАС проявило беспрецедентную лояльность к участнику.

Требование не препятствует к участию в конкурсе. УФАС Ленинградской области приняло более 50 решений, где посчитало, что применение индекса деловой репутации в качестве критерия оценки заявок ограничивает конкуренцию. Заказчик обжаловал решение в суд. И суд в решении по делу № А56-57646/2015 признал право заказчика устанавливать в конкурсной документации показатель «деловая репутация участника закупки», индекс которой подтверждается сертификатом по ГОСТ Р 56002-2014. Суд установил, что этот критерий оценки не препятствует участию в конкурсе и не предрешает исхода закупки.

Как оценивают деловую репутацию

Для определения индекса деловой репутации аудиторы (лица, которые проводят сертификацию) могут использовать две модели – экономическую и факторную.

По экономической модели индекс рассчитывают как разницу между ценой компании и ее активами, так называемый гудвил.

При факторной модели эксперты рассматривают факторы, состоящие из субфакторов (таблица).

При оценке имиджа на индекс могут повлиять самые малые особенности выполнения контрактов. Например, отраженное в акте сдачи-приемки работ удержание с исполнителя неустойки за несоблюдение сроков выполнения работ может стать препятствием на пути к 100 баллам.

Помимо факторов и субфакторов оценивают достоверность и полноту сведений, которые предоставляют компании. За искаженную информацию аудиторы должны снизить баллы.

Как определяют индекс по факторной модели
Факторы Что означает фактор Какие субфакторы учитывают
История Продолжительность присутствия компании на рынке по профилю экономической деятельности В числе прочего учитываются количество и регулярность побед в закупках, ритмичность
Средства Обеспеченность ресурсами для профильных работ Особое значение имеет наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для выполнения профильных работ
Кадры Наличие в штате квалифицированных специалистов и руководителей, их стаж работы и образование Большим плюсом будет персонал, обладающий наградами или званиями, имеющий ученые степени
Имидж Восприятие окружающими (самый неоднозначный фактор) Учитываются публикации в СМИ, судебная практика компании, особенности выполнения контрактов (например, отраженное в акте сдачи-приемки работ удержание с исполнителя неустойки за несоблюдение сроков выполнения работ может стать препятствием на пути к 100 баллам), наличие сертифицированной системы менеджмента, благодарственные письма и отзывы от клиентов

 

О чем забывают при обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Олег Егоров,
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Мария Ширяева,
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

При обосновании начальной максимальной цены контракта заказчики чаще всего используют метод сопоставимых рыночных цен. Как не забыть о важных элементах обоснования, расскажут эксперты-практики контрактной службы крупного заказчика.
 
 

Метод сопоставимых рыночных цен означает, что заказчику нужно собрать и сопоставить информацию о рыночных ценах идентичных товаров. Если идентичных товаров нет — надо сравнивать цены однородных товаров (приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. После сопоставления цен заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта.

Напомним, что нужно не забыть при обосновании цен:

  • в чем разница идентичных и однородных товаров, работ и услуг;
  • какие общедоступные источники цен можно использовать;
  • что нужно для запроса цен у поставщиков и как составить запрос-письмо поставщику.

Идентичность и однородность: в чем разница?

В сфере закупок понятие «идентичный» не то же самое, что «однородный». Идентичными называют товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные признаки. При этом незначительные отличия во внешнем виде могут не учитываться (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). К идентичному товару можно отнести, например, две буханки хлеба разных производителей. Идентичные работы и услуги, в частности, реализуют с использованием одинаковых методик, технологий, подходов. Их выполняют подрядчики с сопоставимой квалификацией.

Однородными считают товары, которые, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет выполнять им одни и те же функции и быть коммерчески взаимосвязанными (ч. 14 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Пример идентичных товаров — планшетные компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Однородные работы, услуги тоже, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики. Это позволяет им быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.

Для определения однородности работ, услуг учитывайте их качество, а также уникальность и коммерческую взаимозаменяемость.

Какие общедоступные источники можно использовать

Для анализа цен товаров, работ и услуг вы можете использовать общедоступную информацию из открытых источников. Перечислим, что к ним относится:

  • цены в контрактах, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика;
  • цены в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц. То есть то, что называется публичной офертой;
  • котировки на российских биржах и иностранных биржах;
  • котировки на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах;
  • цены на официальных источниках информации государственных и муниципальных органов, цены в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций;
  • сведения о рыночной стоимости объектов оценки;
  • данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.

Можно учитывать также результаты изучения рынка, которые провел заказчик по своей инициативе, в том числе на основании контракта. Их учитывают при условии раскрытия методологии расчета цен.

Прайс-листы: за и против

К общедоступной информации относятся прайс-листы поставщиков с их официального сайта. Этот источник цен Минэкономразвития в своем письме от 06.05.2016 № ОГ-Д28-6303 (далее — письмо от 06.05.2016) называет наиболее объективным обоснованием НМЦК. Ведь, по мнению ведомства, такие сведения о ценах направлены на неопределенный круг лиц.

Между тем контрактная служба ЮУГМУ стоит на другой позиции: на сайтах организаций не всегда размещают актуальную информацию.

Прайс-лист может устареть из-за того, что повысилась цена на товар или он в данный момент отсутствует на складе. Если заказчик воспользуется такими некорректными данными, он может неправильно рассчитать НМЦК.

Кроме того, как правило, прайс-листы составляют с учетом одного (привычного для составителя) варианта условий поставки. Так, цены могут быть представлены с учетом самовывоза и при, например, внесении 30-процентного аванса.

У одного и того же поставщика при доставке заказчику и в условиях оплаты после полной поставки цены на эти товары могут быть иными.

Чем грозит заниженная или завышенная НМЦК

Важно обосновать НМЦК корректно. Ведь если НМЦК занижена, процедура закупки может не состояться, поскольку никто из потенциальных поставщиков не захочет участвовать в аукционе себе в убыток. Есть вероятность заключить контракт с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта, либо выполнит их некачественно, с технологическими нарушениями. Занижение НМЦК может произойти, если заказчик использовал неактуальные прайс-листы или при отсутствии учета инфляции.

Если НМЦК завышена, контрольные органы могут обвинить вас в неэффективном расходовании бюджетных средств. В этом случае может возникнуть ситуация, что будет подана одна заявка на аукцион и контракт будет заключен по НМЦК без ожидаемой экономии бюджетных средств.

Что нужно для запроса цен у поставщиков

Минэкономразвития говорит, что для обоснования НМЦК методом анализа рынка заказчик вправе направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем 5 поставщикам и воспользоваться данными, полученными не менее чем от трех поставщиков.

Для определения НМЦК контрактная служба университета в основном использует такой способ: посылает запросы поставщикам — по каждой из закупок не менее чем пяти потенциальным участникам. Там указаны сведения о наименовании и основные характеристики товара, работ, услуг, требуемом их количестве (разумеется, с указанием единиц измерения). Также в таких запросах содержится перечень сведений, необходимых для определения их идентичности или однородности.

Кроме того, сотрудники контрактной службы ЮУГМУ в этом запросе обязательно указывают основные условия исполнения контракта, а также срок предоставления ценовой информации.

В конце запроса ценовой информации обязательно нужно указать контактное лицо нашей стороны, а также то, что такой запрос, будучи процедурой сбора информации, не влечет за собой возникновения обязательств.

Как хранить оригиналы запросов

Закон не говорит о том, где и как хранить запросы цен. Однако для подстраховки на случай проверки контрольных органов контрактная служба университета хранит оригиналы запросов на предоставление ценовой информации и полученные коммерческие предложения.

Также контрактная служба хранит скриншоты экрана в отдельных пронумерованных папках вместе с иными документами, касающимися конкретной закупки, чаще всего электронного аукциона.

Как указать основные условия исполнения контракта

Чтобы потенциальные поставщики понимали условия контракта, в запросе указывают такие сведения.

Обязательные условия исполнения контракта: предполагаемый срок проведения закупки; порядок поставки (выполнения работ, оказания услуг); место проведения работ (оказания услуг); место доставки товара.

При необходимости в эти условия могут входить: место ввода в эксплуатацию и место обучения персонала заказчика особенностям работы с товаром; сроки работ (период услуг), доставки товара, ввода в эксплуатацию, обучения персонала; дополнительные условия поставки; особые условия поставки; порядок оплаты; размер обеспечения контракта; требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объему предоставления гарантий и их качества, оперативность реагирования в гарантийный срок.

Как составить запрос поставщику

Для составления запроса на предоставление ценовой информации рекомендуем прежде всего:

  • определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге и их количество;
  • определить условия поставки.

После этого составляем письмо. Его примерный текст представлен на образце ниже.

Как рассчитать НМЦК

Собрав или получив необходимую информацию о ценах, переходят к последнему этапу — непосредственному расчету НМЦК.

Чтобы определить однородность полученных по результатам запроса цен, необходимо определить коэффициент вариации. Его можно рассчитать как вручную, так и с помощью программ работы с электронными таблицами, например Microsoft Excel. Если коэффициент вариации цены превышает 33%, то совокупность цен считается неоднородной и необходимо будет провести новое исследование с целью получения однородной информации о цене товара.

Формула коэффициента вариации:

где V — коэффициент вариации;

б — среднее квадратичное отклонение;

<ц> — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги.

где цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;

<ц> — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;

n — количество значений, используемых в расчете.

НМЦК определяется по формуле:

где НМЦКрын — НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

n — количество значений, используемых в расчете;

i — номер источника ценовой информации;

цi — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов).

Какие сведения от поставщиков лучше не использовать

Мы не советуем использовать ценовую информацию, которую предоставили лица, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, для расчета НМЦК не стоит применять сведения, полученные из анонимных источников, не соответствующие требованиям, которые установил заказчик, а также не содержащие расчета цен на товары, работы или услуги.

НМЦК на связанные товары

Если в рамках одного лота предполагается закупка технологически связанных товаров, то НМЦК можно рассчитать на основании информации о цене всего объекта закупки (лота) или как сумма цен всех включенных в объект товаров, работ, услуг.

Допустимо, проведя должным образом обоснование НМЦК, установить затем итоговую НМЦК в размере меньшем, чем полученный результат. Подчас при ограниченном финансировании это даже просто необходимо.

У контрактной службы ЮУГМУ уже есть административная практика по этому вопросу: по двум закупкам участники подавали в УФАС жалобы на действия этого заказчика по размещению закупки на меньшую сумму, чем величина результата обоснования цены. А обоснование цены без указания наименований лиц, предоставивших ценовую информацию, всегда размещается в ЕИС. В обоих случаях жалобы контрольный орган признал необоснованными.