Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0) фиксирует обязательства РФ, субъекта РФ (Правительства региона) в части гарантий стабильности налоговых регуляторных условий и предоставления мер поддержки при выполнении обязательств инициатором проекта

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) - это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инициатора проекта по освоению производства промышленной продукции в предусмотренный срок, а также обязательства РФ и (или) её субъекта в части гарантий стабильности налоговых и регуляторных условий и предоставления мер поддержки.
 
Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК, регулируемых Федеральным законом «О промышленной политике в РФ». 

 

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) - это инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленное производство в России.

Суть механизма СПИК: инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект (СПИК) с целью внедрения или разработки и внедрения современной технологии, позволяющей производить конкурентоспособную на мировом уровне промышленную продукцию в России. В свою очередь Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципалитет обязуются осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Цель поддержкиРазмер инвестиций и сроки поддержкиФорма поддержкиПроцедура заключения СПИК

Цель поддержки

Реализация промышленных проектов на территории РФ, которые предусматривают внедрение современных технологий, позволяющих осуществлять производство продукции, конкурентоспособной на мировом уровне.

Инвестор обязуется:

  • Внедрить современную технологию из перечня, утверждаемого Правительством РФ

  • Производить на основе вышеуказанной технологии продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке

Документы для заявителей

Документы СПИК 2.0

Документы для участия в конкурсе и методические рекомендации

Документы для заявителей

Документы СПИК 2.0 Документы для участия в конкурсе и методические рекомендации Условия локализации Архив документов по СПИК 1.0 Методические рекомендации СПИК 2.0 Порядок заключения СПИК Форма заполнения плана мероприятий Форма заполнения сведений об итоговых показателях Форма заполнения сведений о характеристиках промышленной продукции Форма заполнения перечня производственных и технологических операций Форма заполнения план-графика реализации инвестиционного проекта Форма заполнения графика привлечения финансирования Форма заполнения графика расходования средств Форма заполнения справки о мерах стимулирования инвестора Форма заполнения справки о мерах стимулирования в рамках СПИК Форма заполнения справки с указанием структуры участников инвестпроекта Форма заполнения списка аффилированных лиц

Документы для заявителей

Документы СПИК 2.0 Документы для участия в конкурсе и методические рекомендации Условия локализации Архив документов по СПИК 1.0 Презентация по локализации производства в РФ ПП РФ от 17.07.2015 N 719 ( подтверждение производства продукции в РФ) ПП РФ от 17.09.2017 N 1135 (подтверждение отсутствия аналогов в РФ) Правила определения страны происхождения

Документы для заявителей

Документы СПИК 2.0 Документы для участия в конкурсе и методические рекомендации Условия локализации Архив документов по СПИК 1.0 Методические рекомендации по подготовке документов на заключение СПИК (в соответствии с ПП РФ №708 от 16.07.2015) ПП РФ №708 о СПИК от 16.07.2015 (только для контрактов, уже заключенных в рамках СПИК 1.0) Приказ Минпромторга о контроле за исполнением обязательств по СПИК № 565 от 28.02.2019 (только для контрактов, уже заключенных в рамках СПИК 1.0)

Часто задаваемые вопросы

Каковы основные отличия СПИК 2.0 от СПИК? Основные изменения:
- отменен минимальный порог инвестиций в проект
- увеличен срок действия СПИК: до 15 лет (инвестиции ≤ 50 млрд ₽) и до 20 лет (инвестиции > 50 млрд ₽)
- в рамках проекта обязательно должна применяться современная технология. Порядок формирования перечня современных технологий утвержден постановлением Правительства РФ от 21.03.2020 г. №319
- СПИК будет заключаться при одновременном участии РФ, субъекта РФ и муниципального образования
- заявки на участие в конкурсе по новому механизму будут подаваться удаленно через систему ГИСП и рассматриваться на конкурсной основе. Можно ли теперь заключить СПИК только с регионом без участия РФ? Нет, региональные СПИК больше заключаться не будут. Ранее заключенные контракты с субъектами РФ будут продолжать свое действие. По новым правилам все СПИК заключаются только при наличии всех участников со стороны государства: федеральной власти, региона и муниципалитета. Что инвестору дает СПИК? СПИК – не финансовая, а регуляторная мера поддержки, которая не предполагает предоставление денежных средств инвестору.

Основные меры стимулирования, которые можно получить, остались без изменений:
- налоговые льготы. Снижение ставок по налогу на прибыль, имущество, транспортному налогу (состав и размер налоговых преференций зависит от законодательства региона и муниципалитета).
- получение статуса «российского производителя». СПИК дает право «досрочно» получить такой статус. Инвестор обязуется локализовать производство в течение 3-х лет, в это время продукция, которую он производит, уже будет считаться российской.
- возможность выхода на рынок госзаказа как «единственный поставщик» (только для проектов с бюджетом более 3 млрд рублей) Мы являемся резидентом ОЭЗ/ТОСЭР, возможно ли заключение СПИК 2.0? Да, возможно. Однако совмещение/суммирование льготных налоговых режимов невозможно. Инвестору необходимо выбрать, каким типом льгот он будет пользоваться. Для использования льгот от СПИК 2.0 инвестору придется отказаться от статуса резидента ОЭЗ/ТОСЭР, фактически оставшись на их территории.

Цель поддержки

Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка реализации крупных производственных проектов, реализуемых в России

Основные условия

Минимальный объем инвестиций (капитализируемых затрат) - 750 млн руб. (без НДС)

Учет инвестиций в проект производится с начала календарного года, в котором было подано заявление о заключении СПИК

К участникам СПИК также относятся привлеченные лица, являющиеся участниками  технологического процесса, инжиниринговые или финансовые центры, а также дистрибьютеры продукции

Специальные условия в зависимости от целей СПИК

- создание/модернизация промышленного производства (для модернизации: стоимость нового оборудования – не менее 25% от стоимости модернизируемого)

- внедрение наилучших доступных технологий (необходим согласованный план мероприятий по охране окружающей среды)

- освоение производства продукции, не имеющей аналогов в РФ (необходимо подтверждение Минпромторга России)

Размер и сроки поддержки

Срок выхода проекта на операционную прибыль + 5 лет (но не более 10 лет)

Размер государственной поддержки определяется исходя из параметров проекта

Форма поддержки

- неухудшение налоговых условий

- налоговые льготы

- получение статуса «Made in Russia» на продукцию с отлагательным условием по локализации

- доступ к госзаказу

- создание субъектами РФ объектов инфраструктуры, особые условия аренды земельных участков

Включаемые в СПИК меры поддержки должны быть законодательно регламентированы 

Статья КоммерсантЪ

Как выяснил “Ъ”, правительство опять поменяло концепцию разрабатываемого инвестрежима для промышленности — новых специнвестконтрактов (СПИК 2.0).
 
Теперь каждый контракт разрешат подписать только одному инвестору — без привлеченных сторон. Это, видимо, сделает невозможным заключение СПИК автоконцернами с участием производителей компонентов, а также контрактов, аналогичных тому, что успел в январе подписать альянс АвтоВАЗа с Renault, Nissan и Mitsubishi.
 
СПИК должен стать ключом для доступа к промсубсидиям, компенсирующим утильсбор, и в правительстве ожидают, что контракты подпишут все крупнейшие автоконцерны, работающие в РФ.
 
Вице-премьер Дмитрий Козак предлагает заключать каждый специнвестконтракт по новому механизму (СПИК 2.0) — только с одним инвестором, следует из протокола совещания у чиновника от 17 января (есть у “Ъ”, подлинность его подтвердил представитель вице-премьера). Господин Козак поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономики и ФАС исключить из СПИК 2.0 возможность включения в контракт иных лиц на стороне инвестора.
 
С 2015 года введен механизм «старых СПИК» (СПИК 1.0), которые дают налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции.
В 2018 году начали разработку нового, более прозрачного СПИК 2.0.
Автоконцернам контракты были нужны как замена истекавших льгот по соглашениям о промсборке. Ряд из них успели подписать «старые СПИК»: например, АвтоВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi, Hyundai, группа ГАЗ, Daimler, ожидают одобрения «Автотор» и BMW, интерес проявили, по данным “Ъ”, Volkswagen и Ford.
 
Партнер Bryan Cave Leighton Paisner Владимир Чикин поясняет, что и по СПИК 1.0 заключить контракт с несколькими инвесторами нельзя, но могут быть «привлеченные стороны» — они, в отличие от инвестора, не получат налоговых льгот, но им может гарантироваться доступ к госсубсидиям. По формулировке поручения, полагает он, в СПИК 2.0 исключается эта возможность.
 
Цель отказа от привлеченных сторон в ведомствах не поясняют. Но это, видимо, делает невозможным заключение СПИК 2.0 автоконцернами с привлечением производителей компонентов. Как рассказывают источники “Ъ”, идея обсуждалась при подготовке стратегии автокомпонентной отрасли. Не удастся заключить и такие контракты, как подписанный 21 января АвтоВАЗом «старый СПИК» — при участии альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.
Для автопрома особо важна и привязка госсубсидирования к СПИК: в конце 2018 года Дмитрий Козак анонсировал, что доступ к промышленным субсидиям (де-факто компенсация утильсбора) смогут получить только держатели контрактов (см. “Ъ” от 10 декабря 2018 года). Как поясняли источники “Ъ”, это должно было отрезать от субсидий «гаражные производства», но также сделает работу локализованных в РФ игроков без СПИК экономически невыгодной. Представитель вице-премьера Илья Джус пояснил, что в аппарате правительства рассчитывают, что в автопроме оставшиеся крупные игроки заключат СПИК «по существующим условиям». Среди концернов, которые получают компенсации утильсбора по соглашениям о промсборке, но пока не проявили интерес к СПИК, источники “Ъ” в правительстве называют PSA и Toyota.
В других отраслях идеи делать СПИК ключевым для доступа к господдержке не было. Заместитель главы Stada CIS Иван Глушков рассказывает, что в фармацевтике СПИК — страховка неухудшения налоговых условий и, как правило, и ранее заключался одним инвестором. В целом, по его словам, преференций по допуску к господдержке СПИК для фармкомпаний не гарантирует, давая лишь право быть единственным поставщиком в госзакупках.
СПИК 2.0 (см. “Ъ” от 8 октября 2018 года) предполагали заключение контрактов по конкурсу на локализацию новых технологий из перечня, утверждаемого правительством. Ранее предполагались исключения (СПИК без конкурса) для оборонных технологий, по решению президента и т. п. Теперь же Дмитрий Козак поручил не допускать подписания СПИК 2.0 без конкурса. Также срок заключения контрактов ограничат концом 2030 года.
Но источники “Ъ” в автопроме отмечают, что перечня технологий для СПИК 2.0 нет, а Минпромторг сегодня требует по контрактам локализовать, например, производство двигателей. Они опасаются, что в перечень войдут заведомо неисполнимые положения, например локализация электромобилей, что сделает СПИК 2.0 барьером для допуска к компенсациям утильсбора. 
 

Базовые документы

Условия локализации

Руководства по подготовке документов

Типовые формы по подготовке документов

Форма заявления о заключении СПИК   скачать

Форма перечня обязательств   скачать

Форма перечня мер стимулирования для включения в СПИК   скачать

Форма сведений о характеристиках промышленной продукции   скачать

Форма плана-графика реализации проекта   скачать

Форма графика привлечения финансирования   скачать

Форма графика инвестирования   скачать

Форма сведений о результатах реализации проекта   скачать

Форма справки о реализуемых мерах стимулирования   скачать

Форма справки о соответствии требованиям Правил заключения СПИК   скачать

Форма справки о структуре участников   скачать

Форма списка аффилированных лиц   скачать

Форма графика производственных и технологических операций   скачать

Образец карты рисков проекта   скачать

Типовая презентация к МВК   скачать

Типовая форма договора СПИК   скачать

Соглашение о конфиденциальности   скачать

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.