Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

в 2025 году ожидается ужесточение экологических норм и требований к утилизации

Государственная политика в области экономики замкнутого цикла и безотходной экономики в России направлена на снижение негативного воздействия на окружающую среду, стимулирование переработки отходов и повторного использования ресурсов.

В контексте автомобильной промышленности и утилизации транспортных средств эта политика реализуется через систему утилизационного сбора, регулирование производителей автотранспортных средств и поддержку локализации производства.

Регулирование производителей автотранспортных средств

   - Автосборочные предприятия и производители прицепной техники обязаны соблюдать экологические требования, включая утилизацию транспортных средств после окончания их жизненного цикла.
   - Производители должны обеспечивать утилизацию автомобилей либо самостоятельно, либо через специализированные организации, имеющие лицензию на утилизацию.
   - Для стимулирования локализации производства установлены требования по степени локализации. Чем выше локализация, тем ниже может быть утилизационный сбор или выше размер субсидии.

Система утилизации подержанных авто

   - Владельцы транспортных средств, достигших конца срока эксплуатации, могут сдать их на утилизацию через специализированные пункты приема.
   - Утилизация включает демонтаж, переработку и утилизацию отходов с целью минимизации экологического вреда.
   - Владельцы могут получить сертификат на утилизацию, который может быть использован для получения скидки при покупке нового автомобиля (программа утилизационных льгот).

Система взимания утилизационного сбора в 2025 году

   - Утилизационный сбор взимается с производителей и импортеров автомобилей, прицепов и шасси.
   - Размер сбора зависит от категории транспортного средства, его массы, экологического класса и степени локализации производства.
   - Для автосборочных предприятий и производителей прицепной техники сбор рассчитывается на основе формулы, учитывающей стоимость утилизации и экологические параметры.
   - В 2025 году ожидается ужесточение требований к экологическим стандартам, что может привести к увеличению размера утилизационного сбора для транспортных средств низких экологических классов.

Система субсидирования утилизационного сбора

   - Производители, которые локализуют производство на территории России, могут претендовать на субсидии для компенсации утилизационного сбора.
   - Размер субсидии зависит от степени локализации: чем выше доля российских компонентов в производстве, тем больше размер субсидии.
   - Для производителей прицепной техники и шасси субсидии могут покрывать до 50-70% утилизационного сбора при условии выполнения требований по локализации.

Связь степени локализации с утилизационным сбором и субсидиями
   - Степень локализации напрямую влияет на размер утилизационного сбора и субсидий:
   - Высокая локализация (более 60-70% российских компонентов) позволяет снизить утилизационный сбор или получить значительную субсидию.
   - Низкая локализация (менее 30-40%) приводит к увеличению утилизационного сбора и ограничению доступа к субсидиям.
   - Для **производителей прицепной техники** и **шасси** это особенно важно, так как их продукция часто имеет меньшую добавленную стоимость, и субсидии становятся ключевым фактором конкурентоспособности.

Субсидирование утилизационного сбора в России осуществляется в рамках государственной поддержки отечественных производителей автомобилей, прицепной техники и шасси.

Основная цель субсидий — стимулировать локализацию производства, снизить финансовую нагрузку на производителей и повысить конкурентоспособность российской продукции.

Ниже приведена информация о том, кто субсидирует, в каком размере и где можно найти актуальные данные.

Кто субсидирует утилизационный сбор?

Субсидии предоставляются **Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг)**. Финансирование осуществляется из федерального бюджета. Минпромторг отвечает за разработку правил предоставления субсидий, их распределение и контроль за целевым использованием.

Размер субсидии

Размер субсидии зависит от следующих факторов:
   - **Степень локализации производства**: чем выше доля российских компонентов в производстве, тем больше размер субсидии. Например:
     - При локализации более 60-70% производитель может получить субсидию, покрывающую до 50-70% утилизационного сбора.
     - При низкой локализации (менее 30-40%) субсидия может быть минимальной или отсутствовать.
   - **Категория транспортного средства**: для легковых автомобилей, грузовиков, прицепов и шасси размер субсидии может варьироваться.
   - **Экологический класс**: производители более экологичных транспортных средств (например, соответствующих стандарту Евро-5 и выше) могут получать повышенные субсидии.

Точный размер субсидии рассчитывается индивидуально для каждого производителя на основе предоставленных данных о локализации и объемах производства.

 

Где найти информацию о субсидиях?

Актуальная информация о субсидировании утилизационного сбора публикуется на следующих ресурсах:
   - **Официальный сайт Минпромторга России** ([https://minpromtorg.gov.ru](https://minpromtorg.gov.ru)):
     - Разделы, посвященные автомобильной промышленности и государственной поддержке.
     - Нормативные акты, регламентирующие предоставление субсидий.
   - **Постановления Правительства РФ**:
     - Документы, регулирующие порядок взимания утилизационного сбора и предоставления субсидий (например, Постановление Правительства №1291 от 2012 года с изменениями).
   - **Государственная информационная система промышленности (ГИСП)**:
     - База данных о производителях, их локализации и объемах производства.
   - **Официальные публикации в СМИ**:
     - Новости о изменениях в законодательстве и новых мерах поддержки.

 

Условия получения субсидии

Для получения субсидии производители должны:
   - Соответствовать требованиям по локализации производства (доля российских компонентов).
   - Предоставить отчетность о произведенной и реализованной продукции.
   - Соблюдать экологические стандарты.
   - Участвовать в программах утилизации транспортных средств.

Пример расчета субсидии

Предположим, производитель прицепной техники с локализацией 65%:
   - Утилизационный сбор для прицепа составляет 100 000 рублей.
   - Субсидия покрывает 60% от суммы сбора (в зависимости от степени локализации).
   - Таким образом, производитель получает 60 000 рублей субсидии, а фактически уплачивает только 40 000 рублей.

Перспективы на 2025 год

   - К 2025 году ожидается ужесточение экологических норм и требований к утилизации, что потребует от производителей инвестиций в новые технологии и инфраструктуру.
   - Государство планирует расширить программы субсидирования для стимулирования локализации и перехода на более экологичные технологии производства.
   - Для производителей прицепной техники и шасси важно учитывать требования по локализации, чтобы минимизировать затраты на утилизационный сбор и максимизировать доступ к субсидиям.

К 2025 году ожидается:
   - Ужесточение требований к локализации для получения субсидий.
   - Повышение экологических стандартов, что может повлиять на размер утилизационного сбора и субсидий.
   - Расширение списка транспортных средств, подлежащих утилизации.

Контакты для уточнения информации

Для получения подробной информации о субсидиях можно обратиться:
   - В **Минпромторг России**: отдел автомобильной промышленности и специального машиностроения.
   - В **отраслевые ассоциации**, такие как Ассоциация российских автомобильных производителей (ООО "АРАМП").
   - В региональные министерства промышленности и торговли.

Политика в области экономики замкнутого цикла в автомобильной промышленности направлена на

  • создание устойчивой системы утилизации,
  • стимулирование локализации производства
  • и снижение экологической нагрузки.

Производители, которые инвестируют в локализацию и экологические технологии, получают значительные преимущества в виде снижения утилизационного сбора и доступа к субсидиям.

Субсидирование утилизационного сбора — инструмент государственной поддержки, который помогает производителям снизить затраты и повысить конкурентоспособность.

Актуальную информацию всегда можно найти на официальных ресурсах Минпромторга и в нормативных актах Правительства РФ.

 

 

Утильсбор и полис с QR-кодом: что изменится для водителей в октябре

Какие «автомобильные» законы и правила вступают в силу

Кирилл Сазонов 

https://iz.ru/author/kirill-sazonov

В октябре в России резко увеличиваются ставки утилизационного сбора на автомобили. Также автомобилистам будет доступна упрощенная процедура удаленного оформления ДТП. При этом некоторые «автомобильные» нововведения, которые должны были вступить в силу с 1 октября, перенесены на более поздний срок. Подробности — в материале «Известий».

Новые ставки утильсбора: на сколько подорожают автомобили

C 1 октября вступает в силу постановление правительства РФ, предусматривающее поэтапную индексацию ставок утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы и некоторые виды дорожно-строительной техники. Первая, одна из самых масштабных стадий повышения, начинает действовать с октября. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга, на этом этапе размер утильсбора вырастет в среднем на 70–85%.

 

Базовая ставка утилизационного сбора остается прежней — 20 тыс. рублей. Зато значительно увеличатся коэффициенты, которые зависят от типа и объема двигателя, а также от возраста автомобиля. Всё это повлияет на итоговую стоимость платежа.

Поэтапный рост: как индексация утильсбора скажется на ценах на автомобили

Утилизационный сбор повысят с 1 октября

Сегодня на новые модели не старше трех лет с двигателем объемом до 1 л коэффициент составляет 4,06, а для машин старше трех лет — 10,36. С учетом базовой ставки в 20 тыс. рублей размер утильсбора для них равен 81,2 тыс. и 207,2 тыс. рублей соответственно. С 1 октября коэффициенты для таких моделей увеличиваются до 7,5 и 19,17 соответственно. В денежном эквиваленте это составляет 150,2 тыс. и 383,4 тыс. рублей.

Для автомобилей с объемом двигателя 1–2 л коэффициенты увеличиваются с 15,03 до 27,81 для новых моделей и с 26,44 до 48,91 — для машин старше трех лет. В пересчете это означает повышение сбора с 300,6 тыс. до 556,2 тыс. рублей и с 528,8 тыс. до 963,8 тыс. рублей соответственно.

 

В отношении моделей с мотором объемом 2–3 л размер утилизационного сбора с 1 октября вырастет с 844,8 тыс. до 1,562 млн рублей для новых (коэффициенты индексируются с 42,24 до 78,14) и с 1,28 млн до 2,362 млн рублей для подержанных автомобилей (рост коэффициентов — с 64 до 118,31).

Если в настоящее время на модели с двигателями 3–3,5 л утильсбор составляет 970 тыс. рублей и 1,485 млн рублей (коэффициенты — 48,5 и 74,25), то уже с октября за такие машины придется заплатить 1,794 млн и 2,747 млн рублей (коэффициенты составят 89,73 и 137,36).

Утильсбор для машин с двигателями объемом более 3,5 л повысится в октябре с 1,235 млн рублей до 2,285 млн рублей (изменения коэффициентов — с 61,75 до 114,26) для новых моделей и с 1,623 млн до 3,004 млн рублей для автомобилей старше трех лет (коэффициент вырастет с 114,26 до 150,2).

По закону утилизационный сбор оплачивают как импортеры, так и автопроизводители, он рассчитывается за каждый ввезенный или выпущенный в нашей стране автомобиль. Однако в зависимости от степени локализации той или иной модели стоимость утильсбора может быть полностью или частично скомпенсирована отечественным автозаводам из бюджета.

 

— Минпромторг России продолжает следить за соблюдением ответственной ценовой политики со стороны отечественных производителей и предоставлять предприятиям комплекс мер господдержки, за счет которого индексация не скажется на стоимости автомобильной и специализированной техники отечественного производства, — отметили в ведомстве.

Кого не затронет повышение утильсбора?

В Минпромторге подчеркивают, что октябрьское повышение утилизационного сбора не касается граждан, которые ввозят автомобили в нашу страну для личного пользования.

— В части импорта автомобильной техники изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, — отметили в пресс-службе ведомства.

 

Как и прежде, для них действуют льготные ставки:

  • 0,17 (3,4 тыс. рублей) для новых автомобилей и
  • 0,26 (5,2 тыс. рублей) — для машин старше трех лет.

Однако ими можно воспользоваться только в отношении автомобилей с мотором объемом не более 3 л. При этом в течение года по льготе разрешается ввезти только одно транспортное средство, которое впоследствии должно находиться в собственности импортера-физлица не менее 12 месяцев. При нарушении хотя бы одного из этих условий утильсбор должен быть оплачен на общих основаниях.

Прежними остаются ставки утилизационного сбора для электрокаров и последовательных гибридов. Первый октябрьский этап индексации утильсбора обойдет такие модели стороной, тариф останется прежним — 1,63 и 6,1 для новых и подержанных соответственно. Индексация тарифа для таких моделей предусмотрена лишь с 1 января 2025 года — до 667,4 тыс. и 1,174 млн рублей.

Оформить ДТП будет проще

С 1 октября на бланке извещения о ДТП, который автомобилисты получают вместе с полисом, появится QR-код. Он будет вести на страницу «Госуслуг» с описанием порядка оформления аварии по европротоколу и ссылкой на специальное мобильное приложение.

В пресс-службе Банка России отмечают, что благодаря QR-коду и новому сервису оформить ДТП удаленно станет проще. Приложение также позволяет подать заявление на возмещение убытков без визита в страховую компанию, подчеркивают в Центробанке.

 

Кроме того, с 1 октября 2024 года АИС страхования станет единственным общим источником данных о выданных полисах на автомобили и жилье, сообщили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

— Все сервисы, использовавшие данные РСА о полисах ОСАГО, переключаются на систему АИС страхования и будут использовать ее при заключении договоров ОСАГО. На сайте НСИС будет действовать единое бюро страховых историй, где в личном кабинете можно узнать свою историю по ОСАГО, — отметили в пресс-службе союза.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 12 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 210 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 12 300 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.