Государственная политика в области экономики замкнутого цикла и безотходной экономики в России направлена на снижение негативного воздействия на окружающую среду, стимулирование переработки отходов и повторного использования ресурсов.
В контексте автомобильной промышленности и утилизации транспортных средств эта политика реализуется через систему утилизационного сбора, регулирование производителей автотранспортных средств и поддержку локализации производства.
Регулирование производителей автотранспортных средств
- Автосборочные предприятия и производители прицепной техники обязаны соблюдать экологические требования, включая утилизацию транспортных средств после окончания их жизненного цикла.
- Производители должны обеспечивать утилизацию автомобилей либо самостоятельно, либо через специализированные организации, имеющие лицензию на утилизацию.
- Для стимулирования локализации производства установлены требования по степени локализации. Чем выше локализация, тем ниже может быть утилизационный сбор или выше размер субсидии.
Система утилизации подержанных авто
- Владельцы транспортных средств, достигших конца срока эксплуатации, могут сдать их на утилизацию через специализированные пункты приема.
- Утилизация включает демонтаж, переработку и утилизацию отходов с целью минимизации экологического вреда.
- Владельцы могут получить сертификат на утилизацию, который может быть использован для получения скидки при покупке нового автомобиля (программа утилизационных льгот).
Система взимания утилизационного сбора в 2025 году
- Утилизационный сбор взимается с производителей и импортеров автомобилей, прицепов и шасси.
- Размер сбора зависит от категории транспортного средства, его массы, экологического класса и степени локализации производства.
- Для автосборочных предприятий и производителей прицепной техники сбор рассчитывается на основе формулы, учитывающей стоимость утилизации и экологические параметры.
- В 2025 году ожидается ужесточение требований к экологическим стандартам, что может привести к увеличению размера утилизационного сбора для транспортных средств низких экологических классов.
Система субсидирования утилизационного сбора
- Производители, которые локализуют производство на территории России, могут претендовать на субсидии для компенсации утилизационного сбора.
- Размер субсидии зависит от степени локализации: чем выше доля российских компонентов в производстве, тем больше размер субсидии.
- Для производителей прицепной техники и шасси субсидии могут покрывать до 50-70% утилизационного сбора при условии выполнения требований по локализации.
Связь степени локализации с утилизационным сбором и субсидиями
- Степень локализации напрямую влияет на размер утилизационного сбора и субсидий:
- Высокая локализация (более 60-70% российских компонентов) позволяет снизить утилизационный сбор или получить значительную субсидию.
- Низкая локализация (менее 30-40%) приводит к увеличению утилизационного сбора и ограничению доступа к субсидиям.
- Для **производителей прицепной техники** и **шасси** это особенно важно, так как их продукция часто имеет меньшую добавленную стоимость, и субсидии становятся ключевым фактором конкурентоспособности.
Субсидирование утилизационного сбора в России осуществляется в рамках государственной поддержки отечественных производителей автомобилей, прицепной техники и шасси.
Основная цель субсидий — стимулировать локализацию производства, снизить финансовую нагрузку на производителей и повысить конкурентоспособность российской продукции.
Ниже приведена информация о том, кто субсидирует, в каком размере и где можно найти актуальные данные.
Кто субсидирует утилизационный сбор?
Субсидии предоставляются **Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг)**. Финансирование осуществляется из федерального бюджета. Минпромторг отвечает за разработку правил предоставления субсидий, их распределение и контроль за целевым использованием.
Размер субсидии
Размер субсидии зависит от следующих факторов:
- **Степень локализации производства**: чем выше доля российских компонентов в производстве, тем больше размер субсидии. Например:
- При локализации более 60-70% производитель может получить субсидию, покрывающую до 50-70% утилизационного сбора.
- При низкой локализации (менее 30-40%) субсидия может быть минимальной или отсутствовать.
- **Категория транспортного средства**: для легковых автомобилей, грузовиков, прицепов и шасси размер субсидии может варьироваться.
- **Экологический класс**: производители более экологичных транспортных средств (например, соответствующих стандарту Евро-5 и выше) могут получать повышенные субсидии.
Точный размер субсидии рассчитывается индивидуально для каждого производителя на основе предоставленных данных о локализации и объемах производства.
Где найти информацию о субсидиях?
Актуальная информация о субсидировании утилизационного сбора публикуется на следующих ресурсах:
- **Официальный сайт Минпромторга России** ([https://minpromtorg.gov.ru](https://minpromtorg.gov.ru)):
- Разделы, посвященные автомобильной промышленности и государственной поддержке.
- Нормативные акты, регламентирующие предоставление субсидий.
- **Постановления Правительства РФ**:
- Документы, регулирующие порядок взимания утилизационного сбора и предоставления субсидий (например, Постановление Правительства №1291 от 2012 года с изменениями).
- **Государственная информационная система промышленности (ГИСП)**:
- База данных о производителях, их локализации и объемах производства.
- **Официальные публикации в СМИ**:
- Новости о изменениях в законодательстве и новых мерах поддержки.
Условия получения субсидии
Для получения субсидии производители должны:
- Соответствовать требованиям по локализации производства (доля российских компонентов).
- Предоставить отчетность о произведенной и реализованной продукции.
- Соблюдать экологические стандарты.
- Участвовать в программах утилизации транспортных средств.
Пример расчета субсидии
Предположим, производитель прицепной техники с локализацией 65%:
- Утилизационный сбор для прицепа составляет 100 000 рублей.
- Субсидия покрывает 60% от суммы сбора (в зависимости от степени локализации).
- Таким образом, производитель получает 60 000 рублей субсидии, а фактически уплачивает только 40 000 рублей.
Перспективы на 2025 год
- К 2025 году ожидается ужесточение экологических норм и требований к утилизации, что потребует от производителей инвестиций в новые технологии и инфраструктуру.
- Государство планирует расширить программы субсидирования для стимулирования локализации и перехода на более экологичные технологии производства.
- Для производителей прицепной техники и шасси важно учитывать требования по локализации, чтобы минимизировать затраты на утилизационный сбор и максимизировать доступ к субсидиям.
К 2025 году ожидается:
- Ужесточение требований к локализации для получения субсидий.
- Повышение экологических стандартов, что может повлиять на размер утилизационного сбора и субсидий.
- Расширение списка транспортных средств, подлежащих утилизации.
Контакты для уточнения информации
Для получения подробной информации о субсидиях можно обратиться:
- В **Минпромторг России**: отдел автомобильной промышленности и специального машиностроения.
- В **отраслевые ассоциации**, такие как Ассоциация российских автомобильных производителей (ООО "АРАМП").
- В региональные министерства промышленности и торговли.
Политика в области экономики замкнутого цикла в автомобильной промышленности направлена на
- создание устойчивой системы утилизации,
- стимулирование локализации производства
- и снижение экологической нагрузки.
Производители, которые инвестируют в локализацию и экологические технологии, получают значительные преимущества в виде снижения утилизационного сбора и доступа к субсидиям.
Субсидирование утилизационного сбора — инструмент государственной поддержки, который помогает производителям снизить затраты и повысить конкурентоспособность.
Актуальную информацию всегда можно найти на официальных ресурсах Минпромторга и в нормативных актах Правительства РФ.
Утильсбор и полис с QR-кодом: что изменится для водителей в октябре
Какие «автомобильные» законы и правила вступают в силу
https://iz.ru/author/kirill-sazonov
В октябре в России резко увеличиваются ставки утилизационного сбора на автомобили. Также автомобилистам будет доступна упрощенная процедура удаленного оформления ДТП. При этом некоторые «автомобильные» нововведения, которые должны были вступить в силу с 1 октября, перенесены на более поздний срок. Подробности — в материале «Известий».
Новые ставки утильсбора: на сколько подорожают автомобили
C 1 октября вступает в силу постановление правительства РФ, предусматривающее поэтапную индексацию ставок утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы и некоторые виды дорожно-строительной техники. Первая, одна из самых масштабных стадий повышения, начинает действовать с октября. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга, на этом этапе размер утильсбора вырастет в среднем на 70–85%.
Базовая ставка утилизационного сбора остается прежней — 20 тыс. рублей. Зато значительно увеличатся коэффициенты, которые зависят от типа и объема двигателя, а также от возраста автомобиля. Всё это повлияет на итоговую стоимость платежа.
Поэтапный рост: как индексация утильсбора скажется на ценах на автомобили
Утилизационный сбор повысят с 1 октября
Сегодня на новые модели не старше трех лет с двигателем объемом до 1 л коэффициент составляет 4,06, а для машин старше трех лет — 10,36. С учетом базовой ставки в 20 тыс. рублей размер утильсбора для них равен 81,2 тыс. и 207,2 тыс. рублей соответственно. С 1 октября коэффициенты для таких моделей увеличиваются до 7,5 и 19,17 соответственно. В денежном эквиваленте это составляет 150,2 тыс. и 383,4 тыс. рублей.
Для автомобилей с объемом двигателя 1–2 л коэффициенты увеличиваются с 15,03 до 27,81 для новых моделей и с 26,44 до 48,91 — для машин старше трех лет. В пересчете это означает повышение сбора с 300,6 тыс. до 556,2 тыс. рублей и с 528,8 тыс. до 963,8 тыс. рублей соответственно.
В отношении моделей с мотором объемом 2–3 л размер утилизационного сбора с 1 октября вырастет с 844,8 тыс. до 1,562 млн рублей для новых (коэффициенты индексируются с 42,24 до 78,14) и с 1,28 млн до 2,362 млн рублей для подержанных автомобилей (рост коэффициентов — с 64 до 118,31).
Если в настоящее время на модели с двигателями 3–3,5 л утильсбор составляет 970 тыс. рублей и 1,485 млн рублей (коэффициенты — 48,5 и 74,25), то уже с октября за такие машины придется заплатить 1,794 млн и 2,747 млн рублей (коэффициенты составят 89,73 и 137,36).
Утильсбор для машин с двигателями объемом более 3,5 л повысится в октябре с 1,235 млн рублей до 2,285 млн рублей (изменения коэффициентов — с 61,75 до 114,26) для новых моделей и с 1,623 млн до 3,004 млн рублей для автомобилей старше трех лет (коэффициент вырастет с 114,26 до 150,2).
По закону утилизационный сбор оплачивают как импортеры, так и автопроизводители, он рассчитывается за каждый ввезенный или выпущенный в нашей стране автомобиль. Однако в зависимости от степени локализации той или иной модели стоимость утильсбора может быть полностью или частично скомпенсирована отечественным автозаводам из бюджета.
— Минпромторг России продолжает следить за соблюдением ответственной ценовой политики со стороны отечественных производителей и предоставлять предприятиям комплекс мер господдержки, за счет которого индексация не скажется на стоимости автомобильной и специализированной техники отечественного производства, — отметили в ведомстве.
Кого не затронет повышение утильсбора?
В Минпромторге подчеркивают, что октябрьское повышение утилизационного сбора не касается граждан, которые ввозят автомобили в нашу страну для личного пользования.
— В части импорта автомобильной техники изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, — отметили в пресс-службе ведомства.
Как и прежде, для них действуют льготные ставки:
- 0,17 (3,4 тыс. рублей) для новых автомобилей и
- 0,26 (5,2 тыс. рублей) — для машин старше трех лет.
Однако ими можно воспользоваться только в отношении автомобилей с мотором объемом не более 3 л. При этом в течение года по льготе разрешается ввезти только одно транспортное средство, которое впоследствии должно находиться в собственности импортера-физлица не менее 12 месяцев. При нарушении хотя бы одного из этих условий утильсбор должен быть оплачен на общих основаниях.
Прежними остаются ставки утилизационного сбора для электрокаров и последовательных гибридов. Первый октябрьский этап индексации утильсбора обойдет такие модели стороной, тариф останется прежним — 1,63 и 6,1 для новых и подержанных соответственно. Индексация тарифа для таких моделей предусмотрена лишь с 1 января 2025 года — до 667,4 тыс. и 1,174 млн рублей.
Оформить ДТП будет проще
С 1 октября на бланке извещения о ДТП, который автомобилисты получают вместе с полисом, появится QR-код. Он будет вести на страницу «Госуслуг» с описанием порядка оформления аварии по европротоколу и ссылкой на специальное мобильное приложение.
В пресс-службе Банка России отмечают, что благодаря QR-коду и новому сервису оформить ДТП удаленно станет проще. Приложение также позволяет подать заявление на возмещение убытков без визита в страховую компанию, подчеркивают в Центробанке.
Кроме того, с 1 октября 2024 года АИС страхования станет единственным общим источником данных о выданных полисах на автомобили и жилье, сообщили «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
— Все сервисы, использовавшие данные РСА о полисах ОСАГО, переключаются на систему АИС страхования и будут использовать ее при заключении договоров ОСАГО. На сайте НСИС будет действовать единое бюро страховых историй, где в личном кабинете можно узнать свою историю по ОСАГО, — отметили в пресс-службе союза.