АИП России выделяет ряд ключевых тенденций в развитии индустриальных парков. "Алга в Башкортостан", март 2021
Согласно аналитике Ассоциации индустриальных парков и ОЭЗ России, на фоне 20% роста площадей индустриальных парков в стране доля их заполняемости впервые превысила показатель 60%. Специалисты АИП считают, что спрос на услуги индустриальных парков остается высоким и опережает предложение. О трендах в развитии индустриальных парков, цифровизации работы управляющих компаний и опыте крупнейшего в Башкортостане индустриального парка «Уфимский» – наш разговор с Сопредседателем Правления – Директором по развитию общероссийской отраслевой некоммерческой организации «Ассоциация индустриальных парков и ОЭЗ России» Максимом Паздниковым.
– Максим Константинович, какие тенденции в развитии индустриальных парков сегодня в России вы бы отметили?
– Каждый год в течение 8 лет, на протяжении которых мы ведём наблюдение и готовим аналитические обзоры по индустриальным паркам, их количество прирастало в среднем на 20%, а количество действующих парков за этот период увеличилось в 5 раз. Это колоссальный рост. При этом если мы посмотрим на проекты, которые реализуются сейчас, и сравним их с индустриальными парками, созданными около 10 лет назад, то придем к выводу, что это два разных типа индустриальных парков. Тогда практически у каждого региона был план – построить свой крупный флагманский индустриальный парк. Например, индустриальный парк «Уфимский» – это изначально большой «Гринфилд-парк», ориентированный на размещение крупных инвесторов, в том числе иностранных. Мы знаем подобные примеры в Калужской, Ульяновской, Липецкой областях и во многих других регионах. На сегодняшний день таких проектов практически нет. Крупные индустриальные парки перестали создаваться. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, создание с нуля большого индустриального парка требует вложений, которые отбиваются, конечно, но не быстро. Во-вторых, многие крупные компании, в том числе иностранные, в Россию уже пришли. Сейчас мы наблюдаем тенденцию – идут компании меньшего размера и им не нужны большие площади. Естественно, благодаря оптимизации производства, применению новых технологий компаниям требуется все меньше и меньше площадей, производства становятся более компактными. Сегодня новый индустриальный парк площадью более 100 га – большая редкость. Самый популярный размер парков – 50-80 га. Еще один тренд, который мы фиксируем сегодня – сдача в аренду готовых производственных площадей в индустриальных парках. Бизнесу часто выгоднее арендовать, а не строить свой корпус в парке. А если планируется расширение производства, то целесообразнее арендовать соседнее помещение или переехать в большее по площади, если таковое имеется.
– С какими запросами чаще всего обращаются потенциальные инвесторы в Ассоциацию индустриальных парков?
– Как показывает практика, крупные компании могут самостоятельно вести диалог с региональными Корпорациями развития, с местными органами власти. Они в принципе часто готовы взять на себя часть затрат по созданию инфраструктуры под себя в том или ином индустриальном парке. К нам же чаще обращается средний и малый бизнес, которым нужны уже готовые решения. Они не готовы заниматься вопросами подведения инженерных сетей к своим будущим производствам. У небольших компаний зачастую нет компетенций, чтобы построить завод. Возможно, это их первый проект, они никогда не занимались проектированием и строительством. Компании фокусируются на вопросах производства, они хотят выпускать продукцию и продавать, поэтому все чаще они не готовы владеть помещениями. Если мы говорим про подбор земельного участка, то запросы сегодня в диапазоне от одного и даже половины гектара до 5 га. Если мы говорим про готовое помещение, то чаще всего требуются площади от 500 до 2000 квадратных метров.
– Какие задачи ставит перед собой Ассоциация индустриальных парков и ОЭЗ России на 2021 год? Чего ожидать членам Ассоциации?
– В 2020 году по понятным обстоятельствам мы, как и многие организации по всему миру, развернулись в сторону тотальной цифровизации. Десятки офлайн-мероприятий пришлось отменить или перенести на 2021 год. Мы оказались в реальности, когда представленность в онлайн решает очень многое. Поэтому мы развиваем наши информационные ресурсы, запустим иностранные версии портала и будем продвигать их на зарубежную аудиторию. Развиваем маркетинговые инструменты, усиливаем наши онлайн-компетенции. Мы всегда на связи, готовы оказать необходимую методическую, аналитическую помощь членам ассоциации и потенциальным инвесторам. – Каким, по вашему мнению, должен быть индустриальный парк в современных реалиях, чтобы эффективно привлекать резидентов? – Многие эксперты говорят, что наступили сложные времена и компании поставили свои инвестиционные планы на паузу. И отчасти они правы – такие компании действительно есть. Но в то же время значительное количество предпринимателей запускает новые проекты, видя в нынешних условиях «окна возможностей». Именно такие компании представляют интерес для управляющих компаний индустриальных парков, Корпораций развития. Кроме того, сегодня важно понимать: запросы современных промышленных инвесторов настолько разные, что сложно найти индустриальный парк, который полностью удовлетворит требованиям потенциального резидента. В таких условиях, на передний план выходит необходимость быть гибкими и заранее предугадывать потребности инвесторов.
Нужно исходить из проактивной позиции. Управляющие компании парков должны понимать, на какой сегмент резидентов они ориентируются, российские это компании или иностранные, малые или крупные предприятия. Если мы говорим про небольшие компании, которые хотим привлечь в индустриальный парк, то значит и ставка для них должна быть соответствующая. И искать их мы не будем на каких-то крупных инвестиционных форумах. Вероятно, нужно проанализировать локальные информационные ресурсы и там размещать информацию о парке и возможностях развития производств на его площадях. В этом смысле мне импонирует опыт индустриального парка «Уфимский». Да, это один из крупнейших динамично развивающихся проектов в стране.
Его резиденты вносят существенный вклад в развитие региона и муниципального образования, помогают развивать целый ряд отраслей экономики. Но здесь важно и то, что концепция парка была в некотором смысле пересмотрена, и сегодня там строится новый производственный корпус, в котором смогут разместиться предприятия малого и среднего бизнеса. Это и есть пример гибкого подхода. А еще хочу отметить, что индустриальный парк – это не просто производства, не только площади. Это на самом деле сообщество, в идеальном варианте которого резиденты чувствуют себя комфортно, динамично развиваются, поддерживают друг с другом и управляющей компанией добрые партнерские отношения.