Остальные видео индустриальные парки и МСП здесь
Резолюция Всероссийского Форума индустриальных парков – 2018 в Казани.
В Казани 21-22 ноября 2018 г. в технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-Парк» состоялся Всероссийский Форум индустриальных парков
Организаторами форума выступили Фонд Прямых Инвестиций, редакция делового издания «Эксперт Татарстан», Министерство экономики РТ, Ассоциация индустриальных парков России. Партнерами Форума выступили: электронная торговая площадка «Onlinecontract», «Машиностроительный кластер РТ», строительная организация «Капитал-Строй», компания «ПЦ-Град», международная площадка «Бизнес платформа».
В работе Форума приняли участие представители государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, коммерческих организаций 14 регионов Российской Федерации, средств массовой информации. В рамках форума были проведены две дискуссии в ходе бизнес-завтраков, четыре сессии форума, экскурсия с посещением частного индустриального парка «М7».
Со вступительным словом выступили сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков России М.К. Паздников, заместитель министра экономики РТ Р.Р. Сибгатуллин, управляющий партнер Фонда Прямых Инвестиций Р.Р. Халилов, председатель правления «Машиностроительного кластера РТ» С.В. Майоров.
В программе форума выступили:
- заместитель министра экономики РТ Р.Р. Сибгатуллин,
- управляющий партнер Фонда Прямых Инвестиций Р.Р. Халилов,
- председатель правления «Машиностроительного кластера РТ» С.В. Майоров.
- начальник информационно-аналитического отдела Агентства инвестиционного развития РТ М.Г. Епифанцева
- заместитель директор «Аналитический центр «Эксперт» Сергей Ермак,
- руководитель консалтинговой компании «Верное решение» С.В. Маслехин.
В ходе бизнес-завтрака «Основа для роста» доцент Института управления, экономики и финансов КФУ, эксперт Агентства инвестиционного развития РТ (АИР РТ) Елена Макарова, что в отличие от России, в Татарстане имеется такое понятие, как промышленные площадки. Если по законодательству промышленные парки – от восьми гектаров, то промышленные площадки – всего два гектара. Елена Макарова представила результаты проведенного АИР РТ исследования, в ходе которого было определено, что при выборе площадки для инвестирования ключевыми факторами являются рыночные характеристики (местные и региональные), а также доступность и качество природных ресурсов, наличие развитой инфраструктуры и проводимая государственная политика, а также реализуемые меры поддержки и стимулирования бизнеса. В России на территории индустриальных парков реализуются следующие льготы резидентам аккредитованных парков: программа «Лизинг-грант» (компенсация до 50% от суммы лизингового договора, сумма компенсации для действующих более года предпринимателей увеличивается до 3 млн. рублей); программа «50/50» - компенсация 50% затрат на приобретение оборудования (действовала до 2017 года и в этом году закончилась); программа «Компенсация процентов по кредитам для управляющих компаний и резидентов» (с 2017 по 2020 годы). Однако, в ходе исследования выяснилось, что программа компенсаций по кредитам не всегда привлекательна для участников промышленной площадки. В целом по стране у индустриальных парков имеется множество нерешенных проблем: нет равных условий для развития здоровой конкуренции, «не работает» половина обозначенных льгот и преференций.
Е.Г. Епифанцева в ходе выступления отметила, что промышленные площадки не должны продвигать себя, как выделенную единицу, подчеркнула необходимость всестороннего взаимодействия с муниципального образования, поставщиками сырья,
Также обозначила разный подход в работе частных и государственных парков. Не все государственные индустриальные парки могут похвастаться готовой инфраструктурой. Между тем частные парки предлагают земельные участки под выкуп, что интересно многим инвесторам.
Руководитель консалтинговой компании «Верное решение» С.В. Маслехин в качестве причин низкого заполнения ИП резидентами выделил несколько факторов:
- потеря инвесторами финансов вследствие краха нескольких банков в России и Татарстане,
- санкции на ввоз капитала, инвестирование и экспорт из РФ,
- экономическую неблагоприятную обстановку для инвестирования,
- отсутствие гарантии на сохранность капитала, что характерно для всей России.
К факторам управленческого характера эксперт отнес:
- ожидание «сказочного» внешнего (иностанного) инвестора, которые решит все проблемы,
- отсутствие четкой взаимосогласованной стратегической линии
- и внятной государственной политики управления преференциальными зонами и индустриальными территориями,
- неумелую тактику конкурентной борьбы в развитии территорий
- и отсутствие взаимосогласованных целей, в связи чем
- отсутствует инициатива в развитии межрайонных проектов.
Проблемы, характерные для всех индустриальных парков:
- Серьезная диспропорция между преференциями и источниками финансирования инвестиционных затрат на создание инфраструктуры между частными и государственными парками. Предлагается устранить эту проблему за счет равных условия для частных и муниципальных индустриальных парков на получение аванса при финансировании строительства инфраструктуры или возмещения понесенных затрат, в том числе на проектно-сметную документацию. Предлагается при этом учитывать приоритет в получении финансирования именно частными управляющими компаниями.
- Большая диспропорция в размере тарифов на электроэнергию, в связи с чем назрела необходимость в установлении для резидентов ИП единого, стабильного, на завышенного тарифа от генерирующих компаний и доступного тарифа на передачу электроэнергии. Решение проблемы возможно за счет субсидирования тарифов или создания централизованной единой сетевой компании, которая может регулировать все сети для индустриальных парков.
Заместитель директор «Аналитический центр «Эксперт» Сергей Ермак представил зарубежный опыт, на который стоит равняться российским площадкам.
Среди самых значимых трендов, которые в настоящее время определяют рынок индустриальных парков, он выделил пять.
Первый из них – конкуренция, которую он охарактеризовал как «безумную». Если по итогам мая 2017 года в России было 196 промышленных парков, в том числе 99 действующих, то в мае 2018 их было уже 275, причем действующих 165. Цифра весьма неточная, поскольку о многих площадках информации попросту нет – в большинстве регионов страны нет агентств инвестиционного развития, которые бы отслеживали ситуацию. При этом в Китае действует всего 400 промышленных парков, хотя экономики Китая и РФ несопоставимы.
В качестве второго тренда этой сферы он обозначил серьезно возросшую за последний год активность инвесторов. Три года назад чтобы впечатлить инвесторов было достаточно наличия инженерных сетей. Сейчас инвесторы запрашивают помощь в финансировании, взаимодействии с властью, маркетинге, обучении сотрудников и т.д. Словом, их запросы с каждым годом становятся все более разнообразными, и спектр услуг расширяется.
Четвертый тренд – это создание комплексной платформы, экосистемы роста бизнеса. В качестве иллюстрации Ермак привел зарубежный опыт, когда вместе с большой промышленной площадкой строится жилье и социальная инфраструктура: школы, детские сады, больницы.
Участники форума в своих выступлениях подчеркивали важность работы индустриальных парков, как проектов развития территорий.
При этом отмечен целый ряд проблем, таких как:
- индустриальные парки в районах не имеют значимых налоговых преференций,
- имеются серьезные диспропорции в преференциях между индустриальными парками, площадками в муниципальных районах и промышленно развитых городах Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск, и даже Чистополь, получившие статус территории опережающего развития (ТОСЭР).
В данной ситуации появляется угроза для муниципальных районов с точки зрения «оттягивания» серьезных инвестиционных проектов, квалифицированного персонала и финансовых ресурсов в районы, получившие статус ТОСЭР. В сложившейся системе соподчиненности и функционала федеральных министерств промышленные (индустриальные) и преференциальные территории строятся без взаимосогласованной стратегии - независимо друг от друга. На сегодняшний день преференциальный налоговый режим территории опережающего социально-экономического развития в моногородах существенно превышает эффект от преференциального режима регионального инвестиционного проекта и он в ряде случаев для инвестора превышает даже налоговый эффект в особых экономических зонах.
Участники форума отметили проблему привлечения резидентов, незаполненности площадок резидентами.
Отчасти проблема вызвана санкционным периодом для страны, что сказывается на сложности привлечения иностранных инвесторов, с другой стороны – серьезными преференциями, предоставленными территориям опережающего развития с достаточно низким «порогом» для открытия производства на территорию. Также отмечается достаточно длительная процедура процесса оценки проекта, на что у компаний-резидентов уходит по разным оценкам от полугода до года – до начала запуска производства. В зарубежных странах на эти цели уходит от нескольких дней до двух недель.
На данный момент в Республике Татарстане работают 83 индустриальных парках и промышленных площадки. В 10 районах республики отмечается отсутствие индустриальных парков.
При этом по планам до 2020 года в Татарстане количество индустриальных парков увеличится до 100.
Таким образом, в ближайшей перспективе конкуренция среди управляющих компаний за инвестора и за рабочие кадры для резидентов только усугубится. Это также может привести к необходимости снижения цен на аренду помещений.
При этом среди индустриальных парков выделяются муниципальные парки, парки с государственным участием, а также частные индустриальные парки, на создание и развитие которых не потрачено ни одного рубля.
При этом представители управляющих компаний частных парков отмечают серьезную конкуренцию со стороны муниципальных площадок в связи с тем, что государственное участие позволяет привлечь большое количество персонала, финансовых средств для развития территории.
В ходе форума был презентован опыт индустриального парка «М7», который является частным парком. Парк существует 10 лет (с 2008 года). При этом он является привлекательным для своих резидентов за счет территориальной близости к предприятиям - поставщикам сырья, близости к энергоресурсам. Таким образом, управляющая компания развивает коммерческий девелоперский проект, за 10 лет не принимала участие в государственных программах развития. При этом резиденты индустриального парка имеют возможность участвовать во всех государственных программах поддержки. На сегодняшний день индустриальный парк сталкивается с высоким уровнем конкуренции на рынке коммерческой недвижимости в связи с постоянным ростом числа индустриальных парков с государственным участием.
Прибывшие участники из разных регионов страны, госслужащие, руководители коммерческих организаций, руководители корпораций развития, агентств инвестиционного развития, которые в ряде регионов выполняют роль управляющей компании или оператора, ответственного за развитие индустриальных парков, отметили актуальные проблемы развития индустриальных парков, а именно: пока небольшой опыт среди управляющих компаний в развитии данных видов инфраструктуры для бизнеса, дефицит инвесторов, а также высказали предложения о возможности кооперации между индустриальными парками и их резидентами и готовности участия в рамках кластерного развития. По итогам форума подписано 5 соглашений между представителями Машиностроительного кластера РТ и управляющими компаниями индустриальных парков в регионах.
По итогам проведения форума подписаны соглашения между председателем правления «Машиностроительного кластера РТ» С.В.Майоровым и:
- генеральным директором ООО «УК «Сокуры» А.Г. Мирсаетовым
- генеральным директором ООО «УК «Созидание» М.А. Мифтаховым
- исполнительным директором АО «Корпорация развития Кировской области» Зыковым Г.Г.,
- директором департамента по работе с резидентами Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Е.Г.Гоголевой,
- представителем Корпорацией развития Чеченской республики А.Р.Сулимовым.
Сразу после подписания соглашений стороны обсудили перспективы сотрудничества и выразили уверенность, что совместная работа будет плодотворной.
Предложения участников Форума:
1. Включить весь список аккредитованных (при органе исполнительной власти РТ) индустриальных парков в перечень "приоритетных инвестиционных проектов" и в инвестиционный меморандум РТ - на территории которых:
- управляющая компания (УК) - на основании свидетельства об аккредитации
- резиденты (на основании свидетельства, выданного УК)
применить льготный налоговый режим:
- пониженная ставка по налогу на прибыль организаций 15,5%
- пониженная ставка по налогу на движимое и недвижимое имущество - ставка 0,5%
Подробнее - в приложении 1 к резолюции
2. Сформировать единую стратегию развития преференциальных территорий (ОЭЗ, ТОСЭР) и развития промышленных территорий в районах, учесть в стратегии их «взаимоодополняемость».
3. Рассмотреть возможность внесения законопроекта, предусматривающего преференциальный налоговый режим (ТОСЭР) территории опережающего социально-экономического развития Дальневосточного типа для созданных индустриальных парков и промышленные площадки (прошедшие аккредитацию на соответствие национальному стандарту индустриального парка либо нормативным документом региона которые могут быть созданы на его основе), рассмотреть возможность выделения отдельной категории ТОСЭР – «ТОСЭР Индустриальные парки».
4. Управляющим компаниям индустриальных парков оказать содействие в рамках Национального портала субконтрактации innokam.pro путем выдачи рекомендаций по размещению резидентов для подбора надежных и проверенных поставщиков, участия в исполнении поступающих заказов для дозагрузки свободных производственных мощностей и возможности продвижения производимой продукции и оказываемых услуг.
5. Формирование цифровой среды для инвесторов в развитии индустриальных парков: развитие цифровой линейки услуг, автоматизации управления площадкой (сбор данных о деятельности резидентов, потребленных ресурсах, освоении площадок, а также обработка входящих запросов и т.д.), предоставление IT-коммуникационных услуг и услуг по обработке больших данных.
6. Формирование равных условия для частных и муниципальных индустриальных парков на получение аванса при финансировании строительства инфраструктуры или возмещения понесенных затрат, в том числе на проектно-сметную документацию. Предлагается при этом учитывать приоритет в получении финансирования именно частными управляющими компаниями.
7. Рассмотреть возможность установления для резидентов ИП единого, стабильного, на завышенного тарифа от генерирующих компаний и доступного тарифа на передачу электроэнергии за счет субсидирования тарифов или создания централизованной единой сетевой компании, которая может регулировать все сети для индустриальных парков.
8. Направить данные предложения представителям органам исполнительной и законодательной власти:
- Президенту Республики Татарстан Минниханову Р.Н.
- Министру экономики Республики Татарстан Абдулганиеву Ф.С.
- Руководителю Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Минуллиной Т.И.
- Депутату Государственного совета РТ пятого созыва, председателю Комитета Государственного Совета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Галееву М.Г.
- Заместителю председателя комитета ГД РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Когогиной А.Г.
- Директору Инвестиционно-венчурного фонда РТ Айдельдинову А.Т.
Резолюция утверждена:
Заместитель министра экономики РТ Р.Р.Сибгатуллин
Начальник информационно-аналитического отдела Агентства инвестиционного развития РТ М.Г. Епифанцева
Управляющий партнер Фонда Прямых Инвестиций Р.Р. Халилов
Председатель правления «Машиностроительного кластера РТ» С.В. Майоров
Руководитель консалтинговой компании «Верное решение» С.В. Маслехин
Доцент Института управления, экономики и финансов КФУ, эксперт Агентства инвестиционного развития РТ (АИР РТ) Е.В. Макарова
Приложение №1
к Резолюции Всероссийского Форума индустриальных парков – 2018 в Казани.
Предложения участников форума по внесению изменений в нормативно-правовые акты:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ №1
Предлагается следующая формулировка статьи Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций" (в ред. от 24.02.12. № 12-ЗРТ, от 11.06.12. № 31-ЗРТ, от 11.03.2013 № 19-ЗРТ, от 03.06.2013 № 45-ЗРТ, от 08.10.2013 № 73-ЗРТ, от 26.12.2013 № 103-ЗРТ, от 30.10.2014 № 81-ЗРТ, от 12.06.2015 № 38-ЗРТ, от 25.09.2015 № 62-ЗРТ, от 29.06.2016 № 48-ЗРТ, от 28.11.2016 № 91-ЗРТ, от 26.12.2016 № 102-ЗРТ, от 22.02.2017 № 5-ЗРТ, от 02.12.2017 № 88-ЗРТ, от 22.12.2017 № 97-ЗРТ):
Статья 3. Налоговые льготы
2.1. Налоговая ставка в размере 0,5 процента устанавливается на имущество:
2) резидентов и управляющих компаний технопарков (индустриальных, промышленных, агропромышленных парков), инновационно-технологических центров, созданных в соответствии с решениями органов местного самоуправления, правительства Российской Федерации или Республики Татарстан, в рамках частных инициатив для реализации инновационных проектов, предназначенное для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование при условии прохождения процедуры аккредитации органа исполнительной власти субъекта РФ или федерального органа власти и включения данного технопарка, индустриального, промышленного, агропромышленного парка, инновационно-технологического центра в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ или федерального органа власти.
2) резидентов и управляющих компаний технопарков (индустриальных, промышленных, агропромышленных парков), инновационно-технологических центров, созданных в соответствии с решениями органов местного самоуправления, правительства Российской Федерации или Республики Татарстан, в рамках частных инициатив для реализации инновационных проектов, предназначенное для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование при условии прохождения процедуры аккредитации органа исполнительной власти субъекта РФ или федерального органа власти и включения данного технопарка, индустриального, промышленного, агропромышленного парка, инновационно-технологического центра в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ или федерального органа власти.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ №2
Внести поправки в Закон РТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» в ред. Законов РТ от 17.06.2009 N 17-ЗРТ, от 08.05.2011 N 14-ЗРТ, от 10.11.2011 N 79-ЗРТ, от 29.11.2012 N 79-ЗРТ, от 08.10.2013 N 72-ЗРТ с изм., внесенными решением Арбитражного суда РТ от 28.10.2011 N А65-22108/2011)
Добавить в Статью 1 "Понизить ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Татарстан, до 13,5 процента:" пункт 5 следующего содержания:
5) для резидентов и управляющих компаний технопарков (индустриальных, промышленных, агропромышленных парков), инновационно-технологических центров, созданных в соответствии с решениями органов местного самоуправления, правительства Российской Федерации или Республики Татарстан, в рамках частных инициатив для реализации инновационных проектов, предназначенное для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование при условии прохождения процедуры аккредитации органа исполнительной власти субъекта РФ или федерального органа власти и включения данного технопарка, индустриального, промышленного, агропромышленного парка, инновационно-технологического центра в соответствующий реестр, ведение которого осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ или федерального органа власти.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ №3
Включить в проект Постановления Кабинета Министров РТ «Об утверждении Инвестиционного меморандума РТ на 2019 год» весь список аккредитованных (при органе исполнительной власти РТ) индустриальных парков в перечень "приоритетных инвестиционных проектов" и в инвестиционный меморандум РТ - на территории которых:
- управляющая компания (УК) - на основании свидетельства об аккредитации
- резиденты (на основании свидетельства, выданного УК)
применить льготный налоговый режим:
- пониженная ставка по налогу на прибыль организаций 15,5%
- пониженная ставка по налогу на движимое и недвижимое имущество - ставка 0,5%