Госдума разрешила регионам устанавливать налог на движимое имущество
Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки к Налоговому кодексу, которые позволяют регионам самостоятельно устанавливать ставку налога на движимое имущество. Нижняя палата, однако, ограничила размер ставки 1,1%.
Налог на движимое имущество — в частности, станки и транспорт — был отменен пять лет назад. В первом чтении предполагалось, что заново платеж будет введен с годичной отсрочкой, однако губернаторы настояли на немедленном вступлении поправок в силу. К третьему чтению подошел компромиссный вариант: в течение 2018 года ставка будет ограничена, а затем регионы получат право увеличивать ее до 2,2%.
В МЭР настаивают на скорейшей отмене налога на движимое имущество 05.09.17
Минэкономразвития рассчитывает на быстрое согласование и принятие законопроекта об отмене налога на движимое имущество организаций, не смотря на отсутствие поддержки со стороны Минфина, рассказал замминистра Станислав Воскресенский в кулуарах ВЭФ-2017.
Напомним, льгота на движимое имущество действует только до конца текущего 2017 года.
Согласно ст. 381.1 НК РФ с 2018 года принятие такой льготы отдано на откуп регионам. Между тем в МЭР подготовили законопроект, которым во всех статьях главы 30 слово «имущество» заменяется словами «недвижимое имущество», т.е. «движимость» просто не будет попадать под налог.
Планируется, что поправки вступят в силу с 2018 года. «Я этот законопроект направил на согласование в Минфин сразу после совещания у президента, где, как мы поняли, эта инициатива была поддержана. Сейчас обсуждаем в правительстве», — сказал Воскресенский.
Он указал, что решение об отмене налога необходимо принять быстро, даже если против его реализации выступит Минфин, передает RNS. «Мы договорились, что даже если Минфин не поддерживают, все равно мы очень быстро будем двигаться бюрократически, чтобы со следующего года уже отменить», — подчеркнул Воскресенский.
Минфин выступил за сохранение налога на движимое имущество. Но ведомство согласно дать бизнесу скидку.
Чиновники выбирают между доходами и инвестициями в модернизацию. Евгений Разумный / Ведомости
Минфин и Минэкономразвития решают судьбу налога на движимое имущество компаний – придумать новую льготу или отменить. Сейчас действует льгота и налог на имущество, поставленное на баланс после 2013 г., не платится. Так правительство хотело стимулировать бизнес активнее вкладывать в обновление производства. Но с 2018 г. льгота будет отдана на откуп регионам, которые должны решить в этом году, оставлять ее или отменить. До сих пор ни один регион не сделал выбор в пользу льготы.
Подготовил такой законопроект только Татарстан, рассказывает директор Deloitte Василий Марков, а некоторые регионы уже публично заявили, что сохранять льготу не будут, – например, Челябинская область.
В результате для большинства компаний с 2018 г. будет фактически возрожден налог на модернизацию. Разобраться с проблемой после встречи с бизнесом в конце августа поручил президент Владимир Путин.
Половина налога в подарок
Обещанная премьером Дмитрием Медведевым инвестиционная льгота по налогу на прибыль касается покупки оборудования, модернизации, реконструкции производства. Минфин предлагает, чтобы эти расходы напрямую уменьшали сам налог на прибыль – максимум на 50%. Регионы смогут сами решить, будут ли они вводить у себя такую льготу. В 2016 г. льгота сэкономила бизнесу больше 160 млрд руб., следует из данных ФНС. Из-за чего пострадали бюджеты регионов, которым и так не хватает денег. В 2018 г. налог может дать регионам около 130–150 млрд руб., оценивал ранее министр финансов Антон Силуанов.
Для бизнеса же отказ регионов сохранять у себя льготу стал настоящей головной болью, жалуется руководитель налогового департамента крупной международной компании: многим придется серьезно менять инвестиционные планы. «Пытались объяснять это губернаторам, но региональные власти предлагают построить что-то еще и снизить на это имущество ставку», – рассказывает он.
Минэкономразвития предложило радикальный способ решения проблемы – отменить с 2018 г. налог на движимое имущество бизнеса. Против Минфин, у которого есть альтернативный вариант: ввести налоговый вычет по аналогии с обсуждаемой сейчас инвестиционной льготой по налогу на прибыль. Компания сможет уменьшить налог на движимое имущество на сумму инвестиций в новое оборудование, рассказал на Московском финансовом форуме (МФФ) замминистра финансов Илья Трунин.
Законопроект разработан и на следующей неделе будет направлен в ведомства и правительство, уточнил представитель Минфина. Чтобы стимулировать компании активнее инвестировать в модернизацию своих производств, Минэкономразвития предлагает освободить их от налогов.
Минфин против: это сократит доходы регионов
То, что Минфин готов на компромиссы, хорошая новость, говорит партнер KPMG Нина Гулис, но предложенный вариант нужно тщательно прорабатывать. Если у компании небольшой налог на движимое имущество, а инвестиции большие, льгота сгорает – перенести неиспользованную часть вычета на следующий год нельзя. База для налога – это остаточная стоимость, которая рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью и амортизацией, рассказывает Марков.
Но для оборудования средние сроки амортизации – 3–5 лет, а все, что старше, обычно и так почти не облагается налогом, объясняет он. Норма будет невыгодна компаниям со старыми фондами, которые собираются серьезно вкладывать в модернизацию, говорит Гулис, для них льгота будет минимальной, зато на следующий год с нового оборудования придется платить больше налогов, если модернизация не продолжится. Выгодной она будет тем, у кого уже сейчас много нового имущества и, как следствие, высокий налог, продолжает она. Но зачем обновлять и без того новое оборудование, говорит Марков.
Схема слишком сложная, компаниям будет сложнее просчитывать инвестиционные планы, предупреждает Марков, лучше просто отменить налог. Во всем мире налога на движимое имущество и вовсе не существует, говорил на МФФ партнер Deloitte Геннадий Камышников. После введения льготы многие компании обновили свои фонды, рассказывает председатель совета директоров крупного промышленного холдинга. Самой болезненной отмена льготы будет для производственных, нефтегазовых, инфраструктурных компаний, включая телекоммуникационные, говорит Марков: чем больше купят нового оборудования, тем выше будет налог.
Отмена налога решит многие проблемы, говорит Гулис, в том числе связанные с ограничениями в применении льготы. Сейчас она не распространяется на имущество, которое компания передала зависимой организации. Многие перерегистрировали имущество на аффилированные компании, чтобы не платить с него налог, жаловались регионы. Но некоторые специально закупали оборудование у таких структур – это дешевле и безопаснее, рассказывал Марков.
Предложенная Минфином конструкция все равно лишит регионы части доходов, предупреждает чиновник. По данным Счетной палаты, на начало июня у 38 регионов общий дефицит бюджетов достиг 55,3 млрд руб., общий госдолг регионов на 1 августа – 2,2 трлн, следует из данных Минфина.
Последние 10 лет регионы страдали от федеральной налоговой политики, указывал аналитик S&P Карен Вартапетов, федеральные льготы почти всегда оказывали негативное влияние на региональные бюджеты. Федеральный центр вводит льготу, но бизнес ни за какие показатели по инвестициям не готов нести ответственность, жаловалась на МФФ вице-мэр Москвы Наталья Сергунина. Москва в ближайшее время планирует подробнее рассматривать применение льгот, рассказала она, и предоставлять их только в обмен на инвестиции в городе. Принимать налоговые решения одного уровня, влияющие на другой, недопустимо, поддержал ректор РАНХиГС Владимир Мау.
Госдума приняла в среду во втором чтении законопроект, фактически возвращающий отмененный пять лет назад налог на движимое имущество организаций. При первом чтении депутаты проголосовали за годовую отсрочку передачи от центра регионам права освобождать бизнес от этого платежа. Это не устроило губернаторов, уже заложивших в свои бюджеты доходы от льготы, продлевать которую почти никто из них не намерен.
В итоге принят компромиссный вариант: регионам оставят возможность ввести налог уже в 2018 году, но по вдвое уменьшенной ставке (далее — по полной).
Бизнесу этот компромисс только в следующем году будет стоить до 80 млрд руб.
Поправка о движимом имуществе входит в налоговый законопроект, необходимый для принятия бюджета на 2018–2020 годы. Он, в частности, возвращает инвестиционную льготу, увеличивает ставки акцизов и отвязывает страховые взносы индивидуальных предпринимателей от МРОТ. Все эти новации были приняты не без споров (подробнее см. в “Ъ” от 9 ноября), но одна поправка — о налоге на движимое имущество организаций — вызвала особые возражения.
Напомним, ради обновления производства в 2012 году автомобили, станки, оборудование и прочую технику дороже 40 тыс. руб. от этого налога освободили. Налог на имущество — региональный, но льготу тогда предоставил центр. Год назад право на введение льготы было передано территориям.
К концу этого года, однако, выяснилось, что регионы возобновлять действие льготы не намерены, ведь она прямо сокращает их бюджеты. В результате предприниматели столкнулись с угрозой внезапного роста налоговой нагрузки — потенциально на сумму около 164 млрд руб. (сумма льготы в 2016 году).
Как возвращение налога на движимое имущество скажется на регионах?
Решение стало неожиданным для бизнеса — сейчас этот налог компании не платят, льгота по нему была введена в 2012 году, а спустя два года Владимир Путин ввел мораторий на повышение налоговой нагрузки.
В соответствии с новыми поправками правительства, в тех регионах, где откажутся сохранять льготу, бизнесу придется платить налог по пониженной ставке — 1,1%. Возвращение налога негативно скажется на бизнесе, отметил в беседе с «Коммерсантъ FM» руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Михаил Орлов.
Желание властей пополнить таким образом региональные бюджеты объяснимо, но нельзя принимать подобные решения так неожиданно: «Это, прежде всего, затронет транспортный сектор, компании, которые занимаются производственной деятельностью, у которых очень дорогое оборудование — ритейл, например. Единственный упрек, который можно адресовать авторам — нельзя такие решения принимать за 1,5 месяца до начала финансового года. Серьезные налоговые изменения, которые могут повлиять на экономику компании, нужно вводить как минимум за год, чтобы компании могли просчитать свои инвестиционные программы. Сейчас организации будут вынуждены пересчитывать свои налоговые обязательства и, соответственно, экономику бизнеса».
Эксперты отмечают, что возвращением налога на модернизацию правительство хочет решить финансовые проблемы регионов — их общий госдолг уже превышает 2 трлн руб., а расходы на его обслуживание и погашение за три года выросли в три с половиной раза.
Эта мера правительства будет иметь краткосрочный эффект, уверен старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. По его мнению, для решения финансовых затруднений субъектов федерации нужно менять их бюджетную политику:
«На несколько лет, думаю, поможет, но в долгосрочной перспективе эта мера может угробить нашу экономику. Сейчас она находится под санкциями, которые связаны в том числе с их логическим обновлением, и вместо того, чтобы как-то пытаться последствия этих санкций смягчить, мы сами к ним присоединяемся. Что касается нехватки денег в бюджете — эта проблема должна решаться корректировкой структур и расходов, надо разворачивать фискальную политику. Год-два мы наедимся этим налогом, а потом станет понятно, что экономика не растет, мы будем проигрывать конкуренцию в производительности труда, в большем спектре отраслей, перспективы будут очень плохие».
В октябре этого года Госдума на федеральном уровне отменила льготу на закупку энергоэффективного оборудования — она была введена в 2012 году для стимулирования модернизации компаний. Теперь решение о возврате налога на такое оборудование регионы будут принимать самостоятельно. При первом чтении неделю назад передача регионам полномочий по льготе была сдвинута на год, на 2019-й. Однако губернаторы и Совет федерации выступили против отсрочки, поскольку почти все регионы уже учли доходы от отмены льготы в своих бюджетах (оставляют ее единицы — так, в сентябре Мособлдума установила нулевую ставку налога до 2021 года).
Поэтому при первом чтении министр финансов Антон Силуанов пообещал «еще раз проанализировать ситуацию», глава бюджетного комитета ГД Андрей Макаров тогда говорил о необходимости выбрать, «у кого забрать 164 млрд — у регионов или у бизнеса». В итоге после согласований с Белым домом в среду принята поправка, формально делящая риски пополам. «Компромисс найден,— объявил Андрей Макаров.— И его уже поддержали коллеги из Совета федерации и регионы».
Субъектам РФ оставлена возможность уже с 2018 года вводить или отменять налог на движимое имущество, но по ставке не более 1,1% его стоимости вместо нынешних 2,2%. Это снижение будет действовать лишь в отношении 2018 года. В утешение бизнесу принята поправка о том, что для нового имущества (не старше трех лет) и для «инновационного высокоэффективного оборудования» регионы смогут вводить дополнительные льготы. Бизнес такой компромисс не устраивает.
В РСПП “Ъ” сообщили о несогласии с принятой поправкой: «Это создает риски для реализуемых и планируемых инвестпроектов, негативно влияет на деловой климат, увеличивая и фискальную нагрузку, и уровень непредсказуемости». В «Деловой России» решение назвали «странной мерой». Как сказал “Ъ” глава налогового комитета объединения Кирилл Никитин «сохранение статус-кво бизнес устроило бы больше».
Примечательно, что, по данным “Ъ”, как раз в среду в РСПП прошло заседание бюро правления на тему «Об увеличении фискальной нагрузки на бизнес». Предприниматели зафиксировали факт одобрения новаций, повышающих налоговое бремя, несмотря на наличие указания президента о его сохранении. Кроме движимого налога речь идет об отмене льготы по НДС при реализации металлолома, о запрете на вычет НДС по товарам, приобретенным за счет бюджетных субсидий, о введении утилизационного сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения и прочем — всего в перечне РСПП десять позиций.