Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

С 2019 года Минфин России планирует поднять ставку НДС с 18 до 22 процентов, а тариф страховых взносов опустить с 30 до 22 процентов. Эти планы уже окрестили реформой 22/22, а законодатели — налоговым маневром. Чем грозит компании реформа 22/22

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес. 

Цели: избежать повышения налоговой нагрузки после реформы.

Как действовать: пересмотреть оплату труда топ-менеджеров и оптимизировать оборот документов.

С 2019 года Минфин России планирует поднять ставку НДС с 18 до 22 процентов, а тариф страховых взносов опустить с 30 до 22 процентов. Эти планы уже окрестили реформой 22/22, а законодатели — налоговым маневром. Текста проекта пока нет, правительство должно представить его в мае. Но известно, что законодатели намерены отменить лимиты, при превышении которых тариф взносов в Пенсионный форд РФ снижался до 10 процентов, а в ФСС отменялся вовсе. Как скажется эта реформа на вашем бизнесе? Предлагаю расчетную модель в Excel, которая покажет влияние реформы: вырастет налоговая нагрузка или нет. Введите несколько показателей своей компании и вы получите готовый ответ для общего режима налогообложения, а также упрощенки с объектами «доходы» и «доходы минус расходы».

Какие изменения налоговой политики предусмотрены в модели

Все изменения налоговой политики, которые могут произойти в ближайшие годы, я разбил по пяти направлениям.

Расходы большинства компаний в 2019 году вырастут. Законодатели продвигают реформу 22/22 как налоговый маневр, который не увеличит нагрузку компаний. Основной их довод: НДС поднимут только на 4 процента, тогда как взносы уменьшат на 8 процентов. Но это лукавство. Компания платит налог на добавленную стоимость со всей добавленной стоимости, которую создает. В нее входят прибыль компании, зарплата работников, стоимость товаров, работ или услуг, купленных у упрощенцев, и все другие расходы, которые не содержат входного НДС. База для начисления налога на добавленную стоимость вырастет, если добавить к этому проблемы с вычетом входного НДС, который компания уплатила поставщику в составе цены: нет счета-фактуры, не та подпись в документах.

Согласитесь, добавленная стоимость в несколько раз больше, чем фонд оплаты труда работников, с которых считаются страховые взносы. Нагрузка компании снизится, только если она занимается трудозатратной деятельностью и заработная плата сотрудников — одна из ее основных статей расходов. Остальные компании ждет рост налоговой нагрузки, что приведет к увеличению цен, в том числе закупочных.

Налог на прибыль станет больше из-за снижения страховых взносов. Страховые взносы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому снижение тарифа взносов автоматически приведет к росту налога на прибыль. Компании, которые отражают в декларации прибыль, заплатят больше денег в бюджет, убыточные — покажут меньше убытка. При ставке налога на прибыль в 20 процентов снижение тарифа взносов на 8 процентов приведет к росту налога на 1,6 процента от фонда оплаты труда (8 × 20).

К примеру, если фонд оплаты труда за год составлял 120 млн рублей, то взносы уменьшатся на 9,6 млн рублей (120 млн руб. × 8%), а налог на прибыль вырастет на 1,92 млн рублей (9,6 млн руб. × 20%). Страховые взносы уменьшатся на 6,4 процента (8 – 1,6) или ((9,6 млн руб. – 1,92 млн руб.) : 120 млн руб. × 100)).

Взносы с заработной платы топ-менеджеров в 2019 году увеличатся. В планах законодателей отменить лимиты, при достижении которых взносы не платят или платят в меньшем размере. Эта инициатива может свести на нет экономию на взносах в 2019 году.

Сейчас, если зарплата физлица с начала 2017 года превысит 755 тыс. рублей, с последующих выплат в его адрес компания не платит взносы в ФСС (ст. 426 НК РФ, постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255). То есть экономит 2,9 процента от суммы превышения. Если зарплата работника превысит 876 тыс. рублей, то пенсионные взносы с последующих выплат начисляются по пониженному тарифу — 10 вместо 22 процентов. То есть с зарплат до 755 тыс. рублей компания платит 30 процентов взносов, с 755 001 до 876 000 рублей — 27,1 процента, свыше 876 тыс. рублей — 15,1 процента.

Если законодатели установят единый взнос 22 процента, то с зарплат топ-менеджеров придется отчислять больше, чем сейчас. Пограничный доход топ-менеджера — 1,966 млн рублей в год или 163 834 рубля в месяц. С этой суммы компания сейчас перечисляет страховые взносы в среднем по ставке 22 процента: 755 000 руб. × 30% = 226 500 руб., 121 000 руб. × 27,1% = 32 791 руб., 1 090 000 руб. × 15,9% = 173 310 руб. Общая сумма взносов 432 601 рубль (226 500 + 32 791 + 173 310) или 22 процента от годового дохода в 1,966 млн рублей. По существующей схеме с сумм, превышающих этот доход, компания платит взносы по тарифу 15,9 процента. А после реформы тариф станет 22 процента.

Страховые взносы и налог на прибыль у упрощенцев станут меньше. Сейчас компании на упрощенной системе налогообложения вправе платить страховые взносы по пониженному тарифу — 20 процентов, если соответствуют ряду условий. Например, признаются резидентами территории опережающего развития или свободной экономической зоны (подп. 11 и 12 п. 1, п. 10 ст. 427 НК РФ). Или занимаются льготируемым видом деятельности: производством пищевых продуктов, текстильным и швейным производством, транспортом и связью, управлением недвижимым имуществом и т. д. (подп. 5 п. 1, п. 6 ст. 427 НК РФ).

Льготы действуют только в 2017–2018 годах. С 2019 года все упрощенцы обязаны платить страховые взносы по общему тарифу, как и компании на общем режиме, — 30 процентов. Разница в 10 процентов существенна. Если же законодатели примут реформу 22/22, то для льготируемых упрощенцев рост составит всего лишь 2 процента. Но рост все равно будет. А отмена пределов и вовсе на них не скажется, поскольку для пониженных тарифов они не применяются и сейчас.

Если же упрощенцы не имеют права на пониженные тарифы, то реформа принесет им снижение страховых взносов на четверть. А поскольку спецрежимники не платят налог на добавленную стоимость, то его рост не погасит экономию на взносах, как у компаний на общем режиме.

Объект «доходы минус расходы»: повышение ставки НДС приведет к увеличению суммы входного НДС. Компания вправе признать его в расходах при расчете налога (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), значит, упрощенный налог немного уменьшится. По этой же причине снижение тарифов на взносы сократит расходы, признаваемые в учете. Это приведет к незначительному росту налога при упрощенке.

Но сумма расходов имеет значение, если компания отражает в декларации налог выше минимального. Иначе учет расходов никак не скажется на налоге, поскольку даже убыточная компания обязана заплатить минимальный налог — 1 процент от выручки за период (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Объект «доходы»: упрощенец вправе уменьшить налог на сумму взносов на обязательное и добровольное страхование, а также на пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет компании (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Но в целом снизить можно не более чем на 50 процентов. В расчетной модели мы учли лишь уменьшение налога на сумму страховых взносов на обязательное страхование. Если прочие выплаты существенны в вашей компании, то скорректируйте результаты анализа.

Страховые взносы в 2020 году не вырастут. С 2020 года реформа 22/22 станет выгодней для компаний, чем в 2019 году. Через три года текущая статья 425 НК РФ предусматривает уплату страховых взносов в бюджет исходя из тарифа 34 процента с выплат, которые не превышают предельные суммы. С выплат, которые выходят за предел, нужно перечислять только взносы на медицинское страхование по тарифу 5,9 процента. Если налоговый маневр 22/22 введут в действие, то он, с одной стороны, отменит планируемое повышение тарифов, но с другой — заставит платить взносы в полном объеме с любых выплат.

Чтобы оценить, как реформа скажется на компании, воспользуйтесь расчетной моделью.

 

Откуда брать данные для расчетной модели

Есть два варианта получить исходные данные. Первый вариант — взять цифры из налоговой отчетности за прошлый год или квартал. Такие данные больше подходят для расчета налоговых изменений. К примеру, в декларации по налогу на добавленную стоимость сразу можно увидеть выручку по операциям, которые облагаются НДС. А из суммы заявленных вычетов расчетным путем можно вычислить расходы, по которым они заявлены. Для этого разделите сумму вычета на ставку налога на добавленную стоимость — 18 и умножьте на 100. Из отчетности по страховым взносам возьмите данные о выплатах в пределах лимита и сверх него.

Налоговые данные позволяют оценить, как бы изменилась налоговая нагрузка вашей компании, если бы реформа действовала с 2016 или 2017 годов. Варьируя цифры, можно понять, при каких условиях нагрузка будет минимальной. Минус этого способа в том, что эти данные относятся к прошлым периодам и не учитывают рост или снижение оборотов компании, новые проекты и т. д. На это нужно сделать поправку при оценке расчетов.

Другой вариант — ввести в расчетную модель плановые данные на 2019 или 2020 годы, когда законодатели намерены ввести реформу в действие. Но плановые данные нужно скорректировать для налогового учета. Так, для расчета НДС выручку нужно брать только по операциям, которые облагаются НДС по ставке 18 процентов. Что будет со ставкой 10 процентов, пока неясно. К расходам, которые содержат входной НДС, относятся все покупные товары, работы или услуги, если выполнены условия для предъявления вычета НДС:

  • поставщики применяют общий режим налогообложения и платят НДС в бюджет. То есть закупки у упрощенцев или предпринимателей на патенте здесь не учитывайте;
  • товары, работы или услуги облагаются по ставке 18 процентов;
  • товары, работы или услуги компания использует для деятельности, облагаемой НДС.

Плановые показатели оплаты труда поделите на выплаты, которые превышают и которые не достигают предела в 876 тыс. рублей. Чтобы не загромождать расчеты, я пренебрег тем, что с выплат в пределах от 755 001 до 876 000 рублей компания платит 27,1 процента. В расчетах тариф для всех выплат до 876 тыс. рублей по текущим правилам равен 30 процентам. Разница по одному человеку составит 3509 рублей ((876 000 руб. – 755 001 руб.) × 2,9%).

Как работает расчетная модель

Возьмем для примера компанию, выручка которой за I квартал 2017 года составила 100 млн рублей. Стоимость товаров, работ и услуг, которые компания купила у поставщиков и по которым она вправе заявить вычет входного НДС, равна 40 млн рублей. Фонд оплаты труда в пределах 876 тыс. рублей на человека — 20 млн рублей, свыше предела — 2 млн рублей. По итогам квартала прибыль есть. Введем эти данные в таблицу, все остальное подсчитает расчетная модель.

Для компаний на общем режиме результат по 2019 году представлен в таблице 1. Поскольку выручка компании в 2,5 раза превышает расходы, которые содержат входной НДС, то после внедрения реформы нагрузка по налогу на добавленную стоимость вырастет. Из-за того что выплаты сверх лимитов невелики, общая нагрузка по страховым взносам снизится. Однако этой экономии не хватит, чтобы перекрыть рост налога на добавленную стоимость. В итоге компания заплатит на 1,2 млн рублей налогов больше.

Таблица 1. Влияние налогового маневра на компанию с общим режимом налогообложения в 2019 году, руб.

Показатели Сейчас После реформы Как изменятся налоги в 2019 году по сравнению с 2017 годом  
Начисленный НДС 18 000 000 22 000 000 4 000 000
НДС к вычету 7 200 000 8 800 000 1 600 000
Итого как изменится нагрузка по НДС 10 800 000 13 200 000 2 400 000 К уплате в бюджет
Страховые взносы 6 318 000 4 840 000 -1 478 000 Меньше заплатите в бюджет
Изменение налога на прибыль за счет снижения страховых взносов 295 600 Больше заплатите в бюджет
Итого как изменится налоговая нагрузка 1 217 600 Больше заплатите в бюджет

Также невыгодна реформа для данной компании и в 2020 году (см. табл. 2). Без нее даже с учетом повышения тарифов страховых взносов до 34 процентов компания заплатила бы в бюджет больше только на 0,5 млн рублей. Введение реформы заставит ее заплатить 1,2 млн рублей, то есть на 0,7 млн рублей больше.

Таблица 2. Влияние налогового маневра на компанию с общим режимом налогообложения в 2020 году, руб.

Показатели Сейчас 2020 год Как изменятся
налоги в 2020 году
по сравнению
с 2017 годом
Эффект реформы
в 2020 году
Без реформы После реформы Без реформы После реформы Сумма Комментарий
Начисленный НДС 18 000 000 18 000 000 22 000 000 0 4 000 000 4 000 000
НДС к вычету 7 200 000 7 200 000 8 800 000 0 1 600 000 1 600 000
Итого как изменится нагрузка по НДС 10 800 000 10 800 000 13 200 000 0 2 400 000 2 400 000 К уплате в бюджет
Страховые взносы 6 318 000 6 918 000 4 840 000 600 000 -1 478 000 -2 078 000 Меньше заплатите в бюджет
Изменение налога на прибыль за счет снижения страховых взносов -120 000 295 600 415 600 Больше заплатите в бюджет
Итого как изменится налоговая нагрузка 480 000 1 217 600 737 600 Больше заплатите в бюджет
Общее изменение налоговой нагрузки в 2020 году по сравнению с 2017 годом Больше заплатите в бюджет Больше заплатите в бюджет

Предположим, что эта же компания применяет не общий, а упрощенный режим налогообложения с объектом доходы. И те же самые данные о выручке и расходах она получила по итогам 2017 года. Тогда в 2019 году налоговый маневр будет ей выгоден (см. таблицу. 3). Особенно если сейчас она не имеет права на пониженный тариф страховых взносов. Тогда она сэкономит почти 1,5 млн рублей. Без права на пониженный тариф реформа позволит ей избежать серьезного роста расходов на страховые взносы. В 2020 году эти эффекты только усиливаются (см. таблицу. 4).

Таблица 3. Влияние налогового маневра на компанию на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» в 2019 году, руб.

Показатели Сейчас 2019 год Как изменятся налоги в 2019 году по сравнению с 2017 годом Эффект реформы
в 2019 году
Без реформы После реформы Без реформы После реформы Сумма Комментарий
Сумма входного НДС, которую можно учесть в расходах 7 200 000 7 200 000 8 800 000 1 600 000 1 600 000 Больше учтете в расходах
У компании есть право на пониженный тариф страховых взносов      
Страховые взносы 4 400 000 6 318 000 4 840 000 1 918 000 440 000 -1 478 000 Меньше заплатите в бюджет
На сколько уменьшится налог при упрощенке из-за учета входного НДС и страховых взносов в расходах -1 740 000 -2 027 700 -2 046 000 -287 700 -306 000 -18 300 Меньше заплатите в бюджет
Общее изменение налоговой нагрузки в 2019 году по сравнению с 2017 годом 1 630 300 134 000
Больше заплатите в бюджет Больше заплатите в бюджет
У компании нет права на пониженный тариф страховых взносов      
Страховые взносы 6 318 000 6 318 000 4 840 000 -1 478 000 -1 478 000 Меньше заплатите в бюджет
На сколько уменьшится налог при упрощенке из-за учета входного НДС и страховых взносов в расходах -2 027 700 -2 027 700 -2 046 000 -18 300 -18 300 Меньше заплатите в бюджет
Общее изменение налоговой нагрузки в 2019 году по сравнению с 2017 годом -1 496 300
Ничего не изменится Меньше заплатите в бюджет

Таблица 4. Влияние налогового маневра на компанию на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» в 2020 году, руб.

Показатели Сейчас 2020 год Как изменятся
налоги в 2020 году
по сравнению
с 2017 годом
Эффект реформы
в 2020 году
Без реформы После реформы Без реформы После реформы Сумма Комментарий
Сумма входного НДС, которую можно учесть в расходах 7 200 000 7 200 000 8 800 000 1 600 000 1 600 000 Больше учтете в расходах
У компании есть право на пониженный тариф страховых взносов      
Страховые взносы 4 400 000 6 918 000 4 840 000 2 518 000 440 000 -2 078 000 Меньше заплатите в бюджет
На сколько уменьшиться налог при упрощенке из-за учета входного НДС и страховых взносов в расходах -1 740 000 -2 117 700 -2 046 000 -377 700 -306 000 71 700 Больше заплатите в бюджет
Общее изменение налоговой нагрузки в 2020 году по сравнению с 2017 годом 2 140 300 134 000
Больше заплатите в бюджет Больше заплатите в бюджет
У компании нет права на пониженный тариф страховых взносов      
Страховые взносы 6 318 000 6 918 000 4 840 000 600 000 -1 478 000 -2 078 000 Меньше заплатите в бюджет
На сколько уменьшиться налог при упрощенке из-за учета входного НДС и страховых взносов в расходах -2 027 700 -2 117 700 -2 046 000 -90 000 -18 300 71 700 Больше заплатите в бюджет
Общее изменение налоговой нагрузки в 2020 году по сравнению с 2017 годом 510 000 -1 496 300
Больше заплатите в бюджет Меньше заплатите в бюджет

Как подготовить компанию к внедрению реформы 22/22

Судя по риторике Минфина России, реформу все-таки введут в действие с 2019 года. Нужно следить за ее обсуждением, поскольку в окончательном тексте закона могут быть новые нюансы. К примеру, часть выплат, которые сейчас не облагаются страховыми взносами, могут вывести из необлагаемого списка. Хотя финансовое ведомство обещает сохранить все льготы.

Если ваша компания экономила на страховых взносах за счет выплат топ-менеджерам, то стоит пересмотреть их оплату труда не позже конца 2018 года. Напомню, эта схема основана на том, чтобы начислять руководителям большую зарплату или премию, которая выходит за пределы по взносам, поэтому облагается ими по минимальному тарифу — 15,9 процента, а фактически выплачивать эти деньги другим работникам. После внедрения реформы схема станет неактуальной, поэтому оплату труда руководящего звена безопаснее свести к ее реальному уровню.

После внедрения реформы налоги компании на общем режиме вырастут за счет повышения ставки НДС. Нивелировать этот эффект можно, сведя к минимуму потери вычетов входного НДС. На практике компании часто теряют часть вычетов. Причин много: то счет-фактура опоздала, то в нем ошибка, то при проверке налоговики снимают вычеты из-за проблем с поставщиком и т. д. Наладив тщательную проверку контрагентов и отточив документооборот, компания увеличит свои вычеты, а значит, снизит сумму НДС к уплате в бюджет.

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.