Пониженные тарифы для субъектов МСП в сфере обрабатывающего производства с 1 января 2025 года
Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП, основным видом экономической деятельности (также далее - ВЭД) которых является один из видов экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД (за исключением производства напитков, производства табачных изделий, производства кокса и нефтепродуктов, металлургического производства) по перечню, утверждаемому Правительством РФ), начиная с 2025 года применяется единый пониженный тариф в размере 7,6% в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной 1,5 МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода (п. 2.5 ст. 427 НК РФ).
Перечень видов экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД для целей применения единого пониженного тарифа страховых взносов установлен распоряжением Правительства РФ от 11.12.2024 N 3689-р.
В письме ФНС России от 12.02.2025 N БС-4-11/1279@ разъяснено, что виды деятельности в Перечне определены на уровне подкласса иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования, предусмотренного ОКВЭД2. Соответственно, все входящие в определенный подкласс группы, подгруппы и виды деятельности по ОКВЭД2 также относятся к перечню. Таким образом, если у субъекта МСП в ЕГРЮЛ или ЕГРИП основным видом деятельности указан вид, который относится к подклассу ОКВЭД2, утвержденному в Перечне, то такая организация вправе применять с 1 января 2025 года единый пониженный тариф страховых взносов при соблюдении условий, установленных п. 13.2 ст. 427 НК РФ.
Условия применения единого пониженного тарифа страховых взносов (п. 13.2 ст. 427 НК РФ):
- соответствующий ВЭД указан в качестве основного в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП;
- по итогам календарного года, предшествующего году перехода плательщика на уплату страховых взносов по единому пониженному тарифу страховых взносов, а также по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.2 НК РФ, не менее 70% составляют доходы от осуществления основного ВЭД.
В случае несоответствия плательщика перечисленным условиям, такой плательщик лишается права на применение единого пониженного тарифа с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.
В письме Минфина России от 19.03.2025 N 03-15-07/27039 разъяснено, что если МСП изменит в текущем году основной вид экономической деятельности в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на вид деятельности, который указан в Перечне, то он будет вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% только со следующего года при соблюдении условия о доле доходов от осуществления этого основного ВЭД (не менее 70% в сумме всех доходов) по итогам текущего года и отчетных (расчетного) периодов следующего года.
Как применять пониженные тарифы взносов субъектам МСП, имеющим право на льготные тарифы по другим основаниям?
В Законе N 102-ФЗ нет никаких исключений и не предусмотрено особых правил для использования пониженных тарифов страховых взносов субъектами МСП, которые и до 1 апреля 2020 года относились к категориям плательщиков, имеющих право на льготные тарифы, установленные ст. 427 НК РФ.
По нашему мнению, Закон N 102-ФЗ никоим образом не отменяет применение льгот по ст. 427 НК РФ. Да и вообще не должен ухудшить положение плательщиков взносов. То есть полагаем, что субъекты МСП вправе применять льготные тарифы, используемые ими ранее, если они ниже установленных Законом N 102-ФЗ. В письмах ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5850@, от 30.06.2020 N БС-4-11/10540@ также разъяснено, что в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, в размере, не превышающем или равном величине МРОТ, страховые взносы субъектами МСП исчисляются по применяемым тарифам, размер которых установлен ст. 425 либо п. 2 ст. 427 НК РФ, то есть с учетом иных льгот по взносам, на которые плательщик имеет право.
Момент утраты права на применение пониженных тарифов страховых взносов при утрате статуса субъекта МСП
Сроки исключения сведений из реестра обозначены в частях 4 - 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ. В частности, содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах и ИП исключаются из реестра 10 июля текущего календарного года в случае:
- непредставления сведений о среднесписочной численности работников и (или) налоговой отчетности, позволяющей определить величину полученного дохода, за предшествующий календарный год;
- несоответствия условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Нормы главы 34 НК РФ не определяют правил прекращения применения указанной категорией плательщиков единого пониженного тарифа страховых взносов при утрате ими статуса субъекта МСП, равно как не регламентируют порядок применения пониженных тарифов страховых взносов в случае, если плательщик перестал соответствовать критериям для признания его субъектом МСП, но еще не исключен из реестра субъектов МСП.
Из официальных разъяснений, представленных с учетом положений Закона N 209-ФЗ, следует, что организация, являющаяся субъектом МСП, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о ней внесены в реестр, и до 1-го числа месяца, в котором она исключена из реестра (см., например, письма Минфина России от 29.05.2023 N 03-15-06/48898, от 06.04.2021 N 03-03-07/25152, письмо ФНС России от 26.02.2021 N СД-17-11/65@).
Аналогичной логики придерживаются и судьи: с учетом положений ст. 3 Закона N 209-ФЗ статус субъекта МСП поставлен в зависимость от факта включения такого субъекта в реестр. Следовательно, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии внесения сведений о них в реестр (постановления АС Северо-Западного округа от 27.03.2023 N Ф07-2417/23, АС Волго-Вятского округа от 26.09.2022 N Ф01-4884/22).
Пример
Общество включено в единый реестр субъектов МСП и применяет пониженные тарифы страховых взносов. По итогам предыдущего года оно перестает соответствовать критериям субъекта МСП с января, однако обновление единого реестра субъектов МСП произойдет только в июле текущего года.
В рассматриваемой ситуации субъект утратит право на применение единого пониженного тарифа страховых взносов, установленного п. 2.4 ст. 427 НК РФ, с первого числа месяца, в котором будет исключен из реестра. До исключения из реестра производить расчет по общим тарифам не следует, после исключения из реестра обязанностей, связанных с перерасчетом, возникнуть не должно.
Внесение сведений в единый реестр субъектов МСП и исключение этих сведений из реестра носит учетно-информационный, а не правоустанавливающий характер. Это означает, что отсутствие в реестре сведений о хозяйствующем субъекте не может рассматриваться как безусловное препятствие для реализации им права на применение пониженных тарифов страховых взносов в случае фактического соответствия установленным критериям отнесения к субъектам МСП (постановление Семнадцатого ААС от 10.03.2022 N 17АП-797/22).
Но изложенное также означает, что при фактическом несоответствии критериям признания субъектами МСП наличие записи о компании в реестре само по себе не свидетельствует о том, что компания относится к упомянутым субъектам. В таком случае можно утверждать, что уплата компанией страховых взносов в пониженном размере влечет за собой риск предъявления претензий со стороны налогового органа. Однако правоприменительной практики, связанной с оспариванием права организации применять при таких обстоятельствах пониженные тарифы страховых взносов, не обнаружено.