Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Минпромторг РФ готовит поддержку промышленных заказчиков при внедрении российских ИТ-решений на своей ИТ-инфраструктуре на объектах критической информационной инфраструктуры КИИ

- Как будет происходить внедрение сугубо отечественного ПО и железа?

Сергей Маслехин решение-верное.рф

Если строить предположения (не ознакомившись с инициативами Минпромторга), то надо основываться на существующих механизмах поддержки заказчиков внедрения, которые уже реализовались в рамках ППРФ 529 Минпромторг, отечественные ПО и ПАК РФРИТ 550, пилотные проекты внедрения Сколково 555.

Механизм может выглядеть так:

1. Заказчик внедрения (промышленный заказчик) обсуждает с потенциальными поставщиками отечественных решений* по программному обеспечению и железу - два ТЗ:

- ТЗ 1 на доработку (кастомизацию) коробочного решения для нужда промышленного заказчика

- ТЗ 2 на внедрение решения (периметр заказчика),

2. появляются календарный план реализации и смета проекта:

- календарный план реализации ТЗ 1 у разработчика и смета затрат на доработку

- календарный план реализации ТЗ 2 у заказчика и смета затрат на внедрение

3. КП и смета утвердждаются и являются приложениями к соглашению между Минпромторогом и промышленным заказчиком

4. Возможно проводится конкурентная процедура среди исполнителей (интеграторы, исполнители поставшики решения) возможно и нет (риски на сорне заказчика бюджет не рискует если заказчик не получил результата и не оплатил исполнителю - Минпром не субсидирует, субсидия дается только после проверки соответствия КП и сметы и целевых показателей

5. закладываются бюджетные ассигнования в мероприятие (проект программу или отдельное РП РФ)

6. проекты реализуются, выполняются КПЭ, затраты субсидируются

 

* по программному обеспечению и железу, которые

- либо уже сейчас содержится в реестре отечественного программного обеспечения и программно аппаратных комплексов 1827 и/или в реестре отечественной российской продукции 719 (878),

- либо будет стоять жёсткое отлагательное условие, что после завершения кастомизации - адаптации программного обеспеченияи железа под нужды промышленного заказчика попадёт в соответствующий реестр.

 

Как будет выглядеть субсидирование промышленных заказчиков?

Сергей Маслехин решение-верное.рф

В принципе, такое субсидирование такое финансирование и через индустриальный центр компетенций для особо значимых проектов уже небольшой опыт в течение 2 лет накоплен, а внедрение российского программного обеспечения и программно аппаратных комплексов в рамках 529 постановления уже несколько лет накоплен опыт Субсидирование промышленных заказчиков может осуществляться по схеме постановления 529 550 555, когда субсидия грант даётся заказчику внедрения, и заказчик софинансирует в значительной степени.

Субсидия не превышает определённых лимитов (например 20% сметы), и заказчик финансирует в значительной степени своими ресурсами эти затраты и направляет эти грантовые средства субсидии на

- на ФОТ проектной группы, которая занимается проектом внедрения в периметре своей компании промышленного заказчика, налоги с ФОТ

- часть накладных расходов

- на покупку неисключительных лицензий на использование программного обеспечения (или покупку адаптации по как услуга, когда говорят о кастомизации) и на часть затрат на покупку электроники железа

- на прочие расходы внедрения НИОКР, испытания

 

4 апреля 2024

https://www.interfax.ru/news/2024/04/04

Минпромторг расширит поддержку промышленных заказчиков при внедрении российских ИТ-решений

Москва. 4 апреля. INTERFAX.RU - Минпромторг РФ готовит новое предложение по поддержке промышленных заказчиков при внедрении ими российских решений на своей ИТ-инфраструктуре (речь идет прежде всего об объектах критической информационной инфраструктуры, КИИ - ИФ).

Об этом заявил директор департамента цифровых технологий Минпромторга Владимир Дождев в ходе конференции АКПОКонф, организованной Ассоциацией крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования.

"В ближайшие две недели анонсируем новую меру поддержки, - сказал Дождев. - Это будет мера поддержки заказчиков, предусматривающая софинансирование их затрат на внедрение программного обеспечения и "железа". Обсуждаем сейчас внутри министерства конкретные параметры, процедуры, регламенты. Но в общем виде это будет субсидирование приобретения и внедрения ИТ-решений, обучения сотрудников работе с ними".

По словам Дождева, новая мера поддержки будет распространяться на решения, создаваемые в рамках всех особо значимых проектов, которые ведутся по линии "Сколково" и Российского фонда развития ИТ (РФРИТ). Речь идет о проектах по развитию или созданию с нуля тяжелых промышленных программных решений для управления производством, управления жизненным циклом, для математического моделирования и т.п.

"То есть, всех блоков (решений - ИФ), которые наша промышленность потребляет и которые мы сейчас должны дорабатывать под требования крупнейших заказчиков, ИЦК (индустриальные центры компетенций), объединений и ассоциаций, - добавил Дождев. - Без консорциумной работы, без работы внутри ИЦК и ассоциаций мы не достигнем уровня безопасности и устойчивости ИТ-решений, который продиктован сегодняшними условиями, внутренней политикой и нормативной базой".

По словам Дождева, разработчики должны делить между собой задачи, которые перед ними ставят заказчики или отрасли, уметь работать совместно, а не бросаться на одну и ту же задачу.

"Все наши инструменты стимулирования будем транслировать именно по такому подходу - работа через заказчика, работа в консорциумах и работа на результат", - подчеркнул он.

При этом Дождев напомнил, что уже с 1 сентября текущего года компаниям (владельцам объектов КИИ) будет запрещено закупать для использования в рамках КИИ иностранные программно-аппаратные комплексы (ПАК). Также до конца года должны быть подготовлены отраслевые планы по переводу всех объектов КИИ на работу с российскими доверенными ПАКами. Сам этот переход должен быть завершен к 2030 году.

В настоящее время формированием реестра значимых объектов КИИ занимается Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) РФ. При этом она сталкивается с заметными трудностями при определении категории объектов КИИ. Так, по данным ФСТЭК, около 30% объектов КИИ не проходят проверку на соответствие той или иной категории значимости.

"За конец 2022 года и 2023 год нами было проверено около 40 тыс. систем (объектов КИИ - ИФ), - говорил в середине ноября прошлого года заместитель директора ведомства Виталий Лютиков. - Треть систем возвращается на доработку с точки зрения переоценки ущерба при нарушении их функционирования в результате киберинцидентов".

Кроме того, с марта 2023 года были снижены границы ущерба бюджету РФ, расцениваемого как значимый (в случае киберинцидентов на объектах КИИ). Помимо этого, в перечень субъектов КИИ экономической сферы помимо банков включены финансовые организации, а к социально значимым негативным последствиям сейчас относятся не только нарушения функционирования транспортной инфраструктуры, но и транспортных средств (всего нормативная база по КИИ охватывает 13 отраслей - ИФ).

Таким образом, число субъектов КИИ, для которых нормативные требования стали обязательными, значительно выросло. По словам участников рынка информационной безопасности, в настоящее время точное количество подобных объектов неизвестно.

Ранее, при "старой" версии закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ" (187-ФЗ), число объектов КИИ оценивалось приблизительно в 50 тыс. информационных систем.

 

 

Что за объекты критической информационной инфраструктуры предполагается оснащать?

Сергей Маслехин решение-верное.рф
 
Объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) – это
  • информационные системы,
  • информационно-телекоммуникационные сети,
  • автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.
Субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) :
  • государственные органы,
  • государственные учреждения,
  • российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели,
которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы (ИС), информационно-телекоммуникационные сети (ИТС), автоматизированные системы управления (АСУ), функционирующие в сфере:
  • здравоохранения,
  • науки,
  • транспорта,
  • связи,
  • энергетики,
  • банковской сфере
  • и иных сферах финансового рынка,
  • топливно-энергетического комплекса,
  • в области атомной энергии,
  • оборонной,
  • ракетно-космической,
  • горнодобывающей,
  • металлургической
  • и химической промышленности,
а также российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей

К объектам критической информационной инфраструктуры относятся системы и устройства, которые играют ключевую роль в обеспечении безопасности и стабильности общества.

Например:

1. Системы энергетики (электростанции, электросети) — здесь тоже есть производственные компании посавщики решений и стороны ЭСК — могут выступать как промышленный заказчик..

2. Системы связи (телефонные сети, интернет-провайдеры).

3. Финансовые системы (банки, биржи).

4. Транспортные системы (аэропорты, железные дороги).

5. Системы здравоохранения (больницы, медицинские центры) и производства медицинских изделий, лекарств, фармацевтика.

6. Государственные информационные системы (системы управления, базы данных).

7. Промышленные системы (заводы, производственные линии) - тоже могут выступать промышленный заказчик.

Эти объекты считаются критическими, потому что их нарушение или отключение может привести к серьезным последствиям для общества, экономики и национальной безопасности. Поэтому они требуют особого внимания и защиты от угроз и атак

Полагаем, речь пойдет не только про ЦКР и ИЦК - про Росатом Ростех ОАК ОСК, а про другие пром. предприятия, которые не попали в периметр ЦКР и ИЦК

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.