Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Давайте сделаем в моногороде Чистополь особую экономическую (льготного налогообложения) зону туристско-рекреационного типа с помощью инструмента ТОСЭР и путем привлечения предпринимателей из сферы туризма, сопутствующих услуг и товаров

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОСЭР НИЖНЕКАМСК, ЧИСТОПОЛЬ, КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ

По итогам изучения нормативной документации и общения с предпринимателями, имеющими намерение получить статус резидента ТОСЭР и реализовать в этом статусе инвестиционный проект, начать новое производство и реализацию продукции вльготном налогвом режиме, сотрудники компании получили такой план по усовершенствованию "нормативки" режима ТОСЭР:

1. Виды деятельности (согласно ОКВЭД) - указаны далеко не все важные для города отрасли:

Требуется при создании ТОСЭР Чистополь дополнить перечень видов экономической деятельности, осуществление которых допускается в результате реализации инвестиционных проектов резидентам ТОСЭР, поскольку список видов деятельности в ТОСЭР Набережные Челны оказался довольно "бедным" в сравнении с остальными 14 ТОСЭР (см. рисунок)

2.1. Например, на сегодняшний день статус резидентов ТОСЭР не смогут получить компании, занимающиеся в существенно важных отраслях для гармоничного сбалансированного развития производства и города в целом, таких, как:

  • сбор, транспортировка отходов,
  • переработка отходов,
  • переработка вторичного сырья,
  • утилизация отходов и т.п.
  • научная и исследовательская деятельность (НИР, ОКР), реализация их результатов промышленным предприятиям,
  • услуги прототипирования, производственного инжиниринга, внедрение разработок (ОКР),
  • услуги и работы производственного характера, оказываемые производственным предприятиям на аутсорсинговой основе смежниками (зарядка аккумуляторов, обслуживание, наладка оборудования, 

2.2. Дополнить кодами ОКВЭД внутреннего туризма:

2.3. Выпали из поля зрения высокотехнологические компании в информационно-технологической сфере и коммуникациях (ИКТ)

  • разработка инженерного программного обеспечения для проектирования, управления производственными процессами, технологическими процессами,
  • разработка контроллеров, автоматики, КИПиА, систем управления автоматизированными и роботизированными комплексами,

Учитывая, что ИКТ-компании вполне могут создать 20-30 высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест на собственной базе (вне организванной инфраструктуры)

Также учитывая, что ИКТ компании легко:

  • создают интеллектуальный капитал,
  • легко регистрируют права на результататы интеллектуальной деятельности (РИД) - свидетельства на программы ЭВМ, на базы данных (БД), патенты, ноу-хау,
  • оценка рыночной стоимости такого капитала вполне превышает сумму 50 миллионов рублей без учета НДС (это минимальный норматив инвестиций за 10 лет резидента ТОСЭР НЧ)

3. Минимальный объем капитальных вложений резидента ТОСЭР.

В НПА указаны только капитальные вложения (то есть основные средства - здания, сооружения, оборудование), а поскольку мы живем в 21 веке и готовимся к 4 промышленной революции - одними только капитальными зданиями и сооружениями рывок не делается, забыли про интеллектуальный капитал. Из сферы внимания законодателя выпали нематериальные активы (НМА) 

 

Проблема: Совсем не заложена возможность учесть инвестиции в нематериальные активы (НМА).

 

В настоящий момент статья 1 "Основные понятия" Федерального закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений использует следующие основные понятия:

 

инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; 
инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

Предлагается:

  • заменить слово "капитальные вложения" на "инвестиции" (более широкое понятие),
  • включить в состав инвестиций вложения в нематериальные активы (НМА), характерные для высокотехнологичных и ИТ компаний,
  • предусмотреть и явно прописать - что относится к инвестициями, учитываемыми в соглашении с резидентами, а что - не относится,
  • Минфину разработать методику признания этих расходов (по какой стоимости, на какую дату, методом начислениям или кассовым методом и решить аналогичные вопросы, устранить методически неоднозначные толкования),
  • признать инвестициями резидента ТОСЭР также вложения в нематериальные активы (ноу-хау, патенты, изобретения) и результаты интеллектуальной деятельности (РИД),

Нематериальный актив (НМА), это актив, который одновременно отвечает следующим требованиям (п.п. 2 – 4 ПБУ 14/2007; п. 3 ст. 258 НК РФ):

  • актив не является вещью;
  • актив способен приносить организации экономические выгоды, т.е. предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организацией не предполагается продажа актива в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация имеет права на данный актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), на основании которых организация может ограничить доступ иных лиц к использованию актива;
  • фактическая (первоначальная) стоимость актива может быть достоверно определена.

Что относится к нематериальным активам:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин;
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • селекционные достижения;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

3. В ТОСЭР необходимо снизить требования по рабочим местам (до 10 рабочих мест, как у других ТОСЭР)
3.1. Имеется двусмысленность и различие в терминологии в формулировках:

  • Количество рабочих мест - измеряется количеством аттестованных рабочих мест (например 1 станок)
  • Штатная численность (позиция штатного расписания) - это измеряется показателем ССЧ, который исчисляет Минтруд, ФСС, ПФ, ФОМС - (например: 3 оператора одного станка, 1 наладчик, 1 уборщица)

Сейчас понятие "количество рабочих мест" подменяется понятием "среднесписочная численность (ССЧ)" и "количеством позиций штатного расписания" - отчитываются одним показателем за другой. Количество рабочих мест - не равно ССЧ!

3.2. Нужно внести новое понятие - не только созданными рабочими местами нужно мерить резидента, но и количеством вовлеченных в проект людей (граждан, работников) и предпринимателей

Например,

  • ресурсы аутсорсинга и аутстаффинга, на которые переходит весь прогрессивный мир - никак не связаны с количеством создаваемых рабочих мест
  • ИП, ООО, участвующие в оказании туристических услуг - сами не создадут такое количество рабочи мест, а в совокупности - вполне
  • Количество задействованных - не трудоустроенных, но занятых граждан - тоже важный фактор развития территории

3.3. Нужно провести ряд мер по изменению законодательства в сфере внутреннего туризма

4. В ТОСЭР Чистополь для развития туристско-рекреационного потенциала нужно снизить требования по инвестициям резидента до 5 миллионов рублей

Предложения (проект поручения органам исполнительной власти):

1. Необходимо устранить конфликт интересов согласующих ведомств. Предложить Министерству финансов РТ давать оценку проекта в рамках своей компетенции – по критерию бюджетной эффективности проекта для регионального бюджета, в частности.

2. В соответствии с порядком рассмотрения заявки, установленным в ПКМ РТ №61 от 04.02.2016г (в ред изм. от 16.04.2016г), собирать комиссию по рассмотрению заявки на получение статуса резидента ТОСЭР в любом случае - даже если нет всех трех положительных заключений - и принимать решение о возможности заключения или об отказе в заключении Соглашения на комиссии.

3. Изменить процедуру принятия решения, если все три заключения положительные – в этом случае нет необходимости собирать комиссию, автоматически готовится Соглашение. Таким образом, например, реализована схема получения статуса резидента в ТОСЭР г.Тольятти.

4. Необходимо разработать и утвердить процедуру выделения земель муниципального фонда (в том числе сельскохозяйтсвенного, туристско-рекреационного типа) в аренду (без проведения торгов) компании, получившей одобрение статуса резидента (лучше одновременно с решением о присуждении статуса "резидент ТОСЭР" принять и решение о выделении муниципального земельного участка без торгов.

Предметом такой процедуры может являться земельный участок, на который данная компания первой (в случае одновременных требований нескольких компаний) подала заявку одновременно с заявкой на ТОСЭР - при наличии:

  • временного юридического адреса регистрации в МО
  • обязательства сохранить юрисдикцию в случае получения статуса резидента ТОСЭР и получения земли в аренду.

5. Упростить требования к БП будущих резидентов ТОСЭР, так как согласно Постановлению КМ РТ №284 предъявляются строгие требования. Один из вариантов решения - внести изменения в ПКМ РТ №61 от 04.02.2016 "Об утверждении Порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан", включить более простые требования к БП будущего резидента.

6. Внести на основании сложившейся практики (упростить) изменения в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 г. N 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»

7. Дополнить приложение №1 к Постановлению Правительства РФ по Чистополю - внести в перечень вышеперечисленные виды деятельности согласно вышеуказанного списка ОКВЭД

При этом потребуется пересогласование решения о создании ТОСЭР:

  • в Минэкономразвития РФ,
  • в профильном комитете Правительства РФ,
  • межведомственной комиссии Правительства РФ,
  • Фонда развития моногородов.

8. В части признания инвестиций в виде РИД, НМА:

  • в ПП РФ 416 заменить слово "капитальные вложения" на "инвестиции" (более широкое понятие),
  • включить в состав инвестиций вложения в нематериальные активы (НМА), характерные для высокотехнологичных и ИТ компаний,
  • предусмотреть и явно прописать - что относится к инвестициями, учитываемыми в соглашении с резидентами, а что - не относится,
  • Минфину разработать методику признания этих расходов (по какой стоимости, на какую дату, методом начислениям или кассовым методом и решить аналогичные вопросы, устранить методически неоднозначные толкования),
  • признать инвестициями для целей ПП РФ 416 также вложения в нематериальные активы (ноу-хау, патенты, изобретения) и результаты интеллектуальной деятельности (РИД),

9. Рассмотреть вопрос о снижении показателей резидентов:

  • По инвестициям - до 5 миллионов рублей за весь период (10 лет);
  • По рабочим местам - до 10 человек ССЧ за 1 год и за весь период (10 лет)

9.1. Устранить двусмысленность и различие в терминологии в формулировках (количество рабочих мест не равно ССЧ):

  • Количество рабочих мест - измеряется количеством аттестованных рабочих мест (например 1 станок)
  • Штатная численность (позиция штатного расписания) - это измеряется показателем ССЧ, который исчисляет Минтруд, ФСС, ПФ, ФОМС - (например: 3 оператора одного станка, 1 наладчик, 1 уборщица)

Сейчас понятие "количество рабочих мест" подменяется понятием "среднесписочная численность (ССЧ)" и "количеством позиций штатного расписания" - отчитываются одним показателем за другой.

10. Внести соответствующие изменения в нормативные документы:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»
  • ПРОЕКТ Постановления Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Чистополь»
  • ПРОЕКТ Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении порядка заключения соглашения о ведении деятельности территории опережающего социально-экономического развития «Чистополь»

11. Разработать концепцию развития ТОСЭР Татарстана (отраслевую специализацию или иной фактор конкурентосопособности ТОСЭР между собой) для их взаимодополнения и гармоничного развития,

Например в разрешенных видах деяткльности резидентов ТОСЭР Чистополь должны быть ОКВЭД внутреннего туризма и связанных с этим услуг, товаров народных промыслов, культуры, НХП, ДПИ - значит критерий 50 млн. капиальных вложений не должен быть к ним применим - они никогда его не выполнят, если речь не идет о машинном способе массового изготовления сувениров.

Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!
При необходимости - обращайтесь к нам!

ТОСЭР - это аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) - предоставление налоговых преференций:

  • налог на прибыль в первый год - 5%, в последующие годы - 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю - 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций - 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - 7,6% (без ТОР 30%).

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

Чего нет в ТОСЭР? В ТОСЭР нет таможенных преференций - льгот по НДС и таможенным пошлинам и сборам при импорте/экспорте

Чего нет в ОЭЗ? в ОЭЗ нет льгот по страховым взносам в фонды обязательного страхования (пенсионное, социальное, медицинское) - ПФР, ФОМС, ФСС

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284. Обращайтесь к нам!

Создание ОЭЗ регулируется федеральным законодательством, а также решением о передаче ОЭЗ федерального уровня в ведение (и финансирование) регионов.

Создание ТОСЭР на территории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».

 

При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ОЭЗ или ТОСЭР - обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соотвествующий опыт.

При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников "Как стать резидентом ТОСЭР?" или "Как разработать бизнес план своими силами?" - также обращайтесь к нам, научим, есть опыт

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес. 
Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.