Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Активисты сельского туризма Краснодарского края создали Ресурсный центр развития сельского (аграрного) туризма. А у нашего Госкомитета по туризму и Министерства сельского хозяйства РТ нет желания системно заниматься развитием сельских территорий и туризма

Коллеги в Краснодаре тоже видят эту проблему и озадачились созданием ресурсного центра - информационно-консультационного (ресурсного) центра компетенций по развитию сельского аграрного туризма

Проект направлен на снижение межведомственной рассогласованности и повышение роли авторитета НКО, деятельность которых направлена на развитие сельских территорий Краснодарского края.
В рамках проекта:
I. Создана пилотная в Краснодарском крае территория, как постоянно действующая демонстрационно-обучающая площадка межсекторного (НКО-власть) сотрудничества для формирования нового сегмента экономики и социальной сферы сельских территорий – сельского (аграрного) туризма через:
а) систему информационно-консультационных и обучающих 70-ти (групповых и индивидуальных) семинаров в 10-ти сельских поселениях Крымского района для органов МСУ, сельских жителей и др. заинтересован. сторон, с участием, не менее 500 человек;
б) систему дуальной формы дополнительного образования (обучения), необходимых для реализации программы развития сельского туризма, кадров с участием, не менее 30 студентов;
в) для активизации местного населения - конкурс по 12 номинациям, необходимым для создания и развития нового сегмента экономики и социальной сферы сельских территорий и заключительный фестиваль «Караван агротуризма – 2018», с участием, не менее 400 человек-слушателей семинаров и 100 приглашённых гостей для демонстрации и трансляции полученного в рамках проекта опыта.

II. Закреплён, полученный ранее, уникальный и успешный опыт взаимодействия НКО с органами представительной и исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления Крымского района.

III. Осуществлена трансляция системы наиболее успешных мероприятий в другие районы края и южные регионы РФ через изданную брошюру с полученными методами и технологиями развития провинциального туризма.

В рамках проекта заключены соглашения о взаимодействии межмуниципального, межсекторного и межведомственного характера; получена практическая основа для концепции МЦП устойчивого развития всех сельских территорий муниципального района; концепция представлена на рассмотрение и согласование в Совет (депутатов) и главе района; подготовлен комплексный пакет подтверждающих документов и презентаций полученного опыта для масштабирования успешных практик проекта.
Система мероприятий по глубокому изучению имеющегося потенциала возможностей пилотной территория для развития сельского туризма на базе сельских усадеб, социально-культурных центров (домов культуры), местных музеев и аграрного (на базе местных фермерских хозяйств) осуществляется созданным «Ресурсным центром развития сельского (аграрного) туризма».

Цели проекта:

Цель №1. Расширение существующей в Краснодарском крае успешной практики взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и НКО, деятельность которых направлена на развитие сельских территорий и местных сообществ.

Задачи проекта:

Задача №1. Информационно-консультационное, организационное и методическое содействие органам местного самоуправления сельских поселений, сельским жителям и другим заинтересованным сторонам в создании и продвижении качественного и конкурентоспособного турпродукта в сфере сельского (аграрного) туризма.
Задача №2. Совершенствование существующей муниципальной и региональной нормативной базы в сфере сельского (аграрного) туризма для развития сельских территорий на основе межсекторных и межведомственных партнёрств - кластеров.
Задача №3. Установление связей межведомственного и межсекторного сотрудничества и взаимодействия.
Задача №4. Популяризация провинциального туризма в молодёжной среде для развития кадрового потенциала в сфере сельского (аграрного) туризма.
Задача №5. Создание условий для повышения общественной активности сельских граждан.
Задача №6. Масштабирование наиболее успешных практик сотрудничества СО НКО и органов власти, апробированных на пилотной территории.
Задача №7. Рекламно-информационное сопровождение и обеспечение деятельности по проекту.

В нашем случае - инертности органов именно региональной власти и только части "спящих" МСУ - треть органов МСУ очень активно действует и озвучивает назревшие проблемы и пути их решения.

Отсутствие главного инструмента - федеральной нормативной базы (закона, подзаконных актов, методик…), т.е. – отсутствие государственного ориентира развития нового сегмента экономики и социальной сферы сельских территорий, стало причиной инертности органов региональной власти и МСУ, отсюда - неэффективное использование имеющегося комплекса ресурсов сельских поселений для развития территорий и местных сообществ.

Но, в существующих благоприятных условиях развития туризма на селе:

  • привлекательный комплекс природных, историко-культурных ресурсов,
  • потенциал предпринимательского сообщества,
  • наличие интереса и желания у определённого числа руководителей МСУ, сельских жителей, инициативных сельских предпринимателей, фермеров развивать и непосредственно участвовать в создании нового сегмента,

– имеются возможности роста и развития «снизу», даже в отсутствии федерального закона.

В нашем случае - органы региональной власти в силу как раз межведомственного характера развития сегмента - занимаются "отфутболиванием" друг другу задач, которые нужно решить

Однако, межведомственная рассогласованность в органах власти различных уровней, с одной стороны и межведомственный характер развития сегмента, с другой, а также отсутствие полноценной информации (как раз, - на местах, в сельских территориях) о возможностях и направлениях развития, существующей нормативной базе, способствующей (прямо или косвенно) развитию нового сегмента, препятствуют развитию сельских территорий и повышению качества жизни местных жителей.

Золотые слова - именно центра компетенций

Организация работы информационно-консультационного (ресурсного) центра компетенций, с участием экспертов направления от НКО, бизнеса и органов власти, позволят ослабить существующие проблемы в развитии сельских территорий, содействовать их устойчивому подъёму и росту человеческого капитала в провинциальных территориях.

Внедрение мотивирующих компонентов в применении технологий создания новых традиций сельской жизни (информирование, консультирование, обучение, проведение конкурса) позволят ускорить процесс активизации и вовлечения местных жителей в решение собственных проблем и развитие сельских территорий.

Наиболее успешные мероприятия проекта будут тиражироваться в другие районы региона через проведение межрайонной конференции с участием заинтересованных представителей районов Краснодарского края, в итоге, - организацию работы межмуниципальной (межведомственной и межсекторной) Рабочей группы и межрайонного ресурсного центра развития сельского (аграрного) туризма на основе соглашений с руководителями муниципальных образований (о внедрении успешных практик).

Конкурс 2017-2

Статус проекта: Победитель конкурса

Организация: КРАСНОДАРСКАЯ КРАЕВАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СОДЕЙСТВИЕ ВОЗРОЖДЕНИЮ СЕЛА"

Грантовое направление: развитие институтов гражданского общества

География проекта: Краснодарский край. Уточнение. Для презентации результатов проекта и обсуждения механизма дальнейшего развития (масштабирования) полученных, наиболее успешных, муниципальных практик приглашаются представители всех (44-х) муниципальных образований края и соседних регионов ЮФО. Осуществлены (по итогам проекта) рассылки информационных писем с резолюцией итоговой конференции по адресам:

1) 44-х района и 352 с/п Краснодарского края;

2) ВУЗы края;

3) министерства и проф.комитеты ЗСК края;

4) парламентский аппарат ЮФО и СКФО;

5) Общественные палаты Краснодарского края, РФ, ЮФО и СКФО;

6) Комитет сельских женщин (Минсельхоз РФ);

7) Рабочая группа Комитета по развитию санаторно-курортного комплекса и туризма ЗСК края по разработке региональной «Концепции» развития агротуризма;

8) Центральный и Региональный Советы «Всероссийского Совета местного самоуправления»;

9) Комитет Совета Федерации по АПК и природопользованию.

4243427.0000 рублей
2985427.0000 рублей
2985427.0000 рублей

В связи с тем, что внутренний, въездной и особенно – сельский, туризм - представляет собой маркетинговую деятельность:
А) по привлечению на территорию муниципальных образований потенциальных покупателей и пользователей:
- производимой на данной территории продукции фермерства, сельского хозяйства, народных художественных промыслов и ремесел;
- оказываемых сопутствующих услуг и выполняемых работ, включая: организацию досуга, питание, проживание, приобщение к сельскому быту, что  несомненно поможет селянам улучшать их благосостояние.
Б) по пуляризации национальной культуры, традиций, обычаев, обрядов и взаимообогащению культур

В) По привлечению внимания к землям, хозяйствам, богатствам края

Это все должно положительно сказаться на динамике оттока населения из сельской местности (возможно снизить ее), переломить тренд "опустошения" части сел,

Мы считаем, что именно на развитии сельского туризма (со всеми сопутствующими вытекающими отсюда эффектами) следует сконцентрировать внимание органов самоуправления, муниципалитета, органов власти региона.

Факторами успеха развития сельского туризма, то есть увеличения входящего туристического, покупательского потока в муниципальные районы (в данном контексте "сельский туризм" - не рассматриваются города, населённые пункты с численностью населения более 100 тысяч) мы выделяем следующие:

1. Создание условий для гостеприимства (принятия и обслуживания туристического потока) - это задача самих культ-массовиков, краеведов, владельцев гостевых домов, инициативных людей на селе, операторов туризма:

  • улучшение условий размещения и расселения (проживания);
  • улучшение сервиса гостеприимства, организация питания, удобств, сервисных услуг;
  • планирование, "обкатка" (репетирование) и проведение программ и мероприятий интересного времяпровождения, культурно-массовых мероприятий,
  • организация досуга, спорта, прогулок, маршрутов, посещений интересных мест;
  • вовлечение в деятельность по сохранению и популяризации народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства и народных традиций, обычаев, нарядов, национальных или традиционных костюмов, кухни, игр и обрядов;

2. Продолжение работы по выявлению потенциальных субъектов сельского туризма:

Выявление и подготовка (обучение) организаторов - инициативных, системных людей, могущих взять на себя функции координатора - в целях организации обслуживания - как туристических групп, так и одиночных туристов.

Выстраивание кооперации - объединение усилий и графиков, режимов работы, планов :

  • Глав КФХ, глав сельхоз кооперативов,
  • односельчан, граждан, производителей сельхоз продукии, продуктов питания
  • владельцев мест проживания и размещения
  • местных "культ-массовиков-затейников", краеведов, экскурсоводов

Некоторые из форм обучения организаторов и обмена опытом среди субъектов сельского туризма:

  • проведение показательных визитов объектов района, ознакомительных туров для агентов, туристических компаний, операторов и профессиональных коллективов
  • приглашение туристических компаний и агентов на период проведения событийных мероприятий культурно-массовых мероприятий
  • проведение конференции по развитию сельского туризма семинаров районного, межрайонного, регионального и межрегионального уровней на территории туристических объектов района или объектов, на которых возможно организовать групповое массовое образовательное мероприятие

Продолжение работы с этими выявленными субъектами - как государственной функции с выделением ставок сотрудников, бюджета на деятельность и проведение мероприятий, а не только силами Региональной ассоциации развития сельского туризма (РАСТ) как отдельных сознательных граждан, инициативной группы - на общественных началах

Потребуется обучение, в том числе:

  • основам гостеприимства, правилам приема туристов;
  • лучшим практикам приёма гостей, созданию комфортных условий;
  • правилам соблюдения санитарно-гигиенических норм;
  • правилам и основам безопасного отдыха, досуга, времяпрепровождения,
  • особенностям экстремальных видов туризма, правилам проведения таких мероприятий, принципам распределения, закрепления, объявления ответственности (оснований, оферты, правилам согласия)

3. Выявление и документирование, нанесение на интерактивную карту объектов сельского туризма

  • осмотр гостевых домов, усадеб, хуторов, городков, открытых для посещения населением, на которых возможно ознакомление с бытом, буднями, праздниками селян,
  • осмотр ферм, "трогательных" зоопарков, вольеров, загонов, зоологических парков, заповедников, территорий, открытых для посещения населением, на которых возможен показ, кормление животных, частичный уход за ними, прокат инвентаря и снаряжения, катание на животных
  • подбор и оформление видео-, аудио_, фото-, иного визуального контента
  • фиксация и сбор статистики информации о наличии гостевых домов, усадеб, хуторов, ферм, на которых возможен показ животных или быта селян, трогательных зоопарков, вольеров загонов зоологических парков открытых для посещения населением

4. Создание для этих существующих субъектов и объектов (и для появление новых объектов) условий ведения туристической деятельности в части:

  • нормативного и законодательного регулирования их деятельности (для защиты их прав)
  • упрощение процедур перевода категории земли в земли реакреационного назначения;
  • упрощение процедур выделения земель муниципального и государственного фонда в аренду без проведения торгов на повышение арендной платы (чтобы впоследствии применить понижающие коэффициенты к стаке земельного налога\арендной платы за землю)
  • снижения налогов бремени в части аренды платы за землю и налога за землю, а также налогообложения доходов субъектов туристической деятельности (в связи с длительным сроком "становления" данного бизнеса и невысокой пока маржинальностью)

В связи с необходимостью продолжения и выстраивания этой работы на уровне муниципальных и республиканских органов власти,

нами - инициативной группой РАСТ разработаны предложения

в форме проекта поручений Президента РТ органам власти

ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РТ (ПРОЕКТ)

В целях выявления, обучения, стимулирования, сопровождения, защиты субъектов сельского туризма, объединения усилий в создании туристических маршрутов, объектов, территорий, кластеров, их маркетинга и продвижения, создания общественного креативного пространства, участия в разработке нормативно-правовой базы, консолидации межведомственного взаимодействия – назрела необходимость открытия Центра сельского туризма.

На первом этапе необходимо создание республиканского (а затем и более крупного – межрегионального или на уровне Приволжского федерального округа) координационного центра с соисполнителями (закрепленными в МО сотрудниками) в муниципальных образованиях.

Для организационного обеспечения развития сельского туризма:

ПОРУЧАЮ:

1) Утвердить проект поручения Президента о создании организации «Центр сельского туризма» на базе Министерства сельского хозяйства РТ в формате автономной некоммерческой организации (АНО)

2) Министерству сельского хозяйства РТ, Государственному комитету по туризму РТ, обеспечить финансирование и организационное обеспечение деятельности АНО «Центр сельского туризма», на период 2018 - 2020 годы, по согласованной Минфином РТ смете, начиная с бюджета на 2018 год.

3) Министерству финансов РТ - обеспечить финансирование программ развития туризма муниципальных образований

4) Государственному комитету по туризму РТ, Министерству сельского хозяйства РТ - обеспечить участие АНО «Центр сельского туризма» в федеральных и региональных программах по развитию сельского, этнического и прочих видах внутреннего, въездного туризма – с целью обеспечения финансирования мероприятий и деятельности АНО «Центр сельского туризма».

5) Государственному комитету по туризму Республики Татарстан и Министерству сельского хозяйства РТ:

А) провести разъяснительную работу среди муниципальных образований о возможности перевода категории и вида разрешенного использования земельных участков в «земли рекреационного назначения» как использующихся в настоящий момент земельных участков для их легализации, так и потенциально пригодных к использованию для создания или развитие объектов туризма гостевых домов, усадеб, хуторов, иных мест проживания, организации питания продажи продукции оказания услуг проведения событийных мероприятий, создание проектов предпринимательства по развитию туризма и продажи сопутствующих услуг и товаров

Б) рекомендовать органам местного самоуправления:
- разместить данную информацию на сайтах муниципальных образований
- довести данную информацию лично на совещаниях и собраниях до актива предпринимателей и актива населения, а также через:

  • отделы культуры, туризма;
  • отдела сельского хозяйства;
  • отделы территориального развития;

в части существующих и размещения будущих объектов туристско-рекреационной деятельности

В) Довести информацию до субъектов туристической деятельности о возможности перевода категории и вида разрешенного использования земельных участков в «земли рекреационного назначения» как использующихся в настоящий момент земельных участков для их легализации, так и потенциально пригодных к использованию для создания или развитие объектов туризма гостевых домов, усадеб, хуторов, иных мест проживания, организации питания продажи продукции оказания услуг проведения событийных мероприятий, создание проектов предпринимательства по развитию туризма и продажи сопутствующих услуг и товаров - путем ежегодного сбора муниципалитетами предложений - до 20 ноября каждого года - и путем внесения изменений в градостроительный план муниципального образования;

В связи с проводимой в 2020 году переоценкой кадастровой стоимости земельных участков в результате которой кадастровая стоимость и как следствие арендная плата за использование земли и выкупная стоимость земельного участка увеличится в десятки раз по отдельным категориям участков от 10 до 100 раз, что отрицательно скажется на развитии внутреннего сельского туризма:

Г) Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования, главам Советов депутатов муниципальных образований - принять понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и земельного налога - по земельным участкам, категории и виды разрешенного использования для объектов туристической деятельности (туристско-рекреационного типа);

Д) Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования, главам Советов муниципальных образований по неиспользуемым (незастроенным, необрабатываемым, на которых не ведется возведение временных, мобильных или стационарных объектов туризма, снаряжений, инвентаря) более двух лет земельным участкам, у которых категории и виды разрешенного использования подходят для объектов туристической деятельности (туристско-рекреационного типа):

  • принять повышающие коэффициенты (более 5) к ставкам арендной платы за землю - в качестве меры третьего года и производить изъятие из аренды земель в качестве меры с четвертого года - для арендаторов не используемых по назначению, необрабатываемых з\у муниципального или государственного фонда
  • принять повышающие коэффициенты (более 5) к ставкам земельного налога - для собственников не используемых по целевому назначению, необрабатываемых з\у

Контроль за исполнением данных поручений возложить на Государственный комитет по туризму Республики Татарстан.

6) Министерству сельского хозяйства и продовольствия РТ:

А) довести через управления сельского хозяйства и продовольствия информацию до субъектов фермерской деятельности деятельности и граждан, ведущих ЛПХ, о возможности перевода категории и вида разрешенного использования земельных участков в «земли рекреационного назначения» как использующихся в настоящий момент земельных участков для их легализации, так и потенциально пригодных к использованию для создания или развитие объектов туризма гостевых домов, усадеб, хуторов, иных мест проживания, организации питания продажи продукции оказания услуг проведения событийных мероприятий, создание проектов предпринимательства по развитию туризма и продажи сопутствующих услуг и товаров - путем ежегодного (сбор предложений - до 20 ноября текущего года) внесения изменений в градостроительный план муниципального образования;

Б) Включать в программу устойчивое развитие сельских поселений по заявкам конкретного фермера (нескольких фермеров, кооператива) - заявки на строительство гостевых домов, - заявки на подведение дорог к объектам общего пользования - заявки на строительство иных объектов общего пользования (трогательный зоопарк, вольер, закон, иные постройки, предусматривающие публичный выгул для скотины, гостевой дом для общего пользования

В) Внести коррективы в программу по материально-техническому обеспечению в производственных и потребительских кооперативов - предусмотреть, что помимо количества членов (10 или 15 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, Глав крестьянско-фермерских хозяйств, фермеров и юридических лиц) - ввести долю субъектов сельского туризма - то есть туристических агентов, организаторов, краеведов, историков, "культ-массовиков-затейников", изготовителей изделий народно-художественных промыслов и ремесел, граждан, носителей традиций, обрядов, рецептов кухни, костюмов, должно быть в структуре производственного кооператива этого или потребительского кооператива не менее 20 - 25%

7) Министерству культуры РТ довести до субъектов деятельности в сфере культуры, НХП, ремесел, о возможности перевода категории и вида разрешенного использования земельных участков в «земли рекреационного назначения» как использующихся в настоящий момент земельных участков для их легализации, так и потенциально пригодных к использованию для создания или развитие объектов туризма гостевых домов, усадеб, хуторов, иных мест проживания, организации питания продажи продукции оказания услуг проведения событийных мероприятий, создание проектов предпринимательства по развитию туризма и продажи сопутствующих услуг и товаров -путем ежегодного (сбор предложений - до 20 ноября текущего года) внесения изменений в градостроительный план муниципального образования;
В целях легализации и идентификации деятельности субъектов сельского, внутреннего, въездного туризма, применения норм нормативного регулирования и мер государственной поддержки выделяемой под-отрасли:

8) Поручить Федеральному бюджетному учреждению "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" и органам исполнительной власти РТ по подведомственности обратиться в Россандарт РФ с инициативой о введении нового вида экономической деятельности "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма" в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принятый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст) поддержать предложения Министерства культуры РФ от 2015 года (приложение)

9) Предложить депутатскому корпусу Республики Татарстан:

А) в целях регулирования деятельности субъектов сельского, внутреннего, въездного туризма и государственной поддержки приоритетного вида деятельности - к весенней сессии внести в Государственный Совет Республики Татарстан проект Закона РТ «О развитии сельского туризма в Республике Татарстан. Признать граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, равноправными участниками развития сельского туризма без регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Обеспечить соответствие нового Закона Республики Татарстан законам РФ и РТ и привести действующее законодательство в соответствие с вновь принятым Законом.

Б) внести в Государственную Думу Законодательного собрания Российской Федерации инициативу о добавлении нового вида патента для лиц, занимающихся развитием внутреннего въездного сельского туризма - ввести новый вид патента (налогообложение в виде патента) на этот новый вид экономической деятельности - для индивидуальных предпринимателей (ИП) как субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма".

В) внести в Государственную Думу Законодательного собрания Российской Федерации инициативу о введении 10 - летних каникул (освобождения от налогообложения) в части имущества граждан - физических лиц (ФЛ), занимающихся ведением личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и вновь зарегистрированных ИП по виду деятельности: "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма, используемого для целей развития внутреннего туризма.

10) Министерствам и ведомствам РТ привести действующие НПА в сфере внутреннего, въездного, сельского туризма в соответствие с принятым Законом.

11) Министерству экономики РТ

А) разработать и вынести на согласование и утверждение Программу о развитии микро, малого и среднего предпринимательства в сфере внутреннего, въездного, сельского туризма. В числе индикаторов программы предусмотреть такие показатели, как: «количество ночевок», занятость, вовлеченность населения, субъектов МСП, рост доходов населения, площадь территорий, используемых для туристско-рекреационной деятельности;

Б) Закрепить подведомственную организацию АНО "Центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства" в качестве куратора создаваемых по линии Министерства сельского хозяйства туристических кластеров МСП в сфере сельского туризма;

12) Министерству земельных и имущественных отношений РТ с участием Государственного комитета по туризму РТ - разработать и вынести на согласование и проект Указа о внесении изменений в Указ Президента РТ УП-1170 от 27.12.2015 «О качественных и количественных показателях…» и Постановление Кабинета Министров Татарстана 30 декабря 2015 года, касающихся механизма получения земельных участков в аренду без проведения торгов в сфере внутреннего, въездного, сельского туризма:

Добавить еще один критерий масштабного инвестиционного проекта согласно статье 33.3 Земельного Кодекса Татарстана и Указу Президента РТ, изданному в соответствии с ЗК РТ, масштабный инвестиционный проект должен соответствовать критериям:
увеличение количества вовлеченных в "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма" граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, физических лиц без образования ЮЛ, индивидуальных предпринимателей, Глав КФХ, путем образования ассоциаций, потребительских, производственных кооперативов и иных форм некоммерческих объединений, (30 для сельской местности, 100 - для городов),

Контроль за исполнением этих поручения возложить на Аппарат Президента РТ

Президент РТ Минниханов Р.Н.

СПРАВОЧНО:
Статья 98 ЗК РФ. Земли рекреационного назначения
1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. (в ред. Федеральных законов от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 23.06.2016 N 206-ФЗ)
3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. 

ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РЕЗОЛЮЦИИ СЪЕЗДА

Наши предложения по развитию туризма как отрасли на всех уровнях - местном, региональном, федеральном

Туризм является одним из перспективных направлений развития сельских территорий и региональной инфраструктуры, диверсификации источников доходов местного населения, сохранения и развития культурно-исторического наследия и традиций.

В настоящее время использование туристско-рекреационного ресурса сектора гостеприимства и туристских услуг не соответствует их потенциалу. Подобная ситуация наблюдается практически во всех регионах Приволжского федерального округа.

ПФО - это многонациональные, толерантные, мультикультурные регионы, территория которой является уникальным хранилищем народного наследия. При квалифицированном и системном подходе к развитию данной сферы можно прогнозировать значительное увеличение въездного и внутреннего туристских потоков, что поможет сохранить историко-культурное наследие коренных населений, и в целом, решить ряд экономических и социальных проблем, связанных с эффективным использованием туристских ресурсов.

Обсудив состояние и тенденции развития сельского туризма, члены РАСТ подчеркивают необходимость дальнейшего решения ряда социальных и экономических задач:

  • создание дополнительных рабочих мест и источников дохода для снижения миграционной убыли сельского населения;
  • повышение уровня образования и занятости населения;
  • увеличение налоговых поступлений от субъектов туристской деятельности в сельской местности;
  • развития предпринимательства на селе, в том числе, создание, диверсификация и продвижение продукции местных брендов;
  • сохранение народных ремесел, традиций, событийный мероприятий.

Особенно важным остается дальнейшее укрепление взаимодействия федеральных, региональных органов власти и бизнеса - с Министерством культуры Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму по реализации мероприятий и проектов, направленных на активизацию туризма на сельских территориях.

Предлагается разработать и осуществить комплекс первоочередных мер по правовому, организационно-методическому, кадровому, финансовому и информационно-консультационному обеспечению развития сельского туризма в России.

По итогам совместной работы, участники Ассоциации (РАСТ) выделяют следующие направления дальнейшей работы для решения наиболее актуальных вопросов развития туризма на сельских территориях:

1) в части совершенствования законодательства Российской Федерации целесообразно:

Предложить депутатскому корпусу в Государственной Думе РФ Федерального Собрания:

  • утвердить понятийный аппарат следующих терминов: сельский туризм, субъект сельского туризма, объект сельского туризма; 
  • внести изменения в Налоговый кодекс для освобождения от уплаты налогов субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии агро-объектов сельского туризма сроком на 3 года с момента регистрации объекта (субъекта) сельского туризма; 
  • внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части создания механизма по выделению и использованию земель сельскохозяйственного назначения в целях развития сельского туризма (для строительства объектов размещения туристов и ведения личных подсобных хозяйств) без конкурсных процедур. 
  • выступить с предложениями о введении для объектов сельского туризма упрощенных процедур (для легализации их деятельности): 
    • выделения (продления договоров аренды, субаренды, автоматического переоформления ранее заключенных договоров при разделении или объединении з\у) земель из муниципального, государственного фонда для использования земель с\х назначения, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) - без конкурсных процедур - согласно ЗК РФ; 
    • регистрации указателей, внешних рекламных (информационно- указательных) знаков, плакатов, путеводителей;
    • создания пунктов питания гостей (только самые минимально необходимые нормы санитарии и гигиены); 
    • упрощения контрольных процедур;
    • сертификации. 
  • выступить с предложениями ввести новый вид экономической деятельности (ВЭД) в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принятый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст) определить как "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма" для легализации деятельности субъектов сельского туризма (также см. предложения Министерства культуры РФ от 2015 года)
  • ввести новый вид патента (налогообложение в виде патента) на этот новый вид экономической деятельности - для индивидуальных предпринимателей (ИП) как субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма". Желательно заменяющий все другие налоги, в том числе с ФОТ (зарплаты). Стоимость патента в год не более 10 - 20 тысяч рублей (для разных категорий)

Для справки: Сейчас ИП при применении патентной системы продолжают уплачивать:

  1. страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное страхование (тарифы страховых взносов для них понижены – 20% ПФР, 0% ФФОМС, 0% ФСС); 
  2. другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на землю, транспортный налог и др.). 
  • Предусмотреть вычет ИП стоимости патента из сумм уплачиваемого взноса в ПФР за самого себя (ИП), как это происходит при упрощенной системе налогообложения (УСНО) доходы (6%) для устранения двойного налогообложения; 
  • Также предусмотреть для этого нового вида экономической деятельности - для индивидуальных предпринимателей (ИП) как работодателей - уменьшенный, как в Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - 7,5%, размер взносов в фонды обязательного страхования - в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). 
  • Предусмотреть 10 - летние каникулы (освобождение) от налогообложения имущества граждан физических лиц (ФЛ) и вновь зарегистрированных ИП по виду деятельности: "деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма, используемого для целей развития внутреннего туризма •
  • Рекомендовать МСХ РФ и МСХиП регионов внести изменения в программу "Поддержка начинающих фермеров" на федеральном уровне - включить в качестве участников программы (помимо Глав КФХ) вновь зарегистрированных ИП, использующих вид деятельности: "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма", для целей развития внутреннего туризма

Справочно: это даст возможность фермерам, имеющим усадьбы (гостевые дома), или собирающимися их строить - получать Грант Начинающий фермер (до 1,5 млн на создание фермы и 250 т.р. на бытовое обустройство (дом из сруба, мебель, немного имущества). Пока они, будучи ИП на патенте, не смогут принять участие в программе

2) в части развития инфраструктуры поддержки сельского туризма на территории России необходимо:

  • Рекомендовать органам муниципальной власти использовать невостребованные здания (предварительно реконструировав) в сельских поселениях по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» для размещения туристов.
  • Внедрить на основании республиканского нормативного акта возможность не облагать налогами (или принять налоговые льготы) данные здания, что должно положительно сказаться на себестоимости размещения. Данные меры позволят с пользой использовать невостребованные в сельском поселении здания, а также позволят решить проблему размещения туристов и гостей сельского поселения. Льготы для здания можно оформить через специальную программу Министерства труда, занятости и социальной защиты. 
  • Специальным нормативным актом урегулировать отношение фермера и органов Роспотребнадзора (для упрощения процедуры размещения в доме фермера гостей в соответствии с санитарными нормами). Требования должны быть проще, чем к гостиницам, но при этом должны соблюдаться элементарные санитарные нормы. 
  • разработать комплекс мер государственной поддержки развития туризма на сельских территориях в субъектах Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, предусматривающую адресную финансовую поддержку начинающих предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов и некоммерческих организаций, осуществляющих развитие сельского туризма и агротуризма; 
  • продолжить реализацию федеральной программы «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы», предусматривающую поддержку всех владельцев гостевых домов (гостевых усадеб, хуторов) любой организационно-правовой формы, а не только глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ); 
  • создать единый центр развития сельского туризма в Российской Федерации с использованием возможностей Ассоциации содействия развитию агротуризма «АгроТуризм Ассоциация» с целью разработки концепции развития сельского туризма в Российской Федерации, законодательных инициатив по сельскому туризму в Российской Федерации, единой системы сертификации объектов сельского туризма с учетом дифференциацией требований к видам объектов размещения в сельской местности, единых правил обращений граждан, желающих создать объект сельского туризма, всероссийского календаря событий сельского туризма. Предусмотреть финансовые средства в федеральном и региональном бюджете для реализации указанных целей. 
  • организовать систему социально-экономической оценки вклада объектов и услуг сельского туризма, объектов размещения на сельских территориях в развитие экономики субъектов Российской Федерации;  
  • учредить ежегодный конкурс по выявлению и поддержке наиболее успешных практик развития туризма в сельских поселениях Российской Федерации;
  • содействовать внедрению инновационных туристских технологий (туристических кластеров, сельских («зеленых») туристских маршрутов) с целью формирования комплексных туристских продуктов с высоким уровнем качества сервиса; 
  • сформировать перечень перспективных инвестиционных и креативных проектов (предложений) развития сельского туризма; 
  • рассмотреть в установленном порядке вопрос об учреждении ежегодных всероссийских дней открытых дверей на объектах сельского туризма.

3) в целях развития сельского туризма в Приволжском федеральном округе важно: 

  • содействовать реализации кластерного подхода в развитии сферы сельского туризма по пространственно-географическому признаку и концентрации туристских ресурсов 
  • создать районные отделения Региональной ассоциации сельского туризма, нацеленной на представление интересов субъектов сельского туризма и продвижение турпродукта на региональном, российском и международном уровне; 
  • усилить взаимодействие между туроператорами и субъектами сферы туризма в целях разработки и продвижения туристских продуктов сельского туризма в рамках экспедиций и рекламных туров; 
  • совершенствовать систему мониторинга развития сельского туризма в регионе при содействии субъектов сферы гостеприимства, осуществляющих прием и обслуживание туристов на сельских территориях (в рамках ежеквартального мониторинга); 
  • продолжить работу по подготовке специалистов для сферы сельского туризма в рамках семинаров и других обучающих мероприятий. 
  • обеспечить сотрудничество ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» с РАСТ в следующих направлениях: 
    • Обеспечение доступа к информационным ресурсам Центра 
    • Индивидуальное и групповое консультирование сотрудников Администрации, сельского населения, фермерских и личных подсобных хозяйств и сельских предпринимателей 
    • организация и проведение учебных мероприятий (стажировок, в т.ч. зарубежных) для сотрудников Администрации, фермеров (в т.ч. начинающих), глав ЛПХ и сельских предпринимателей по развитию сельского туризма, социальному развитию сельских территорий
    • Оказание помощи при проведении мероприятий направленных на улучшение социального развития сельских территорий, развитие сельского туризма и работы с молодежью. 
    • Участие в мероприятиях организовываемых Администрацией (организация мероприятий по собственной инициативе и просьбе Администрации) по предмету деятельности Центра (выставки, ярмарки, «Дни поля», профессиональные конкурсы, совещания и др., в том числе демонстрационные площадки).

4) в целях развития сельского туризма в Республике Татарстан важно: 

решить вопросы государственной поддержки развития сельского туризма (агротуризма, экотуризма) в следующих формах - финансирование в форме грантов (субсидий) - безвозмездного, безвозвратного финансирования предстоящих расходов Региональной ассоциации сельского туризма (РАСТ) или Региональной общественную организацию «Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан» (АМО РТ) с целью реализации следующих проектов (проведения следующих мероприятий): 

  • создание интерактивной карты сельского туризма для размещения информации об:

А) объектах сельского внутреннего туризма: - усадьбы, домохозяйства, хутора, деревни - фермерские хозяйства, имеющие гостевые дома объектов сельского внутреннего туризма, прошедших аттестацию (проверку на соответствие заявленному уровню сервиса) экспертами отрасли

Б) предлагаемых туристических маршрутах, прошедших аттестацию (проверку на соответствие заявленному уровню сервиса) экспертами отрасли Требуется финансирование по смете расходов. Предусматривается софинансирование участниками (с частичной оплатой за счет орг.взносов участников). 

  • Проведение республиканского конкурса «Лучшая усадьба года» (объект агро-, эко- туризма). Требуется ежегодный (1 раз в год) бюджет мероприятия. Предусматривается софинансирование участниками (с частичной оплатой за счет орг.взносов участников). 
  • Организовать проведение ежегодных целевых семинаров для специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за развитие туризма, владельцев сельских гостевых домов, а также желающих заняться предпринимательской деятельностью в сфере сельского и экологического туризма. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу. Это регулярная системная работа по проведению мероприятий следующего характера (силами районных отделений РАСТ, субъектов сельского туризма): 
    • Возрождение традиций, национальных обрядов, быта и национальной кухни 
    • Создание (развитие) «зеленых» усадеб, пропагандирующих здоровый образ жизни  
    • Расширение видов и повышение качества предоставляемых услуг. Требуется смета ежегодных расходов. Предусматривается софинансирование участниками (с частичной оплатой за счет орг.взносов участников). 
  • Ежеквартальное обучение субъектов сельского туризма дисциплинам: 
    • методики создания усадеб, 
    • сервис в гостеприимстве, 
    • проектирование маршрута, турпродукта, 
    • привлечение туристического потока, 
    • бизнес-планирование маршрута, турпродукта, 
  • мастер-классы по гастрономическим турам, спортивным, этно-культурным и т.п., этническая интерпретация, разумная эклектика и т.д.) Требуется смета ежегодных расходов. Предусматривается софинансирование участниками (с частичной оплатой за счет орг.взносов участников). 
  • Провести комплексное изучение состояния и потенциала сельского и экологического туризма в Республике Татарстан. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Поставить на регулярную основу оказание рекламно-информационной поддержки (в том числе в СМИ) в продвижении туристских продуктов сельского и экологического туризма. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. 
  • Продолжить работу по обучению специалистов муниципалитетов, профильных организаций и иных заинтересованных лиц (организовать сбор заявок) в сфере сельского туризма основам финансово-экономического проектирования (моделирования) бизнес проектов и социальных проектов в сфере туризма, провести обучение использованию программных продуктов финансового моделирования, иных, для чего: 
  • Приобрести лицензию на использование программного обеспечения инвестиционного проектирования (как вариант - ПО класса Альт-Инвест или аналогов на базе MS Office Excel) в расчете на минимум 45 клиентских лицензий (минимум по 1 рабочему месту в каждый район и сотрудникам Государственного комитета Республики Татарстан по туризму) в рамках обучения компаний, занимающихся продвижением туристских продуктов сельского и экологического туризма. Как вариант - провести конкурсный отбор поставщиков ПО и выбрать на конкурсной основе. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Провести конкурс по выбору обучающей организации для проведения обучения основам разработки финансово-экономического проектирования (моделирования) бизнес проектов и социальных проектов в сфере туризма, программного обеспечения инвестиционного проектирования в рамках реализации обучения компаний, занимающихся продвижением туристских продуктов сельского и экологического туризма. Формирования навыков расчета рентабельности бизнеса. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Организовать и провести работу по созданию "путеводителя" (информационной книги-справочника) и информационных баз данных (в том числе в сети «Интернет») о программах развития сельского и экологического туризма в Республике Татарстан. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Организовать и провести работу по созданию реестра организаций сельского и экологического туризма, средств размещений, в дальнейшем - преобразовать в формат геоинформационной системы (ГИС) электронной информационной площадки с интерактивными сервисами презентования, позиционирования и поиска для реализации услуг сельского и экологического туризма Республики Татарстан. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Оказать содействие формированию туристских ассоциаций и объединений. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Организовать и провести работу по созданию туристического бизнес-инкубатора. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Продолжить на регулярной системной основе работу по созданию кадрового потенциала (резерва) для организаций сельского и экологического туризма, организация целевого обучения специалистов. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Продолжить на регулярной системной основе работу по совершенствованию профессионального уровня участников процесса развития сельского и экологического туризма в Республике Татарстан. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу 
  • Вести на регулярной системной основе работу по внедрению и развитию на автомобильных дорогах в сельской местности, в поисковых системах (Google, Yandex, других), в специализированных ГИС, иных путеводителях - системы туристской навигации в соответствии с методическими рекомендациями Минкультуры России по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Региональной ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу

Нужно внести новое понятие - не только официальными созданными рабочими местами нужно оценивать резидента, но и количеством вовлеченных в проект людей (граждан, работников) - без оформления трудовых отношений и количество вовлеченных предпринимателей (например через членство в кооперативе)

Например,

  • ресурсы аутсорсинга и аутстаффинга, на которые переходит весь прогрессивный мир - никак не связаны с количеством создаваемых рабочих мест
  • ИП, ООО, участвующие в оказании туристических услуг - сами не создадут такое количество рабочи мест, а в совокупности - вполне
  • Количество задействованных - не трудоустроенных, но занятых граждан - тоже важный фактор развития территории

4. В ТОСЭР Чистополь для развития туристско-рекреационного потенциала снизить требования по инвестициям резидента в фсере туризма до 0,3 миллионов рублей (5 млн рублей - принято в новой редакции ПП РФ 416)

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.