/ «Акселератор ФРИИ». Участвуйте, если готовы работать 16 часов подряд
«Акселератор ФРИИ». Участвуйте, если готовы работать 16 часов подряд
Обновлено 17 августа 2020
Делимся впечатлениями от участия в программе «Акселератора ФРИИ». Это крутая возможность прокачать бизнес, но придётся много и упорно работать. Халявщиков тут не любят.
В сентябре 2019 года мы стали участниками программы ФРИИ. Это заставило пересмотреть взгляды на работу и многое изменить. Сейчас мы продолжаем сотрудничество с ФРИИ.
Расскажем, что нас так сильно впечатлило в работе экспертов, и оставим отзыв об «Акселераторе ФРИИ».
План статьи
- «Акселератор ФРИИ»: почему выбрали его
- В чём суть программы ФРИИ
- ФРИИ: обучение, встречи с экспертами и моментальная проверка гипотез
- Как знания применяются на практике
- Общие впечатления от ФРИИ
«Акселератор ФРИИ»: почему выбрали его
Участие в «Акселераторе ФРИИ» — лучшее, что происходило с нашей компанией за всю её историю.
Кратчайшая история нашего взаимодействия с «Акселератором ФРИИ»
Мы рассматривали множество путей для масштабирования компании, однако остановились на Фонде развития интернет-инициатив, или просто ФРИИ. Это крупнейший венчурный фонд России для IT-стартапов. Мы же занимаемся легальным удалением информации с помощью переговоров. Кажется, технологичности здесь нет, но это только на первый взгляд.
Арсений
CEO
Полтора года назад я начал искать точки развития для своей компании: мониторил рынок в поисках разного обучения, каких-то программ. В основном мне попадались программы а-ля «как сотрудников загнуть в дугу, а самому сидеть на яхте и ничего не делать». Такой подход мне не интересен.
- «Репутация.Москва» — часть холдинга Reputation.Earth. Туда же входят Digital Sharks, Leveli.ng и Холдинг в целом и есть технологическая компания. Digital Sharks — сервис удаления, а в основе услуг Leveli.ng лежит машинное обучение. К тому же сами переговоры по удалению — технически выверенный процесс. Поэтому у нас были слагаемые для участия в «Акселераторе ФРИИ».
Арсений
CEO
Во ФРИИ быстро объяснили, что наш проектный бизнес — в том виде, в котором он есть сейчас — не интересен для инвестиций и в принципе сложномасштабируемый. Мы приняли это к сведению и начали трансформировать основной бизнес.
За неполных три месяца программы мы добились большего, чем за год до этого. Теперь расскажем, как всё устроено изнутри.
В чём суть программы ФРИИ
Во ФРИИ предстоит взглянуть на свой продукт под новым углом, увидеть слабые стороны и исправить их.
Лучше всего показать принцип работы «Акселератора ФРИИ» на примере одного из участников. О нём нам рассказали на открытии.
Примерно так выглядит вступительная речь во ФРИИ. Это фото из их группы «ВКонтакте»
Стартап занимался агробизнесом. Дела шли хорошо, и площадь посевов постоянно росла. Однажды бизнесмен понял, что обрабатывать территории и следить за их состоянием крайне сложно. Тогда он усовершенствовал несколько квадрокоптеров: они научились самостоятельно облетать поля и поливать их.
Квадрокоптеры прекрасно себя показали, поэтому предприниматель создал новый стартап по их продаже. В компании запустили сайт, настроили рекламу, но смогли продать только пару квадрокоптеров. С этой проблемой и пришли во ФРИИ.
Эксперты акселератора сделали следующее:
Изучили сайт и маркетинговую стратегию. Там не было чёткой мотивации для конкретной целевой аудитории. Был посыл «купите квадрокоптер» и много технических терминов, которые ничего не значили для потребителя. Польза продукта оказалась размыта: он как бы для всех и при этом ни для кого.
Начали кастдевить. В переводе со стартаперского на русский это означает «давайте выявим потребность аудитории и будем отталкиваться от неё». Фраза произошла от термина customer development.
Предприниматель вместе с экспертами позвонил двоим покупателям, чтобы узнать, почему они приобрели квадрокоптер и что с ним происходит сейчас. Оказалось, что техника пылится на складе. Значит, квадрокоптеры нужны другой аудитории.
Искали аудиторию. Оказалось, что в Краснодарском крае настоящая беда с жуком, поедающим посевы риса. Все рисовые поля располагаются рядом, и вредитель потенциально опасен для всех аграриев — он быстрый и способен уничтожить 30 % урожая.
Обычно с вредителем борются с помощью вертолёта. Он пролетает над полями и распыляет специальный яд. Но вот беда: стартовая цена вылета — 500 тыс. рублей, иногда технику приходится ждать несколько дней, а обработка неэффективна. Вертолёт летает высоко, и большую часть яда уносит ветром.
Сформировали предложение. Предприниматель поехал в Краснодар, где точечно работал с аграриями. Квадрокоптеры были в несколько раз дешевле вертолёта и тратили гораздо меньше яда. Предложение закрыло реальную проблему потенциальных клиентов, поэтому в этот раз продажи были лучше.
ФРИИ: обучение, встречи с экспертами и моментальная проверка гипотез
В «Акселераторе ФРИИ» учат эффективности — делать только нужное, то, что даст рост, изменит важную метрику.
Первоначально мы участвовали в Go Global с проектом Leveli.ng. Программа рассчитана на выход продуктов российских компаний за рубеж без релокации команды. Тогда мы планировали выпустить Leveli.ng на американский рынок, но после участия в программе решили с этим повременить — поняли, что пока не готовы.
Сейчас российская часть Leveli.ng стала частью другого продукта — антикризисного ORM. Основная платформа переведена на английский, совершенствуется машинное обучение.
Наша команда в коворкинге ФРИИ: Светлана, Руслан, Максим и Ринат
Найти «Акселератор ФРИИ» не сложно — у него собственное здание на Мясницкой в самом центре Москвы. Рядом ФСБ и ВШЭ. Внутри здания постоянно что-то происходит: работают разные группы участников, кто-то общается или идёт на встречи с экспертами. Всё это заряжает на труд, а его будет много.
Максим
Руководитель отдела экспертов
ФРИИ — это рабочий день от 10 до 16 часов, который как будто не кончается. Ты всегда в процессе, как в тоннеле бесконечных идей: появляется много вопросов, но не так много ответов. Увиденный подход к работе экспертов из ФРИИ ломает иллюзии твоей эффективности — понимаешь, что именно нужно делать для развития бизнеса.
Программа развития бизнеса ФРИИ подразумевает, что участники будут моментально применять полученные знания на практике. Для этого есть зона с коворкингом. Рабочие места подписаны, поэтому посторонних там не будет. Между работой участники ходят на трекинги с экспертами.
Эксперты ФРИИ не просто рассказывают новый материал, а прорабатывают его вместе с участниками, учат строить и проверять гипотезы. Все эксперты — практики с большим опытом работы, поэтому они подскажут, что может быть хорошим решением, а что обычно не работает.
Ринат
Проект-менеджер
ФРИИ — это одновременно и кнут, и пряник для стартапа. Тебе даётся огромный опыт, «насмотренность» экспертов и трекинг, который ставит тебя на рельсы и дисциплинирует, даёт фокус на быструю проверку продуктовых гипотез. А структура одна — трекшн/ итерации/ спринты. Суть в итерационном подходе к продуктовым идеям, проверке наиболее значимых гипотез и нахождении верного пути роста продукта.
Благодарны нашему трекеру Артему Харитонову. Его суперсила — избавлять от стереотипов, что это долго, это сложно, это невозможно. С ним всё возможно, хоть и непросто, но ты постоянно превосходишь самого себя.
Цель программы ФРИИ — помочь докопаться до сути, но сделать это должен сам участник. Допустим, предприниматель и эксперт пришли к гипотезе. Теперь её необходимо проверить. На следующую встречу лучше прийти с результатами, иначе будет не с чем работать.
Как знания применяются на практике
В «Акселераторе ФРИИ» учат мыслить более системно: общаться с клиентами, дорабатывать продукт и т. д. Всё это кажется очевидным, но здесь вопрос глубины проработки.
Светлана
Руководитель контент-направления
Раньше мы брали идею и сразу её запускали. Однако это однобокий подход. Теперь выдвигаем гипотезу, расписываем её, тестируем и дорабатываем. Стараемся не распыляться, а работать с реальными запросами узкой аудитории.
Особенно запомнилась работа с ведущим трекером Дмитрием Торшиным. Он математик, основатель собственной IT-компании и обладатель системного мышления. Во время спринта он буквально раскладывает по полочкам все вопросы. Так мы рассматривали вопрос продвижения через контекстную рекламу или SEO-методами.
Обсуждаем план работы в переговорной
Дмитрий Торшин подошёл к вопросу математически. Мы сидели и считали потенциал каждого пути. Допустим, контекстная реклама позволит увеличить количество клиентов на 20 %, при этом рекламное предложение можно быстрее протестировать за счёт трафика. С другой стороны, SEO дешевле, но работает дольше и его ресурс значительно ограничен. Поэтому выгоднее проверить гипотезу через контекстную рекламу.
Теперь каждый процесс внутри компании так или иначе подчиняется схеме:
Выстроить гипотезу
↓
Создать условия для проверки
↓
Изучить результат
↓
Повторить
Речь идёт не только о продаже, но и о KPI сотрудников или жизнеспособности продукта. Например, есть 50 % целевых обращений, из которых только 5 % заканчиваются сделкой. Что нужно сделать, чтобы 5 % превратились в 15 %? На какие данные опираться? Как опрашивать сотрудников и действующих клиентов? Вопросов много, и эксперты помогут найти ответ.
Общие впечатления от ФРИИ
- Три неполных месяца программы накачали нас знаниями, мотивацией и существенно перенаправили мышление.
- «Акселератор ФРИИ» — это не волшебная таблетка, ведущая к успеху. Эксперты помогут развить бизнес, но делать это надо собственными руками.
- Участвовать в программе развития бизнеса ФРИИ стоит компаниям, которые не боятся признавать ошибки и меняться.
- Команда чувствует, что с новыми знаниями получится сделать гораздо больше. Результаты это подтверждают. Применили знания, полученные в «Акселераторе ФРИИ», и удвоились за три месяца.
- Продолжаем участие в акселераторе. Полёт нормальный.