Газета "Коммерсантъ" №74 от 27.04.2021, стр. 2
Влияние Корпорации МСП — созданного правительством в 2015 году госАО, прямо участвующего в реализации нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства, оказалось невелико, следует из доклада Счетной палаты. Проблемы выявлены как с целеполаганием и оценкой реального вклада корпорации в реализацию нацпроекта, так и с неэффективностью механизмов поддержки малого бизнеса. Так, национальная гарантийная система за пять лет работы охватила лишь 1% некрупных компаний. В самой корпорации после смены руководства и реформы институтов развития обещают настроить системную поддержку МСП — новую стратегию представят сегодня.
СП опубликовала отчет о проверке главного института развития в сфере малого и среднего бизнеса — АО «Корпорация МСП». В нем ответственный за проверку госаудитор Данил Шилков пришел к выводу о незначительном влиянии корпорации на развитие МСП в России. Претензии связаны с неэффективностью инструментов поддержки малого бизнеса.
Как указывают госаудиторы, за 5,5 года национальная гарантийная система (НГС) на базе корпорации охватила поддержкой лишь 1% МСП — всего поручительства получили 34 тыс. компаний на сумму 658,4 млрд руб.
Ожидалось, что НГС повысит доступность кредитов для МСП, но достичь цели по финансовой поддержке малых компаний пока не удалось — в 2018–2019 годах доля долгов МСП в портфеле корпоративных кредитов составила лишь 14% и 15% (план — 19%).
В 2020 году выполнить показатель также не удалось, несмотря на рост кредитования МСП на фоне антикризисных мер (см. “Ъ” от 23 апреля). Корпорация, в свою очередь, обладает запасом финансовой устойчивости и может дополнительно нарастить обязательства, считают госаудиторы. Оценить же влияние других мер корпорации на развитие малого бизнеса и вовсе трудно. Так, доклад фиксирует рост числа МСП-поставщиков госкомпаний — но этому способствуют и внешние факторы (повышение правительством обязательной доли закупок у МСП).
Госаудиторы признают выполнение корпорацией всех мероприятий профильного нацпроекта: создание новых кредитных продуктов, улучшение информационной инфраструктуры поддержки и др. Но их эффективность в части влияния на бизнес (выручку, налоговые отчисления, численность) неочевидна.
Мероприятия носят локальный характер и отражают непосредственно процессы деятельности корпорации по выполнению текущих задач»,— указано в отчете. Выполнению целей нацпроекта препятствует и отсутствие у корпорации долгосрочной программы развития.
Проверка проводилась по итогам работы Корпорации МСП в 2018–2020 годах. В ноябре же 2020 года правительство объявило о реформе институтов развития, в ходе которой корпорация перешла под управление ВЭБ.РФ и вместо Александра Бравермана ее возглавил Александр Исаевич.
Глава Корпорации МСП Александр Исаевич о консолидации всей поддержки некрупных компаний
Главный управляющий директор по направлению МСП ВЭБ.РФ Марина Романова соглашается с выводами СП о том, что индикаторы корпорации не отражают эффекта от оказания поддержки субъектам малого бизнеса — сейчас готовится проект долгосрочной программы развития корпорации с новыми показателями эффективности и мероприятиями для достижения стратегических целей. В ВЭБ.РФ ожидают, что корпорация станет центром компетенций по вопросам МСП для всех организаций развития, консолидирующихся с ВЭБ.РФ. Александр Исаевич отмечает, что в новой стратегии акцент будет сделан на расширении круга получателей поддержки, для чего будет сформирована экосистема: кроме новых финансовых сервисов (краудинвестинг, факторинг, скоринг и др.) в нее войдут и нефинансовые. Новую стратегию корпорация должна представить уже сегодня.
Напомним, что развитие инфраструктуры поддержки на базе институтов развития должно способствовать выполнению нацпроектов. Пока же в СП указывают на неутешительную динамику сектора: темпы роста доходов субъектов МСП за докризисный период 2017–2019 годов не превысили уровня инфляции. Ранее власти уже сдвинули цель нацпроекта по росту численности МСП до 25 млн человек с 2024 года на 2030 год.
Диана Галиева