Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

6 одобренных проектов резидентов в ТОСЭР Набережные Челны за 10 месяцев приема заявок и 2 года подготовительной работы - это риск признания неоправданных ожиданий от ТОСЭР и недостаточной работы города по привлечению внутреннего инвестора в резиденты ТОР

Таких иностранных инвесторов - резидентов ТОСЭР будет немного, потому что:
1) им требуется свободная таможенная зона (льготы по таможне при импорте - экспорте), а ее ТОСЭР предоставить не может - это прерогатива ОЭЗ (см. сравнение преференций ТОСЭР и ОЭЗ);
2) никто не снимал задачу заполнения ОЭЗ Алабуга - конкурента по "приземлению" иностранных инвесторов. 
Что и подтверждается статистикой - пока таких резидентов в Н.Челны привлечено только 2 (Haier и Полихим) - это за весь период работы по созданию ТОСЭР.
К тому же за счет только внешних инвесторов план по созданию новых рабочих мест - трудоустройству жителей Н.Челнов и сотрудников ОАО "КамАЗ" - не выполнить - иностранцы довольно неохотно нанимают наш персонал - привозят своих ИТР, технологов и нанимают из местных преимущественно МОП и рабочих, не развивая наши более квалифицированные кадры. За примерами далеко ходить не надо - Ford Sollers (завод в Н.Челнах) отдает предпочтение кадрам со знанием английского языка в ущерб квалификации по профессии и потом эти "переводчики" не могут выполнить работу по специальности...
Поэтому нельзя забывать про внутреннего инвестора (местного собственного предпринимателя - производителя) из категории МСБ!
Создавая оранжерейные условия для инвесторов внешних - "варягов" и не заботясь о внутренних - власти на медленном огне поджаривают своего - местного производителя!
Требуются
как минимум одинаковые правила для местных и привлекаемых.
В тоже время Минфин РТ отклоняет (дает отрицательное заключение) 100% заявок местного бизнеса Н.Челнов, поданным после 5 первых одобренных - на получение статуса резидента ТОСЭР (это дает налоговые льготы) новым проектам, выделяемым в отдельные юридические лица - для обеспечения раздельного учета операций по проектам) с формулировкой: "Существует риск перевода бизнеса (персонала , контрактов, имущества) на юридическое лицо с преференциями" или "Существует риск объединения юридических лиц после завершения льготного периода".
Общий смысл: "Вы хотите развивать свое производство за счет бюджета!"
А внешний инвестор разве не занимается тем же самым? Он развивает свое производство за счет предоставляемых ему льгот (нашего бюджета)!
Что интересно:
1. Этот вопрос при одобрении проектов КМК "ТЭМПО" и АПК "Камский" - не возникал? Ситуация - абсолютно идентичная. Значит "политические" проекты "пропустим", а те, у которых нет мощного лобби - нет?
2. Было бы понятно мнение Минфина - если бы проекты НЕ соответствовали критериям бюджетной эффективности...
Но! К примеру, проект "Создание в Набережных Челнах центра технологий термической обработки металлов" (он тоже пока получил отрицательное заключение Минфина РТ при безусловно положительных заключениях Минэкономики РТ и Минпромторга РТ и категорическом ходатайстве НП Иннокам (!) - имеет коэффициент бюджетной эффективности - 2 по бизнес-плану (это подтверждает и сам Минфин РТ в своем заключении (!) - это значит, что выпадающие доходы бюджета (из-за предоставления льгот по налогам) - перекрываются в двойном (!) размере будущими налоговыми поступлениями от проекта! Что еще нужно Минфину?

Заседание республиканской  комиссии по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития  под руководством Премьер-министр Республики Татарстан Ильдара Халикова прошло сегодня в мэрии города

Открывая заседание Ильдар Халиков  отметил, что это  четвертое заседание комиссии,   на   трех предыдущих заседаниях  было дано утвердительное заключение по проектам 5 резидентов ТОСЭР. Это предприятия ООО «Хайер Апплаенсис РУС», ООО «Агропромышленный комплекс «Камский», ООО «Техноанод», АО КМК «ТЭМПО» и ООО «ЗаряД».

1 декабря 2016 комиссия  рассмотрела заявку ООО «Полихим Системс». Бизнес план предприятия  представил генеральный директор Фридрих Егер. Компания базируется в Германии и является одним из лидеров по производству полиуретановых систем в Европе. Как упомянул господин Егер, бизнесмен  в пятом поколений (семья занимается бизнесом с 1882 года,  первое направление их работы – горнодобывающая промышленность),  его компания работает в странах Европы в нескольких направлениях: полиуретановая химия, бумажно-целлюлозное производство, производство сложных полиэстеров. Фридрих Егер заострил внимание на том, что его компания  большое внимание уделяет самым современным разработкам.  Из 110 человек, работающих в головном предприятий, 16 человек  занимаются новыми разработками.  Продукция  «Полихим Системс»  весьма востребована. «Мы экспортируем 35% продукции. Ежегодно наши продажи растут на 25%» - констатировали господин Егер. 

Дочернее предприятие, планируемое организовать в  Набережных Челнах,  – это единственное предприятие компании в России. Местом  для  размещения предприятия  Республика Татарстан выбрана   не случайно. По словам генерального директора, он  с 2014 года объездил  все регионы России,  рассмотрел площадки особых экономических зон.  Татарстан привлек бизнесмена  самыми привлекательными условиями. «Инвестиционный климат в Татарстане- самый лучший» - оценил  Фридрих Егер. Также он отметил удобную логистику,  наличие  сильной  нефтехимической отрасли,  а также  кадровый потенциал.   Основная  сырьевая база   производится на предприятии «Нижнекамскнефтехим».  Еще одним фактором для принятия решения в пользу Набережных Челнах стало то, что город находится  посередине между Москвой и Новосибирском, что очень удобно для транспортировки сырья. 

Предприятие будет базироваться в индустриальном парке «КИП «Мастер». «Мы  смотрели много вариантов зданий для размещения и  остановились на «КИП «Мастере». И  помещения качественные, и  ценовая политика в плане аренды нас устраивает», - отметил  Фридрих Егер.

На первом этапе компания планирует инвестировать 1  млн. евро.  На 1 этапе будет трудоустроен 31 человек.  Производство автоматизированное, не требующее большого количества персонала. Ожидаемая окупаемость проекта – 4 года.  Дочернее предприятие в Челнах будет заниматься   производством  полиуретановых  систем.  В перспективе строительство завода по производству полиэфиров. «Мы в этом сегменте  имеем большой потенциал» - сказал Фридрих Егер,  рассказывая о том, что  продукция  востребована в автомобилестроении, строительстве и ЖКХ,   мебельном производстве, а также в обувной промышленности. Самое главное,  эта ниша в России пока свободна. 

Члены комиссии дали положительное заключение и единогласно приняли решение о включении ООО «Полихим Системс»  в число резидентов ТОСЭР.     "Очень интересное предприятие. Надо посмотреть пути применения продукции  в авиастроительной отрасли. Объем рынка  по данному виду  очень большой", - резюмировал  Премьер-министр РТ Ильдар Халиков. 

Информация пресс-службы мэрии г. Набережные Челны

Потолок софинансирования в 37% поставили Татарстану.

Это означает, что, в проекты стоимостью 100 рублей Москва вложит не более 37, а недостающие 63 - лягут на бюджет РТ.

В условиях бюджетного дефицита Республика делает ставку на иностранные инвестицииРафис Бурганов: «Республика должна максимально стремиться привлечь инвестиции извне». Легок ли путь за длинным долларом, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнавала на заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству.

 ПОТОЛОК СОФИНАНСИРОВАНИЯ

«Современных инвестиционных ресурсов недостаточно для развития всех регионов одновременно, они вынуждены конкурировать между собой за ресурсы, инвестиции, кадры, — начал заседание круглого стола председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов. — Максимальные и минимальный объем инвестиций на душу населения в России отличаются [в разных регионах] в 150 раз. 20 российских регионов потребляет 95 процентов иностранных инвестиций».

Так что в условиях бюджетного дефицита республика должна максимально стремиться привлечь инвестиции извне. О том, в каких сжатых условиях формируется бюджет 2017 года, Бурганов знает не понаслышке — за день до совещания глава комитета побывал на обсуждении бюджета РФ в Москве. Так вот там стало известно, во что вылился для Татарстана «принцип Робин Гуда», который нынче главенствует при распределении федеральных средств, когда наименее успешным регионам достается наибольшее финансирование.

Для РТ максимальный уровень федерального софинансирования вопросов совместного ведения РФ и субъектов составит 37%. Что это значит, Бурганов рассказал журналистам уже после совещания: «Допустим, 10 рублей — стоимость проекта, Татарстану будет максимально финансироваться 3,7. Есть регионы, в которых все 10 рублей будут предоставляться». В итоге Татарстан занял лишь 9-е место с конца в списке регионов по размеру софинансирования проектов. Сколько федеральных субсидий получит РТ в будущем году в абсолютных цифрах, на данный момент не решено.

Продолжение статьи здесь

Какие меры поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан

следует реализовать для местного производителя, чтобы развивать и внутреннего инвестора)?

Руководитель компании Маслехин Сергей дал свои предложения по развитию мер поддержки предпринимательства в Республике Татарстан c 2017 года для местного производителя в качестве мер компенсации (противовеса) созданию льготных условий для внешних инвесторов (частью из них сможет воспользоваться и инвестор извне)

А) Нужна упрощенная процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования - для строительства промышленных объектов для девелоперов (УК) проектов промышленных (индустриальных) парков, ОРЦ, технопарков, промышленных площадок.

Сейчас процедура усложненная - через внесение изменений в градостроительный план (ТИГП и т.п.) и через КМ РТ и долгая (несколько месяцев - иногда больше года) процедура перевода категории земель в земли промышленности или изменение вида разрешенного использования - для строительства промышленных объектов.

Основанием для применения упрощенной процедуры будет принятое на уровне района (Республики) решение о включении земельных участков в черту пром. парка как территории перспективного развития для узаконивания пром парка.

Решение: потребуется внесение изменений в нормативные документы МЗиО РТ, КМ РТ и в Земельный кодекс РФ и РТ - приоритетный порядок изменения категории и целевого вида разрешенного использования земель муниципального и государственного фонда при реализации масштабного инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) - строительство индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово - распределительного центра - ОРЦ) центра

Примечание:
Крупные инвесторы уже могут арендовать землю под масштабные инвестиционные проекты в Республике Татарстан без проведения торгов при соблюдении следующих критериев:
- создание количества рабочих мест (50 для сельской местности, 100 - для городов),
- объем инвестиций более 350 миллионов рублей за период реализации проекта,
- ежегодные поступления от налогов, взимаемых на территории РТ более 25 миллионов рублей ежегодно при выходе на проектную мощность.

Б) Требуются особые условия распределения земельных участков (передача без проведения торгов) для девелоперов (УК) проектов промышленных (индустриальных) парков, ОРЦ, технопарков, промышленных площадок.

Как помочь управляющей компании (УК - не всегда девелопер, инвестор) получить земельный участок (муниципальная собственность) под промышленный парк в аренду (с правом сдачи з\у в субаренду резидентам), особенно в ситуации когда коммуникации уже построены за бюджетный счет (муниципальная или республиканская собственность)?

Логика ЗК РФ - распределение земельных участков должно проходить на стандартной конкурсной основе. В данном случае, видим как минимум 3 препятствия при данной схеме:

1) Земельный участок согласно условиям конкурса может достаться человеку (ФЛ) или организации, которые не заинтересованы (преднамеренный обман) в его развитии в качестве УК или девелопера или резидента промпарка. В таком случае процедура изъятия у него и передача девелоперу (резиденту) может затянуться. Инвестор (девелопер) просто уйдет в другой регион.

2) Изначально земельный участок представляет собой, как правило, один большой участок земли, который будет дробиться в дальнейшем на 2 части:

- участки для нужд резидентов (для сдачи в аренду\субаренду\для продажи) под размещени проивзсодственных и складских корпусов.

- участки для технических коридоров, дорог, трасс, технических площадок, заборов (непригодных для сдачи в аренду) общего пользования

В дальнейшем (касается государственных, муниципальных парков), после строительства коммуникаций, муниципалитет должен объявлять новый конкурс уже на управление инфраструктурой парка. Таким образом может возникнуть ситуация, когда:

  • одна УК может выиграть конкурс на распоряжение земельными участками для резидентов - для сдачи в аренду\продажу,
  • вторая УК - на управление коммуникациями.

Данную ситуацию считаем неправильной, так как парком должна управлять одна УК.

3) Зачастую важно снизить до минимума (понижающим коэффициентом к ставке арендной платы или земельного налога) затраты УК, девелопера, резидента по уплате арендной платы на землю или налога на период строительства (это фактор привлечения девелопера, УК, резидента).

При проведении конкурса на повышение ставки аренды (аукцион по 44-ФЗ, конкурс) - вариант льготного периода (уменьшающего коэффициента) исключается или связан с судами и санкциями - УФАС не допустит.

Выводы: Должны быть приоритеты по заключению договора ДУ\аренды коммуникаций у УК, выигравшей конкурс на аренду земли для передачи резидентами То же касается продления и перезаключения договоров при дроблении\объединеии участков

Решение: Потребуется внесение изменений в Земельный кодекс РФ (затем ЗК РТ) - приоритетный порядок (без проведения торгов) передачи земель муниципального и государственного фонда в аренду (или собственность) УК или девелоперу, реализующему масштабный инвестиционный проект (критерии утверждаются субъектом) по строительству индустриального (промышленного) парка, площадки, агро-промышленного парка, агро-логистического (оптово - распределительного центра - ОРЦ) центра.

Очень приятно, что гос. служащие услышали нас и работают над этим - Правительство сделало первые шаги - внесены поправки в ПКМ 1034 о передаче земельных участков без торгов - индустриальные парки, промплощадки, ОРЦ признаны масштабными инвест. проектами. 

В) Предлагаем возобновить с 2017 года в РТ (приказом МЭР РФ такое мероприятие предусмотрено, ранее КРП РТ \АИР РТ\МЭРТ реализовывал) мероприятие поддержки "Субсидирование затрат на энергосбережение и присоединение к сетям энергоснабжения" по компенсации предпринимателям (у УК промпарков как у объектов инфраструктуры может быть преимущество - приоритет - перед остальными СМСП) части затрат на: 

  • выполнение ТУ энергоснабжающих организаций и сетевых компаний, приобретение и монтаж КТП, подведение ВЛ, приобретение и монтаж РУ, узлов учета, коммутации, 
  • технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, 
  • проведение мероприятий по энергосбережению (применение энергосберегающих технологий, устройств автоматики и экономии тепловой и электрической энергии);
  • применение технологий и оборудования когенерации, собственной генерации тепловой и электрической энергии - сбережение электроэнергии и тепловой энергии сетей общего пользования

Г) Предлагаем ввести с 2017 года в РТ (приказом МЭР РФ такое мероприятие предусмотрено, но в РТ - НЕ реализовывалось) мероприятие поддержки "Субсидирование затрат на присоединение к сетям газоснабжения" по компенсации предпринимателям (у УК промпарков как у объектов инфраструктуры может быть преимущество - приоритет - перед остальными СМСП) части затрат на:

  • выполнение ТУ "ТАТГАЗИНВЕСТ" (газоснабжающие организации) и ТРАНСГАЗ-КАЗАНЬ (сетевых компаний) - строительство и монтаж ГРП, ГРПШ, подведение газопроводов низкого давления, приобретение и монтаж РУ, узлов учета,
  • технологическое присоединение к объектам газового хозяйства,
  • проведение мероприятий по газосбережению (применение сберегающих технологий, устройств автоматики и экономии) 
  • применение технологий и оборудования когенерации, собственной генерации тепловой (блочные котельные) и электрической энергии (генерационные установки) - сбережение электроэнергии и тепловой энергии сетей общего пользования

Также были даны предложения компании Верное решение по необходимости внести изменения в порядок аккредитации промышленных площадок и иных объектов инфраструктуры в Республике Татарстан в 2017 году в рамках обсуждения с Министерством экономики РТ и ЦРПП РТ действующего порядка аккредитации

Д) Необходимо продолжать реализацию программы "Субсидирование приобретения (медернизации) оборудования" (в просторечии "50 на 50"), внеся следующие изменения:

  • сделать программу публичной (для всех СМСП, по аналогии с "Лизинг грант"), а не прерогативой резидентов промышленных площадок (ПП) и пользователей РЦИ (очевидно, что мера поддержки не популяризирует размещение на площадке и не закрепляет резидентов на ней), а также полагаем что это условие ограничивает права других предпринимателей (особенно условие "если получатель субсидии является пользователем услуг РЦИ, то вид деятельности, по которому он заявляется, должен соответствовать профилю деятельности РЦИ" - в Республике не создано РЦИ по всем направлениям и отраслям производства, услуг, следовательно надо дать право РЦИ привлекать по договору экспертов предметных областей и не ограничивать участие СМСП профилем деятельности РЦИ);
  • дать возможность УК (девелоперу) промпарка или промплощадки также участвовать в программе на приобретение оборудования наравне со всеми и резидентами;
  • резиденты промпарков, промышленных площадок, РЦИ, БИ, технопарков могут иметь приоритет перед остальными СМСП согласно балльной системе;

Еще по теме:
наши предложения по развитию в Республике Татарстан переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции:
развитие системы агро-промышленных парков;
развитие системы агро-логистических - оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах  в рамках обсуждения с Министерством сельского хозяйства РТ планов по реализации мероприятий поддержки на 2017 - 2020 годы

Е) Предлагаем добавить меры поддержки УК (девелопера) промышленной площадки

Условие получения поддержки - аккредитация промплощадки по процедуре, прохождение процедуры конкурсного отбора комиссией или экспертным советом Разработать критерии отбора лучших заявок от ПП на текущий бюджетный год, например: •

  • динамика заполнения резидентами по площадям;
  • лучшие условия для резидентов (лимиты подтвержденные по ресурсам потребления, готовность предоставить новые подготовленные площади в срок ___;
  • динамика показателей резидентов (оборот, инвестиции, рабочие места или производительность труда;

Бюджет - в пределах 20 миллионов рублей на 1 площадку 1 раз в 5 лет (бюджет РТ)

Целевое использование - на хозяйственные нужды (для создания условий резидентам) - как целевое финансирование предстоящих (либо ранее проведенных - при условии направления денег опять таки на хозяйственные нужды) работ по статьям:

  • газопровод,
  • водоподведение, водозабор
  • водоотведение, канализация хоз-быт и ливневая
  • энергоснабжение (КТП, ВЛ, ЛЭП),
  • съезд (заезд) с (на) дороги (у) общего пользования на (с) территорию (и) площадки,
  • внутренние дороги из ЩПС (не асфальто-бетонное покурытие).

Примечание: внешнее (периметральное) или внутреннее ("вдоль-аллейное") освещение территории, заборы, видеонаблюдение, шлагбаумы - строит сама УК за свой счет (не финансируется бюджетом), также сама финансирует работы по выравниванию территории (вертикальная планировка).

Механизм реализации:

вариант 1 (получше) - через ГИСУ как гос.капитальные вложения с передачей на баланс МО (для частных УК - в дальнейшем в аренду или в пользование УК)

вариант 2 (похуже) - оплата УК (как субсидии или по утвержденной прошедшие экспертизу ПСД - объект автоматически на балансе УК - но эту субсидию прописать как меру поддержки, иначе будет подарок вне конкурсной основы)

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в конкурсах РТ и РФ, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам. 

Компания имеет практический опыт сопровождения проектов развития территорий, кластеров (промышленные, агро-промышленные, туристические, ТОСЭР, резиденты ОЭЗ) Республики Татарстан и других регионв в конкурсах федеральных и региональных Министерств, ведомств, Фондов. Также компания имеет практический опыт сопровождения более 500 проектов предпринимателей  

Чем мы можем быть Вам полезны:

    Со стоимостью возможных комплексов услуг и работ 
    можно ознакомиться здесь.
    Обращайтесь к нам!

  • деловая переписка с органами власти всех уровней, организациями,
  • разработка презентации, концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации вашего проекта и сопровождение проекта для получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • услуги финансиста, экономиста, юриста, маркетолога. 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.